1071

Шеймас Джастин Хини (англ. Seamus Justin Heaney, 13 апреля, 1939) — ирландский писатель, поэт, переводчик и преподаватель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1995 года «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».


Шеймас Джастин Хини родился 13 апреля 1939 на ферме в Кастлдоусоне (графство Дерри, Северная Ирландия). В 1961 окончил Королевский университет в Белфасте. В 1976—1982 преподавал в Кэрисфорт-колледже в Дублине, в 1982 стал преподавателем Гарвардского университета, с 1984 — в должности профессора. Работал также в Оксфордском университете (1989–1994).

Три первых поэтических сборника Хини Смерть натуралиста (1966), Дверь во тьму (1969) и Конец зимы (1972) заявляют неотступно преследующие его поэзию мотивы: смерти и земли. Земли — как символа судьбы, как основы и начала всего, где соединяется разрушение и созидание, вечного упокоения и рождения заново, самовоплощения и саморастворения.

Метафору насилия над человеческой личностью Хини находит в открытиях, сделанных во время археологических раскопок на торфяных болотах в Ирландии и странах Северной Европы. В 1969 Хини прочел книгу Болотный народ, написанную археологом П. В. Глобом. Хотя первое из так называемых «болотных стихотворений» Хини появилось в сборнике Дверь во тьму, цикл был продолжен и в сборнике Север (1975). В том же году восемь из этих стихотворений вышли отдельной книгой, изданной небольшим тиражом и названной «болотные стихи». Многие критики склонны считать Север лучшим поэтическим сборником Хини, где вновь история и мифология становятся для него подтверждением мотива об универсальности насилия и страдания.

Стихи, составившие сборник Полевые работы (1979), объемлют значительно более широкий спектр тем. Хвалебные голоса критиков раздавались по поводу некоторых любовных стихотворений, в особенности Сбор урожая. В цикле Гленморские сонеты, состоящем из десяти стихотворений, Хини описывает цветущую природу Ирландии.

Основные темы и составляющие поэзии Хини — древняя кельтская культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами, католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с континентальной традицией — все это стало предметом поэмы Остров покаяния, вошедшей в одноименный сборник (1984). Один из циклов сборника, названный Безумный Суини, доносит истинный голос Хини.

После сборника Боярышниковый фонарь (1987) выходит сборник Видение предметов (1991), воссоздающий визионерские искания поэта, его обращение к прошлому.

Уровень души (1996) стал первым сборником, вышедшим после присуждения поэту Нобелевской премии. Эссе, посвященные поэзии и отдельным поэтам, вошли в сборник Заботы: Избранная проза, 1968–1978 (1980). В 1995 вышел сборник Назначение поэзии, включивший лекции, читавшиеся Хини в Оксфорде. В 1991 был опубликован том Избранные стихотворения; второй том, Открытая земля: Избранные стихи, 1966–1996, вышел в 1998.

Выполненный Хини перевод памятника англосаксонского средневекового эпоса Беовульф в 2000 вошел в список бестселлеров в Великобритании и в США. Последний на сегодняшний день поэтический сборник Хини, Электрический свет (2001) был назван в рецензии «Нью-Йорк Таймс бук ревью» «осознанным подведением итогов большим мастером, размышляющим об истоках и о неизбежно подступающем финале своей жизни и своего искусства».