354
Рубрика: литература

Вчера мне сказали, что рифмую я квадратами, и дело это настолько скверное, что надо навсегда о нём забыть. Естественно, я стала гуглить, потому что квадратная рифмовка в моём представлении – это abcd abcd, которой я никогда не пользовалась, а несчастные квадраты были обнаружены в текстах со смежной рифмой (aabb). Довольно быстро отыскалась подходящая статья, прояснившая, откуда ноги растут.

«Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять». 

С традициями рэп-баттлов я не знакома вовсе, потому статья показалась любопытной. В первую очередь приведёнными примерами.

С уже существующим понятийным аппаратом автор/авторы запариваться не стали и предложили свои обозначения – и вот это изобретение велосипеда порой вызывало вопросы, а порой забавляло. Например, считать квадратом только грамматическую точную рифму или любую смежную точную? «Квадратные разбиения», на примере «сосна – со сна», «доводы – до воды» или «пистолет – спи сто лет», «которые ничем не лучше квадратов в чистом виде», - почему нельзя было назвать их каламбурными рифмами? Открываем словарь Квятковского и наблюдаем примеры не хуже: «по калачу – поколочу», «нерадив – не родив», «скалам бурым – с каламбуром» и, конечно, «стихия – стихи я».

Не знаю, насколько распространена приведённая ниже классификация в среде участников баттлов, но если бы кто-то приблизил её к давно имеющейся понятийной базе или обосновал необходимость отдельной системы терминов, то это было бы логичнее, на мой взгляд, чем топтаться посередине. Ну или чётче, что ли, доносили бы до начинающих авторов, что в поэзии рифмы тоже были, и даже составные, и ассонансные, и много всего уже было в письменной культуре. И что даже квадраты поживут ещё малость.

 

Текст статьи с сайта rapforce.net

Автор: 15-183-2 

 

Мой словарик рифмы version 2.0 

1) Глагольная рифма 
Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем. 

Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм. 

Примеры: 

«Кто на лавочке сидел, 
Кто на улицу глядел, 
Толя пел, Борис молчал, 
Николай ногой качал.» © Михалков 

«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались, 
И мы ужасно испугались» © Гуф 

2) Квадратная рифма 
Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять. 

а) Стандартный квадрат 

Пример: 

«В архиве 15-й психиатрической больницы 
Его история болезни - 183 страницы. 
И раз в 2 года он, как по инструкции, 
Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф 

б) Видоизмененный квадрат 
Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями. 

Примеры: 

«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы. 
Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф 

«И молвит грозно, не бойся быть раненым , 
Научись ждать, воля должна быть каменной.» © Грот и 25/17 

в) Квадрат типа наречие-прилагательное 
Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп. 

*** 

Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем. 

3) Акцентная/на созвучия 
Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога. 

а) Точная 
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог. 

б) Неточная 
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов. 

Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое. 

а.1) на один слог 

«жду=шнур» © Oxxxymiron 
«крах=знак» © Oxxxymiron 

а.2) на два слога 

«Короб=порох» © Oxxxymiron 
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron 

а.3) на три слога 

«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron 
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron 
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron 

а.4) более, чем на три слога 

«задевает=Страдивари» © 
«попиарьте=Мориарти» © Oxxxymiron 
«Себестоимость=перестроилось» © Sieg_Wanez 

в) На шипящие 
В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы. 

Пример: 

«Ведь, как же вам передать это чувство, 
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал. 
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron 

г) Рифмы типа "ться=ца" 
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен. Примерами могут служить сотни конкретных случаев: постараться=парарацци, околица=уколется и другие. 

*** 

Теперь мы перейдем к разным типам сложной рифмовки, то есть той, к которой нужно стремиться. 

4) Внутренняя рифма 
Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько - в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы. 

а) Обычная внутренняя 
Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце. 

«Твой номер - вечно второй, как на спине у Мальдини 
Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма "Полтинник"» © 

б) Двойная внутренняя 
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например: 

«Не следуй за мной по стопам, я - вечный аутсайдер, 
Моя цель - спалить космос дотла, а не речка да усадьба» © Oxxxymiron 

в) Множественная внутренняя 
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм. В противном случае (если рифмуются все слова, но по одному) – см. пункт 9. 

«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду, 
Крест на горбу, бегство - табу, неизвестно кому 
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron 

«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал, 
В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» © Oxxxymiron 

5) Начальная рифма 
Разные люди называют такой способ рифмовки по-разному, мы же давайте остановимся на термине «начальная рифма». Суть в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться исключительно на конце, а третья будет содержать рифму относительно концов двух предыдущих строк в начале. 

Например: 

«Не до сна - мне шлют куплеты в скайп - метаспам, 
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм - Герострат, 
Мне насрать, вам уходить с фарватера пора...» © Oxxxymiron 

«От лобстеров и кокса на подносах и до гоп-стопа, 
За просто так, ойстерку, по посткодам на кроссах» © Oxxxymiron 

Примеры не идеальные, т.к. много лишних смущающих рифм. Но точные примеры данного вида рифмовки, не импровизируя, найти довольно сложно. 

6) Двойная рифма/даблраймы 
Вот, пожалуй, мы и подошли к основному и самому популярному виду сложной рифмы. На баттлах двойные рифмы всегда пользовались успехом. Придумывать их не так уж и сложно, при этом вполне можно сохранить смысл. А звучат они отлично как при простом прочтении чужого текста судьей, так и в аудио. Одним словом, рифма на все времена. 
При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. Чем она больше – тем объемнее и лучше. Здесь я приведу не идеальные примеры, но без разбиений и прочих факторов, осложняющих восприятие. 

Примеры: 

«Но не бойтесь, все очень цивильно, 
Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» © Oxxxymiron 

"Тренировочные штаны, airmax, ножик - 
Здесь чужаков любой подросток поиметь может" © Oxxxymiron 

«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет, 
Но наша пара - как будто вошел в дельфинарий Цербер» © 

7) Тройная рифма/триплраймы 
Этот вид рифмовки уже из разряда элитных. Более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы. В случае триплрайма рифмуются не два, а три последних слова в строке. Такие примеры редко встретишь у популярных исполнителей, но все же. 

Примеры: 

«Всё, о чём ты наслышан, правильно, вроде, да только 
Твой Лондон ограничен папиным полем для гольфа.» © Oxxxymiron 

«Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей, 
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей» © Oxxxymiron 

Все типы рифмовки, где рифмуются более трех слов, но не являющиеся полнострочной, принято называть рифмой на пол-строки или недопанторифмой . 

8) Полнострочная рифмовка/панторифма 
Это общепринято самая сложная и престижная рифма. Писать чистой панторифмой могут очень немногие. Чаще всего такая рифма случается вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, обычно превращается в ррр. 
Суть полнострочной рифмовки в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. 


Однако, есть некоторое разделение настоящей панторифмы и полнострочной рифмовки. 
В случае чистой панторифмы все гласные в обеих строках совпадают, т.е. каждая рифма - точная. При полнострочной рифмовке в строчках просто рифмуются все слова, неважно, точно или нет. 
Как вы понимаете, первый вариант в разы сложнее и, следовательно, почетнее. 


Смотрим примеры: 
Чистая панторифма (слог в слог): 

"Водопад в головах. Паковал толпу, 
Подавал катафалк по домам. Тайфун 
Матов атаковал балаган. Дам бунт, 
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!" © Lawanda 

Полнострочная рифмовка: 
«
Годы словно Одиссея по окраинам, 
Город Лондон против всех, часть вторая, ман» © Oxxxymiron 

«
Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба, 
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового» © 

9) Плотная рифмовка 
Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова, или почти все слова в строках должны содержать один и тот же слог, или несколько общих слогов. 

«Мой прогноз - ты проиграешь, бро, и просто пройдешь домой» © 

*** 

На этом заканчиваются виды рифмовки и начинаются приемы рифмовки. 

1) Разбиения 
В принципе, на разбиениях держится половина всех сложных рифм. Это основополагающий прием рифмовки, который, однако, может быть и способом рифмовки сам по себе. Рассмотрим все это подробнее. Разбиения бывают: 

а) Квадратные 
Самые простые разбиения, которые ничем не лучше квадратов в чистом виде. Придумать их просто, и ценности особой они не представляют. 
Примеры: сосна=со сна, доводы= до воды, пистолет=спи сто лет и тп. 

б) Обычные 
Эти разбиения являются самыми популярными, они используются всеми более-менее сильными рифмовщиками и хорошо делают свое дело. 
Разбиение вообще – это прием рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. 

Примеры: 

«канитель=на бите» © Oxxxymiron 

«по садовой=пасодобль» © Oxxxymiron 

«Смоки Мо=покемон» © Oxxxymiron. 

Такие разбиения применяются в двойных и тройных рифмах: 

«Все еще бабла нет, все еще с долгами канитель, 
Все еще в подвале, все еще Парламент на бите» © Oxxxymiron 

«Среди разноголосых толп моя простецкой будет инициатива- 
Концепцию внедряю в жизнь посредством ртути или цианида.» © 

в) Сложные 
Эти разбиения сами по себе могут являться отличной альтернативой сложным рифмам, ибо звучат они просто замечательно. Чтобы писать подобным образом, нужно обладать очень высоким уровнем владения рифмой. 

Примеры: 

«Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален, 
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец» © Oxxxymiron 

«Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты? 
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.» © Oxxxymiron 

"А город пришвартован, плавает на длинном тросе, 
В открытом море кракен хавает авианосец" © Oxxxymiron 

2) Дублирование 
Среди сильных рифмовщиков встречаются те, кто может сделать, как говорится, «из говна конфетку». Именно так можно описать такой прием рифмовки, как дублирование. С первого взгляда, это не более, чем квадраты, порой даже глаголы, и квадратные разбиения. На самом деле, нужно недюжинное мастерство, чтобы сделать дублирование красивым и необычным. Обычно для этого приема используются омонимы (омофоны, омографы, особенно омоформы). Если дублирование проведено не на одно, а на два или более слов, это говорит о наивысшем скиллзе автора. 

Примеры красивого правильного дублирования (столь редкие): 

«Тебя не полюбят, как Эма нация, 
Пацаны, вы не Эм, даже не его эманация. 
Вы мне близки, как будто эмо наци, я 
Должен придумать еще рифму - эмм... она циа- 
нид» © Oxxxymiron 

«Я вам ударом снёс пол-оскала 
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала 
Твоя мамаша себе точно горло полоскала 
После того, как она меня поласкала» © Oxxxymiron 

«Ты перековал мечи на орала, 
Пока твоя маман мою рэпчину орала, 
Её любовь ко мне стала причиной орала..» © Oxxxymiron 

*** 

Надеюсь, мой материал помог кому-то разобраться с интересующими его вопросами. 
Буду очень рад, если после прочтения статьи текстовик найдет для себя мотивацию писать лучше и лучше. 

Спасибо за внимание! 
Не забываем комментировать. 

 

 

Оригинал здесь  

Дата публикации: 22 января 2018 в 18:26