|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1406 |
Мы начинаем публиковаться серию заметок о любимых книгах наших редакторов и лучших авторов ЛитКульта. Дебютантом новой рубрики стал Евгений Савинков (главный редактор раздела Проза на ЛитКульте).
1. Мариам Петросян «Дом в котором»
Упрямая книга, которая упорно влезала в мою жизнь раза три. В первый раз – после случайно выскочившей новости в интернете о «Большой премии», выигранной никому не известным автором, да ещё с не напечатанной в тот момент книгой. Второй раз – после статьи в «Русском репортёре», где «Дом в котором» назвали ни много ни мало – «одной из главных русских книг нулевых», в третий раз – когда необъяснимое сарафанное радио уже работало, и без всякого промоушена о книге знали даже в моей глухой провинции. И все три раза книга не шла, забрасывалась, и думалось – что все нашли в этом кирпиче на тысячу страниц? Нужен был четвёртый раз, чтобы я пропал.
Думаю, что эпитеты будут лишними, скажу только, что помимо блестящей фантастической составляющей «Дом» ещё и отличное художественное изображение психологии малых групп во всей красе, неприглядности и прочих ингибициях… Теперь и я часть того самого сарафанного радио, а где находится таки-купленная мной книга у меня очень размытое понятие. Ну и пусть, в конце концов есть ридер, а этот роман достоин быть передаваемым.
2. Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле»
А вообще – «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных во Фландрии и других краях». Как Имя-Отчество.
Не знаю, что могу здесь написать о ней. Кто читал – тот в теме, кто не читал - … ну, и не надо, роман это переживёт и дальше.
3. Лавкрафт Говард Филлипс.
«Ктулху фхтагн, йа, Шаб-Ниггурат, йа!»
Говорят, что Эдгар По породил триллер. И Лавкрафта.
А Лавкрафт не хуже Великой Козы с легионом младых породил Ужас и тысячи последователей, в том числе и Стивена-наше-всё-Кинга, и Нила Геймана, и (поставьте любую фамилию, аллюзии и простые заимствования выпирают без числа, чем больше углубляешься внутрь рассказов Лавкрафта).
Пласт, монолит и эталон эпического подхода к собственной космологии, ставший полностью «моим», а «Зов Ктулху», «Тень над Иннсмутом», «Хребты Безумия», «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» не только бездна «готического» ужаса, но и воплощение на Земле страха перед Неведомым.
4. Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» / «Оно».
Король Ужаса, Мастер Страха,… думаю, что многие и так знают.
Именно «классический» Кинг, до начала помутнения связанного с Тёмной Башней, это не просто спецэффекты и монстры, это «каждый роман - экскурс в отдельную фобию», раскладывающий причины этого самого страха по полкам. Мне лично эти книги во многом помогли перестать бояться.
«Кладбище» (как мне кажется один из немного недооценённых романов) – ода Страху Смерти, присущего любому вменяемому человеку и вечному вопросу «А что такое бессмертие?», «Оно» - о Страхе вообще, на мой личный вкус – вершина и лучшее, что есть у Кинга. (Хотел поставить сюда Нила Геймана, но понял, что такую проверку временем и перечитываниями он ещё не прошёл, мистер Кинг вне конкуренции).
5. Александр Беляев «Голова профессора Доуэля» / «Ариэль»/ «Последний человек из Атлантиды»
Это детство. То самое, конца 80х, когда по телевизору 2 программы, видеосалон – не часто, потому что дорого, а книги занимают почётное место в первой пятёрке развлечений далеко не интерактивных. Более молодые люди, наверняка, уже и не знают этого имени, как не знают Майн Рида, месье Верна, Ивана Ефремова и предпочитают стимпанк, но этот невероятный канал из астрала, который был доступен человеку с ограниченными возможностями, с тяжёлой судьбой, которая обернулась голодной смертью в оккупированном Пушкине в 42м году и лишила писателя даже нормальной могилы поддерживает жизнь в позабытых широкой публикой книгах. Невероятная достоверность и каллиграфическая продуманность сюжетов, лёгкость восприятия и аккуратная (несколько наивная для современного человека) мораль складывается в невероятно близкого, даже родного, подмигивающего порой с книжной полки вытертыми корешками.
«Обстоятельства бывают сильнее нас. Не надо быть фаталистом, чтобы понять это», - говаривал сам писатель, что-то мне подсказывает, что количество увидевших Невидимый Свет возрастёт несмотря ни на что.