1697
Рубрика: литература

Итак, товарищи, Инквизиция приступает к своим обязанностям в том числе и в блогах. Сегодня мы поговорим о раскрытии темы в стихах на тематических конкурсах. Я, скорее, поставлю перед вами вопросы, чем отвечу на них, но и свое мнение, естественно, выскажу. Разговаривать будем, анализируя оценки и комментарии судей второго Межпортального конкурса. Заранее прошу прощения, при прочтении блога по тексту придется «скакать», но я постараюсь свести это к минимуму.

Что есть раскрытие темы в стихотворении. В начале этого года мне довелось судить конкурс на той же ЛитСети, приведу свои слова оттуда, а потом уже начнем разбираться со всем остальным.

«Итак, "Любовь с первого взгляда", "Ревность" или "Прощание" – темы второго тура. Рекомендации авторам: «Хотелось бы, чтобы и стихотворения кавалеров, и «оборотки» дам были написаны в духе фламенко – эмоционально-выразительной экспрессивной манере». Понимаете, в духе, т.е. фламенко не нужно засовывать в каждое стихотворение, это не конкурсная тема. Дух фламенко, подача, понимаете? Тут вообще танцевать не обязательно, но многие решили, что раз конкурс называется «Большой осенний бал» и в первом туре одной из тем была «Белый танец», то «давайте продолжим танцевать». Знаем о фламенко из Википедии, там есть испанцы, цыгане, гитаристы и страсть. А насчет остального – хоть трава не расти. В прошлый раз я приводил стихотворный пример, приведу и сейчас. 


Ольга Арефьева «Снег» 

Расслабься, я никуда не стремлюсь, 
То, что есть - стоячие волны, 
Вдыхаю и постепенно вижу, 
Что некуда тут умирать. 
Боги ритмично танцуют фламенко, 
Коленками пишут средние буквы, 
Мой детский взгляд со старого фото 
Выдает все о том, кто я есть. 
Взгляд раскатился как яблоки, 
Цвет мира похож на насмешку, 
В местах, где на небе пятна, 
Капает стильный снег. 

Смешал пряности в мокрой колбе, 
Стал, как овал, алхимически нежен 
На фоне согласных бессмысленных звуков, 
Раскинутых на холсте. 
Ты, падая на спину, так уверен, 
Что я тебя поймаю, 
А кто я? Мне стыдно, но я стесняюсь 
Яичницы на тарелке. 
С лица осыпается белая краска, 
Ты движешься строго в профиль, 
Из дырки на месте сердца 
Капает стильный снег. 

И я не знаю слов, чтоб не заплакать. 
Aeternum* 

Завтра настанет завтра, 
Я снова разденусь до кожи, 
Превращусь в улыбку мужчины 
С неистовой бородой. 
В этой маске с дыркой для взгляда 
Не видно ни Бога, ни клюквенной крови, 
Я только рискую наощупь, 
Не зная, где ты, а где я. 
Внезапно вздымается занавес, 
Застав нас на сцене в обнимку, 
Из дырки на месте неба 
Капает стильный снег. 

Наверху соберутся местные ангелы, 
Со смехом глянут в подзорную лупу 
На все наши пляски, и выходы боком, 
И вышивку по торту. 
И главный заяц рассвета 
Плюнет звездами в бледную речку 
И скажет - "Дык! Это Бог покрасил 
Щеку в серебряный цвет!" 
Внезапно вздымается занавес, 
Застав нас на сцене в обнимку, 
Из дырки на месте сердца 
Капает стильный снег. 

И я не знаю слов, чтоб не заплакать. 
Aeternum* 

Aeternum* (лат.) - всегда, постоянно, вечно
 

Это песня, кстати. Обязательно посмотрите https://www.youtube.com/watch?v=bpCzGG_X3bE прежде, чем читать дальше. Кто не посмотрел – я не виноват. 

Итак, давайте глянем. В этом стихотворении присутствуют аж все темы из заявленных на второй тур. Плюс каждый сумеет найти еще парочку раскрытых тем. А стихотворение называется «Снег». Улавливаете? Действий очень много в стихо, но снег падает aeternum, т.е. что бы не произошло, будет зима и будет снег. Т.е. жизнь идет своим чередом и продолжается. Вот вам еще один слой стихотворения. Теперь о подаче стихотворения. Кто скажет, что оно не в духе фламенко (даже тот, кто поленился клип посмотреть, хотя и без клипа всё ясно, нужно просто немножко вчитаться в текст), может смело забрасывать меня кирпичами. 

Вот вам разница между темой и подачей, уважаемые авторы. Большинство текстов в этом туре написано якобы с иронией. Но иронические стихи – это отдельный пласт. Ирония в стихах должна быть тонкой и, вместе с тем, читаемой. А тут у вас опять алкаши, сомбреры, распахнутая испанская душа, принцы, шаманы с бубнами, жена-лупящая-алкаша-мужа, пираты, нагие души и прочие заштампованные кабацкие фразы (плюс притягивание фламенко к образам необъятной русской души. Да, давайте еще о березках в сомбреро напишем – будет кайфово). Неохота анализировать, сколько раз эти «образы» были использованы и сколько раз ЛГ дам и кавалеров сливались в пламенном экстазе, накатив рюмашку. Почитайте стихотворения подряд, сами всё увидите. 

Осталось только парам сесть в раздолбанный «жигулёнок» 90-х, взять с рук дешёвого самогона, прошептать друг другу прокуренными каркающими голосами: «ятялюблю-ятятожеблять» и под звуки трёхаккордного русского шансона унестись в закат, так и не уразумев, что есть фламенко. Так и не уразумев, что есть тема стихотворения. Что есть поэзия вообще (а она ведь не просто рифмованный текст в столбик)».

Вот, кратенько, моё виденье раскрытия темы. Теперь о том, как увидели раскрытие тем судьи Межпорта в третьем туре.

В третьем туре Второго межпортального конкурса участвовали 28 команд. Каждая команда предложила жюри оценить четыре конкурсных произведения (в туре всего 112 произведений).

ТАБЛИЦА 1. ТЕМЫ ТУРА

 

ТАБЛИЦА 2. ШТРАФЫ

 

Сразу хочу сказать, что со штрафами в адрес своего стихотворения практически согласен:) Это так, на всякий случай)

А вот с несоответствием заданию  в стихах Тани Дорониной и Жени Луцко – нет, поэтому с них и начнем. Скриншоты делал с читательского голосования (на нем подробно останавливаться не буду, места и комментарии только для интереса и сравнения с судейскими). Все картинки кликабельны и открываются в отдельной вкладке.

 

lev160 2-2. Сейчас 
Команда «Метамфетамир» (ЛитКульт) 

 

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» - "Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…"

 

судья 3:

Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5 

Мне очень симпатична поднятая тема - она глубока и значима, стихи (хоть и не явно) имеют отношение к смыслу жизни - о бесконечно повторяющемся «теперь», из которого не вырваться, потому что не осознаешь бессмысленности этого кружения, не замечаешь его и не видишь своего предназначения. Тема великолепная, и стиль письма мне нравится (структура строфы, звучание), только при чем здесь конкурсное задание? Я не уловила связи с ним. Стихи понравились сами по себе, вне задания. Как их оценивать? Из недостатков техники я увидела только неудачную строку: «Это же, Боже, чёрти который круг» - либо Бога вспоминать для связки слов, либо чёрта, но только не одновременно! ))) 

 

В принципе, ответ на вопрос «при чем здесь конкурсное задание?» лежит в первых строках комментария. Ведь деньги это, в первую очередь, материальные ценности, ставшие в современном мире главным рулевым. И грусть по этому поводу проходит через всё стихотворение, на мой взгляд. Так что конкурсная тема в стихотворении не выпирает изо всех щелей, но передана именно настроением ЛГ.

Разумеется, для того, чтобы не быть обвиненным в нераскрытии темы, надо писать про бабло, например. Тогда точно покатит. Примерно как в этом стихотворении:

 

Обратите внимание на читательские отзывы. Да, увы, такой у нас нынче читатель и такие вкусы. Stpol09 был бы доволен. Благо, судьи оценили это стихо должным образом, иначе я совсем потерял бы веру в человечество. Впрочем, она таки пошатнулась, когда читал комментарии жюри к следующему стихотворению.

 

Татьяна Доронина 4-6. Навь 

Команда «Метамфетамир» (ЛитКульт)

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» -

"Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени".

 

судья 1

Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 3 

Как я понял, это стихотворение про Навку? И ейного текущего мужа? Всё сходится: усы, отрешённый взгляд, леденяще-журчащий ручей, в царстве же вечного лета тепло, но об этом не расскажешь. 

Во всяком случае, других вариантов обретения смысла (и заодно соответствия теме) в данном произведении, как по мне, не наблюдается. 

 

судья 8

Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2 

«Ночь безлунная - рыбой тиха.» - почему «рыбой»? Так можно совершенно любой живой и неживой предмет поставить – «тапком тиха», «шкафом тиха», совершенно неуместный образ, сразу же брошенный. Если я правильно расшифровал текст, ЛГ общается с навью будучи уже в загробном мире (или, как вариант, описывается процесс вызова духов), в то время как возлюбленный ЛГ находится в раю. Что бы это ни было, тексту критически не хватает деталировки ощущений («камень с души» это слишком крайняя метафора, к тому же общая и слишком распространенная, чтобы вызывать читательское сочувствие), чтобы я, как читатель мог погрузиться в него, а не плавать на поверхности, стараясь понять, о чём идёт речь.

 

судья 3

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2

Порадовала только почти забытая форма шестистрочника АббААб. Содержание воспринимается трудно - приходится продираться сквозь дебри образов («Звезды, скошены, катятся к ляду», «там и небо, как вымя, обдает молоком», «ластится лето, что усами - щекочет плечо») - один другого заковыристее! Красиво, но до главной мысли я так и не докопалась… 
По технике в строке «Я ему расскажу прО те дни» ошибочно заполнено место Икта - прочитывается «прОте дни». 

 

Видимо, для некоторых важно больше уметь острить, нежели думать. Но и остроты-то так себе.

Как я понял, это стихотворение про Навку? И ейного текущего мужа?

Во всяком случае, других вариантов обретения смысла (и заодно соответствия теме) в данном произведении, как по мне, не наблюдается. 

Держите меня семеро. То есть то, что всё стихотворение – это разговор – непонятно? Тут только руками развести остается, автор всё разжевал и на блюдце выложил, прекрасно раскрыв тему. И тот самый, настоящий человек в стихотворении присутствует.

«Ночь безлунная - рыбой тиха.» - почему «рыбой»? Так можно совершенно любой живой и неживой предмет поставить – «тапком тиха», «шкафом тиха», совершенно неуместный образ, сразу же брошенный.

Дык можно совершенно любой предмет везде поставить, действительно. Например у Пастернака:

Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье,

Дай запру я твою красоту

В темном тереме стихотворенья.

Нет уж, Борис Леонидыч! Непорядочек! Огонь и горенье можно чем угодно заменить, любым живым и неживым предметом, вот смотрите:

Ты сейчас вся сервант, вся варенье

Круто же! Да только одно из отличий качественного стихотворения от херни собачьей как раз и состоит в наличии поэтического языка.

чтобы я, как читатель мог погрузиться в него, а не плавать на поверхности, стараясь понять, о чём идёт речь.

Пока читатель вместо того, чтобы читать стихи, будет думать о шкафах и тапках, погрузиться он ни во что не сможет. Думайте, господа, больше думайте.

 

Так сказать, для контраста с двумя предыдущими привожу стихотворение с парочкой судейских восторгов.

 

Ольга Хворост 7-12. Алаверды Хоттабыча 

Команда «ЭНИГМА» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из книги М. Булгакова «Театральный роман» -

"Из-за вас я нахамила не тому, кому следует!"

Стихотворение, оказавшееся в читательском голосовании на четырнадцатом месте. Вдумайтесь, на ЧЕТЫРНАДЦАТОМ. Из более, чем СТА. О боги. А что говорят судьи? Давайте посмотрим.

 

судья 2

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4 

Нетривиальная мысль, чётко и лаконично изложенная. Каких-то особых взлетов поэтической образности тут нет, но они тут и не нужны. Хамы превращаются в крыс. И всё тут. 

 

судья 10

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4 
Доп. оценка "Относительно всех": +1 

Хорошее, легкое стихотворение, интересное раскрытие темы – за что от меня дополнительный балл. Ритм выдержан, очень приятные рифмы. Немного непонятна логика: если Хоттабыч уже вырвал волосы, вряд ли в груди вновь обращенной могло родиться такое чувство, как сомнение, хотя "срываться на прохожих" в принципе можно. Хотя произведение короткое, третье четверостишие, тем не менее, выглядит лишним, имхо. 
Но главное, что стих удался.

 

То есть, серьёзно? Волосьев клок из бороды бородатого гастарбайтера и милый, вовсю обхаживающий куму – это Хорошее, легкое стихотворение и Нетривиальная мысль? Классики переворачиваются в гробах, миром правят гастарбайтеры.  Стполизм шагает по земле с высокоподнятой башкой, периодически задевая кроны деревьев. Занавес.

Вот вам пример, как не надо раскрывать тему при любых раскладах. Разве что в качестве прикола для друзей на салфетке за пять минут и то, при условии, что после прочтения салфетка полетит в мусорное ведро.

Идём дальше.

 

Владислав Волков (hoogin) 4-8. Разговор

Команда «Мушкетёры без Дюма» (Сообщество «Словочь» (Вконтакте))

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» -

"Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени".

 

судья 1

Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2 

Кажется, я понял глубинный смысл выражения: «мучительно, по рифме, по строчке выдавливать из себя стихотворение». И ещё понял, что успеть вовремя закрыть кавычки – это тоже весьма непросто. Чтобы потом не цеплять неуклюже столик и не заставлять в унисон мучиться древний проигрыватель. 

 

судья 8

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2

Последняя строфа настолько не наполнена, что практически перечеркивает всё предыдущее. Довольно неплохие рифмы, но многословно. Первая строфа мне понравилась, дальше – меньше. Последнюю посоветовал бы сильно урезать и, возможно, изменить ритмический рисунок, тем самым подчеркнуть переход с монолога к описанию действия, оживить как-то эту монотонность. Согбенные фигуры вообще непонятно зачем появляются. 

 

судья 3

Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4

Возможно, в стихи и был заложен большой смысл, но при чтении на поверхность вылезает не содержание, не мысль, посетившая автора озарением, а только игра словами, созвучиями, нарезкой фраз на строки с переносами предложений в другую строку на неестественном месте для паузы. Каждая строфа - на одну рифму: монорим. По технике - интересно, конечно, написано, одно плохо: здесь техника забивает мысль - внимание рассеивается на звучание слов, содержание «прогнулось» под форму, а может быть, просто не играет особой роли… Я даже не знаю, раскрыта ли тема задания?… Понравилась фраза: «Мир выходящим казался почти красивым - местом, где если не слушать, молчать - по силам». 

 

Скажу честно – это стихотворение Влада мне не нравится, считаю его гораздо ниже им же поставленной планки. Но речь сейчас о другом.

Кажется, я понял глубинный смысл выражения: «мучительно, по рифме, по строчке выдавливать из себя стихотворение». И ещё понял, что успеть вовремя закрыть кавычки – это тоже весьма непросто. Чтобы потом не цеплять неуклюже столик и не заставлять в унисон мучиться древний проигрыватель.

А я давно понял, что иногда лучше молчать, чем говорить. Можно было бы пару слов по технике и содержанию черкануть, но нет! Лучше накатать фигню, весь смысл которой в банальном «янипонял» и выставить оценку ниже средней.

По технике - интересно, конечно, написано, одно плохо: здесь техника забивает мысль - внимание рассеивается на звучание слов, содержание «прогнулось» под форму, а может быть, просто не играет особой роли… Я даже не знаю, раскрыта ли тема задания?

Владу такие вещи говорят чуть реже, чем постоянно. Тем не менее, в его случае это именно проблема читателя, а не автора. Что поделать, не каждый любит многослойную поэзию, не каждый любит копаться в смыслах и извлекать их под разными углами на свет Божий. Раскрытие темы? Тема раскрыта.

 

Юлия Зайцева (Луна Манакури) 5-5. Башмак 
Команда «Мушкетёры без Дюма» (Сообщество «Словочь» (Вконтакте)) 

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» -

"Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

 

судья 2

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3

Пока читала, думала: зачем же автор «колодец» сопряг с «кувшином», если сюда так и напрашивается обычное «ведро», причем не просто напрашивается, а заменяет «кувшин» легко и непринужденно? Таскать воду из колодца кувшином очень уж неудобно… 
Но концовка всё прояснила. Выпрыгнувший откуда-то «лепрекон», совершенно непредставимый ни в этом стихе, ни в пустыне как таковой, дал мне понять, что всё это «глюк» и вообще шутка над читателем. 
В чем смысл этой шутки-притчи? Один человек помог другому вычерпать воду из колодца, чтобы достать его старый башмак и заодно немного золота – для себя, в награду. Три дня помогал. В результате вместо золота – вороны, а человек оказался леприконом. Наверное, смысл такой: не верь тому, что мерещится в пустыне. Это мираж. И точка. 
Тема счастья здесь для меня осталась непроясненной. С одной стороны: пустыня, колодец… концепция счастья как глотка воды напрашивается сама собой. С другой стороны, на эту воду в стихе никто не обращает внимания. Для одного важен его башмак, для другого – золото. Стих оставил меня в некоторой озадаченности. 
Возможно, имелось в виду, что Захар этот, персонаж стиха, пил воду три дня и тем был счастлив, хотя счастья своего не замечал и думал лишь о мифическом золоте? И смысл в том, что счастья, когда оно есть, мы не замечаем? Если смысл в этом, то нужно сделать этот смысл более очевидным, чтобы читателю не пришлось его «таскать кувшином» из колодца стихотворения. 

 

судья 3

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3

Подозреваю, что сюжет не придуман, а это просто услышанная притча, переложенная на стихи. Язык красив и ритмичен, но содержание воспринимается трудно: и многословно, и мораль притчи размазана, не сформулирована четко. Жанр притчи в стихах - наитруднейший жанр. И еще: при чем тут персонаж ИРЛАНДСКОГО фольклора (лепрекон), если действие происходит в пустыне, в песках? 

 

После прочтения первого комментария я испытал дежавю и вспомнились мне ночи, тихие шкафом и тапком (см. комментарии к стихо Т. Дорониной). И закипел мозг мой от гнева праведного и вопросил я: «Доколе?!». Да простит меня критик, но эта самая критика изначально построена на ошибке.

Пока читала, думала: зачем же автор «колодец» сопряг с «кувшином», если сюда так и напрашивается обычное «ведро», причем не просто напрашивается, а заменяет «кувшин» легко и непринужденно? Таскать воду из колодца кувшином очень уж неудобно… 

Да-да, конечно, надо ведро брать, так сподручнее. Такое металлическое, с тонкой ручкой. И вот тут

Не успел он договорить, как в тот же миг подошла к колодцу с кувшином на плече Ривка (Ревекка), дочь Бетуэля, внучка Нахора, брата Аврахама. Была она очень хороша собой, девственна и чиста - настоящая красавица. Спустившись к колодцу, девушка наполнила кувшин и собралась уйти. Но раб Аврахама бросился навстречу и попросил: "Дай мне глоток воды из твоего кувшина!"

"Пей, господин мой", - ответила она и, поспешно сняв кувшин с плеча, дала ему напиться. Когда Элиэзер утолил жажду, она добавила: "Я и для верблюдов твоих начерпаю воды, пока не напьются вдоволь".

Берешит (Бытие), 24

тоже на ведро заменим. И тут:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печальна сидит, праздный держа черепок.

Тут тоже речь о кувшине, если что. И Лермонтов пусть у своих грузинок заменит кувшины на вёдра, ведь так удобнее! Еще удобнее пригнать толпу бородатых гастарбайтеров из стишка про Хоттабыча, они даже кружками весь колодец за полчаса вычерпают.

Если смысл в этом, то нужно сделать этот смысл более очевидным, чтобы читателю не пришлось его «таскать кувшином» из колодца стихотворения. 

А может, дело в счастливом лепреконе? Или в раскрытии темы «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» счастье обязательно должно быть повсеместным? Тогда давайте писать что-то типа «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом». Тогда точно все будут счастливы и вёдра счастья будут изливаться с неба на головы счастливого люда. Ибо из вёдер изливаться удобнее.

 

ellana 8-17. Обращение 
Команда «Метамфетамир» (ЛитКульт) 

Задание: стихотворение, соответствующее цитате (неполной) из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Второе нашествие марсиан» -

"Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества…"

 

судья 2

Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 3 

Первые же строчки настраивают на комический лад. Так и видишь ребенка, обрывающего крылья насекомому. Хочется сурово его окликнуть: пошто животинку мучаешь? 
Дальнейший текст – как клубок для распутывания, и распутывание это дается не без усилия. 

 

судья 3

Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 2 
Поставлено несоответствие заданию

«Офигенно» красиво, но смысл строк теряется, приходится возвращаться вверх, вникать в содержимое словесных изысков и рубленых строк с переносами продолжения предложения, разорванного в самых неподходящих местах. Модная современная техника - но она не для мысли, она - красоты и славы ради... 
Возможно, я что-то упустила, не дотягиваю до мастерства автора, возможно, я не права... Не впечатлили меня стихи. О чем они? 

 

Продолжаем ничего не понимать, ребятки.

Первые же строчки настраивают на комический лад. Так и видишь ребенка, обрывающего крылья насекомому. Хочется сурово его окликнуть: пошто животинку мучаешь? 
И по хребтине его кувшином (зачёркнуто) пластиковым ведёрком, да?

Дальнейший текст – как клубок для распутывания, и распутывание это дается не без усилия. 

Следом

Модная современная техника - но она не для мысли, она - красоты и славы ради... 

Да нет, как раз для того, чтобы, чёрт возьми, заставить читателя хоть немного думать и прилагать усилия, ибо современный читатель закостенел (чтобы не сказать – остановился в развитии). Стихи превратились в попсу, которую «пипл хавает», но от этого более прохаванным становится только на своей же ступеньке. И упорно не желает лезть на следующую, ему и тут хорошо. И всё понятно.

 

Напоследок хочется сравнить два стихотворения с диаметрально противоположными оценками и уровнем сарказма на единицу комментария. Только настолько ли велика пропасть между ними, как нам пытаются доказать? Поехали.

 

 

Ирга Рябина 5-10. В Южном микрорайоне.

Команда «Серпентуум - мобиле» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру)) 

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» -

"Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

 

судья 1

Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 5 

Доп. оценка "Относительно всех": +1 

Здесь довольно интересный логаэд имеет место. Вот такой размер получается: 
-!--!-!- -!--!-!- 
-!--!-!- -!--!-! 

В каждой строчке – трёхстопный амфибрахий с удалением одного безударного слога между второй и третьей стопой, потом явственная цезура, потом снова такой же амфибрахий с удалением одного безударного слога между второй и третьей стопой. И ещё в чётных строках оконечная рифма усекается до мужской. Так и просятся внутренние рифмы. В принципе, и без них неплохо. И даже на один дополнительный балл стих «наработал», ибо весьма хорош, даже создаётся впечатление, что когда-то это уже слышал, настолько «родным», «своим» он кажется. Но мне всё же не хватает внутренней рифмовки – тогда бы точно было два дополнительных балла. 

Понял, почему песня кажется «родной». Да, я не оговорился – это скорее песня. Ибо напомнила мне «Люди идут по свету» Юрия Визбора. Хотя Визбор только исполнял эту песню – там, как выяснилось потом, слова Игоря Сидорова и музыка Розы Ченборисовой. Что, впрочем, никак не отменяет того факта, что это одна из самых известных и популярных песен прошлого века: 
https://www.youtube.com/watch?v=xOBPEoLWuvk 

 

судья 2

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3

Я бы назвала такую поэтику «девчоночьей», в розовых тонах. Задорные солнечные зайцы, машущие ушами… Сказка, нарисованная на пыльном стекле… Рецепт счастья, похожий на рецепт какого-нибудь какао: «На кухне кусочки счастья насыпать в большую кружку, Залить кипятком до верха и пить, растворясь в тепле»… 
Вопрос вызывает строчка: «Там можно увидеть чаще идущих без шапок женщин». Вопрос такой: что стало с шапками женщин Южного микрорайона? За зиму их поснимали местные «раённые» пацаны? Мужчин при этом почему-то не тронули… 
Прыгающие с крыш синицы тоже немного смущают. Но визуально я могу это представить. Синички спархивают вниз очень шустро, такое впечатление, что – действительно, спрыгивают. 
Понравилось: «Там, если любовь – до гроба, а гроба в помине нет». И еще солнце, идущее открывать на звонок, шелестя лучами. Этакое солнце в халате )

 

судья 3

Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4

Добротная, милая лирика о счастливых людях, которым весь мир кажется счастливым. («Прохожие надышаться бесплатно им могут всласть и горстями набрать в карманы для близких и для родных»). Приятно читать такие стихи. Немного удивила строка: «И прыгают с крыш синицы в оранжевые кусты» - и то, что синицы прыгают, и что кусты - оранжевые. А потом подумала: просто счастливый человек так это видит! ))) 

 

судья 4

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4 
Доп. оценка "Относительно всех": +1 

Светлое такое) Понравилось) 
Очень жаль, что такая предсказуемая (стандартная?;))) концовка – было бы что-нибудь эдакое, возможно даже на отлично потянуло бы;) 

 

судья 5

Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 5 

Странное впечатление произвело на меня это стихотворение: сначала казалось хорошим, изящно написанным – и всё. Но последняя строка третьей строфы, это пыльное «пока» стекло многое меняет. Хорошо бы на этом и закончить. 

 

Согласен, стихи очень светлые и всё такое. Добрые такие. И по технике неплохие.

Я бы назвала такую поэтику «девчоночьей», в розовых тонах.

А конкретнее – ЖП в лучших его традициях. Причем, довольно странно, что те же люди, которые в предыдущих случаях хихикали над образами, конкретно здесь восторгаются мурлыкающим лифтом и драконами, самостоятельно цепляющим седло к спине. Ну или шорохом лучей, например. Повторюсь, особо прям критичного тут ничего нет, просто налицо двойные стандарты. Но читатель любит светлые стихи, что поделать. А потому прощает им многое, даже то, что прощать не следует. Поэтому так и зашкаливает вкусовщина в оценках.

Давайте сравним со следующим стихотворением.

 

Анна Коробкина 4-12. Не сейчас!

Команда «ЛитрКульт» (ЛитКульт) 

Задание: стихотворение, соответствующее цитате из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» -

"Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени".

 

судья 1

Оценки: Техника 1   Содержание (художественная ценность) 1

Оксюмороны сжались в ужасе от своей бесполезности. Ибо здесь – круче. Здесь дивные рифмы (небу-бесполезно, слов-предрешено, завязал-призвав и далее практически все по списку). Здесь глубинные смыслы. Здесь замысловатые слова и целые выражения. Здесь весёлые пляски ритма и размера. А два первых слова последней строчки наиболее точно и полно передают первые (а также и последние) впечатления от данного произведения. 

 

судья 3

Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3 

«В сознании пустом теперь ночует МЫСЛИШКА ЗАКАДЫЧНАЯ одна: на свете нет рассказчика мудрее, чем тот, кто создал этот бренный мир»… Бывает. Но как-то не впечатлила меня такая фамильярная подача темы… По технике - в коротких строках катренов не везде точные рифмы и присутствует смешение высокой и современной лексики, что впрочем, в духе выбранного жанра. 

 

судья 9

Оценки: Техника 1   Содержание (художественная ценность) 1 
Доп. оценка "Относительно всех": -1 

Цитата из инструкции для судей: 

Очень большая просьба: не ставить 0 за «технику» только потому, что вы не обнаружили ни одной метафоры и/или поэтического приёма, вас разочаровала мелодика и/или смутила ритмическая составляющая. Языком человек владеет, рифмует пусть и не оригинально, но добросовестно – это уже повод поставить хотя бы единицу) 

Казалось бы, спорить тут не о чем. 
Произведение «Не сейчас!» действительно написано по-русски. 
А это уже является основанием для предварительной фиксации: языком автор владеет. 
И рифмовал он тоже вполне добросовестно. 
Скорее всего. 
Поэтому не вижу причины не пойти Лису навстречу. 
И не поставить за технику «хотя бы единицу». 
Обнулив её (сразу же) с помощью оценки «относительно всех». 

За что? 
За успешную попытку скинуть с себя любые обязательства. 
Когда? 
Перед тем, как взвалить на себя определённую ответственность. 
Где? 
На стадии поиска доброкачественных созвучий. 

 

Так уж получилось, что это стихотворение немного перекликается с предыдущим, только если прошлое прям вязнет на зубах от сладости, то это слегка горчит. Да, по всем параметрам стихо чуть уступает предыдущему. Прежде всего потому, что написано небрежно. То ли автору не хватило времени, то ли просто было лень допиливать. Но, тем не менее, не на единицы написано, это точно.

Оксюмороны сжались в ужасе от своей бесполезности. Ибо здесь – круче. Здесь дивные рифмы (небу-бесполезно, слов-предрешено, завязал-призвав и далее практически все по списку). Здесь глубинные смыслы. Здесь замысловатые слова и целые выражения. Здесь весёлые пляски ритма и размера. А два первых слова последней строчки наиболее точно и полно передают первые (а также и последние) впечатления от данного произведения. 

Ну да, да, давайте лучше повосторгаемся мурлыкающими лифтами.

 

Что я могу сказать. Оба стихотворения, безусловно, имеют право на жизнь. Рядом друг с дружкой, а не на разных полюсах. Их можно хвалить и ругать, но ни в коем случае не ударяться в крайности. Тем более неприятно видеть такие моменты от судей межпортального конкурса. О какой объективности может идти речь, если в оценке стихотворения настроение играет бОльшую роль, чем остальные критерии? Полностью избежать вкусовщины невозможно, но когда она прет изо всех щелей, становится грустно.


На этом всё. Интересны были бы мнения как участников тематических конкурсов (не важно, межпорт это, чемпионаты ЛитКульта или конкурсы в соцсетях) по самому главному вопросу, который задает этот блог:

Что для вас есть раскрытие темы стихотворения?

Ну и, само собой, если этот вопрос потянет за собой другие, будет интересно.

 

Засим откланиваюсь.

 

Стиплом, Injoner79

Дата публикации: 17 апреля 2016 в 22:47