|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1141 |
Спасибо за переход на мой блог. Прошу осилить 9 абзацев размышления, 3 версии сонета и 3 вопроса об этом жанре. Заранее спасибо.
Уважаемые авторы Литкульта! Давно хочу поговорить о сонетах. Этот жанр продолжает волновать меня. Читал теорию о его внутренней сущности, читаю образцы Шекспира. Всё кажется мне интересным и загадочным в сонете. Только он не совсем в духе современности, не в тренде у постмодернистов. Попахивает нафталином.
Что удалось выяснить и в чем хочу разобраться лучше. Отбросим техническую часть вообще. Как вы понимаете предназначение сонета? По каким законам его нужно писать? Что нельзя повторять одно и то же слово даже 2 раза? Что нужно построить композицию по порядку “тезис-антитезис-синтез-вывод”? Так эти правила неоднократно нарушаются, полностью или частично, а сами произведения могут оставаться при этом сонетами. Да и правило использовать в конце строфы точку почти никто последовательно не применяет.
Что действительно важно, на мой взгляд, это отсутствие “воды” (всё — по сути). Возможно, еще некая щепотка романтизма в отношении автора (или ЛГ) к жизни. Сюжетно-эмоциональный перелом ближе к концу. И главное — некий важный или благородный посыл в стихе. Да, нужно сам сок сонета поместить в заключение: в терцеты или дистих. Кстати, по форме мне ближе английский (шекспировский) вариант. Может, потому что проще, может, потому что я его чувствую.
У меня есть желание разобраться и научиться укладывать свои мысли в эту твердую форму. Хотя бы в качестве упражнения. Недавно даже дерзнул написать сонет, который выложил здесь, но он пока остался практически без внимания. Один комментарий и две оценки. Мне важно понимать, получается или нет, куда я движусь. Я же не прошу оды, тег — критика. :) Там есть построение по принципу тезис-антитезис-синтез, есть вывод (немного юмористический) в дистихе и важный посыл. Но, может, что-то не получилось?
Итак, первый вопрос к вам. Как думаете, что такое сонет и как он правильно пишется? Интересует с позиции современности, актуальности. Второй вопрос: что мне удалось и что не удалось в сонете по ссылке? (Можно там на странице). Я догадываюсь, что это не в духе времени, как любой сонет, но я же хотел стилизовать под классиков жанра, а не взрывать мозг.
Теперь задача чуть сложнее. Один знакомый автор недавно прислал мне стихотворение о группе авторов, которые себя чересчур возвышают, но при этом, с его точки зрения, пишут несколько бездушные и заумные стихи, которые не дают ничего ни уму ни сердцу. Мне показалось, что такое мнение имеет право на существование, но его за аргументированные возражения (или за политические стихи — я так и не понял) на этом сайте забанили. Не хочется занимать ничью сторону, но, когда я посмотрел его произведение, мне захотелось его немного облагородить сонетной формой. Ситуация располагала. Наличие посыла. :)
Я не буду приводить первый вариант стихотворения, но напишу сначала свою версию, когда построил сонет по правилам, как сообщение от равного к равному.
Дружеская ода
Техничным авторам дарю стихи,
Вот эти незатейливые строки —
Конструктивизм банальной чепухи,
Унылых мыслей мутные потоки.
А ваши “вирши”?! Дрогнула рука,
На критику услышав “да иди ты!”
Ведь если не подставлена щека,
Раздуты до размеров поп ланиты.
А я подставлю. И дарю “ку-ку”,
В ответ желая слышать “кукареку”.
Ручьем кукушьей лести потеку,
Чтоб не войти в одну и ту же реку.
Теките вы в большие города,
А мне отныне вовсе не туда.
Вот такие примерно мысли у лирического героя, который не считает свои попытки стихосложения шедеврами, но и не согласен с политикой некоторых представителей “авторитетов” и их ценностями. Мысль ЛГ такова: если стихотворение ломает мозг, оно не может приносить эстетическое удовлетворение.
Далее знакомый автор проникся духом сонета и стал уже сочинять разные интерпретации своего обращения именно в этой форме. Они звучат несколько жестче, но я оставляю право высказывать свое мнение в аллегорической форме, если в нем нет оскорблений. Можете поделиться также своими мыслями по этим пробам пера. Это третий и последний мой вопрос-просьба. Вот что получилось:
Авторитеты Литкульта (англ.)
Заглядывают в рот ученики.
В кудахтанье вы, несомненно, доки.
Все, кроме вас, на сайте лопухи,
Аж до размера ж... надули щеки .
Неужто это лучшие стихи?
Бессвязных мыслей вялые потоки,
Конструктивизм бездушной чепухи,
Замученные интеллектом строки!
Курятником возвышенная знать,
Отвергла певчих птиц авторитеты.
Двор только им обязан подражать,
“Ку-ку” и “кукареку” — их куплеты.
И оправдать новаторством нельзя
Ту муть, что сочиняете, “друзья”.
Стихоизделья (фр.)
Все, кроме вас, на сайте лопухи.
Преподаёте "чайникам" уроки.
Познания в поэзии глубоки,
Недаром в рот глядят ученики!
Читаю “безупречные” стихи —
Обрывки мыслей, собранные в блоки.
Десятки баллов собирают строки —
Конструкции бездушной чепухи.
Повергли певчих птиц авторитеты
Постмодернизма скучные поэты —
Курятником возвышенная знать.
Когда в хвосте горят красиво перья,
Бездарные твои стихоизделья
Двор будет восхищённо восхвалять.
У меня всё.
лады, я понял, всё ок)
про «Сонеты на рубашках» еще раз тебе напомню, почитай на досуге, много там интересного действительно. |
Вообще, извини, конечно, ты тут один попытался что-то найти, ответить, дал ссылки на хорошие сонеты современника, помог отвлечься от нафталинного Шекспира. А я как-то так жестко.
Меня выводили из себя критические комментарии без аргументации других авторов (ну типа ты дурак или графоман и т.п.), а ты просто попался под руку. Я, наверное, плохо сформулировал, что хочу не просто получить оценку, а проникнуть в нутро сонета — как теоретическую, так и практическую части. Со второй ты и впрямь неплохо помог. |
а ты сможешь выделить из 3-х последних постов мысли, которые реально смогут помочь? скажем, я в своем понимании сонета на уровне плинтуса, знакомый автор — еще ниже. Вопрос — как эти комменты помочь могут?рад, если чем смог помочь относилось к этому: Спасибо! Вчера увидел в «любимых стихах» первый, начал читать. Кстати, мне показалось, что я понял, для чего ты именно на аудио мне дал ссылку.если это не помощь, то извини. вообще, в блоге были заданы вопросы, на которые я дал ответы. но особых аргументов и намеков на то, что поможет понять дух сонета, не увидел, окромя того, что ты написал раньше, что сонет — этоя привёл конкретные примеры, как, на мой взгляд, должны выглядеть современные сонеты, разместил их в любимых стишках и специально нашёл тебе статью с интересным мнением. ты, вроде как, написал, что понял, а сейчас назад сдаёшь. я понятия не имею, какие ещеособые аргументы тебе нужны. я отвечал потому, что мне этот вопрос был интересен в свое время, а не потому, что хотел что-то доказать. лады, на этом всё о сонетах. ну, я знаю, что ты не особо любишь жёсткие высказывания а ты любишь?по крайней мере, в тактике кнута и пряника я умею использовать обе составляющие. и практика показывает, что лучше разок высказаться жестко (даже жестоко), чтобы донести мысль, чем 158 раз сюсюкать. и знаешь, это работает. Вот моя текущая позиция. Сори.ещё раз: я тут не для того, чтобы кому-то что-то навязать, а только чтобы чем-то поделиться. так что тоже сори, удаляюсь. тем не менее, спасибо за то, что я эту тему освежил в памяти. |
Конечно, 2 месяца еще не прошло, но на ответ я на днях вдохновился. Прозой долго объяснять…
Вкратце. Я благодарен за потраченное время, но особых аргументов и намеков на то, что поможет понять дух сонета, не увидел, окромя того, что ты написал раньше, что сонет — это попытка расширить романтическую лирику до философских рамок. ну, я знаю, что ты не особо любишь жёсткие высказыванияа ты любишь? рад, если чем смог помочьа ты сможешь выделить из 3-х последних постов мысли, которые реально смогут помочь? скажем, я в своем понимании сонета на уровне плинтуса, знакомый автор — еще ниже. Вопрос — как эти комменты помочь могут? Вполне вероятно, что и не стоило бы постить ответ, но обещание есть обещание. Особых иллюзий получить аргументы не питаю, в полемике смысла не вижу. Я уже перегорел с этой темой. Вот моя текущая позиция. Сори. АКРОсонет-сонет-нет Инертен инородный интеллект, Набравший несказанную небрежность. Жокей жопокопытных кляч-калек, Едва елозя, жеребенка режет. Народен нарочитый некроед Единорогов и единоросов. Рагу врагов в обед. И без вопросов. , И хочется ответить в глаз, и лень (Не правда ль, это чувство Вам знакомо?!). Желание бодаться, как олень, Еретиком сгорает от оскомы. Нелеп без аргументов этот спор. Его золу гасить уже не надо. Резона нет с тех пор. Стихи — награда. … |
3.
Далее знакомый автор проникся духом сонета и стал уже сочинять разные интерпретации своего обращения именно в этой форме. Они звучат несколько жестче, но я оставляю право высказывать свое мнение в аллегорической форме, если в нем нет оскорблений. Можете поделиться также своими мыслями по этим пробам пера. Это третий и последний мой вопрос-просьба.ну, я знаю, что ты не особо любишь жёсткие высказывания (как я привык, например, хотя на этом портале когда-то такие слова считались детским лепетом и были просто нормальными, обычными каментами), но Далее знакомый автор проникся духом сонетасудя по этим поделкам — нихера он не проникся. как духом, так и вообще чем-то, связанным с поэзией (не говоря уж о сонетах как огромном пласте этой самой поэзии, тут бы научиться писать что-то толковое вообще, в принципе). Авторитеты Литкульта (англ.)как по мне, это всё напоминает мелкие детсадовские обидки Пети на Машу за то, что на пляжУ она топнула ножкой и сломала его пасочку. от творчества здесь нет абсолютно нихера. по большому счёту, сказать больше нечего, ответ на третий вопрос вытекает из первых двух) получит в подарок сонет с персональным посвящением. Ну, или порошок — на выборхде мой сонет/пирожок?! шучу, пусть дружеский прикол будет, лады?) на самом деле — рад, если чем смог помочь. обещаю ждать ответа столько же, как минимум, сколько ты ждал моего) |
2.
Второй вопрос: что мне удалось и что не удалось в сонете по ссылке?ты уже и сам всё сказал, но буду краток: только финал более или менее интересен, но и то — в контексте стихотворения. от сонета тут только форма, но какой смысл вообще облекать в сонетную форму такого рода содержание? отвечу — никакого. «Мой голос тих» — вот эта фраза при чтении может показаться простым позиционированием. Но при прослушивании понимаешь, что это не так, что это мироощущение.да, к тому же это начало венка, соответственно — начало ключа/магистрала. хотел завернуть «телегу» о венках, но вычеркнул, ибо венок — гораздо более сложная ступень, конечно же. мы о другом. у Калугина во многих вещах именно грамотная стилизация. можно сколь угодно долго спорить о том, нужно ли ставить её во главе угла, но, как мне кажется, восприятие самой поэзии совпало с мировосприятием автора на тот период времени. первый венок был написан в 90-м (может, раньше, вообще, даты +/-, копайся, если что), в 92-м — Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу (это никак не о сонетах, но речь о стилизации). и, как мне кажется, в "«Ондатре стилизация как раз смогла реализоваться в полной мере у него, тесно было в рамках именно классического сонета. теперь насчёт второго венка Второй… Я понял. Я всё понял.у меня к нему вообще двойственное отношение. не хотелось бы говорить фразами типа „мастерство не пропьёшь“ и тэдэ, это слишком узко. но мне показалось, что тут, конечно, дань себе (он давно говорил, что пишет второй), но в большей степени — дань читателям. то есть, речь не о том, что второй венок был создан потому, что читатели/слушатели требовали. речь о том, что, с моей точки зрения, работа гораздо натужнее, нежели первая (ну 20 лет с копейками разница, как ни крути). т.е. мне кажется, что он рановато таки его выпустил. и нет до сих пор студийной записи, да и качественного аудио тоже нет. возможно, будет правка или венок вообще останется как есть, хер его знает. С поэзией завязываю. С писательством, не с чтением. :)да не надо завязывать. если чувствуешь, что на данном этапе это — не твоё, то приостановись. потом само придёт) Вот как у него это получилось? Как 2 венка сонетов заменили тысячи тонн текста теоретических раскладов? Я всегда думал, что для постижения поэтических законов надо читать хорошие примеры и теорию где-то 50 на 50 %. Но изменил свое мнение.ну, его частенько приглашают судить, в т.ч. и в последнем конкурсе (забыл, как называется, крупный такой)), где он отметил стихо Кати-Души. вообще, я сам любитель считать в процентах, но сейчас я бы сказал — 70 на 30) |
не прошло и полгода) ну теперь есть нормальный инет и можно не клоцать с телефона. спасибо тебе, что прочёл и вкурил) давай теперь по второму вопросу хотя ты уже всё понял. скопипащу сюда каменты отсюда litcult.ru/blog/19938
Lirik83 и отсюда litcult.ru/lyrics.ljubimie-stihi/3016 Lirik83а следующим каментом постараюсь собрать всё это, чтобы ответить на второй вопрос. |
Забыл ответить, прости.
сонет изначально был формой как раз для любовной лирики и первоначальная его эволюция как раз и состояла в том, чтобы выйти за за эти рамки и расширить их до философских, социальных, пейзажных и т.д. это смысловая составляющая.Спасибо за эти мысли. То ли я туп, то ли гуглить не умею, но мне по запросам попадается всякая ерунда по уровню просветленности не превышающая википедию, а ты концентрировал тут важные моменты в нескольких словах. Хвала за это. До Бродского и Сапгира не дошел, спасибо за ссылку, иду. |
1.
Итак, первый вопрос к вам. Как думаете, что такое сонет и как он правильно пишется? Интересует с позиции современности, актуальностидумаю, что вопрос как раз не имеет смысла без того, что ты спрашивал чуть раньше: Отбросим техническую часть вообще. Как вы понимаете предназначение сонета? По каким законам его нужно писать? Что нельзя повторять одно и то же слово даже 2 раза? Что нужно построить композицию по порядку “тезис-антитезис-синтез-вывод”? Так эти правила неоднократно нарушаются, полностью или частично, а сами произведения могут оставаться при этом сонетами. Да и правило использовать в конце строфы точку почти никто последовательно не применяет.отбросить техническую часть вообще никак не получится, поскольку если бы сонет, как любая твёрдая форма, оставался в своих рамках в современной поэзии, то давно бы умер. но об этом позже. сонет изначально был формой как раз для любовной лирики и первоначальная его эволюция как раз и состояла в том, чтобы выйти за за эти рамки и расширить их до философских, социальных, пейзажных и т.д. это смысловая составляющая. затем сонету стали тесны именно технические рамки. вообще, конечно, в большинстве своём мы можем рассуждать не о классических сонетах, а об их переводах, поскольку в оригинале классические сонеты вообще силлабикой писались. это уже при переводе на русский появился ямб (пятистопный в большинстве случаев), в который их можно было уложить, так сказать, без потери качества) поскольку к силлабике наш слух глух, об этом тоже на портале говорилось. т.е. переводы были адаптированы. а если так — почему бы не писать сонеты, к примеру, хореем, амфибрахием или анапестом? или разностопным ямбом писали еще в конце 18-го века, если не ошибаюсь. разумеется, и другие законы сонета со временем изжили себя в т.ч. на лексическом и образном уровне, на уровне рифмовки. в итоге, хвала богам, мы можем сейчас читать сонеты того же Бродского или Сапгира (ты читал его «Сонеты на рубашках»?). вот одно выложил специально litcult.ru/lyrics.ljubimie-stihi/3015 так что, имхо, в современной поэзии сонет актуален, но только без его законов, грубо говоря — осталось кол-во строк и строф, да и то не всегда. но это и к лучшему. жди ответов на вопрос 2 и 3, если интересно, разумеется) |
посвящение возможно только близкому человеку (любимому или другу)а вдруг кто-то так напишет, что станет близким другом или любимым? Далее в целом согласен, только напомню, что стишата не мои, пытаемся постичь тайну стихосложения, пока всё покрыто мраком. И хотелось бы чуть точнее понимать, как формируется это самое волшебство. а какой здесь благородный посыл? Защитить плохой текст от неких монстров-редакторов?)посыл важный и не очень благородный: «посыл» определенной группы авторов, не всех редакторов, нет, тем более плохой текст защищать цели нет. Вам очень признателен за внимание и потраченное время. |
А насчёт ваших вопросов.
Прочла всё. Скажу пару слов. Сонет — это в первую очередь стихотворение. Просто форма у него есть определённая. Но требования к сонету те же, что и к любому другому стихотворению, а именно: образность, художественность, волшебство) Но если есть форма, то это не значит, что можно любое тесто в неё впихнуть и получить вкусные печеньки. Нет, само тесто должно быть не абы каким. Иначе никто их есть не станет — правильно?) И вы же сами говорите о том, что главное — некий важный или благородный посыл в стихеа какой здесь благородный посыл? Защитить плохой текст от неких монстров-редакторов?) нет, это не благородный посыл, это кухонные разборки, не более, увы(( |
получит в подарок сонет с персональным посвящением. Ну, или порошок — на выборувольте) это не мотивация) посвящение возможно только близкому человеку (любимому или другу), но никак не с бухты-барахты) |
Я утром всё в спешке прочитал, но не отвечал. Если честно, мне бы хотелось, чтобы высказывались по теме блога. Кто-то, кроме Инженера, осилил текст? Или хотя бы 3 фразы, выделенные курсивом?
Если кто осилит текст, пишите. Можно просто по сонетам, т.е. на первый вопрос. Кое-что разъяснила Рен Клод на моей страничке — очень признателен. Всем признателен, но высказывающимся по делу — особенно. Попробую мотивировать: человек, ответивший на все три вопроса (неважно, хвалебно или критически — лучше честно), получит в подарок сонет с персональным посвящением. Ну, или порошок — на выбор. |
Ответила Вам. вроде, по теме под Вашей ссылочкой).
Не боритесь с «авторитетами», лады. Они не короли, а Вы не принц, чтобы во фронду играть. |
привет, Кирилл, интересную тему достал из нафталина, обсуждалась в своё время. щас попробую написать чуток мыслишек, если не успею закончить — то уже на выходных)
|
я не то что рецензию на это не напишу, я даже минус не пойду ставить, лишь бы ненароком не прочитать там слово-другоеСтало быть, держитесь пока? Ни единого словечка там не прочли? Молодца. Чуть не по теме: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Собственно, по теме ничего и не было, так что спасибо и примите месидж. |
Олег, это же ты же?
Я че-то не в теме про программиста, не вкуриваю ничего из происходящего без грибов. Пиши в ЛС, пароль: тук-тук, я Добрый. |
познакомился с женщиной…— и чем же Вы женщину обманули? Боюсь представить, что там у Вас в кровати. Ой-ой, ужас прост, кошмар. Чем же Вы кушаете, если двое суток тошнит? Лечитесь. С теплом! |
«Какое же убожество… Кошмар прост.»
Согласен. Восстание машин, искусственный интеллект. Не знаешь порой с кем переписываешься. Хуже другое, познакомился с женщиной… В кровати обман вскрылся. Тошнило двое суток. Теперь в каждой женщине подвох вижу. Как же мне излечится? Найду этого компьютерного гения. У него спрошу. |
Добров, я Вам открыто скажу — учиться никогда не позно. Учите и Вы пунктуацию родного языка. Добров!)
|
Какое же убожество… Кошмар прост. И Вы ещё кому-то какие-то указания даёте? Думала, прочту что-то интересное, а тут графомания графомана. Уровень — дрянной сайт, дрянные читатели, дрянные тексты. Кирилл Станиславович, стыдно за такой уровень.
|
Здравствуй!
Слышал я, Кирилл, несколько лет назад, один программист научил искусственный интеллект стихи сочинять. Говорят сейчас настолько продвинулся в этом направлении, что побеждает на конкурсах. Программиста все считают классным поэтом. Особенно хорошо у него получаются стихи в современном стиле, где ценятся незапертые рифмы и туманные выражения. И под классику программа выдаёт не плохие перлы. Прямой вопрос: «Не догадываетесь о ком идёт речь? А может это ...?» Я, кое с кем поспорил, что вычислю компьютерного гения. |