0
1130
Рубрика: литература

Здравствуйте, мои дорогие приверженцы копипасты, адепты вырванных из контекста цитат (stpol громко ругаетсо, vn19 требует поздравлений - поздравляем!).

Один философ сказал, что человеку надобно научиться жить в неизвестности. Не знаю, когда именно и при каких обстоятельствах философ это сказал, - думаю, где-то в ожидании результатов - то ли анализов, то ли поэтического блица.
Но человеку жить в неизвестности невыносимо. И невыносимо до такой степени, что он сам, своими собственными руками, создаёт реальность. Так появляются авторы прозы на ЛитКульте. И не все они, заметим, пишут шлак! За три месяца
c небольшим (какой ужас - как здесь слова ни переставляй, и так и эдак звучит скверно и двусмысленно) я смогла нарыть для себя коллекцию аж из восьми рассказов, и с удовольствием с вами делюсь находкой, на случай, если вы прошляпили выдающиеся произведения собратьев по перу. Оговорюсь - порядок совершенно рандомный, по мере вспоминания.

Первая находка - не находка, а целый подарок. О ней я напишу в следующий раз.

Находка номер два: http://litcult.ru/prose/28127, «Макушка лета», автор Михаил Ватолин

Зачем читать: учиться у Михаила задействовать все пять, или даже шесть чувств. Этот текст можно осязать, вдыхать, резать ножом и есть. Судите сами: «синезубые сны высоток, щербинки реклам на лбу города», «десертные шпажки крестами торчат над россыпями праздников». Кто ещё из современников может так «остановиться, оглянуться», всмотреться, не боясь уколоться, в «целебные шипы звёзд»? Это в наше-то время скудных мыслей, обрезанных слов.


Послушаем, что скажет о своем творчестве сам автор:


- наверняка вы читали книгу или смотрели фильм "Рассказ служанки". Что стало
 бы с вами, если бы вам, подобно женщинам в этой антиутопии,  запретили брать в руки книги и ручку, и вообще приближаться к печатному слову?

- Фильм не смотрел, книгу не читал (Как, Карл?). Фактически, любая антиутопия, от Ветхого Завета (Вавилонская башня) и до Приключений Гулливера - всё строится на том, что одним можно знать, а другим запрещено даже пытаться. Наверное, всегда можно заняться тем, чем хочешь. Для этого не нужны разрешения, наоборот, запреты часто приводят к желанию их нарушить. Было бы для кого писать. Я не писал несколько лет после окончания института, и до 13-го года вообще не знал, что есть серьёзная сетевая литература. Так что... Наверное, в чём-то я опоздал. Сейчас сетевая литература вырождается, т. к. мода проходит, а толку от этого увлечения почти нет. Да и люди, успевшие застать "самую читающую нацию в мире" уже повзрослели настолько, что приближаются к "кризису среднего возраста". Какая уж тут сетература? 
С другой стороны - выражать себя можно по разному: Ван Гог был философом, превосходно формулировал свои пожелания, свою программу литературно, и постоянно совершенствовал свои художественные навыки. Думаю, я бы стал художником, хотя рисовать совершенно не умею. Да этого и не нужно - смысл жизни художественных натур в наслаждении миром, в его изучении и обретении, а вовсе не в изображении. Скажу больше - чаще всего художники - бездушные извращенцы, видящие мир не так, как видят его остальные люди. Это большая тема для отдельного разговора, но. если бы мне запретили писать (что, скорее всего, скоро я сам и сделаю), то я займусь фотографией. Я люблю фотографировать, и трачу на это не меньше энергии, чем на написания чего-то.

- что заставляет вас читать прозу других авторов на сайте и что вы в ней ищете и находите?

- Желание найти интересные тексты, желание помочь авторам, если тем нужна помощь. Возможность поделиться полезными знаниями. И, безусловно, возможность чему-то научится у пишущих людей.

- ваша проза во многом поэтична. Как вы думаете, это, скорее, «баг» или несомненное достоинство ваших текстов?
- Задача и прозы и поэзии - наиболее близко приблизится к идеалу, к лаконичности и яркости, к выпуклости повествования/идей при наименьшем количестве воды. Потому проза должна быть поэтична, а поэзия - музыкальна. Стилей у той же поэзии множество.


Находка номер три
http://litcult.ru/prose/28782 «Воронье место», автор Александра Зайцева. Да, текст висит на главной. Но вдруг кто-то принципиально не читает главную.

Зачем читать: Александра смело и, в то же время, тонко пишет о страшном – детской заброшенности, отчужденности, жестокости. В который раз она заставила меня задуматься о том, как это важно, чтобы в жизни ребенка был взрослый, но не только родитель - опосредованный взрослый, тот, кто разглядит ребенка со стороны, услышит и поможет. Родители, особенно мать, общаясь с ребенком, чаще смотрит на него, а не в него (почему глазки красные, голос хриплый, мало ест). И это не вина матери, а беда.

Думаю, вы, как и я, оцените откровенность Александры:

- почему вас привлекают такие, казалось бы, разные темы: рассказы о детях, с одной стороны, и темы жестокости и трагедии, с другой?

- Не выбираю, о чём писать, просто приходит время той или иной истории. У меня два детства: моё собственное прошлое, которое выпрыгивает из-за угла с жуткой гримасой, и взросление моих детей. Сказки, добрые рассказы и повести я пишу для них.

- что для вас писать на эти темы: рефлексия, внутренний «летописец», поиск решения, желание заглянуть «в бездну»?

- Когда рассказываю о неприглядных вещах, не пытаюсь нагнетать, а просто отпускаю их в свободное плавание. Мне пришлось пожить во многих очень разных местах и кучу всего увидеть. В какой-то момент стало ясно, что голова переполнена. Выпускаю осторожно, только начала, но уже становится полегче. И если проза помогает избавляться от событий, обесценивать их, то стихи — прекрасный способ избавиться от злости.


- насколько я знаю, вы увлекаетесь фотографией, и в ваших работах много стоп-кадров. Вы осознанно привносите средства фотохудожника в тексты, или же это происходит само собой?

- Фотография — это не серьёзное увлечение. Я — жадина, хочу положить в карман всё, что вижу вокруг, не задумываясь о художественной ценности снимка. Фотографичность в текстах проскакивает без моего ведома, сама собой. Пусть будет)

Находка номер четыре http://litcult.ru/prose/28823 «Игра в ассоциации», автор Павел Недоступов

Зачем читать: главный герой рассказа говорит о себе «тихий псих». Мне очень радостно за вас, если вы не узнали в нем себя, а я так узнала сразу и безоговорочно. А ещё автор интересно перемежает сюжетную часть с рефлексией и разговорами ни о чём, а это ни о чём и есть всё. Автор, да плюньте вы на сюжет!

Павел открыт и легко идет на контакт, и это радует:

 — в рассказе, который мне понравился, есть один нюанс: кажется, что вы писали долго, наслаждаясь самим процессом, пока вам не пришло в голову, что пора бы и закончить. К тому моменту вы, возможно, утратили к нему интерес, потому что высказали всё, что было важно, а сюжетная канва пусть бы вязала себя сама. Поэтому концовка вышла будто бы написанной много позже и «от балды». Хотелось бы услышать ваше мнение.

- Если речь идёт об игре в ассоциации, то изначально это были два рассказа. Но по настроению очень схожи. Поэтому я их соединил. Может и зря, кстати. Потому, наверное, складывается такое впечатление. 

— что вас увлекает так же сильно, как писательство? 

- Так же сильно меня увлекает читательство и смотрительство хорошего кино. А ещё очень люблю катать на веле. А ещё люблю пить. Алкоголик я. 

— считаете ли вы, что графоманию можно причислить к разряду тяжёлых наркотиков?
 

- Графомания… хм… для кого-то это действительно наркотик. Меня поражают люди, у которых по 90 рассказов написано. Я так не могу. Для меня это адский труд. Очень тяжёлая необходимость. Как-то так.


Находка номер пять
http://litcult.ru/prose/28373 «Послевкусие», автор Татьяна Веткина

Зачем читать: если вы всё еще мучаетесь от жары в душном офисе, зайдите сюда. Вспомните свой курортный роман. «Банально». О нет! Татьяна смогла создать «отпускную» атмосферу умно, красиво, аккуратными, деликатными мазками. У этой новеллы «вкус моря – вечный и одновременно свежий, простой и не поддающийся объяснению.». И долгое послевкусие. Не хочется портить впечатление неуместными комментариями, потому уводим автора немного в сторону:

— Что вы в целом думаете о сложившейся в сети системе, когда «и жук и жаба» может предлагать коррективы в ваш текст, и мнения других не могут не влиять на всеобщее восприятие?

— Здесь затронуто, по-моему, два разных вопроса. Мнение других — это нормально и порой полезно, хотя порой бывает и несправедливо, и обидно, во всяком случае заставляет что-то менять. Что имеется в виду под коррективами? Какие-то мелкие поправки в рамки критики вполне укладываются, опять же все зависит от уровня квалификации, скажем так, и доброжелательности тона. Собственно, как и в критике вообще. 

— поменяли бы вы что-нибудь в произведениях признанных классиков? Если да, то в каких и что конкретно?
— классиков я бы тревожить не стала… Вообще к идее фанфиков отношусь настороженно, несмотря на какие-то удачные примеры. На мой взгляд, поскольку от стиля и языка автора никуда не денешься, во всем этом неизбежен элемент если не пародийности, то уж подражательства — обязательно.

— читатели были настолько не удовлетворены тем, как Ретт Батлер расстался со Скарлетт, что была написана как минимум одна версия продолжения (ужасная, к слову). Кому вы доверили бы написать продолжение вашей истории? 

— из скромности скажу, что вряд ли сотворила нечто достойное продолжения…

 

Находка номер шесть http://litcult.ru/prose/28323 «Долго идти кораблю», автор nele (Сашка Шалашова).

Зачем читать: автор берёт за руку и аккуратно ведёт: от дома к парку, из прошлое в настоящее, из детства в грустную взрослость. И каждый на пути важен, и каждого можно и нужно хоть немножко любить. И вроде «нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели», но всё-таки нужно. Только тогда «корабль идёт в сторону хорошую».

nele весьма лаконична:

- ваши герои настолько живые, как будто вы с ними только что чай пили. Пили?

- Нет, не пила. А если пила, то точно не чай.

- есть ли у вас ощущение, что вы пишете не в полную силу, что есть еще что-то «недокопанное»?

- Я стараюсь всегда расти над собой.

- кто ваш самый отрезвляющий критик?

- Голос давно умершего мастера из Литинститута в голове.

 

Почему мне запомнились именно эти тексты? Очень просто - интерес у меня потребительский. Если мне текст по душе, если мне хочется сесть с автором на кухне и поговорить о написанном, если автор немного приоткрыл своё личико - я его хочу. Этот текст. 

С задних рядов подсказывают, что у меня плохо с математикой, потому что заявлено восемь текстов, а в итоге пять.

А вы следите за руками.

Дата публикации: 20 июля 2018 в 22:16