На этой страничке мы побеседуем с крутым автором стихов, длинноволосой девушкой-роскошницей и редактором поэтического раздела литературного портала ЛитКульт Анастасией Рассадовской.
Настя о себе: По профессии я математик-экономист (или экономист-математик, всё еще не определилась), а на деле занимаюсь передачей знаний в такие же бестолковые головы. Еще танцую - классическую и современную хореографию, правда преимущественно в шкафу. Детей люблю, особенно сестру свою. Ну... стишки пишу. Политические взгляды нейтральные, отношение к алкоголю и курению нейтральное, к религии нейтральное.
Давай поговорим о... внезапно... из чего, на твой взгляд, состоит человеческая красота?
По моему опыту, красота - это обычно глаза и улыбка. Особенно улыбка - наверное, потому что реже встречаются по-настоящему сияющие, искренне. А еще умение соответствовать окружающей среде... Наверное, это можно назвать манерами, но тут немного шире.
А красивость человека зависит от его характера?
Если брать объективную красоту, ну, там точеные черты лица или шикарные волосы, то нет, конечно. А вот покажется ли мне человек красивым - напрямую связано с его характером.
А творческие люди красивые? И вообще, творчество и способность необычно мыслить каким людям больше свойственны?
Мне кажется, вокруг творческих людей всегда образ, а уж посчитаешь его красивым или нет - дело вкуса. Другой вопрос - в том, что в нем чаще всего нуждаются люди, считающие себя некрасивыми - внешне, или душевно, или и то и другое. И вот тут я бы предпочла не раскапывать дальше образа.
Образ этот, который автор вкладывает в стих, всегда ли с себя пишет?
Не знаю, как у других, но лично у меня получается так, что берешь какой-то образец, а потом, часто непроизвольно, заполняешь собой неизвестные места. И в результате всё равно получается текст про "я", только в другом гриме. В конце концов, дальше своего сознания не убежишь, это только гении и душевнобольные могут.
А если в тексте несколько главных героев? Кто из них автор? Мне кажется, есть какой-то "верховный", но во всех остальных тоже отражается твоё мировоззрение, опыт, иначе как писать о том, чего не знаешь?
Ты считаешь, что человек, ни разу не прыгавший с парашютом, не сможет описать в тексте, каково это? Сможет - либо украв это из описания кого-то, кто прыгал (ведь откуда-то он взял это представление), либо так, что знающий человек сразу найдет огрехи. Да и стоит ли писать о том, чего не преставляешь? Это как если бы я сейчас пошла квантовую физику преподавать.
Мне кажется, о некоторых вещах можно иметь представление, даже не пробовав ни разу. На уровне интуиции что ли. У тебя, кстати, хорошая интуиция?
Иногда кажется, что безупречная. Часто чувствую, если мне где-то нужно быть или куда, наоборот, ходить не следует, "предсказываю", когда близкие люди звонят. Да и в эмоциях чужих вроде бы разбираюсь, но как только пытаюсь подключить мозг и рассчитать вперед - тут спасайся кто может, сама себя запутаю.
В текстах интуиция помогает?
Мне кажется, тут скорее баланс между фантазией и рациональностью, которая эту фантазию ограничивает. А интуиция тут мимо идет, время "озарений" прошло лет в 16.
Ну, хорошо. Вот многие нации говорят, что они самые талантливые. Как ты думаешь, зависит ли талант от географии, цвета кожи или, может быть, правительства?
Недавно тут обсуждали статью Вагнера, где он весьма убедительно показывает, что из представителей некой нации получаются изумительные исполнители, но им не быть творцами. Так вот формально-то с ним не поспоришь, потому что статистика есть статистика, но вообще говоря, мне кажется, что шанс произвести на свет гения равный у всех наций. Однако, дальше всё зависит от окружающей среды - это и семья, и школа, и правительство. Загубить можно что угодно.
Согласен. Человек должен как минимум быть образованным в той области, в которой творит.
Конечно.
А вот смотри. Говорят, что Пушкин писал с кучей ошибок, но тем не менее... как ты это можешь объяснить?
Хотя нет, не обязательно образован, если вдруг правда гений. Но вот кисточку или гитару в руки дать надо. Пушкин... Ну, тут видимо и гениальность, и подражание на определенной стадии творчества, и "пишудушой"... Столько всего намешано, что не разобрать. Было бы, наверное, проще, если бы я к нему однозначно относилась, но увы.
А как ты к нему относишься?
К Пушкину? Как к данности. Вот он есть и великий. А лично мне одно нравится, второе нет, третье вообще считаю позором. Вообще поэтов у меня любимых нет, есть те, которые бесят - Некрасов, Есенин, Майков... Пушкин в их число не входит.
А как время влияет на стихи, по-твоему? Ну, вот раньше, имхо, стихи были гораздо проще, не только в плане техники. Что будет дальше?
Согласна с тобой, всё больше новшеств, и тем труднее выделиться. Причем с одной стороны это усложнение, с другой - снятие рамок, определяемых канонами. Чем шире возможности, тем труднее с ними управляться. Я думаю, будет достигнута та степень вседозволенности, что мы снова начнем создавать границы.
Ты часто сталкиваешься с тем, что тебя с кем-то сравнивают?
Да, постоянно, причем и в творчестве, и в жизни. Но это обоснованно, потому что я от природы "обезьянка", даже манеру говорить подстраиваю под собеседника. Обычно это происходит неосознанно, но ex post я за собой замечаю.
Ты с этим борешься?
Мне не кажется, что это плохо, собственно развитие и начинается с подражания, но перерасти - да, стремлюсь. Получается ли - виднее окружающим, думаю.
А как на критику реагируешь?
Болезненно, самолюбие у меня еще то, только раньше ерепенилась, а сейчас понимаю, что есть люди, у которых стоит поучиться, поэтому уязвленность стараюсь при себе оставлять.
В какие аспекты творчества может вмешиваться критик? Только в технику или что-то еще?
Смотря что под техникой понимать. Критик, на мой взгляд, не имеет права трогать идею, а всё, что не идея - и есть техника. Тут и стиль изложения, и образы, и звук. Всё, что составляет механизм передачи мысли от автора к читателю, должно подвергаться оценке и критике.
Что категорически нельзя использовать в стихах?
Нет запретов. Вопрос только в том, работает ли оно так, как задумывалось. Если кто-то создаст холодильник, работающий, скажем, на шуме дождя, то осудить изобретателя можно будет только если он начнет людей убивать. Холодильник, а не изобретатель.
Что ты можешь пожелать людям, которые пишут душой?
Пусть будут счастливы, мир во всем мире и всё такое. Нет, серьезно, для них же тоже находится аудитория, как ни странно. Пусть только читают побольше, чтобы чувствовать, где начинается нечитабельность.
И напоследок скажи что-нибудь неожиданное. Фаленопсис? нет, боян, я лучше прогнозируемо промолчу, как воспитанный Кролик.