490
Рубрика: литература

Порадовало, что несколько достойных работ на данном этапе всё-таки нашлось. Распределять участников по местам оказалось довольно просто почти во всех состязаниях, дуэлей, где все авторы сильны, не так много, в основном, сразу было ясно, какой текст выбрать лучшим.

1. Один из них у Эннистон Прайс, детализация очень к месту, передаёт восприятие ребёнка. Дети видят окружающее фрагментами, выцепив из реальности случайные предметы и события.  Так и здесь, ребёнок на чьих-то похоронах видит на могильной ограде тигров, лужу под своими ногами, груши в руках у мамы по дороге домой. Выстроены образные ряды, один: игры-цирковые тигры и львы-шапито-круг сансары как цирковая арена, и второй: душа в стволе груши, груши в руках. Ребёнок слышит откровение, что мёртвый будет жить снова, ребёнок серьёзен по-настоящему, как могут быть серьёзны только дети. Правда, фразы в тексте слишком длинны и лексически сложны для этого возраста, но оправданы тем, что персонаж вспоминает себя маленького уже с позиции взрослого, как заявлено в начальных строках: "Мне шесть. Казалось, похороны - игры", прошедшее время глагола становится точкой обратного отсчёта,  отдельные эпизоды из прошлого идут  как фильм перед глазами персонажа и читателя, визуальная сторона прописана отлично. Из недочётов - парочки слабых рифм: уснувшим/лужу, руках/впотьмах.

2. В тексте Шона Эстина также тема сансары и реинкарнаций. История повторяющейся нелюбви сформулирована довольно изящно, автор использует много метафор. Местами увлекается, и текст начинает управлять автором, заставляя его коверкать речь в угоду бурной образности. Например, метонимия

Заплетается ватными ножками речь, 
Языком семеня из гортани. 

очень запутана. Получается, два разных действия (заплетается, семенят) совершают разные предметы, хотя речь об одном процессе. Ритмические сбои присутствуют в нескольких местах, где ударные слоги идут друг за другом, что не предполагается стихотворным размером, и оттого одно из слов читается безударно, либо ударение спотыкается (ДолготА жЕнских юбок толкала в поход; Чистый лист манИл пЕрья и кисть; В русский берег впилИсь, тАм, вмороженный в лед).Ну и далее, не стану выписывать все.

3. Относительно сюжетного наполнения, почти в ту же степь смотрит и Эндрю Стэнтон, вспоминая Джордано Бруно, известного сторонника теории о возвращении душ в новые жизни. Тяжеловесный текст. Из всех, что я поставила на первое место в дуэлях, наименее поэтичен. Автору здорово удалось создать сложный монолог персонажа, стилистическое соответствие заявленной эпохе. Засчитана попытка вникнуть в мировосприятие человека, который искренне верит в Бога и в то же время убеждён, что верующее окружение говорит и делает чего-то не то, он в отчаянии, хоть и надеется на будущих сторонников. Имеет ли текст художественную ценность, как произведение, которое хотелось бы перечитывать или цитировать - сомневаюсь. Нарочито утяжелённые лексические конструкции, будто из старых книг, теологических трактатов, достойны уважения, ибо автор демонстрирует интеллектуальную мощь и умение стилизовать. И всё же, это стихотворный монолог, отдельная зарисовка, выглядит как часть чего-то большего, например, цикла стихов, а не самостоятельное законченное произведение. Кроме того, не гладко с техникой: Оказавшись за это добро и сочтён, и измерен - зияние и_и. Ну и ритмические сбои с первой строки неизбежно портят впечатление, ломают интонацию, та же проблема, что и у предыдущего автора относительно ударений.

4. Джо Кири представил весьма настроенческий мрачный текст, при первом прочтении вызывающий лёгкое отвращение из-за кладбищенской образности. И это хорошо, потому что именно такое чувство и предполагается в нём, то есть, у автора всё получилось. Стилизовано "под классику", использованы такие композиционные приёмы, как теза, антитеза, синтез.  У меня возникла ассоциация по структуре и образности - могло бы быть монологом героя из пьес Шекспира. При этом является цельным произведением, не кажется отрывком из чего-то, а достигается это благодаря тем самым классическим приёмам, изящно вплетённым так, что они не бросаются на читателя и потому не сразу заметны.

5. Мэттью Модайн рисует картину сложных взаимоотношений героев через параллели с их детскими играми. Так у меня считалось событийное наполнение. Персонажи - мальчик и девочка - то появляются на фото, то соревнуются в опасных для жизни заплывах, то, уже вырастая во взрослых, переходят в область чувств.  Их трансформации немного сумбурны, довольно резкие переходы кадров. Выстраивать стихотворение  на ассоциациях, превращая его всё в сплошную метафору, задача непростая и зачётная. У автора получилось очень достойно, хотя, возможно, и стоило бы чуть больше добавить ключей к пониманию фабулы, чуть дорисовать картину парой штрихов, сделать плавными переходы. Кроме того, портит работу сверхмодный в современных текстах стихотворный размер и такие же заезженные интонации-повторы:

в грязь, 
в перемену мест, 
в долгий закат, 
в рассветно-сырое "к чёрту".

станет не страшно, 
станет не одиноко. 

6. Турнир утешения (2-ой матч) Автор №4

Самое точное попадание в тему дуэли, при том, что она не простая. Хорошо передана любовь-нелюбовь через метафору с обоями на стене, рисуется мир обыденности и повседневности, где у персонажей привычка друг к другу сменяется иногда наплывом чувств. Единственное, хочется резко выпилить из текста внезапные просторечия "нету" и "не нужон". Если задумывалось как приём, нарочито приземляющий, схлопывающий атмосферу до крошечного мещанского мирка, то получилось очень резкое появление такой лексики, пара строк с ней выделяется на фоне, не подкреплено стилистикой речи в остальных частях. Также, наличествуют слабые рифмы судна/будто, сном/парусов.

7. Турнир утешения (1-ый матч) Автор №5

Образно, фантазийно. Пожалуй, без недочётов, даже разбивка на строфы, которая вроде бы ни к чему, кроме удобства прочтения, оправдывается анжамбеманами по всему тексту. Тема турнира -"весна", с одной стороны, предоставляет мало информации для работы авторов, с другой, даёт много простора для вариантов её реализации. Данный текст разительно отличается от сотен типичных "стихов про весну", хоть он и про весеннее настроение. Найти свежие метафоры при том, что тематика банальна - несомненное достижение. Метафоричность, детализация работают на создание целостного образа, реальность видится в тексте через восприятие мира персонажем.

8. Ребекка Томас

Слабый турнир. Поставила работу на первое место потому, что частично нравится образность, но представлена она в тексте сумбурно и изломанно. Задумка написать по-новому на старую тему о стихах и поэтах просматривается, а воплощение не получилось ровным.  Корявые образы вроде  "басовитая мгла виол", "закипающий злой каньон" созданы набором слов, не считываются, потому что непредставимы. Инверсия "словно сытые сви́лись удавы". Произошедшее по сюжету "преступление" выписано невнятно. Герой мог бы стать музыкантом, но решил быть поэтом, из-за чего Она его бросила - основная версия у меня такая. При чтении вслух вообще будет неясно, что это за "Она", здесь спасает только написание слова с заглавной буквы, но это грубый приём, показывающий нежелание автора прописывать смысловые связи. В общем, править сильно первую половину текста, чтобы сделать его прочитываемым, добавлять ключи к образности, убирать фразы-наборы слов.

9. Милли Браун

Работа из ещё одной не сильной дуэли. Текст нехитрый, но мир внутри него прорисован, картинка создана, отдельные детали складываются в цельный образ средневекового города, охваченного чумой. Изъяны в технике: слабые рифмы странный/тумане, льняного/бездонных; типичная ошибка построения во фразе "не напрасно плавит свет витраж" - двояко читается, кто кого плавит; "в призмы" - проглатывается звук "в"; "Опустевший город встал, как странный, на погибель обреченный мир" - слово "странный" требует замены, так как много согласных подряд в сочетании с предыдущим словом сложно произносить, кроме того, эпитет "странный" здесь пустой и ничего не выражающий.

10. Ной Шнапп

Текст-зарисовка, даже вернее сказать, фотография, в кадре современная девушка-обывательница. Финал - оценка персонажа, подытоживание, разъяснение для читателя, слишком прямолинейно выражено, отчего спадает интонация. В остальном написано без технических огрехов, целиком построено на ассонансных рифмах, хорошо, что они не перемежаются точными. Образность, впрочем, выглядит малоинтересной, застывшей, как одна из одинаковых фоток в соцсетях у героини текста, потому что автор применил не самую удачную концепцию для своей работы, называется,"что вижу - то пишу", поэтических приёмов не много, в основном строки заняты прямыми описаниями.

Дата публикации: 14 марта 2017 в 23:38