69

События жизни получают свое отражение в процессе написания рассказа или романа. Бытует мнение, что литература должна отражать реальные события жизни. Верно ли, что в книге все должно происходить так, как в жизни?

Существует событие, и сразу после появляются его очевидцы, которые начинают трактовать событие так, как им удобно. Причем, каждый по-своему. Субъективно. Порой подходят к трактовке с совершенно противоположных позиций. У нас академическая наука история имеет варианты трактовок событий. Учебники пишутся для школ и ВУЗов, вдалбливают эти «знания» в головы учеников, не заботясь о правильности преподнесенной информации.

В романе, как художественном произведении, все сложнее и проще одновременно.

Если я беру событие / ряд событий, свидетелем которых был сам, описываю место действия и людей, играющих в событии некие роли, я имею конкретное место и время, имею свою историю развития событий, имею материал, на который опираюсь.

Артур Хейли, поработавший в отеле или в аэропорту, написал романы, события которых происходят в отеле, в аэропорту. И называет он свои романы одним конкретным словом: «Аэропорт», «Отель».

Так и у меня в романе «Филармония» действие происходит в этом заведении, у меня лично имеется опыт работы там в течение семи лет.

И вот тут кроется та самая ловушка, которой я поначалу боялся, но все-таки решился написать эту книгу. О чем я? Место и время действия романа показаны так, как они соответствовали исторической действительности. Большая часть людей взята оттуда. Им присвоены новые имена, узнать их человеку незнакомому с конкретными работниками филармонии будет сложно. Но события, которые я описывал, в романе развиваются совершенно не так, как это было в жизни. Все вроде бы так же. И не так.

Любопытно, когда я задумывал свой роман, хотел описать события всех семи лет работы в филармонии. Но закончен роман, и содержит он события лишь одного года, которые в жизни происходили в течение двух лет. Время жизненного пространства в романе трансформируется. Осталась гора материала, чтобы написать продолжение.

Еще один аналог приведу здесь. Сергей Довлатов создавал свою литературную реальность, как бы описывая реальные события своей жизни. Но это мистификация. Все было и так и не так. Написано очень реально, слишком реально. Поэтому кажется не совсем правдой.

 

Существует две реальности: исторически обусловленная действительность и отраженная реальность в литературе. Они могут иметь пересечения, но они не идентичны.

Дата публикации: 27 октября 2017 в 01:25