|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
2032 |
Иллюстрация: Якопо Тинторето "Спасение Арсинои" 1556. Картинная галерея, Дрезден.
Я придумала новую теорию классификации художников. Универсальную!!!! Ключ к пониманию мне дал Владимир Фоканов**:
ДНЕВНИК ЭСТЕТА
МУЖСКАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ДВУХ СЛОВАХ. ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ.
«ЧТОБЫ ОНА БЫЛА ГОЛАЯ И В БЕДЕ, А Я БЫ СПАС, ЖЕРТВУЯ СОБОЙ И ПРОЯВИВ ЧУДЕСА ХРАБРОСТИ, НО НЕ ПОГИБ ДО СМЕРТИ, И ОНА БЫ СТАЛА МОЯ И ОСТАЛАСЬ МОЯ И ГОЛАЯ НАВСЕГДА.»
Так вот. Если посмотреть на историю европейского искусства Нового времени* через призму данного определения, то мне кажется очевидным, что художники делятся на три основных типа (бывают, конечно, пограничные случаи):
1) Художники, визуализирующие в разнообразных вариациях все стадии описанной В. Ф. ситуации . Другими словами, изображающие различные эротические фантазии и все, что этим фантазиям сопутствует.
Очень часто в работах таких художников просвечивает некое архетипическое представление о "золотом веке" (то есть , согласно древнегреческой мифологии, о том времени, когда человечество жило в своеобразном раю, не думая о пропитании и предаваясь любовным утехам). Женщин (да и мужчин) они изображают как некий идеал, мечту, свою и своего времени
Это почти все-все-все художники, какие только есть. (кроме кондовых реалистов)
(Считаю нужным отметить, что это относится и к картинам на религиозные сюжеты)
2) Художники, изображающие "действительность" (возникает соблазн написать "объективную действительность", но удержусь). На самом деле, это мир БЕЗ ЭРОТИКИ. Борьба в таком мире если идет, то не ради спасения и завоевания некоей фемины, а исключительно за существование. За социальную справедливость. За жрачку, то есть.
Женщин они изображают такими , как есть, не приукрашивая. То есть женщины у них - труженицы-работницы, а если голые, то не сильно соблазнительные. Если изображают женщин-«бойцов сексуального фронта», то исключительно с точки зрения: «Что надо сделать, чтобы эти создания стали полезными членами общества?» Если они изображают матерей с младенцами, то часто это замученные нуждой страдалицы с несчастными чумазыми детьми.
Согласно древнегреческой мифологии, это –железный век.
Таковы художники реалисты
3) Художники, изображающие скорее "антифантазии". Эротические антифантазии. Или антиэротические фантазии. С этими – сложнее.
Их нельзя отнести к реалистам, так как от очень уж многих "фундаментальных" сторон жизни (и женщин особенно) они абстрагируются. Они изображают женщин и интимные стороны жизни таким образом, что многие зрители воспринимают их работы как изображение уродств.
Если посмотреть на них с точки зрения теории З. Фрейда, они совершенно точно находятся под мрачным покровом плаща Танатоса, а не под живительными лучами Эроса.
Это очень интересный тип. Так как, на мой взгляд, занимаясь изобразительным искусством, они пытаются "структурировать" хаос в собственных душах. Думаю, что в основе их отношения к жизни лежит НЕВЕРИЕ в возможность описанной В. Ф. ситуации или , что вероятнее, УТРАТА такой веры.
Это некоторые постимпрессионисты, экспрессионисты, некоторые художники религиозного толка, модернисты и постмодернисты.
Но в чистом виде это все редко встречается. Разные художники в разное время переходят из категории в категорию, с возрастом, изменением жизненных обстоятельств, и т. д.
Перейдем к конкретным примерам.
Энгр:
1) "Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас:
http://sigils.ru/signs/gipp.html
2) она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда
http://www.wikiart.org/…/jean-auguste-domi…/venus-anadyomene
http://www.proza.ru/2012/02/17/311
http://www.artprojekt.ru/gallery/engr/Engr07.html
Делакруа:
1) Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости
http://impressionnisme.narod.ru/DELACRO…/delacroix55_big.htm
http://www.wikiart.org/…/the-battle-of-giaour-and-hassan-18…
2) и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти
http://www.wikiart.org/…/rebecca-kidnapped-by-the-templar-s…
3) и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда."
http://www.wikiart.org/ru/eugene-delacroix/odalisque-1825-1
Курбэ:
1)молодой и романтичный - "я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя"
http://www.wikiart.org/…/the-man-with-the-leather-belt-a-po…
http://www.wikiart.org/…/the-man-with-the-leather-belt-a-po…
Но, возмужав, перешёл во вторую категорию –
2) Курбэ зрелый – кондовый реалист
http://www.wikiart.org/…/gustave-…/a-burial-at-ornans-1850-1
http://www.art-pics.ru/?hud=Kurbe+Gyustav&picture=4446
http://www.wikiart.org/…/the-peasants-of-flagey-returning-f…
Ещё примеры…
1) а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда."
Тинторето http://smallbay.ru/artreness/tintoretto07.html
"золотой век": изображения различных пиров, празднеств
Веронезе http://en.wikipedia.org/wiki/Paolo_Veronese…
Ватто
http://sergeyurich.livejournal.com/304133.html
Ренуар
http://www.wm-painting.ru/…/p19_section…/57/p19_imageid/1626
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0247/fr0247_01.htm
http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_981.jpg
2)Кондовые реалисты
Перов
http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/5.htm
http://dic.academic.ru/…/167…/
Репин
http://www.rodon.org/art-071226091055
Когда кондовые реалисты пытаются работать не в своей теме, у них плохо получается:
http://bestfotoposter.ru/…/portfo…/489-repin-sadka-5444x7660
- жирные тетки плавают в аквариуме
Суриков
http://www.wikiart.org/…/vasily-surikov/scene-from-the-roma…
- как ни старался Суриков стать импрессионистом, у него это как-то натужно….
Рембрандт http://smallbay.ru/rembrandt.html
3) Наконец, "антиэротическое"
Тулуз-Лотрек (утрата веры в возможность описанной В. Ф. ситуации обусловлена обстоятельствами жизни)
https://artchive.ru/…/1307~Anri_de_TuluzLotr…/works/817~Sofa
https://artchive.ru/…/…/820~Ivett_Gilber_klanjaetsja_publike
http://www.printdigital.ru/henrilautrec/henrilautrecp015.php
http://impressionnisme.narod.ru/TULUZ_LOT…/lotrek145_big.htm
Отто Дикс (утрата веры прослеживается со всей очевидностью, если сравнить работы , сделанные до Первой Мировой войны и после оной)
http://www.posterlux.ru/…/clio-team-otto-dix-vieux-am…/48055
http://karga-golan.livejournal.com/60675.html
http://allpainters.ru/…/8039-dream-of-the-sadist-otto-diks.…
http://allday2.com/index.php?newsid=478958
Босх
http://photo.qip.ru/users/lerr/152827/?mode=xlarge
Josef Jan Michnia
http://s017.radikal.ru/i440/1111/ef/84369677959f.jpg
Пикассо
http://www.wikiart.org/en/pablo-picasso/a-muse-1935
http://www.bl-school.com/blog/pablo-picasso/
Примечания.
* Новое время - http://ria.ru/culture/20151016/1303154322.html
** Владимир Фоканов - http://www.artlib.ru/index.php?id=40&user_id=4774
литературный портал, литературные конкурсы, сетература, опубликовать стихи,
опубликовать прозу, литературные блоги, новости литературы, любимые стихи