0
1938
Рубрика: интервью

Я продолжаю публиковать интервью с интересными представителями литературного и сетературного мира. Сегодня публикую интервью с куратором проекта Литературно Анной Колесниковой. 

Как появилась идея создания сайта про литературные новости?

Дело было вечером, делать было есть чего, но не очень-то хотелось. Взамен рутинной журналистско-редакторской работы хотелось самовыражения, свободы передвижения и прочих свобод. Подумалось: вот было бы здорово иметь собственное дело в портфеле, интернет-СМИ, например. Это я, конечно, очень упрощенно про свои личные мотивы. Что касается внешних обстоятельств, то уже давно, довольно остро и не только мной ощущается нехватка целого ряда литературных и окололитературных сервисов.

Литературные новости-то как раз публикуются, пусть разнопланово и разнокачественно, но насобирать по изданиям для общего представления можно. А вот, например, с афишей литсобытий гораздо хуже. Есть журналисты, освещающие литературную жизнь Петербурга или Москвы, опять же по-разному. Про литературные афиши других городов (представьте, сколько их в России) мне почти ничего не известно. А ведь и в моем любимом поселке Пушкинские Горы как минимум еженедельно что-то происходит: то лекция от сотрудников Пушкинского заповедника, то литературный фестиваль, то просто писатель устраивает квартирник. А вообще-то и в деревнях люди читают и не прочь бы узнать, куда можно сходить в плане этого своего пристрастия. Интернет сейчас есть у всех, поэтому было бы просто прекрасно, чтобы в сети можно было найти информацию о ближайших литсобытиях.

Отсюда и идея создать «Литературно». Иными словами, собираемся делать ресурс, которого нам самим не хватает.

Так ли уж свободна ниша сайтов вашей тематики? Или конкуренты настолько слабы и неинтересны, что здесь спокойно найдется место еще одному игроку? 
Есть и сильные, и интересные журналистские группы или энтузиасты-одиночки. Существуют, конечно, откровенно неумные и безграмотные издания, скажу лучше про хорошие. Есть, например, товарищи из Петербурга, которые уже много лет составляют на добровольных началах достаточно подробную афишу литературных событий своего города. Они молодцы. Есть московское издание, новости которого так интересны, что я поначалу даже сомневалась в их достоверности. Потом выяснила, что ребята помимо прочего ищут и переводят новости иностранных СМИ, из которых мне были известны только пара популярных типа Guardian и New Yorker. Они тоже молодцы. Но обобщающего издания, объединившего бы литературные новости и обзоры с афишей хотя бы нескольких, хотя бы крупных городов и полезными сервисами для читателей и писателей нет. И вот тут можно твердо сказать: да, эта ниша свободна.

Какие интересные ноу-хау, фишки, разделы планируются на вашем проекте? Что его реально будет отличать ото всех? 
Первое, на чем сосредоточимся – литературная афиша с удобным поиском по городу, дате, площадке, типу события (презентация, лекция, автограф-сессия, платно, бесплатно, для детей, для взрослых и так далее). И обязательно интерактивная: читатели и организаторы (издательства, библиотеки, книжные магазины) смогут сами добавлять мероприятия в афишу. Будут и другие сервисы, конечно. К примеру, я формирую подборку литературных конкурсов по дедлайнам. Поскольку сама пишу, и все равно приходилось эти конкурсы выискивать, пару лет назад стала составлять такую подборку на месяц-два вперед, и оказалось, что это очень востребовано, судя по откликам. Такой сервис для литераторов у нас тоже будет. А еще новостная лента, книжные обзоры и рецензии, интервью, дискуссии и прочее. Конечно, мы понимаем, что сразу сделать идеальное (как мы его представляем) окололитературное СМИ невозможно, пока нет таких ресурсов. Будем работать: начнем с литафиши и новостей, постепенно станем развиваться. Начало уже положено: краудфандинг успешно завершен, за что огромное спасибо нашим подписчикам, сейчас раздаем акции и приступаем к разработке сайта.

С кем из известных писателей и поэтов современности уже начали сотрудничать? Кто готов давать вам постоянные инсайды?
Насчет инсайдов еще будем договариваться, когда запустим портал «Литературно». А вот нашему краудфандингу помог, например, Дмитрий Быков – удивительный в своей творческой продуктивности и отзывчивости человек. Если из известных не-писателей – то проект поддержал кинорежиссер Алексей Герман-младший, дав согласие на экскурсию по съемочной площадке фильма о Довлатове. Экскурсия состоится на днях в очень загадочном месте, но не пытайтесь к нам присоединиться: мы будем во всем черном ночью шепотом говорить о киноискусстве и большой литературе. Шучу, конечно, но вообще-то экскурсия и вправду будет засекреченная: продюсеры картины до сих пор не разглашают имя актера, играющего Сергея Довлатова, фотографировать на съемках запрещено и прочее. И вот при всей этой таинственности Алексей Герман все-таки дал добро на то, чтобы привести поддержавших краудфандинговый проект «Литературно» на площадку и рассказать им о съемках. Нашим подписчикам даже пришлось заполнить специальные бумаги о неразглашении информации – вот как все серьезно.

У «Литературно» уже немало партнеров, причем некоторые сами предлагают помощь и варианты сотрудничества. Издательства «Питер», «АСТ» и «Альпина Паблишер» предоставляют нам такие прекрасные книги, что можно с уверенностью сказать: все, кто участвует, в наших акциях, стали читать больше. Очень дружим с петербургским проектом «Человек Читающий», московским проектом «Поэзия-Авто», Благотворительным фондом Константина Хабенского, Фондом создания музея Иосифа Бродского, с Литературной палатой и так далее. Активно проводим кросспроектные литературные мероприятия, в которые включаются писатели, актеры, художники, фотографы. Огромная им благодарность. 

Как будете выстраивать отношения с представителями регионов? Ведь литературная афиша должна быть интересна не только жителям Москвы и Питера. Что планируете сделать, чтобы афиша была действительно полной и интересной для всех? 
Да, нам уже пишут из Магадана и Вологды: у нас, говорят, литературная жизнь просто кипит, но как-то несистемно, надо ее освещать, чтобы все скоординировались. С разными городами на первых порах будем работать онлайн, все интерактивно, хвала высоким технологиям. Уже сейчас с «Литературно» готовы сотрудничать некоторые журналисты, желающие представить свой город в плане афиши или новостей. Кто хочет к нам присоединиться – пишите, не смущайтесь. Сколотим дружную команду и будем делать наше большое доброе литературное дело. Однако еще раз оговорюсь: постепенно, начнем все-таки с Москвы и Петербурга.

Чего, по-вашему, не хватает современным авторам (не важно, уже известным или начинающим), чтобы добиться реального успеха и встать на одну ступеньку с нашими великими классиками? 
Честно говоря, мне не очень нравится эта формулировка. Если всем пытаться встать на одну ступеньку, сами понимаете, что будет со ступенькой. Многим современным авторам всего хватает, и, если этих авторов не будут проходить в школе – в такую школу детей лучше не отдавать. Я за то, чтобы сверх Шекспира, Достоевского и Маяковского преподавали Мартина Макдонаха, Людмилу Улицкую и Дмитрия Быкова. А также Андрея Битова, Алексея Иванова и многих других. И вообще, что такое классика? Отдельный вопрос. Если же говорить о «нехватке» чего-то, думаю, современным литераторам не хватает того же, чего не хватало во все времена авторам, не дотянувшим до классиков: умения рассмотреть свой дар и трудолюбия. Главным образом, трудолюбия. 

Будет ли «Литературно» открывать новые литературные имена? Готовы ли сотрудничать с неизвестными широкой публике авторами? 
Мы уже сотрудничаем. Рассматриваем все присылаемые материалы, если материал интересный – размещаем в своих пабликах, любое издание радо хорошему контенту. Другое дело, что «Литературно» будет все-таки СМИ, а не литературный журнал. Цели вывести неизвестных талантливых авторов на публику у нас нет, освещать интересные литературные новинки, конечно же, будем.

На моих глазах за последние годы закрылось или прекратило активно развиваться несколько сайтов с литературными новостями («Литературные новости» - самый ярких из последних печальных примеров). Российская аудитория не привыкла потреблять хорошую качественную информацию. Эту информацию редакторы литсайтов неправильно готовят. Или дело в чем-то другом?
Сложный вопрос. Мне все-таки кажется, что не так уж безнадежна российская аудитория. Во всяком случае вокруг меня люди читающие, интересующиеся, и их довольно много. Другое дело, что сам читатель изменился, изменился язык, понимание текста не то, что раньше. К примеру, я практически не читаю с листа: приходится много ездить, поэтому читаю, главным образом, аудиокниги. При этом, из-за редакторской работы в интернете или по каким-то иным причинам, текст для меня все же тесно связан с визуальным рядом, неким «контентом», книга всегда представляется, воспринимается как такое внутреннее кино, что ли. Думаю, так не только у меня. И если учитывать современные реалии – информационную перегруженность, новые технологии, если писать интересно, легко, но о важном, хорошим и понятным языком, дружить с другими отраслями знания и искусства, и если при этом не думать о зарабатывании больших денег, а думать о большой популяризаторской миссии, - почему же окололитературное СМИ не будут читать? Думаю, что все должно получиться.

Что, по-твоему, надо сделать, чтобы вернуть России звание самой читающей страны мира?
Мое глубокое убеждение: не надо пытаться вернуть России какое-то там звание. Надо стремиться к тому, чтобы люди читали много и разнообразно в России, Соединенных Штатах, Австралии и Северной Корее. Меньше пальм первенства, больше хорошей литературы и заинтересованных читателей. А чтобы читали, нужно популяризировать литературу всеми способами. Искать новые возможности достучаться до современного читателя. Помните, в советском фильме: «Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, одно сплошное телевидение». Есть и хороший театр, и прекрасное кино, и даже неплохое телевидение. И литература никуда не денется, не исчезнет. Изменится – да. И нужно бы понимать, как.

Какое видишь будущее российской современной литературы?
На последний вопрос так хочется ответить кратко: мол, прекрасное будущее. Или хотя бы ужасное. Однако вопрос очень сложный. Сейчас государственный крен в сторону традиционности, патриархальности очень силен, поэтому будут, наверное, и новые Бродские, и Владимиры Войновичи, и Михаилы Шишкины, и конъюнктурные писатели. Но русская литература всегда была сильнее русской политики. Когда реакция себя исчерпает, а она, конечно, себя исчерпает, и российская литературная мысль войдет в свое русло, видимо, ее ждут те же перемены, что и культурную мысль вообще. Постмодернизм с его бесконечным копированием и иронизированием порядком надоел. Предположу, что пост-постмодернистскую литературу ждет что-то вроде реализма на новый цифровой лад.

Дата публикации: 13 мая 2016 в 13:58