192
Рубрика: литература

Оно отличается от высокого фэнтези, но это не значит, что у его авторов плохая фантазия.

В англоязычных странах очень распространено деление фэнтези на высокое (high fantasy) и низкое (low fantasy). Однако для русского языка такие названия жанров кажутся не просто непонятными, но ещё и странноватыми. Низкое фэнтези - оно какое? Ниже чего? Ниже плинтуса? Это ругательный термин или как?

На самом деле в таком разделении нет ничего обидного. Слово "низкий" здесь употреблено в контексте "мало". В низком фэнтези мало фэнтези, то есть мало эльфов, гномов, заклинаний и прочих волшебно-фантастических штук.

Чтобы нам было понятнее, как такое возможно, давайте посмотрим на главные отличия низкого фэнтези от высокого.

1. Место действия

Не ждите здесь никакого Средиземья. Даже если дело происходит в выдуманной стране с труднопроизносимым названием, она скорее всего будет похожа на наше Средневековье или какую-нибудь эпоху стимпанка, но точно не сочинённый с нуля волшебный мир, под завязку набитый подробностями о тамошней магической истории с географией. Авторы низкого фэнтези скорее додумывают уже существующий, известный нам мир, чем придумывают свой.

2. Персонажи

В низком фэнтези правят люди. Эти миры населены в основном (или даже исключительно) людьми, а не обычной толкиновской смесью эльфов, гномов и прочих чудных гуманоидов.

3. Магия

В высоком фэнтези она играет очень значимую роль, но в низком её проявления редки или вообще отсутствуют. Это щепотка волшебства в качестве специи, не более того.

4. Волшебные существа

Всякая мифология вроде драконов и демонов либо сведена к роли домашней живности, либо вообще отсутствует.

5. Центр сюжета

В низком фэнтези больше внимания уделяется выживанию и страданиям одного или нескольких людей, чем спасению всего мира. Если уж какой-то злодейский правитель решил в низком фэнтези спереть жутко крутой магический артефакт, то это значит, что он всего лишь захотел сделать себя любимого бессмертным, но никак не призвать себе на службу легионы всякой нечисти и с её помощью завоевать мир. Иногда злодей может повоевать с соседями за землю и ресурсы, но это максимум.

6. Оттенки серого

Высокое фэнтези обычно делит всё и всех строго на чёрное и белое. Есть герои и есть злодеи, и у каждого есть своя непоколебимая идея. Персонажи низкого фэнтези обычно серые - их мораль сложнее и многограннее, они могут переходить из условных "орков" в положительных "принцев".

7. Герои

Как правило, это обычные люди, в какой-то момент просто взявшиеся за конкретное дело, но не великие избранные герои, которых очень любит высокое фэнтези.

Вот вам для примера несколько самых знаменитых представителей низкого фэнтези в разных жанрах искусства.
(Имейте в виду, что даже знатоки жанра порой спорят, относится ли конкретное произведение к низкому фэнтези или, например, к магическому реализму. А может, это городское фэнтези?)

Книги

Харуки Мураками "Хроники Заводной птицы"

История начинается с пропавшего кота, а дальше следует привычным для Мураками слегка волшебным путём - герой попадает к ясновидящим, получает сообщение из прошлого, размышляет о вечности, сидя на дне колодца, а потом возвращается в мир, который кажется ему иным, изменившимся до неузнаваемости. Почти любой Мураками (если только это не его однофамилец по имени Рю) - это низкое фэнтези.

Нил Гейман "Звёздная пыль" (и одноимённый фильм)

Странно, да? Но на самом деле эта история не тянет на настоящую героику. Молодой человек, безответно влюблённый в деревенскую красавицу, готов на всё, лишь бы завоевать её сердце, то есть озабочен сугубо личными проблемами. Он отправляется на поиски упавшей звезды и переживает некоторое количество приключений. Все волшебные элементы тут скорее выполняют роль метафор. Например, каменная стена вокруг города Тристана - это порог "зоны комфорта", который каждому из нас необходимо пересечь, чтобы найти в своей жизни нечто большее.

Дэвид Митчелл "Облачный атлас" (и одноимённый фильм)

Несколько поколений обнаруживают связи с людьми прошлого. Композитор, нотариус, революционерка, просто случайный человек - все они открывают друг друга в музыкальных нотах, в историях и мифах и помогают друг другу по мере того, как судьба человечества движется к новым звёздам. Если вы не видели хотя бы фильм, то многое потеряли.

Также к низкому фэнтези относят: "Хроники Чёрного отряда" Глена Кука, "Сагу о живых кораблях" Робин Хобб, "Первый закон" Джо Аберкромби и даже "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина. Как видим, низкое фэнтези довольно часто пересекается с "тёмным фэнтези".

Мультфильмы

Как приручить дракона

Несмотря на наличие большого числа крылатых рептилий, это низкое фэнтези. В сюжете очень мало реальной магии, а драконы показаны как просто ещё один вид животных, которых люди могут приручить и одомашнить.

Мулан

История о девушке из Древнего Китая, которая отправилась служить в армию под видом мужчины, могла бы считаться героическим фэнтези, если бы главная героиня не была самой обычной девушкой, не наделённой никакими особенными способностями. Да, здесь есть волшебные элементы, вроде маленького говорящего дракончика и духов предков, но это скорее лёгкий привкус, чем основной вкус.

Рапунцель: Запутанная история

Единственная волшебная вещь здесь - это волосы Рапунцель. Кое-какие животные чуть умнее, чем в реальности, но в основном это история о людях, которые ищут себя. Главная злодейка тут вроде бы ведьма, но у неё, кажется, нет никаких сил, кроме знания о том, как активировать магию волос Рапунцель.

Фильмы

Пираты Карибского моря: Проклятие "Чёрной жемчужины"

В отличие от многочисленных продолжений, первый фильм этой серии был самым настоящим низким фэнтези. Единственное проявление магии здесь - это проклятие, которое сделало пиратов бессмертными. Сюжет заключался в том, чтобы спасти от пиратов одну конкретную девушку, а целью злодеев было просто разрушить проклятие. Сиквелы уже пустились во все тяжкие и полезли в мир морских чудовищ, древних богинь и русалок. Вот почему нам кажется, что первый фильм какой-то другой - это был совсем другой жанр.

Сериал "Зачарованные"

Он начинался именно как низкое фэнтези. У трёх сестёр-ведьмочек были самые минимальные магические способности - видеть будущее, замораживать время и перемещать предметы. Сюжет заключался в том, чтобы не дать монстру причинить вред невинным людям. Сёстры также пытались совмещать свои занятия с личной жизнью. В более поздних сезонах их враги начали становиться более мощными, а история плавно перетекла в героическое фэнтези.

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" (2003)

Сериал "Сверхъестественное"

Его главные герои - два брата, оба люди, которые охотятся на демонов и монстров, скрывающихся в реальном мире. В более поздних сезонах история также стала тяготеть к эпическому фэнтези.

Дата публикации: 30 ноября 2018 в 09:08