228
Рубрика: литература

ПРЕКРАСНЫЙ ДЕТСКИЙ МИР

 

 Третий раз в мое поле зрения попадают сборники произведений, написанные о детях. И на этот раз они для детей. В десятом номере журнала «Октябрь» за 2016 год опубликованы стихи и прозаические произведения, общая тематика которых обозначена сочетанием «детское чтение для взрослых».  Оттого, что я уже столкнулся с подобными отсылками, меня это сочетание несколько напрягает. Но в этот раз все обошлось, и даже порадовало.

Начну со стихов. Скажу сразу, стихи мне понравились все. Открывается журнал прекрасным набором стихотворений Маши Рупасовой с оригинальным названием подборки «Я люблю тебя крапива…» Такую строчку мы находим в стихотворении автора «Деревенская крапива». Но первым помещено стихотворение с простым названием «Дедушка». И с первых строк нас захватывает удивительный мир автора. Судите сами:

«Дедушка!

Ты гдедушка?

Потерялся, что ли, ты?!

Я ищу тебя,

Грущу,

Вижу – грядки

Политы.»

Даже названия некоторых стихотворений уже привлекают: «Мышкина песенка», «Вальс ночных фонарей», «Луговые травы», «Где растут бабули». И возникают в голове самые светлые образы маленького героя, познающего мир. Вот лишь несколько примеров:

 

Вечер с папой:

«Два

Веселых близнеца,

Одинаковых с лица,

Бодро ползали по дому

В тщетных

Поисках

Отца».

 

Луговые травы

«Луговые травы!

Травы,

Вы не правы.

Зачем вы увядаете

И землю

Покидаете?»

 

Муся заболела

«У меня

Болит собака.

Мама вызвала врача.

Скоро он

Придет из мрака,

По ступеням топоча».

 

Это только маленькие цитатки из стихотворений, а полное их содержание завораживает.

В неспешном течении времени стихов Маши Рупасовой проходит день малыша, наполненный радостью, приключениями, забавными словообразованиями ребенка.

Совсем другой язык мы видим в стихах Михаила Есеновского. Более «взрослый» язык, современные реалии в наборе стихотворений автора «Черепаха в папахе». Здесь все более воинственно, по-мужски жестко, слова мудреные, наполовину непонятные, но такие таинственные. И весь разговор ведется от лица той самой черепахи, которая

«В пыльном шкафу среди мусора вороха

то ли прадеда, то ли деда

откопала папаху, пропахшую порохом,

и еще машину «Победа».

Героиня стихов Марины Номоконовой хочет завести себе слона, но как-то в течение стихотворения это желание кардинально меняется. Входная дверь из другого стихотворения автора, возмутившись огромным количеством людей, решает, что она теперь выходная.

А Чудовищное чудовище Анастасии Строкиной пугает людей и поедает мошек, белок, червячков. И никто его не любит, «кроме только меня», признается герой стихотворения. А в доме номер два живет ушастая сова. А сколько у нее дел!

«И запах дождевой земли,

И первый снег, и луч,

И будет в доме хвойный лес,

И будет лес дремуч.

 

Все потому, что иногда

Внутри живет Сова.

Внутри тебя, внутри меня,

В квартире номер два».

 

Если стихи авторов этого номера описывают жизнебытование маленьких обитателей мира, то рассказы и отрывки из более крупных форм прозаических произведений, дают представление о внутреннем, богатом мыслями и эмоциями, мире подростков. И рассчитан номер на читателя 12+.

И эти рассказы заставляют по-новому взглянуть на сегодняшнего подростка.

Мудрые сказки Керен Климовски, наполненные философским смыслом, говорят об обыденных вроде бы вещах, но после их прочтения остается мысль, что человек сам в ответе за свои поступки, мысли, мечты и желания.

Совсем противоположное настроение возникает при чтении сказок Светланы Лавровой. В ее наборе маленьких сказок, имеющих общее название «Встречи рыжих в полете» и подзаголовок «бредовинки с моралью», летают все, кому не лень, и коты, и апельсины, и ведьма не метле, и комета и многие другие обитатели воздушного пространства, о которых мы даже и не подозреваем. А объединяются все сказки одним персонажем. Это рыжий кот Ваха. И завершается последняя сказка очень символично. Рыжий кот Ваха, который строит на небе заборы, чтоб никто в его пределы не залетал, встречает Летучую собаку Бобика из созвездия Гончьих псов. Но неожиданно приходит к выводу:

«– Не буду на небе забор ставить. Вишь выдумал – небо перегораживать. Небо – оно для всех. Кто хочет, конечно.

МОРАЛЬ: Хотите! И небо ваше!»

И эта мораль является венцом не только этой сказки, но всего собрания сказок автора.

Любопытна и во многом поучительна идея рассказа Анны Игнатовой «Калейдоскоп». Почаще надо давать детям читать такие рассказы. Все может выполнить калейдоскоп, изменить реальность, стоит только повернуть его вокруг оси, и картина мира изменится. Но самое важное заключается в другом. Все, что мы изменяем с помощью магических предметов, несет в себе угрозу изменения мира не в лучшую сторону. И за это надо нести ответственность.

Каким важным является образ наставника, мы понимаем, когда прочтем рассказ Анны Радзивилл «Цветок волшебный». Героиня воспринимает рояль как живое существо. В поселке открывается новый клуб, и там, по словам героини, «я впервые встретилась с роялем, единственным в нашем поселке». И открытая клавиатура рояля тоже воспринимается неоднозначно. «Я подошла и храбро положила ему руку прямо в пасть». Любопытно, что отношение к роялю меняется у героини в зависимости от ее отношения к делу и к людям, ее окружающим. Трудности постижения музграмоты вызвали ненависть к роялю, чуткое душевное отношение к ней учителя музыки передалось и в ее отношении к инструменту. «С роялем я все-таки справилась. Сама.» В этом чувствуется настойчивость героини, определенный твердый характер. Но стоило учителю заболеть, а потом и умереть, как инструмент стал ей не нужен. Другая учительница музыки не смогла заменить невосполнимую потерю друга. И рояль стал чужим, потерял свою привлекательность.

Еще один рассказ привлек внимание своей злободневностью. Рассказ Александра Феденко «Кирпич» ведется от лица девочки, которой не позволяют завести никакого домашнего питомца. Мир взрослых настолько жесток и закрыт для ребенка, что девочке приходит мысль выйти на улицу и там найти себе друга. И она находит… кирпич. Приносит его в дом, как маленького котенка, поит молоком, разговаривает с ним, укладывает его на свою подушку, и сразу засыпает беззаботным детским сном.

Почти фантастическая история становится похожа на быль в самом конце, когда папа в порыве ярости выбрасывает кирпич из дома в окно. «Сердце Кати оторвалось и полетело в бесконечную, бездонную пропасть». Одним необдуманным поступком отец теряет дочь. Катя собирает осколки кирпича и бежит из дома.

«Девочка, с крепко прижимаемой к груди ношей, села в поезд.

Некоторые из людей замечали ее, удивлялись, что такая маленькая девочка едет одна, порывались заговорить с ней, распросить или даже помочь. Но подойдя и заглянув в ее глаза, поспешно уходили прочь».

Поучая, не разрушайте мир ребенка раньше времени. Дайте ему насладиться коротким мигом детства. Это мир волшебства, радости и удивительных приключений. И таким мы видим этот мир в журнале, посвященном детскому чтению для взрослых.

Этот номер журнала читать надо и детям и взрослым!

 

 

Дата публикации: 06 апреля 2017 в 22:19