0
2736
Рубрика: литература

Мы продолжаем публиковать серию заметок о любимых стихах наших редакторов и лучших авторов ЛитКульта. Эстафету от Олега Киселева приняла Душа Рыбья (редактор раздела Стихи на ЛитКульте).

Признаться, прочитав блог с любимыми стихотворениями Олега, я на секунду замечталась: вот бы перенять эстафету сейчас. Промелькнула и любимая Елена Фролова, и, конечно, господин "наше всё" Бродский. Спустя полчаса эстафетная палочка прилетела именно ко мне: чудны дела тех, кто сидит на облачке.

Скажу сразу, что некоторые  стихи  из моего списка легко можно назвать некрасивыми, технически слабыми, странными, даже уродливыми.   Но каждый из них связан с переломным этапом моего существования ( как часто бывает), а посему дорог. 

И дисклеймер: ниже будет немного религиозного пафоса.

1. Елена Шварц "Я воин, я солдат"

Поэзию Елены Шварц часто именуют неофициальной .  В интернете ее стихотворений размещено мало, в библиотеках очень редко встретишь сборники. Я открыла для себя Шварц, работая в воскресной школе. Кто-то принес стопку журналов "Фома". Отвлеченно листала и вдруг остановила взгляд на одной из страниц. Это была правильная остановка.

Стихотворение "Я воин, я солдат" затрагивает извечную тему художника-творца, раскрывая ее сквозь призму человеческой веры в высшие силы. Поэт, по мнению героини Шварц - "воин Бога":

..."и помни же всегда, что воин Бога

себя жалеть не должен очень много".

Эдакий важный пункт для того, чтобы скитания по "пустыне мрачной" не прошли даром. Довольно идеалистично, но когда-то я с этим согласилась.

С момента первого прочтения прошло почти шесть лет, но к этому стихотворению я продолжаю возвращаться.

2. Ника Турбина  "Слепой ребенок"

Когда звучит имя "Никуша", многие, наверное,сразу вспоминают стихотворение "Я полынь-трава". Оно, пожалуй, самое известное у Турбиной, у этой вечной женщины-девочки, канувшей в небытие.  Но  мое настольное стихотворение - "Слепой ребенок".   Вечная тема, пронизанная нотками мистификации. Ощущение перманентного хаоса, который априори есть, даже если ты думаешь, что его больше нет. И вообще, рекомендую почитать целиком сборник "Черновик".  Там еще много интересных находок.

Уж не знаю, что так действует на читателя: нашумевшая история с болезной девочкой, чьей рукой водит Бог, или все-таки особый поэтический талант Турбиной. Ответить на этот вопрос объективно я пока не могу.

3. Иосиф Бродский "В Рождество все немного волхвы"

Да, Бродский - тот, кто нас объединяет.  О нем, наверное, можно говорить бесконечно. Ругать эпигонов, ругать самого, восхищаться человеком-эпохой. Нас так много. 

С его творчеством я познакомилась в институте. Первое, что прочла, - "Стихи под эпиграфом", затем - "Дебют", "Похороны Бобо". И понеслась. Стихи Бродского о Рождестве привлекательны лично для меня ощущением постоянной сквозной тоски. В "Волхвах" мастерски показано  добровольное, но беззлобное отлучение человека от своей культуры и истории, замена тихой духовной радости карнавалом и фарсом,  прикосновения к особому таинству - непониманием происходящего. Словом, речь  идет о подмене ценностей. Но каждый остается немножечко волхвом, таща домой груду блескушек и подарков. Но  между строк всегда сквозит надежда на чудо: Вдруг сегодня и правда - родится? 

 

4. Вирхилио Пиньера "Жизнь Флоры" в переводе Иосифа Бродского

Признаюсь, Пиньеру читала только в переводе вышеназванного персонажа. Когда читаю "Флору", всегда представляю грустную женщину,  почему-то, с длинным носом. И, конечно, с огромными хоббитовскими ногами. Стихотворение похоже на систематизированный бред. Но яснее этого бреда я, наверное, не читала ничего.

К вопросу о не/любви к Бродскому: заметив его книгу переводов "Изгнание из Рая", которую я читала под партой, преподаватель  попросила разрешения пролистать. Через минуту вернула мне ее, презрительно фыркнув: "И все-таки это Бродский".

 

5. Яшка Казанова "Уроки гибкости"

Чем больше смотрю на список своих любимых стихов, тем больше убеждаюсь, что это улочки какого-то персонального гетто, честное слово. И в этом гетто, конечно, есть место для Яшки,  сетевого поэта, которого я открыла, будучи школьницей.  

Откровенные образы, предельная честность, любовь на грани фола, иногда даже ощущение грязи, которую хочется с себя смыть - все это  присутствует в поэзии Казановы. Людям без предрассудков  рекомендую прочесть "Уроки гибкости", начав с них свое знакомство с Яшкой. Затем уже - "Грубость", "1994" и все, что душа пожелает.

 

Вот, пожалуй, и мои пять любимых цветных стеклышек из необъятной поэтической мозаики.

Дата публикации: 05 октября 2015 в 21:12