|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
995 |
В этом сезоне мы решили привлекать независимых экспертов для оценки работ лучших авторов кубка поэтов ЛитКульта. Эксперты получают 5-7 лучших текстов каждого тура (лучших определяем по результатам голосования пользователей + мнение редакции ЛитКульта).
Сегодня я публикую комментарии к лучшим работам полуфинала от Аллы Брусиной (редактор раздела на ЛитКульте). Для удобства и понимания в скобках указываю реальный ник автора.
Святослав Рихтер (Луна Манакури)
Тема дуэли: Клацающие зубы
Через детализацию автор попытался выстроить мир вещей и людей, как его видит ребёнок - обыденное представляется сказочным. Кое-где получилось неплохо.
В описаниях есть находки, есть неудачи. Например,
Мел большими брусками хранится в подсобной части,
во вселенной, где собрано все от угля до досок
Точно, что ребёнок воспринимает интересное для него место как целый мир, вселенную. Такие "тайные комнаты" действительно могут казаться детям чем-то сказочным и необычным.
Ростислав был беднее церковной мыши,
А вот выражения типа "беднее церковной мыши" для ребёнка совсем не характерны.
Вика пятится к двери. Угол картины восковый
ВосковОй же. Или вОсковый, но тогда сбой ритма. Или здесь намеренно употреблена устаревшая форма, чтобы создать параллель с "Малинов-скай". Пусть так, но ребёнок так не сказал бы. Да и что это за восковой угол такой на картине, и как ребёнок определил, что он восковой?
Воплощения зверя и человека.
Опять нехарактерная для детсадовцев лексика.
Ляпы:
Так подумала девочка Вика из старшей группы,
Что смотрела в окно, с подоконника ноги свесив,
Кто смотрел, группа или Вика? Подумала, смотрела - рассогласование по видам глаголов.
Вика больна бездельем, приговаривает:
Сбой ритма
у угрюмого дядьки-завхоза.
уу
Повсюду в тексте жуткие скачки времён, по которым видно - они здесь только затем, чтоб написанное впихнулось в строчку:
Мел большими брусками хранится в подсобной части, (настоящее)
не имевший семьи и дома,
Ростислав Ростиславович Малиновский,
чья фамилия важно заканчивалась на "-скай",
(прошедшее)
слышно, как трёхголовый Цербер (настоящее)
жутко клацал зубами, (прошедшее)
Вика пятится к двери. Угол картины восковый (настоящее)
содержал филигранную подпись: (прошедшее)
Если хотели сделать приёмы с намеренным смешением прошлого и настоящего, то не так же грубо, не в пределах одного предложения хотя бы.
Последнее четверостишие про ангела и детсад с другим номером не пойми зачем и не пришей ничего никуда.
Уползал под окрашенный плинтус бескрылый ангел.
Это к тому, чтоб сделать привязку к стрекозе, которой девочка Вика отрывала крылья, наверное. Показать, что дети жестоки, и на работу в детсад (как метафора мира в целом) принимают охотнее чудовищ, чем ангелов? Но тогда надо было б раскрыть чуть больше, а то получилось, что весь стих занят описаниями вещей в садике, а подтексты и дополнительные смысловые пласты скомканы.
Клод Дебюсси (Холден)
Тема дуэли: Клацающие зубы
Два текста, слепленные в один. Первый закончился на строчке И этот карась - неуловимый гад! Далее зачем-то рефреном про "слово - не воробей", вероятно, чтоб сделать переход, который провалился, после него зодчий с ковчегом куда-то уплыл, и читателю вдруг показали кусочек недорисованной картинки с пейзажем Питера. Симплегады - конечно, круто, не все знают, чего это, и смысловую связку с ковчегом виртуозно через них сделали (они тут как возможная опасность), но это единственное, что соединяет два куска и, пожалуй, единственная удача здесь. Получается, последние две строфы написаны "на отвали". К чему был зодчий (да ещё так долго про него писали-писали), к чему пруд и человек, у которого, по-видимому, случился личный всемирный потоп, катастрофа - всё осталось недораскрытым, смятым к финалу, смысловой, образный пласты развалились в тексте.
В первой половине задалбывающий рефрен с упоминанием зодчего Ковчега.
Зодчий Ковчега пристально смотрит в прорубь,
...
Зодчий Ковчега что-то себе бормочет
...
Холодно.
Зодчий постукивает зубами,
Приёмы (парцелляция, повтор, указывающий на персонажа) характерны в сетературе для данного стихотворного размера (акцентник), что делает стихотворение одним из многих, а не уникальным. Пример:
Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать.
...
Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен.
...
Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье.
(из стихотворения Али Кудряшовой "И ты идёшь по городу и за тобой летят бабочки")
Ну и:
как был величественен и тих
не произносимо по звуку
И этот карась - неуловимый гад!
"И" сбивает ритм.
Ференц Легар (Лена Бакулина)
Тема дуэли: История с географией
Бражник
История с сюжетом, подошедшим бы к рассказу Эдгара По или к песням группы "Король и шут". Элементов лирики нет, сплошная эпика - впрочем, как и положено в балладах. Жанр, конечно имеет право быть, но рассматривать как художественное произведение этот текст можно лишь допустив, что автор упражняется в стилизации. Получился зарифмованный ужастик с не самым оригинальным действием. Проклятый старый дом, сад сдобренный историями и кровью, мёртвая княжна - реквизиты, затасканные множеством дублей. Зачем персонаж вернулся в дом, из которого уже прежде украл всё, что можно - остаётся загадкой, лишённой всякой логики.
Написано ровно, исключая:
В восточные окна - мрак, в закатные - тёмный мёд
вв.
Играя с нахальным гостем, который не пожелал
Разгадывать знак беды, прочтённый во тьме ладонью.
Анжамбеман внезапный и как приём здесь ни для чего, без цели.
В общем-то, авторские находки в дефиците, отметить можно разве что:
Напрасно - один рассказ тяжелее мешка добра.
Безбожников и неверцев наказывать нам - нечистым.
Не будет же ангел смерти казнить вас по постным числам...,
да сюжетный ход с образом бабочки и серебряной иглой.
Имре Кальман (Евгений Луцко)
Тема дуэли: История с географией
Энрике
Ещё одна ровно написанная стилизация, видимо, тема увела авторов в глубь времён в плане подхода к созданию стихов. Хотя познавательно как исторический факт - я вот, например, не знала об этом человеке и его жизни, но одну только познавательность вряд ли можно отнести к достоинствам поэтических текстов. Схема подачи образа и тематики: автор переносит себя на место персонажа и говорит от его имени про то, что, по авторскому мнению, персонаж мог бы говорить и чувствовать. Было не раз и не два, использовалось повсеместно, прямое повествование, не требующее от читателя интерпретации - это плоско, и оттого текст скучный. Правда, атмосфера происходящего и чувствуемого героем (такая, какой она могла бы быть по авторскому представлению) среди морей-рифов-кораблей передаётся зримо.
Рыгор Ширма (Симон)
Тема дуэли: Мирный атом
Пересыщенный неймдроппингом текст, впрочем, в сочетании с выбранным размером и социальной тематикой это смотрится уместно, так как бывает характерно для рэпа. Только с местоположением этого "я", от чьего имени текст, что-то мутновато: Ганг, потом, без перехода, Чернобыль. Продуманней других выписан средний фрагмент, разве что Ядерный Спас, заменяющий Иисуса, очень плакатный по сравнению с такой удачной тонкотой, которая присутствует в финале, а также интертекстом с Гессе. Есть авторская игра словами (ура урану, рады радию), что как приём тоже характерно для рэп-текстов. Стих можно назвать цельным, ляпов не наблюдается, кроме как по мелочам. Кое-где звук тяжёл, при быстром (и вообще) чтении вслух не сгодится, например:
курить с двустволкой
тьсдв
как в Припяти
квпр.
Билли Холидей (Хугин)
Тема дуэли: Партизанинг
Опытная графология
Находки, построенные на приёмах с игрой слов, имеются удачные (троп как литературоведческий термин и слово "тропа" в своём значении, приём позволяет связать разные действия одного персонажа: хождение и написание слов). Образность базируется на схеме: описание от первого лица видимой персонажем повседневности с вещами, в ней присутствующими, вместе с тем используется много поэтических приёмов + явный намёк на сюжет любовной лирики. Схема такая популярна, многими авторами не раз обкатана, потому текст производит впечатление скорее повтора и копии, нежели авторского поиска, потому как ещё и образы, которые составляют костяк, сами по себе не являются неожиданными или редкими в поэзии (бродить, свет, тени, толпа, слова, буквы, ноты, звёзды, мрак), а втягиваются в область "поэтичного и интересного" за счёт разнообразных тропов-костылей.
По недочётам:
ловлю за теми
чуть слышной песней птицу и каблук,
есть не очень гладкая двойственность с объектом действия: я ловлю эти штуки (птицу и каблук) своей песней или я ловлю звуки от птицы и каблука, как песню. Понятно, что хотел сказать автор, но при навивании одной метафоры на другую хотелось бы чОткости, а то картинка и так плывёт из-за перегруженности образами. Птица и каблук как песня - удачно найденная метонимия, но автор прицепил её к предложению так, что читатель спотыкается на этом месте.
изгладится из тени диссонанс.
Всё в будущем останется за малым,
прессуемым до ночи строчных линий,
Что за диссонанс у тени и откуда, я не очень понимаю. Так же, как странное явление "ночь строчных линий". Строка с этими линиями вообще на слух не воспринимается, да и неоднократное её прочтение тоже не помогает.
Местами по звуку:
вдоль свет идёт, вытачивая тени,
Многовато согласных подряд вдлсвтдт.
В проржавленных окраинах - по шпалам,
"в" съедается.
Последняя строфа смотрится оторванной от остального, потому что внезапно всплывают образы чудес света и вавилонской башни, чего не предвещал выше написанный текст.
литературный портал, литературные конкурсы, сетература, опубликовать стихи,
опубликовать прозу, литературные блоги, новости литературы, любимые стихи