999
Рубрика: писатель

Мартин Эмис (Martin Louis Amis) родился в 1949 году в британском Оксфорде, в уважаемой семье писателя сэра Кингсли Эмиса и Хилари Бардуэлл, дочери миллионера. Родители его позже развелись, а с детства мальчик много разъезжал вместе с семьей, получал впечатления от мира, сменил более десятка школ в Британии, США и Испании. Мартин рос читающим, прилежным ребенком. В Оксфорде предметом изучения стала литература, а одним из его преподавателей был Джонатан Вордсворт — потомок поэта Уильяма Вордсворта. Через несколько лет после окончания, в 1977-м, Эмис опишет свои впечатления от учебы в этом уважаемом заведении в своей книге 'Мой Оксфорд' (My Oxford).

Литературный дебют Эмиса произошел в 73-м, тогда он работал рецензентом для лондонской 'The Observer', немного позже стал сотрудником 'The Times Literary Supplement'.

'Бумаги Рейчел' (The Rachel Papers) – так назывался первый роман Эмиса, изданный в 1973 году. Роман о сердечных переживаниях молодого человека был довольно высоко оценен критиками, а в 74-м году молодой автор получил за него престижную и очень почетную литературную награду — премию Сомерсета Моэма (Somerset Maugham Award).

Следующая книга Мартина Эмиса – 'Мертвые младенцы' (Dead Babies) – оказалась совершенно не похожей на первую. Несмотря на то, что роман вышел, спустя всего два года, это оказалась совершенно 'другое' произведение. Жестокость, страсти, наркотики, насилие и общая тема вседозволенности, в которой показаны герои, оказалась очень плодотворной для критиков, которые немедленно отреагировали своими едкими рецензиями. Впрочем, талант автора при этом никем не оспаривался. Кстати, этот роман был переиздан в 77-м, уже в мягком переплете, под названием 'Мрачные тайны' (Dark Secrets).

Не оставляя своей редакционной службы, Эмис за эти годы проделал путь от простого помощника до редактора отдела прозы и поэзии. В 1975–1979 он был назначен заместителем литературного редактора, а затем и сам стал литературным редактором еженедельника 'New Statesman'. С 1980-го писатель вплотную занялся литературой, однако рецензии и статьи писать не прекратил.

Четвертый роман Эмиса – 'Деньги: Записка самоубийцы' (Money: A Suicide Note) прославил автора более всего. Книга вышла в 1985 году, и получила более, чем хорошую критику. Прозвучало даже мнение, что роман 'Деньги' будет считаться знаковым произведением десятилетия.

В 89-м Эмис позволил себе усмехнуться над своей страной — Англией — в романе 'Лондонские поля' (London Fields), каждый герой которого, как и вся страна, движутся к апокалипсису.

В 1995 году Эмис издает еще одну, впоследствии нашумевшую книгу, под названием 'Информация' (Information), в центре которой оказывается издательский мир с пустыми бестселлерами и дурацкими премиями.

В 2003-м вышла книга 'Yellow Dog', а в 2007-м — 'Дом встреч' (House of Meetings), роман о любви в ГУЛАГе, посвященный темному периоду в истории России. К теме России, а именно, сталинизма, писатель уже обращался и ранее — в документальной книге-эссе о сталинизме 'Коба Ужасный — смех и двадцать миллионов жизней' (Koba the Dread: Laughter and the Twenty Million).

Со следующим романом писатель собрался в 2009 году. Новый роман Эмиса получил название 'Беременная вдова' (The Pregnant Widow). В одном из интервью автор рассказал, что 'позаимствовал' заголовок у Александра Герцена. Речь в книге идет о шестерых молодых людях, которые проводят свои летние каникулы. Жанр романа скорее можно определить как трагикомедию. Время действия – 1970 год, место действия – итальянский замок. Эмис рассказал, что на него произвела впечатления история жизни его собственной сестры, которую он посчитал жертвой социальных перемен 1960-70-х годов.

На сегодняшний день Мартин Эмис является, по признанию многих критиков, одним из самых значительных авторов Британии, а его имя стоит в одном ряду с Джоном Фаулзом и Джулианом Барнсом.

Кстати, писатель может позволить себе и некоторую экстравагантность. Так, по его собственному признанию, он не читает книги тех, кто старше его: 'Я читаю книги своих друзей. У меня есть хорошее правило: никогда не читать книг людей, которые родились на поколение младше тебя'.

В России имя Мартина Эмиса по разным причинам не имеет того веса и той популярности, что в Британии – у нас его знают как одного из 'современных английских писателей'. Впрочем, и сам писатель не является большим поклонником современной России, несмотря на то, что относится с огромным уважением ко многим русским писателям – Достоевскому, Гоголю, Толстому. Собственно, и к России, и к российской истории Эмис имеет немалый интерес, однако, имеет свое довольно твердое мнение по поводу существующей российской политики и государственности.