382
Рубрика: заметки

(с небольшими дополнениями и продолжением от Александры Зайцевой)

Здравствуйте, уважаемые авторы!

 Все пишущие мечтают издать свою книгу, а то и не одну, хотят быть востребованными редакциями и интересными для читателей. И это правильно! Иначе зачем писать, верно?

ГЛАВА 1

Говорю сразу: издательство книг и сборников – не моя тема. Об этом я знаю примерно столько же, сколько любой начинающий автор, поэтому ничего нового рассказать не смогу. Я хочу рассказать о том, на что обратить внимание при работе с издательствами, выпускающими периодику, то есть журналы и газеты, выходящие регулярно и по расписанию.

Возможно, несколько простых правил помогут кому-то из вас увидеть свои творения опубликованными «на бумаге».

 ЧАСТЬ 1

Периодика, то есть газеты-журналы – совершенно отдельная сфера издательского дела и она имеет свои специфические особенности.

Примечание: я буду говорить только о художественных произведениях, но многое из озвученного можно экстраполировать и на тематические статьи. Если у кого-то возникнут вопросы по статьям, задавайте вопросы, на что смогу - отвечу.

И ещё одно уточнение: я не веду речь о специализированных литературных журналах! Данный материал только о тех газетах и журналах где есть литературная рубрика.

Сначала я обрисую требования, которые предъявляются редакциями, если вы договорились с ними писать «под заказ» (статьи или рассказы):

1. Соответствие размещаемого на страницах издания материала теме или направлению. Очевидно, что детская сказка не нужна взрослому журналу, а эротика, ужасы и триллеры не подходят для детишек.

2. Дедлайн – точно в срок! А лучше раньше срока, с запасом. Периодика – это конвейер, поточное производство. Если хоть один участок даст сбой, проблемы будут у всего издания: опоздает редактирование, корректура, верстка, подписание номера, передача в типографию, отправка оптовикам в регионы, доставка на прилавок. Итог: проблемы с рекламодателями (а реклама – основная и главная статья дохода). Полагаю, что никому не надо объяснять какими убытками это грозит издательству – оплата неустоек и штрафов с последующим уходом рекламодателей. На этой грустной ноте издание можно закрывать.

3. Объём публикуемого материала. Он должен соответствовать ёмкости рубрики. Не больше и не меньше. Рубрика – это в прямом смысле слова литературное «прокруство ложе». Даже если произведение действительно гениально, но оно не вмещается или, наоборот, не заполняет требуемый объём полосы или разворота – оно никогда не будет взято в работу. Повторяю: никогда! Не питайте на этот счёт никаких иллюзий. Если редакционная политика такова, что произведения «с продолжением», или «несколько миниатюр» с общим нужным объёмом не публикуются, то хоть умоляйте, хоть угрожайте, хоть предлагайте вознаграждение, вам откажут.

4. Помните, что редакция — это не школа для начинающих авторов и не благотворительная организация. Ее главная задача — вовсе не продвижение молодых талантов. Для этого есть другие организации и сообщества. Издательство — это в первую очередь бизнес. И во вторую, и в третью… Поэтому-то и «покупается» то, что потом можно перепродать с выгодой для себя. Хотя не скрою, приятно когда удается «открыть» нового автора и таким образом совместить материальную выгоду с моральным удовлетворением.

Так что «блат», конечно, может в чём-то помочь, но не так чтобы ах!.. Даже при суперзамечательных связях с редактором или главредом материал выбирается в первую очередь по его художественным достоинствам.

 

 ЧАСТЬ 2

В первой части речь шла о требованиях к самой периодике. Сейчас поговорим об авторах и их работах.

Я часто слышу от многих авторов, рассуждающих на темы публикации, что, мол, сейчас можно опубликоваться только заплатив за размещение своего произведения. И что всякие «жучки-агенты от литературы» только и мечтают облапошить трудягу-писателя. Да, наверное, бывает такое. Но это не имеет никакого отношения к размещению художественной прозы в уважающем себя издательстве и вообще к СМИ. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны.

Еще говорят, что, мол, никуда не пробиться, что редакторы работают только со своими авторами, что материалы от новичков не глядя отправляют в корзину и т.д. Это утверждение верно лишь отчасти.

Да, есть специализированные рубрики для которых пишут несколько постоянных авторов. Редактору так проще по двум причинам:

1. Он уже знает их уровень и уверен, что муть они не подсунут. Хотя бывает всякое.

2. Авторам не приходится объяснять, что такое дедлайн, сроки и обязательства, а также о чем должен быть текст, спорить по поводу его объёма и структуры. Им можно поручить написать материал под заказ.

3. Эти авторы не страдают отсутствием вдохновения. А если точнее, они просто не берут его в расчет. Они просто делают свое дело. Как на конвейере.

Кстати, если есть желание, вы тоже можете стать постоянным автором. Но я вам хочу сказать – это очень непростая и в подавляющем большинстве случаев не очень высоко оплачиваемая работа.

Все вышесказанное касается специализированных рубрик и статей.

С художественной прозой всё обстоит несколько иначе. Любая редакция, в изданиях которой есть литературная страница, всегда(!) заинтересована в постоянном притоке интересных авторов и хороших произведений. Причина проста и банальна: раз в неделю или в две, или в месяц вынь да положь рассказ, заполни рубрику. Кто-то нуждается в этом более остро, кто-то менее. Но поскольку любое издание мечтает жить долго, то запас никогда не бывает лишним. Как и «свежая авторская кровь». Конкуренция всегда повышает уровень публикуемых материалов, и любой редактор предпочтёт иметь выбор, а не всовывать в журнал то, что он наскрёб по сусекам, выбирая из отправленного в глубокий резерв, то есть по сути "лучшее из худшего". И чем этот выбор богаче, тем лучше и редактору, и издательству.

Что и куда отправлять

Если вы не хотите, чтобы ваш «самоход» улетел сразу в корзину, а, наоборот, был рассмотрен редактором, для начала ознакомьтесь с тематикой издания, разберитесь — на какого читателя оно рассчитано.

Специфика журнала очень влияет на отбор рассказов. Молодёжный журнал – это одно, для дачников-садоводов – другое, а детский – третье. Посмотрите тематику рассказов в этих журналах – подойдут ли ваши творения по направлению, по возрастной категории, по целевой аудитории? Но не в одном номере, а в нескольких. Прикиньте примерный объём знаков в литературной рубрике. Это можно сделать, найдя журналы в интернете. Скопируйте текст, загоните его в Ворд и гляньте сколько знаков с пробелами покажет счётчик. Вот примерно столько и должен иметь ваш рассказ.

Если у вас есть рассказы, которые по тематике подходят для этого издания, уменьшите или увеличьте его до требуемого размера. Никогда не отправляйте материал, заведомо не подходящий по объёму, с приписками и просьбами вроде этой: «Вы там почитайте мой рассказ и если он вам понравится, то я его сокращу (увеличу)». Не питайте иллюзий на этот счёт – никто это читать не будет. Просто отправят в корзину. В лучшем случае ответят, что материал не проходит по размерам.

 

ЧАСТЬ 3

Здесь поговорим о том как и в каком виде присылать материал в редакцию и как общаться с редакцией. То, о чем я скажу ниже, многим может показаться не стоящим внимания, однако это не так, уж поверьте. «Встречают по одёжке», и то, как вы себя покажете с первых строк – важно.

Меня не перестает удивлять манера многих авторов обращаться к редактору или редакции как к пустоте. Иногда пишут всего одно-два слова: «Вот». Или «Почитайте». Так и хочется сказать такому автору: «Эй, автор! Тебе не в лом было наваять и прислать мне 30 тысяч слов, а на одно слово «Здравствуйте»» — уже сил не хватило? Или буквызакончились ?»

Признаюсь, иногда меня это выводит из себя и я отвечаю: «Что это было?». Получаю ответ примерно такого содержания: «ну… вы там разместили объявление…». (Уважаемый, так в объявлении в первых строках было полное моё ФИО! Или только себя читаешь?).

Или отвечают: «Да я вообще в тырнете, на фейсбуке, вконтакте и одноклассниках ни с кем не здороваюсь никогда! У меня там стотыщ подписчиков, чо, я к каждому буду «здрасть-пожалуйста» говорить?». Ну так и размещай в «одноклассниках» свои опусы, кто ж тебе мешает?

Каюсь, иногда отвечаю резко:

«Имярек, если Вы обращаетесь к редакции как к пустоте, не рассчитывайте на ответ. Пустота она и есть пустота, что с нее взять?». Неловко объяснять взрослым людям прописные истины, но, увы, иногда приходится.

Итак, правило первое:

Не забывайте об обычных правилах общения – здоровайтесь. Если вы знаете имя человека, в адрес которого отправляете письмо – обращайтесь по имени (отчеству). Кстати, все выходные данные – имена главного редактора, редакторов, обязательно есть на второй или предпоследней/последей странице издания. Там же есть и электронный адрес, по которому вы можете отправить свои работы, обязательно с пометкой в названии темы: «Прошу посмотреть рассказ» или что-то в этом роде. Если у вас завязалась какая-то переписка, но имени не знаете, не постесняйтесь спросить: «Простите, как мне к Вам обращаться?». Можете сказать о себе: прошу обращаться ко мне Ваня. Или Эммануил Спиридонович. Или Эльжбета Брониславовна. Это нормально.

И рекомендую не злоупотреблять новомодными веяниями, обращаясь к собеседнику всегда по имени. Согласитесь, странно, когда 17-летний юноша обращается к 70-летней женщине-редактору по имени – «Катя».

Прошу понять меня. Я не призываю заискивать перед редакцией, унижаться, юродствовать, стелиться под ноги, слезно молить. Ни в коем случае! Чувствуйте себя партнёром или позиционируйте себя как вероятного партнёра. Равного партнёра! Но если вы ждете уважительного к себе отношения, относитесь к редактору уважительно и сами. Помните – ни редактор, ни редакция вам ничем не обязаны.

Правило второе:

Я понимаю, что многие из нас сжились со своими никами настолько, что они уже стали нашей неотъемлемой частью, вторым, а то и первым именем. Но если вы подписываете им своё произведение, то помните, что печатное издание – это не интернет-форум. Имя (псевдоним) должны соответствовать изданию. Никаких «Пышечек-Кошечек», «Мишек-Мальчишек», «LKS-93» и тому подобного. Это должны быть внятные, привычно звучащие имя и фамилия (псевдоним). Хотя и тут фантазия авторов не знает границ. У меня был случай, когда автор хотел подписаться весьма экзотичным псевдонимом, при этом обладая великолепной, звучной, запоминающейся фамилией. (Если бы я не знал точно, что это настоящая фамилия, позавидовал бы – вот же придумал себе человек псевдоним!)

 

 Размещение и оформление текстов

Об обычной грамотности говорить не буду — это очевидно. Очевидно и то, что нельзя отправлять текст в теле письма - он должен быть в прикрепленном файле!

Далее:

1. Один файл – одна работа! Железно! Никаких сборников рассказов в одном файле! У меня был случай, когда автор прислал 2 Мгб(!) текстов одним файлом. Там было более 60 рассказов и повестей!

И как прикажете с ними работать? И вообще, никогда не присылайте сразу всё, что было вами написано за всю предыдущую жизнь. Не рискуйте. В лучшем случае прочтут первые два-три рассказа и, если их уровень покажется неудовлетворительным, всё ваше творчество скопом будет отправлено в корзину, вместе с настоящими шедеврами под номерами 7, 16 и 28. Никто не будет в стоге сена искать вашу иголку.

Отнеситесь к выбору ответственно – посоветуйтесь с друзьями, гляньте отзывы на свои рассказы. И пришлите один-два. Максимум – три. И то, это уже перебор. Если вам откажут, через неделю-другую (не раньше!) пришлите ещё один-два. И т.д. Не расстраивайтесь, если ваши работы не приняли сразу. Не взяли этот рассказ – может быть, возьмут следующий. Помните, у редактора свой взгляд на ваше творчество и ваши взгляды могут не совпадать.

(отмечу, что в данном случае речь идёт о периодике и публикации одного рассказа, а не сборников)

 2. Каждый рассказ должен быть подписан не только в названии файла, но и в тексте. Обычно авторство указывается над текстом в правом верхнем углу. Хотя иногда подписывают в конце слева. Опять повторюсь — будьте внимательны и даже педантичны! У меня был случай, когда отличный рассказ (я получил его в наследство от другого редактора) не был опубликован только потому, что невозможно было определить авторство. Ни в названии файла, ни в самом рассказе имя автора не было указано. А почтовый ящик почистили, удалив старые письма. И в сети поиск ничего не дал! В итоге вместо удовлетворения результатом получилось двойное разочарование – и у автора, и у редактора.

3. Шрифт!!!

– Забудьте про все экзотические шрифты, про виньетки и рюшечки, всякие написания лесенкой, горкой, КАПСОМ, полужирным текстом и прочие визуальные изыски. То же самое касается курсива. Им можно пользоваться, но в очень ограниченном количестве и только в виде исключения. Вы – в данном случае – не дизайнер и не верстальщик. Надо будет – все сделают за вас и сделают как надо.

– Обычно редакции всегда используют классический шрифт Times New Roman. Размер – 12-14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5 (сноски, вставки, примечания – 12-й кегль). В любом случае, если у вас уже приняли одну работу, поинтересуйтесь у редактора каким шрифтом, кеглем и с каким межстрочным интервалом вам следует присылать следующие материалы. Мелочь? Не скажите! Это продемонстрирует ваше уважение к редактору с которым вы взаимодействуете.

– Не делайте отступ красной строки. Вообще не делайте! Не говоря уже о том, чтобы делать их до середины страницы. Просто жмёте клавишу ENTER и этого достаточно. Отступ в новом абзаце (если он потребуется) дизайнер-верстальщик сделает сам. И уж тем более не выделяйте красную строку нажатием десяти пробелов.

– После окончания предложения не ставьте лишние пробелы. Если у вас следующее предложение начинается с красной строки, то после точки у предыдущего предложения пробел не ставьте. Кстати, это сэкономит вам не один десяток знаков, которых иногда ой как не хватает автору!

Чтобы было понятно о чем я сейчас говорил – для наглядности: в этом разделе подчеркнуты и выделены последние слова в абзацах, после которых пробел не нужен.

– Не путайте дефис с тире. Это совершенно разные знаки препинания.

– Не «растягивайте» текст по всей ширине страницы, если надо, это сделают и без вас. При вашем «растяжении» не видны лишние пробелы между словами, предложениями, знаками препинания. Разумеется, всё это может сделать и редактор, и корректор, и верстальщик. Но всё это отвлекает от самого текста, вызывает досаду. Вряд ли вы хотите, чтобы редактор был настроен против вашего текста уже из-за одной его неаккуратной подачи.

– Ознакомьтесь и заучите правила расстановки знаков препинания и оформления прямой речи. Я говорю не о грамотности, а о том где они должны стоять по отношению к словам. Примеры неправильного расположения знаков:

" Я думаю , что надо было спросить  :  " И это все...? Я тебя не понимаю...! "

Здесь лишние пробелы между запятыми и предшествующими им словами, вопросительный и восклицательный знаки расположены неверно - они должны стоять перед многоточием, а не после. Лишние пробелы также после и перед кавычками. А в этом примере, наоборот, ошибкой является полное отсутствие пробелов между знаком препинания и следующим словом: "Он всегда руководствовался принципом:"Пришел,увидел,победил!"

И теперь представьте себе сколько времени необходимо редактору для исправления этих косяков и тотального вычёсывания этих "блох". Оно ему надо?

Никогда не используйте  множество восклицательных или вопросительных знаков, а также точек для усиления эффекта. Их может быть исключительно один или три. Не два, не пять, а один или три! При этом три восл. знака используются только в случаях применения слов: "Ура!!!", "Победа!!!" и т.п. Многоточие - это тоже только три точки, а не восемнадцать, символизирующие якобы большую и глубочайшую недосказанность.

4. Первое впечатление

Разбивайте текст на главы, отмечая их римскими цифрами (хотя здесь возможны варианты). Просто имейте в виду, что «сплошной текст» в данном случае смотрится невыгодно и может «испугать» читателя. Глав даже в коротком рассказе может быть от четырёх до десяти. Подобное разделение придаёт рассказу некую визуальную динамику. Если говорить метафорично, читателю не придётся нудно «пробежать» тысячу метров, а сделать пять-семь рывков по 150-200 метров. Согласитесь, это как бы полегче, повеселее и поинтереснее ))

Ваш текст редактор всё равно разобьёт. Так лучше сделайте это сами. Или поинтересуйтесь — надо это делать или не обязательно, здесь требования могут различаться.

5. Помните, что редактирование текста есть практически всегда! В большей или меньшей степени. Тем, кто категорически против любого (до буквы) вмешательства в своё произведение (а такое встречается), советую издавать свои работы самостоятельно. И помните также, что никто с вами эти мелкие изменения обсуждать не будет. Редакции обычно по этому вопросу в полемику с авторами не вступают. Обсуждение может быть только тогда, когда редактор предлагает вам изменить сцены или финал, к примеру. Такое бывает. И помните, опытный редактор знает или чувствует это на интуитивном уровне. Доверяйте его чутью – он заинтересован в публикации хорошего материала не меньше, а больше вашего. В конце концов, это изменение только в этом журнале, а в других случаях они вовсе не обязательны.

6. Не ждите рецензий. Никогда! Если вам ответили отказом с объяснением причин, считайте, что вам крупно повезло. Рецензирование – это отдельная работа, требующая серьёзных трудозатрат и времени. Есть платные рецензенты или литературные сайты и форумы, обращайтесь туда (тот же litcult.ru). Хотя иногда, «под настроение», редактор может высказать своё мнение о вашей работе. Но это уже его личное отношение к вам или к произведению, своеобразный бонус, подарок.

ЧАСТЬ 4

ГОНОРАР

Есть издания, которые готовы написать любую чушь – любой каприз за ваши деньги! Их я не рассматриваю. Иногда автору и гонорар не нужен – ему достаточно увидеть свой рассказа не на экране, а опубликованный на журнальной или газетной полосе. Вознаграждение в этом случае ограничивается одним-двумя «авторскими» экземплярами. Некоторые издания платят. Платят по-разному и гонорар может отличаться в разы, а то и на порядок (от 500 до 5000 руб). Но ни один редактор не назовёт вам сумму – это прерогатива исключительно главреда или иного полномочного сотрудника редакции и только он может озвучить "сумму прописью".

Есть пахари, которые работают как на конвейере и выдают по несколько статей в месяц – это может быть неплохим приработком или даже спасительным кругом для депрессивных и «безработных» районов. Но это очень непростой труд и рано или поздно происходит «выгорание» и эмоциональное истощение. Если вы встанете за этот «конвейер», вам уже будет не до собственной прозы и не до вдохновения – на это не останется ни сил, ни времени, ни эмоций. Готовы ли вы заплатить такую цену? Да, есть уникумы, способные на совмещение. Но на то они и уникумы.

 

***

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я очень надеюсь, что эти простые правила помогут вам найти свою нишу, реализовать планы. Помните, читатели (да и редакции) ждут ваши произведения – яркие, необычные, интересные! Не лишайте их (да и себя) такого удовольствия лишь из-за того, что вы оказались небрежны в общении или ленивы в оформлении своих работ.

Я искренне желаю вам даже не удачи, а успеха!

 

 

 

ГЛАВА 2

 

Александра Зайцева Мысли вслух.
Литературные журналы: как и зачем

Не так давно случилось пообщаться с главными редакторами двух серьёзных периодических изданий. Ну как пообщаться? Послушать и кое-что запомнить. Об этом «кое-что» и расскажу, вдруг кому-то пригодится.
Литературные журналы (сюда же приплюсуем «Литературную газету») – штука нынче не слишком популярная у широкого круга читателей. Сами редакторы жалуются на неуклонное падение читательского интереса. «Вот скажите честно, кто из вас подписан хоть на один журнал?» — спросил один из редакторов и аудитория стыдливо притихла. Мало кто. И далеко не в каждой библиотеке нашей большой страны можно найти все номера «Невы» или там «Москвы». И всё же авторы исправно шлют рукописи и мечтают о публикации. А если такая публикация состоялась – гордятся ею. Почему?
Издать книгу сегодня легче лёгкого: достаточно заплатить, и какой угодно текст будет напечатан на белой бумаге да ещё под яркой обложкой. Второй вариант – хорошее издательство. Здесь ни какой угодно, но всё же не факт, что талантливый или хотя бы сносный. Потому что у рынка свои законы. А вот отбор материала в литературный журнал – совсем другая история. Недостойный текст сюда не попадёт, опубликовано будет только самое лучшее. Ну, предположительно. Есть просьбы хороших людей, личные симпатии, иные подводные камни, но тс-с-с, это не так важно. Потому что иного мерила качества современной литературы в нашей стране нет. Крупные премии? Да, но там заявлены единицы, а литературные журналы – это всё же непрерывный поток. Кстати, если автор амбициозен и хочет однажды взять крупную премию, то он должен иметь журнальные публикации. Обязательно.
Итак, литературные журналы – это непрерывный поток публикаций прозы, поэзии, критики и публицистики. То есть это лицо современного литературного процесса страны. И вот здесь пора перейти к практической части.

Если какой-то ваш текст (проза, стихи — не важно) уже увидел свет в бумажном варианте, посылать его в редакцию литературного журнала не надо. Только новое, свежее, то есть неизданное.

Веерная рассылка не сработает (с издательствами кстати тоже). Редактор не должен видеть, что он – лишь один из многих. Почему? Хороший вопрос.

Если какой-то ваш текст принят к публикации в одном журнале, но вы по-тихому отправили его и в другой, а там (и такое бывает) его тоже напечатали, то это обязательно выплывёт. Вас заклеймят подлецом, потому что так поступать — верх наглости и невоспитанности. И да, вряд ли у вас останется хоть один шанс снова попасть на вожделенные страницы (если какой-нибудь очень хороший человек за вас не попросит, но об этом уже говорила).

На литературные журналы распространяется законодательство РФ о СМИ. Это значит, что тексты, в которых затрагиваются темы суицида, наркотиков, разжигается всякое разное и дальше по списку, посылать в редакции не надо.

Если вы разослали текст в редакции (не веерно, а по уму), но результат нулевой, это не повод посыпать голову пеплом. Его могли просто не прочитать – самотёка много, за всем не уследишь. Или он не подошёл по формату. Или просто не нашлось места. Потому что каждый журнал имеет постоянных авторов, помимо того, что публикует новых. Но вариант, что текст объективно плох, тоже существует. Он есть всегда.

На этой грустной ноте, пожалуй, всё.
Хотя нет, не всё.
Вместо вывода. Попасть на страницы крупного литературного журнала не так уж просто, а вопрос: «Оно мне вообще надо?» — вполне логичный вопрос. Но попробовать стоит. Ведь из этого может получиться если не что-то далеко идущее, то хотя бы сиюминутно приятное. И пусть читатели – лишь узкий круг таких же пишущих людей. Главное, что читатели всё же появятся. А посему удачи тем, кто рискнёт, и поздравления тем, у кого получится!
Теперь всё)

Дата публикации: 08 марта 2019 в 19:03