1280

Хайме Торрес Бодет (1903—1974) Мексика, Мексиканский поэт, прозаик, эссеист, общественный и политический деятель.

Хайме Торрес Бодет родился в 1903 г. в Мехико. 1922—1924 гг. — руководитель департамента библиотек в министерстве народного образования. Преподаватель французской литературы. В 1929 г. поступает на дипломатическую службу и работает на различных должностях в странах Европы. 1940—1943 гг. — заместитель министра иностранных дел. 1943—1946 гг. — министр народного образования. Разворачивает беспрецедентную по своим масштабам кампанию борьбы с неграмотностью. В 1946 г. назначается на должность министра иностранных дел. Возглавляет делегацию Мексики на учредительной конференции ЮНЕСКО. В 1948 г. избирается Генеральным директором ЮНЕСКО. Спустя четыре года подает в отставку. Х. Т. Бодет скончался в 1974 г.

Творчество

В его юношеских стихах сказалось влияние французского символизма («Жар», 1918). Затем последовало увлечение сюрреализмом (сборники «В бреду», 1922; «Новые песни», 1923, «Дом», 1923, «Дни», 1923,«Стихи», 1924).

С 1928 по 1931 он возглавлял журнал «Контемпорaнеос» («Современники»), сыгравший огромную роль в развитии национальной поэзии. В это же время издал первые книги прозы (экспериментальный роман «Туманная Маргарита», 1927; романы «Воспитание чувств», 1929; «Первое января», 1934). Работал он и в других жанрах («Рождение Венеры» и др. рассказы", 1941; мемуары «Песочное время», 1955; несколько книг эссе).

Книги

Наиболее известные книги Бодета: «Прозерпина» (Proserpina rescatada, 1931), «Сентиментальное воспитание» (La educacion sentimental, 1930), «Стихи», «Изгнание» (Destierro, 1930) и роман из жизни кино «Дневная звезда» (Estrella de dia, 1933).

Ориентируясь в своем творчестве на французских символистов и на испанских поэтов Мануэля Мачадо и Хуан Рамон-Хименеса, Бодет, однако, не порывал с национальной почвой (т. н. «экзотическая индо-американская ветвь символистов»).

Будучи писателем, сформировавшимся на европейской культуре, Бодет часто оказывался проводником тех или иных течений, находясь в постоянном поиске собственных средств выражения.

Содержание его поэзии образуют лирические переживания, облекаемые в форму поэтических символов. Впрочем в некоторых своих стихотворениях Бодет касается и социальных тем (напр. стихотворение «На пути из фермы горной»). Поэзия Бодета мелодична и красочна. Писал он преимущественно ассонансами, избегая рифмы.