|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
3685 |
Вы удивитесь, но Габриэль Гарсия Маркес оказал огромное влияние на русский рок. Цитаты из самых известных его произведений можно встретить во многих песнях таких групп, как «Воскресенье», «Гражданская оборона», «Парк Горького» и особенно «Аквариум». А уж Лева и Шура из «Би-2» считают колумбийского гения своим крестным отцом.
Одна из самых ранних и самых жестких повестей Маркеса, написанная под влиянием рассказов Эрнеста Хемингуэя. Полковник в отставке ждет письма, в котором ему должны насчитать щедрую пенсию. Но военное министерство забыло о герое войны. И тот живет в бедности. Очень грустно. Цитата из Маркеса: Каждый раз, когда полковник шел за почтовым инспектором, он испытывал волнение, всегда особое, но неизменно гнетущее, как страх. Инспектор раздал почту присутствующим. Полковник впился взглядом в ячейку, куда клали корреспонденцию на его букву; письмо «авиа» с синей полосой по краям конверта усилило его волнение.
Инспектор не поднял головы.
– Для полковника ничего нет.
Полковник смутился.
– Я ничего и не ждал, – солгал он. – Мне никто не пишет.
Группа «Би-2» написала песню по мотивам повести еще в 1998 году. Как сами вспоминают, было это в австралийском городе Мельбурн, где они тогда путешествовали и увидели волнующую картину: абсолютно пустое метро. Все эти картинки смешались с настроением их книги Маркеса. И получился суперхит.
Цитата из «Би-2»:
Большие города,
Пустые поезда,
Ни берега, ни дна
Все начинать сначала.
Холодная война
И время, как вода,
Он не сошел с ума,
Ты ничего не знала...
Полковнику никто
Не пишет,
Полковника никто
Не ждет...
Песня стала мегаизвестной после того, как прозвучала в культовом фильме «Брат-2» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Лева и Шура признавались в интервью, что сами не ожидали такого успеха: песня довольно серьезная, не посовый шлягер, а гремела буквально из всех утюгов. Известно также исполнение хита силами группы «Агата Кристи», настолько друзям по музыке понравилась песня, что часто пели на концертах.
Еще одна песня была записана музыкантами команды «Би-2» для альбома 2006 года. В ней поется про некий городок Макондо, в котором постоянно идет дождь. Это прямая отсылка к книге Маркеса «Сто лет одиночества» – главному роману колумбийского писателя. Который, кстати, был признан наиболее влиятельной книгой, написанной на испанском языке в ХХ веке. И вторым по крутизне после «Дон Кихота».
Цитата из Маркеса:
Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня. Воздух был настолько пропитан влагой, что рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон.
Роман написан в стиле магического реализма, очень популярного в Латинской Америке. Это когда вроде бы рассказывается о нашем с вами мире, где происходят привычные вещи. И потом вдруг неожиданно появляются ангелы. Или человек живет 400 лет. Или другие необъяснимые чудеса. Песня у «Би-2» получилась в том же стиле. Хотя такой же известности, как «Полковник», не достигла.
Цитата из «Би-2»:
На Макондо падал дождь
в самой середине века,
и когда уже не ждешь
неизменно видишь это.
И теперь уже никто
никогда на этом свете
не изменит больше то,
что на крыльях носит ветер...
Продолжаем исследовать эпохальный роман «Сто лет одиночества» – в музыкальном плане. В книге Маркес описывает жизнь семи поколений семью Буэндиа. Обычной семьи. Со своими взлетами и падениями, красавцами и уродами. Знаете, как будто добрый дедушка передает внукам истории своего рода: где-то приврет для красного словца, где-то и впрямь было ТАКОЕ! Этот роман обязательно надо прочесть всем – он как приятный сплав «Властелина колец» и «Войны и мира». Только лучше.
Цитата из Маркеса:
Раздираемый двумя ностальгиями, каждая из которых отражалась в другой, как в зеркале, он потерял свое чудесное ощущение ирреальности и дошел до того, что стал советовать им всем уехать из Макондо, забыть все, чему он учил их, о мире и человеческих душах, послать в задницу Горация и всюду, где бы они ни оказались, всегда помнить, что прошлое – ложь, что у памяти нет путей назад, что все прежние весны ушли безвозвратно.
Егор Летов, музыкант психоделического рока, записал в 1992 году альбом из 20 песен. Как он сам тогда говорил: последний альбом с песнями о любви. Это было после того, как он в первый раз распустил легендарную группу «Гражданская оборона» и экспериментировал с разными временными проектами (как правило, с матерными названиями). Песня «Сто лет одиночества» прямого отношения к героям Маркеса не имеет, но настроение передает точно.
Цитата из Летова:
Еще одна свирепая история любви,
Грустная сказочка про свинью-копилку.
Развеселый анекдотец про то как Свидригайлов собирался в Америку –
Везучий, как зеркало, отразившее пожар.
Новогодний, как полнолуние, потно зажатое в кулаке.
Долгожданный, словно звонкое змеиное колечко.
Единственный, словно вскользь брошенное словечко.
Замечательный, словно сто добровольных лет одиночества.
В этой песне Егор почти не ругается матом. А в остальных с одноименного альбома – прямо гроздьями. Если на кого и оказала влияние данная композиция, так на юного Сергея Шнурова. Без нее, глядишь, и «Ленинграда» бы не было.
Борис Гребенщиков и его группа «Аквариум» обращались к творчеству Габриэля Гарсии Маркеса чаще других рок-музыкантов. И это понятно: магический реализм – это как раз то, чем живет БГ в своих песнях. Питерский гений использует и прямые цитаты (на следующих страницах убедитесь), и образы из книги «Сто лет одиночества».
Цитата из Маркеса:
В Макондо часто наведывались цыгане. Среди них был проницательный и талантливый человек по имени Мелькиадес. Аурелиано делал успехи в изучении санскрита, а Мелькиадес появлялся все реже и становился все более далеким и прозрачным, постепенно растворяясь в слепящем полуденном свете. В последний его приход Аурелиано уже не увидел старика, а лишь почувствовал его незримое присутствие и различил еле внятный шепот...
В своей песне «Капитан Африка» (1983) Борис Борисович смешал несколько мифологий – от северных легенд викингов до африканских шаманов. Был там и герой Маркеса цыган Мелькиадес.
Цитата из БГ:
Я возьму свое, там где я увижу свое.
Белый растафари, прозрачный цыган,
Серебряный зверь в поисках тепла.
Упомянутый в контексте Капитан Африка – персонаж, составленный из прозвищ друзей БГ. Музыканта Сергея Курехина (Капитан), который играл в группе «Поп-механика». И художникаСергея Бугаева (Африка), который сыграл главную роль в фильме «Асса».
В романе про «Любовь во время чумы/холеры» этот образ описывается очень ярко. Все мы помним миндальный ликер «Амаретто», который был популярен в период расцвета русского рока. Вот он напоминал о следующем эпизоде из книги Маркеса.
Цитата из Маркеса:
Несчастная любовь пахнет горьким миндалем. Так было всегда. Доктор Урбино почувствовал запах миндаля сразу, едва вошел в дом, еще тонувший во мраке, куда его срочно вызвали по неотложному делу, которое для него уже много лет назад перестало быть неотложным. Беженец с Антильских островов Херемия де Сент-Амур покончил с бурею жизненных воспоминаний при помощи паров цианида золота.
Борис Гребенщиков, как всегда, всех мистифицировал: в его песне про вроде бы японский образ жизни «Пока несут сакэ» (1999) отовсюду светится латиноамериканская улыбка Маркеса. Потому что японцы никогда себя так не ведут, как в этой песне. А герои книг колумбийского писателя – постоянно. А что вы хотели – магический реализм, да.
Цитата из БГ:
В саду камней вновь распускаются розы,
Ветер любви пахнет, как горький миндаль.
Песня красиво влилась в алкогольную сагу БГ, продолженную ирландским хитом «Стаканы» и французским «Гарсон № 2».
Один из рассказов Маркеса называется «Трамонтана». Там рассказывается история человека, который сбежал от своей смерти. И жил бы припеваючи, да вернулся однажды туда, откуда сбежал. И все, привет. Очень похоже на фильм-ужастик «Пункт назначения». Только лучше.
Цитата из Маркеса:
Он жил в Кадакеше до прошлого лета, по контракту с модным кабачком исполнял там песни антильских краев, пока его не сразила трамонтана. Ему удалось сбежать на следующий день, и он решил, что никогда сюда больше не вернется, есть тут трамонтана или нет, потому что был уверен, что, если когда-нибудь вернется, его ожидает смерть.
Борис Гребенщиков написал одноименную песню в 2005 году. Замаскировал под народную песню из Паламоса. Но мы-то все равно узнали.
Цитата из БГ:
Жизнь ползет как змея в траве,
Пока мы водим хоровод у фонтана.
Сейчас ты в дамках,
Но что ты запляшешь
Когда из-за гор
Начнет дуть трамонтана?!
На самом деле трамонтана – это название ветра, который дует с северо-востока в Испании, Италии и Франции, в дословном переводе – «через горы». С легкой руки Сальвадора Дали принято считать, что ветер этот несет безумие и смерть. Хотя в XIX веке ничего такого особенного за ним замечено не было.
И снова вернемся к роману «Сто лет одиночества». Он настолько глобален, что в нем на весь русский рок цитат хватит. Но пользуется чаще других БГ. Видимо, часто перечитывает.
Цитата из Маркеса:
Хосе Аркадио Буэндиа даже не заметил, в какое мгновение руки его снова налились той молодой силой, благодаря которой он прежде валил на землю коня…
– Я делаю это, – сказал он, – потому что считаю за лучшее протащить несколько минут живого, чем весь остаток жизни таскать на плечах мертвеца.
В песне «На болотах Невы» (1997) петербургский музыкант все еще занимается магическим реализмом.
Цитата из БГ:
Молча смотрят, как все мы
Кружим вальс при свечах.
Каждый с пеплом в руке
И с мертвецом на плечах.
Песня стала одной из самых успешных в сольной карьере Бориса Гребенщикова, записана была с американскими музыкантами.
Роман «Осень патриарха» Габриэль Гарсия Маркес переделывал 13 раз. Но все время получалось слишком похоже на «Сто лет одиночества». Зато когда писатель остался доволен вариантом, книгу никто не захотел покупать. Потому что получилось слишком не похоже на «Сто лет одиночества». Ирония судьбы, да?!
Цитата из Маркеса:
Самой долгой и детельной жизни хватает лишь на то, чтобы научиться жить – и то лишь в самом конце!
Книга рассказывает историю диктатора. Типичного такого, латиноамериканского – типа Пиночета, Фиделя и прочих реальных личностей. И вот он становится старым, дряхлеет. А ум-то еще молод! Об этой рефлексии вся книга. И почти вся песня Бориса Гребенщикова «Сутра ледоруба».
Цитата из БГ:
Дети пепси-колы заслуженно отходят ко сну,
А осень патриарха длится так долго,
Что рискует превратиться в весну.
Песня не стала культовой. Но зато в ней наиболее точно передан мотив Маркеса и его взгляды на мир. Была еще песня рок-группы «Черный Лукич» – она так и называлась «Осень патриарха». Но в ней поется про бабье лето. И это уже совсем другая история.
В книге про «Сто лет одиночества», как вы уже догадались, много одиноких людей. Монашки, отшельники, главный герой Хосе Аркадио много лет сидел под деревом и даже в шашки не играл. Соответственно, и про одиночество там много мудрых мыслей сказано.
Цитата из Маркеса:
Благополучная и славная старость – это умение договориться со своим одиночеством.
Алексей Романов и группа «Воскресение» начинали играть концерты, еще когда не было не то что лазерных дисков, а даже магнитофонных кассет. И вся музыка записывалась на бобины. Одну из своих песен, которой открывали все выступления, они адресовали Маркесу. Даже красиво перефразировали его слова.
Цитата из «Воскресения»:
Если достигну я славы и почестей,
После постигну, что все суета.
Есть, значит, правда в моем одиночестве!
Вечная правда, а в ней – красота.
Песня не стала хитом, но на всех записях группы присутствовала в обязательном порядке.
Не менее выдающееся произведение Маркеса – «Любовь во время холеры». Иногда переводят как «Любовь во время чумы». Но диагноз не так важен для сюжета. Главное – что герой любит красавицу многие годы, и хотя все никак не получается жить с ней долго и счастливо, а все-таки надежды он не теряет. И в конце книги (ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР!!!) все налаживается. Они будут вместе.
Цитата из Маркеса:
Скажи ему «да». Даже если умираешь от страха, даже если потом раскаешься, потому что будешь каяться всю жизнь, если сейчас ответишь ему «нет».
Группа «Цветы», коллектив Стаса Намина, – одни из родоначальников русского рока, написали песню на ту же тему. Только от лица влюбленного джигита. Было время, когда ее знал наизусть весь СССР.
Цитата из «Цветов»:
Скажи мне «да»!
И свое сердце подарю тебе я раз и навсегда!
Скажи мне «да»!
Ведь это слово для меня, как будто путнику вода!
Скажи мне «да»!
И ты увидишь, над землею как взойдет моя звезда!
Скажи мне «да»!
И целый мир зальется самой нежной музыкой тогда,
Скажи мне «да»-а-а! – да-да-да!
Уже после перестройки, когда русский рок стал делать проекты для западной сцены, с легкой руки все того же Стаса Намина появился «Парк Горького». И в первом же своем клипе еще молоденький солист группы Николай Носков старательно выводил те де слова. Только на английском языке.
Цитата из «парка Горького»:
Bang!
Say «Da, da, da, da!»
Tell me «Yes», and let’s feel the fire!
Песня называлась «Bang» даже занимала места в хит-парадах США и Европы. Вот и в ней тоже было замечено влияние Маркеса.
http://www.wday.ru/
Мне очень нравится песня Александра Непомнящего «Макондо». У него вообще много реминисценций из литературы, в вики даже статья об этом есть
|
БГ бы только кого-нибудь цитировать… Травокур-продавец… Да и остальные не многим лучше. Мистический реализм… Латинская Америка… Маркес. Чувствуете сравнение — сто лет одиночества Летова, Российская Америка… Латинская Россия. Не наше это, далеко не наше, хотя, как писатель, Маркес безусловная величина.
|