|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
795 |
Итак, стих и проза. Что нам известно о них?
Стих – субъективен и выражает (почти всегда) мысли, чувства, переживания самого автора. Его точку зрения, видение мира, принципы, жизненную позицию, а также раскрывает нам –посредством главного героя- определенные стороны его личности, как сильные, так и слабые, как положительные, так и не очень.
Проза – иное. В прозаических произведениях, поступки, мысли, действия главных героев далеко не всегда совпадают с личной позицией автора. Последний выступает здесь скорее, как некий посредник, между своими героями и читателем, как кукловод, жонглирующий своими арлекинами и коломбинами, сам при этом оставаясь в тени.
Симпатичны ли они ему? Вызывают ли жалость, омерзение, страх?
Об этом автор – молчок. Пусть читатель сам судит и делает выводы.
Поэт, наоборот, каждой строчкой, каждой рифмой, словно бьет себя в грудь и кричит: это я! Я!
Поэт - больший эгоист, чем прозаик. Больше всех поэтов на свете он (в тайне конечно) любит самого себя, хоть и не отказывает в снисхождении другим известным мировым гениям. Однако, не торопитесь бросать в поэта камни! При всем своем самолюбовании, при всем эгоизме и эгоцентризме, поэт, в самоотверженности своей перерастает прозаика, способный, если придется, пойти за свои убеждения в ссылку, в тюрьму, а порой и на эшафот…
Поэзия всегда сжата, всегда сконцентрирована, всегда более эмоциональна нежели проза.
Ее девиз: «здесь и сейчас», а цель – в максимально лаконичной форме воплотить мысль, идею, чувство, сжав их до состояния антивещества и подвесив на краю пропасти на самом волоске. Вся она, порой, один сплошной натянутый нерв. Помните, у Высоцкого: «поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души»?
Да, ходят. Да, режут. Не всегда конечно, и не по лезвию, но, если пошел…я бы это состояние иначе, чем «гибельный восторг» и не назвал бы.
Прозаик – живет и пишет. Поэт – как пишет, так и живет. Для первого- творчество и личное не разделимы. Для второго – одно целое. Для первого: звезды мигают в голых кронах деревьев. Для второго: он сам – звезда, и дерево, и ночь. И «голый» тоже, в том числе…потому, что чувствует эту ночь, эти звезды, эти деревья не разумом – кожей…
Поэзия – материя накануне Большого взрыва, сжатая в одну неимоверную точку.
Проза – готовая уже, сформировавшаяся Вселенная. Она скорее «после того, как», чем «до того», границы её пространны, коммуникации разветвлены, а возможности шире.
Она то «растекается мыслию по древу, то рыщет серым волком, то орлом сизым воспаряет под облака».
Задачи и прозы, и поэзии одинаковы. Форма изложения – различна. Хотя…разве не способны поспорить прозаические отрывки Толстого, Гоголя или Куприна с самым совершенным стихом, а эпические гекзаметры Гомера, сонеты Шекспира или Пушкинские ямбы – с лучшими образчиками прозы?!
***
Игристое шампанское будоражит кровь.
Но отведавший однажды терпкого тернового джина, вдруг, с радостным удивлением откроет для себя более глубокий, полный и выдержанный вкус.
Отвергнет ли он при этом один напиток в пользу другого? Как знать? Может быть, и нет.
Но, по крайней мере, несомненно поймет, что, само по себе, никакое шампанское не сможет открыть всю вкусовую гамму алкогольных напитков. Что кроме него, есть и будет оставаться, что-то еще, малознакомое, малоизведанное, но такое манящее и притягательное.
Орудующий веслами испытывает мальчишеский задор и бодрость, но, однажды рискнув поставить парус, никогда уже не вернется к веслам. Точнее, вернется, конечно, скуки ради или в мертвый штиль. Или просто захочется «раззудить плечо» и выплеснуть удаль молодецкую. Но заменить ими парус - никогда! Это незаменимо. И незабываемо.
Достаточно попробовать хоть раз…
Так и с прозой. Если поэзию можно сравнить с текущей водой, то проза, это - сам источник с водой, берегами, и окружающим ландшафтом.
Если поэзия будет дорогой, то проза будет – путь; путь, вмещающий в себя не только внешнюю атрибутику, как-то кусты, деревья, верстовые столбы и пыльные лопухи, но и самую ментальную сущность, отношение его к следующему по нему и наоборот.
Так неслучайно, наверное, каждый в свое время, приходят к прозе Пушкин, Гете, Пастернак и многие другие известные поэты.
Очевидно возникает потребность. Очевидно, рано или поздно наступает момент, когда чувствуешь, что хочешь сказать «нечто» такое, что не в силах выразить(передать) привычным стихом. Когда в поисках некой «жемчужинки» вдруг нарываешься на столь великий и неподъемный пласт, пред которым бессильны кирка или лопата.
Здесь нужен уже отбойник, грейдер, а то и целая буровая…
Сколько разбросано провидением по миру подобных жемчужин и так ли уж обязательно для каждого непременно отыскать (или попытаться отыскать) свою?
Оставлю вопрос риторическим. Но ведь можно быть великим поэтом и не единожды не ощутить в себе данной потребности!
Байрон или Шекспир не создали ни одного мало-мальски известного прозаического произведения,однако, и тот, и другой, по праву занимают первые места в ряду великих мировых гениев. О чем это говорит?
Конечно о том, что это им было и не нужно. Ведь ни поэзия, ни проза, не являются конечными абстрактными идеалами, а лишь живыми инструментами, необходимыми для достижения этих идеалов.
Спросим себя: на что ориентирована поэзия? Конечно же на чувства, в первую очередь. Не могу удержаться, чтоб не привести здесь один случай из собственной жизни.
Однажды мне позвонил брат (экономист по образованию и математик по складу ума) и сказал:
-Читаю твои стихи. Скажи…ты разве не знаешь, что жасмин с сиренью цветут не в одно и то же время?
- ???
Брат пояснил. Оказалось, в одном из стихов (достаточно неплохом, самом по себе) были такие строки «…дурман жасмина и сирени из растворенного окна».
Я сначала удивился. Потом согласился. Потом не выдержал:
- Слушай – воскликнул я – а какая, по большому счету, разница? Не все ли равно? Был бы стих хорош…
Но для брата - разница была. По аналитическому складу ума своего он, как всегда, в первую очередь пытался «алгеброй гармонию поверить». Вот это-то временное несоответствие (из жизни нашей отечественной флоры) и послужило для него пресловутым сучком-задоринкой который, волей-неволей «спотыкнул» его, помешав в полной мере насладиться всеми красотами стиха.
К чему это я рассказываю? Сам не знаю. Наверное, к тому, чтобы отметить – то, что прощается в поэзии, не прощается в прозе. Поскольку проза (не жвачка, а настоящая проза) предполагает умного читателя, надеясь на то, что он, читатель, вполне поверит пишущему; его мыслям, душе, сюжету. Точнее, не только поверит, но и согласится с ним.
Иными словами - станет как бы продолжением писателя...
Еще одна характерная особенность которую нельзя не привести – трактовка.
Любые не конкретные строки любого конкретного стиха (а то и весь стих, в целом) при желании, всегда можно трактовать, так сказать, в «меру своей распущенности», т.е. в меру воображения. Вот, пример (орфография и пунктуация сохранены).
Даниил Хармс
«Гахи глели на меня
Сынды плавали во мне
Где ты мама, мама няма
Мама дома мамамед…!»
Дальше продолжать? Вот еще…
А.Введенский.
«Махнув хвостом сказал кобыла
андреевна меня любила
восходит свежий комиссар
как яблок над людьми
как мирновременный корсар
имея вид семи…»
Ну, это дурачество, скажите вы. Хорошо. Вот вам посерьезней.
Габриэл Плэска
«Приходит человек с медным лбом
я тоже вернусь в озеро
в озере рассказываю как медленно
все-таки это было:
киборги бросаются
через холм золотым мячом пришел
человек с медным лбом…»
Это так, навскидку. Примеров- масса. Откройте того же В. Хлебникова; там, у него, подобные «замурдэнэ» - одно на другом и другим погоняет…
А вообще, когда читаю подобного рода вирши, меня почему-то больше всего интересует: а понимал ли сам автор то, что писал? Говоря словами брата «собственная мысль автора далеко не всегда перекликается с воображением и трактовкой читателя».
Это при условии, что написано ясно и понятно. А если не ясно…
Какой-нибудь стоящий на распутье неофит послушает все это и скажет: «неа, лучше я стихи писать начну; за них спросу меньше».
Это шутка, конечно. Но в каждой шутке, как известно…
Стих может быть в высшей мере сумбурным, но, несмотря на это, восприниматься на слух своей напевностью, звукорядом, неким скрытым тембром, ложащимся в унисон с тембром нашей души…
Стих – музыка, воспринимаемая без текста.
Проза – текст, не воспринимаемый без музыки; без глубокой внутренней музыки его наполняющей – веселой, грустной, вдумчивой, релаксирующе -отвлеченной, но обязательно – музыки.
Отсюда, то, что прощается поэту, никогда не прощается прозаику, поскольку последний имеет гораздо более обязательств и гораздо менее лазеек, чтобы от них увильнуть.
Дежурное оправдание рифмующего строки «я пишу душой» совершенно не годится к оправданию, слагающего нерифмованные строки в единый, наполненный внутренним ритмом, текст.
Стихи писал, прозу писал, стихи в прозе… тоже писал. Стихи переводить в прозу… не пробовал.Даже как-то и не думал об этом, для меня всегда одно было одним, а другое-другим.Да и писать то зачем? То, что проза не есть стих, а стих не есть проза, так это мы и так знаем.В чем отличие? Тоже знаем.Тогда смысл? Голый эксперимент?)
|
Вот только не понял, это критика или мысли вслух?))Привет, Миш! Согласен с тобой.И еще добавить хочу -хорошо, если пишущий эту свою «лампочку перегоревшую» вовремя заметит. И заменить попробует.А если запасной нет, так хоть, до поры «подсвечивать» не пытается)) Вот у меня сейчас, кстати, та же картина наблюдается-живой пример.То, что рождается(стихотворное) мне не нравится, а абы как не хочу.Может выдохся, может привал… черт знает.
Вот, что-то к прозе потянуло.Не писать еще, нет, а только бродит что-то внутри, а что вылупится- не известно.Может быть и ничего) |
Ну, почему вредничаете? Очень, кстати, нужная и злободневная тема.Я там, где-то, когда-то, в блогах упоминал( а может даже и ссылку давал) про книжицу вышедшую «Путь дилетантов»(это первая книга, поэзии посвященная), в которой пытались (я со товарищи)на эту тему ответить или, по крайней мере, ее коснуться.Удалось или нет, опять же-на суд читателя.Возможно какие-то грани и не раскрыли, а какие- то раскрыли в виду своего не слишком широкого горизонта видения или личных пристрастий… в общем, проект в работе, а выпуск пробный.Будет желание почитать, будем рады, может чего и нужного подсоветуете.
А на вопрос ваш можно ответить кратко и емко: поэт — это тот, кого читают. Не по системе «соловей-кукушка», не потому, что книгами его все завалено, а просто-вот, читают и все.Думаю, это и есть первейший критерий.И о прозаике, уверен, можно сказать тоже самое.Чего и нам всем, конечно же, хотелось бы пожелать) |
Вот и я не замечал.Лет так, эдак, десять)Что делать: физики и лирики-разные полюса мышления.Хорошие мысли, кстати.Я бы даже, может быть, с вашего позволения, что-то украл в свою копилку информации, для составления более полного понятия, так сказать.За ранее благодарю)
|
Вот об этом, в основном, в личку и написал)Просто была тема, э… как сказать правильно, об большей что ли основательности прозы перед поэзией, о большей ответственности перед читателем, о том, что то, что может " сойти с рук" в поэзии, вряд ли прокатит в прозе.
Очень не легкая тема, для меня, по крайней мере.Попытался ответить как мог, так сказать, поймать кошку за хвост.Удалось ли, нет, судить читателю.Надеюсь, что хотя бы частично.Поэтому рад любым замечаниям, и критическим в том числе, они помогают выбрать именно «золотую середину» и понять отдельные, не понятые пока моменты.Спасибо. |
Эээээ… Какое-то странное восхваления поэзии. Любое творчество — в первую очередь работа. Если художник/поэт или писатель работать не умеет или не хочет, то получается псевдотовар. Что мы и наблюдаем у большинства авторов сети и у многих и многих официальных поэтов всех времён. Как говорится, такие произведения — зеркало души, и если душа корява или пуста или чем-то больна, в творчестве появляется известный хаос. Всякие отсылки к модернизму и сюрреализму — тупо оправдания халтуры. Если лампочка не работает, её выбрасывают, но с поэтами и пр. художниками получается, что если их творения не работают, то их почему-то продолжают тиражировать и даже хватить.
А ещё есть корпоративный этикет, толпы степломщиков и друзьяшек… Нет, рубят, пока за творчество не станут платить деньги, никакие рейтинги не помогут отличить талат от посредственности. И тут современный рынок не в пример. Арт рынок — жуткое сборище безграмотных заговорщиков «Выход через сувенирную лавку» тому пример. А вот если заставить обычных людей платить за возможность читать стихи, то уверяю. толпы поклонников перераспределяться очень сильно). |
читала вот сейчас всё такое возвышенное и красивое про поэтов, и почему-то вспоминались люди желчные, злобноватые, мелочные и завистливые. поэты, признанные в кругах узких, широких — разных. хотя, видела и других. и вот здесь возник вопрос — а кого считать поэтом? только проверенных временем великих? всех рифмующих? только тех, кто рифмует складно? или тех, у кого публикации в пяти (можно больше) литературных журналах?
если признанных, то как же остальные? если всех, то, хм… но слова в блоге красивые. прозаики тоже всякие попадаются. и вопросы те же. а есть ещё те, кто и стихи может хорошие, и прозу замечательную. и среди великих их немало. а куда их определить? к чему я об этом. может, и не права, может, занудствую и вредничаю, но видится мне что всё это пустое. поэты-не поэты-души-звёзды-тёплые ветра в льняных кудрях. люди да и всё) а вообще так про врачей, например, можно. хирург — он на лезвии скальпеля каждый день, смерти в лицо глядит, человека белоснежной полой халата докторского загораживает. ЛОР — чуткий проводник, даритель слуха и запаха. проктолог… ну, это тоже можно метафорой) или учителя. математичка — это вам не географ, сами понимаете. а о физруке с трудовиком вообще отдельный разговор) или… Остапа понесло. ушёл думать молча)))) |
Забавно с сиренью и жасмином) Я бы не заметила. Пускай себе цветут в разное время, пусть даже на разных континентах, главное, чтобы в рифму оба попали и чтоб образы были такие, от которых или плакать, или смеяться, или крепко задуматься. Поэт, он как снайпер, — каждое слово точно в цель. Прозаик последователен и аккуратен. У него сначала фундамент, потом стена (желательно из кирпича), потом крыша, потом рубероид. Ах, да! чуть не забыла. У прозаика перед фундаментом еще изыскания, а то кто ж ему поверит? У поэта же, как Господь на ухо шепнет. Поэт вообще более метафизичен. Настоящие поэты ведут разговор с Богом.
Бывают поэты без башни. Среди прозаиков, думаю, таковых меньше. К примеру, подарили прозаику и поэту самолет. Если прозаик не умеет им управлять, он попросту не сядет за штурвал, не освоив летную науку. А поэт сядет, и, не исключено, что взлетит и, может даже, полетит, если повезет, и посадит машину. Вот такие мысли зашли в голову графоманке, любящей хорошие стихи, но не освоившей науку стихосложения. |
Данные " мысли вслух" больше поиск критики, совета, мнения со стороны, чем утверждение каких то истин. К сожалению, в «блогозаписи» подобных опций не нашел)Спасибо и вам. Все принял к сведению.
|
Поэт — больший эгоист, чем прозаик. При всем своем самолюбовании, при всем эгоизме и эгоцентризме, поэт, в самоотверженности своей перерастает прозаика, способный, если придется, пойти за свои убеждения в ссылку, в тюрьму, а порой и на эшафотЭто все признаки юношества. Почему в армию берут 18-27 летних? Физически и морально они слабее 30-40 летних. Но старших людей ни в рукопашную, ни в ссылку, ни на какой эшафот уже не заманишь. Тем более, за убеждения:) Кмк, поэзия — рупор молодежи, с их безрассудством, максимализмами, радикализмами и прочими героико-суицидальными метаниями в крайности. Всякие бу-ба-бу Крученых и Хармса, эксперименты со словами и смыслами — из той же оперы, забавы молодых людей. В данном случае, я не о возрасте по паспорту, можно быть подростком и в 70. Зрелый человек (толстокожий, со спокойным мировосприятием, философским ко всему отношением, осторожно-трусливый), наверное, не способен на поэзию. Его трудно чем-либо удивить, и, соответственно, вряд ли он может потрясти своих читателей какой-то новизной. Все знают, что на одной технике, без внутренних терзаний, без огня, гениальный стих не написать. А вот гениальный рассказ — наоборот, невозможен на голом вдохновении, без жизненного багажа. Вероятно, поэтому многие поэты со временем приобщаются к прозе. Просто стареют душой:) И, вероятно, поэтому миграции в обратную сторону не наблюдается. Если кто знает такие примеры — подскажите, гугл мне в этом не помог. Спасибо за толковый блог! Люблю, когда информация не только к сведению, а и к размышлению. |