|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1236 |
Мы продолжаем публиковать серию заметок о любимых стихах наших редакторов и лучших авторов ЛитКульта. Сегодня своим списком любимых стихов поделится Мари Порохова (поэтесса, критик, участник мушкетёрской команды, бывший редактор ЛК).
Поскольку принимаю эстафетную палочку от Руслана, любителя восточной поэзии, то в первую очередь скажу о поэте с творчеством которого познакомилась относительно недавно, несколько лет назад. Итак, Тумас Транстрёмер – шведский поэт, которому удалось соединить, казалось бы, невозможные параллели: тонкость и лаконичность восточных хокку и европейский взгляд на реальность. Кстати, литкультовским метафористам на заметку – в 2011 году Тумас Транстрёмер получил Нобелевскую премию по литературе за возрождение визуальной метафорической поэзии. Творчество Транстрёмера практически неизвестно в России, но поскольку большинство его стихотворений весьма лаконичны, приведу в пример одно из любимых:
АПРЕЛЬ И МОЛЧАНИЕ
Весна пустынна.
Бархатно-тёмная канава
ползёт рядом со мной
без отражений.
Единственное что светится -
жёлтые цветы.
Тень несёт меня
словно скрипку
в чёрном футляре.
Единственное что я хочу сказать
блестит вне пределов досягаемости
как серебро
у ростовщика.
Перевод А. Прокопьева
Не могу не отметить, что всемирную славу Транстёрмёру предсказал ещё Бродский, который познакомился с Тумасом во время поездки в Швецию.
И да, я тоже буду говорить об Иосифе Бродском, который безоговорочно является для меня одним из любимых поэтов. У каждого из нас свой Бродский, если выбирать одно из множества любимых стихотворений, то на сегодня это будет: «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки...»
Странно и неприятно
думать, что даже железо не знает своей судьбы
и что жизнь была прожита ради апофеоза
фирмы Кодак, поверившей в отпечатки
и выбрасывающей негативы.
Райские птицы поют, не нуждаясь в упругой ветке.
Ну что тут скажешь, Бродский – нашё всё. Ну или почти всё, потому что ещё очень хочется сказать о Владимире Высоцком – также любимом.
На мой взгляд, Владимир Высоцкий один из самых метафоричных поэтов, обладавший уникальным чувством слова и сумасшедшей энергетикой. Выбрать одно из любимых стихотворений здесь почти невозможно.
Но всё же - пусть это будет «Ноль семь», стихи и песня, посвящённые Людмиле Орловой:
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Мне плевать: буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
Впервые услышала строки, когда в детстве ходила пешком под стол. Так всю жизнь и слушаю. Даже и добавить к сказанному нечего.
Если говорить о женской поэзии (в лучшем смысле этого слова), то для меня это означает говорить о Марине Цветаевой. Ни одну другую поэтессу (уж простите) не могу поставить на одну ступень с Мариной. Потрясающее чувство ритмики, уникальные дольники и, конечно же, звук. Всем начинающим поэтам, да и не только начинающим, могу с лёгкой совестью посоветовать учиться чувству ритма и слова, читая стихи Цветаевой.
Итак, ещё одно из любимых стихотворений: «Волк». Сколько раз не перечитываю, всегда цепляет.
И в завершении подборки хотелось бы сказать несколько слов об Андрее Вознесенском и его поэзии на грани. Люблю его стихи за резкую смену настроений, метафор и лексических уровней. Одно из самых любимых «Женщина и стена».
Ты вдруг вылетаешь таранящим креном –
сквозь стену –
оставив дыру с очертаньями тела.
Сквозь тело летят облака и ночные сирены.
Будь благословенна.