0
751
Рубрика: литература

Профессор Толкин писал свою бессмертную эпопею отнюдь не только для юных читателей. Он вообще крепко сердился, когда слышал, что сказки – это для детишек. Но теперь «Властелин колец» так знаменит и так красочно воплощен в кино, что и впрямь может показаться слишком простым. Что же почитать, чтобы понять, какую грандиозную вселенную открыл нам этот роман?

 

Том А. Шиппи. «Дорога в Средьземелье»

Фундаментальный труд, в котором подробно рассматривается весь мир, описанный Толкином. А также то, как именно этот мир создавался, из каких преданий автор заимствовал образы, из каких языков – прообразы слов и имен. Сам Шиппи, литературовед и филолог, был младшим современником Толкина. Он отправил ему первые наброски своей книги и получил ответ, который, как он признавался, в многом повлиял на дальнейшую работу. Более того, Том Шиппи считал очень важным, что в Кембриджском университете он занимался по учебному плану, который когда-то составил, а потом и долгое время вел лично Толкин.

При всем таком серьезном подходе книга получилась абсолютно захватывающая. Недаром Шиппи еще и фантастику писал – вместе с Гарри Гаррисоном. И тут он разбирает многие ключевые сцены «Властелина колец» и других сочинений Толкина, дополняя их собственным толкованием происходящего. Плюс к этому – изящные, часто юмористические, описания того, что говорили о творчестве Толкина тогдашние критики, и в каких ехидных выражениях Профессор им отвечал.

 

Уильям Батлер Йейтс. «Кельтские сумерки»

А эту книгу имеет смысл прочитать для понимания, что влияло на становление Толкина как писателя. Хотя она и сама по себе совершенно очаровательна! Йейтс – знаменитый ирландский литератор. Его роль для всей современной англоязычной поэзии и драмы иногда сравнивают со значением Пушкина в русской литературе. В 1923-м году он был отмечен Нобелевской премией. «Кельтские сумерки» прекрасны не только умелым переплетением легендарных мотивов от высокого эпоса до народных суеверий. Это еще и впечатления современного на тот момент человека о том, как эпическая традиция утрачивает силу под натиском нового времени.

Те же мысли волновали и Толкина, когда он начинал работу над «Властелином колец». Хотя Профессор признавался, что Ирландию он любит, но вот тамошний древний язык терпеть не может. Это известная тема – англоязычным кельтские наречия давались с трудом. Об этом даже Марк Твен шутил в своем романе о янки, угодившем ко двору короля Артура. Кстати, самым первым побуждением к работе над собственной эпопеей у Толкина было желание создать новый эпос, сугубо английский. Потому что легенды об Артуре, хоть они и ассоциируются с Британией, всё же относятся к предшествующей традиции, как раз кельтской.

 

Ник Перумов. «Кольцо Тьмы»

Известный отечественный фантаст написал свой цикл произведений, взяв за основу мир Толкина. Но акценты расставил по-своему. У него силы добра не сказать, чтобы очень безупречны и вообще на всех смотрят свысока. В результате даже явную опасность для себя умудряются проморгать. А силы зла не лишены человечности начисто, их даже в чем-то понять можно. За это Перумова многие любят – молодец, поубавил пафоса, которого у Толкина слишком много!.. Хотя избыточная пафосность русскоязычных версий «Властелина» во многом на совести не автора, а переводчиков.

У Перумова события разыгрываются через несколько веков после истории, описанной во «Властелине колец». Среди персонажей есть потомки главных героев, прежде всего, Фолко из семейства Мерри, одного из четырех хоббитов-Хранителей. И те, кто этот книжный цикл не любит, указывают именно на то, что автор не создал свой мир, пусть и со сходными мотивами, а взял чужой и там изрядно набезобразничал.

 

Гай Гэвриел Кей. «Гобелены Фьорнавара»

Трилогия, созданная под очень сильным влиянием Толкина. Автор вместе с Кристофером, сыном писателя, разбирал его архив и готовил к публикации «Сильмариллион». Ведь это произведение так и не было издано при жизни Толкина: получив отказ от издателя, он больше не пытался его выпустить, а написал «Властелин колец».

Но это не перепев Толкина, а совсем иное произведение. Тут очень много мифологических мотивов, взятых в чистом виде, а у Толкина они сильно переработаны. Мифы смешаны разные – прежде всего, кельтские и скандинавские. Даже древнегреческие элементы есть. Есть и прямое обращение к историям о короле Артуре. Имеются в сюжете еще и студенты-попаданцы, угодившие из привычной цивилизованной обстановки прямиком туда, где звенят мечи, бушуют сражения и творит всякие мерзости очередной вариант Всеобщего Врага. За утверждение в литературе темы таких переносов уже ответственен не Профессор, а друг его Льюис со своей Нарнией! Трилогия Кея намного более резкая и жестокая, нежели «Властелин колец», и темы в ней звучат взрослые и современные.

 

Урсула Ле Гуин. «Земноморье»

Еще один красочный, тщательно прорисованный мир, к нашим дням ставший уже классикой! Больше всего знамениты первые три романа из этой серии – «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана» и «На последнем берегу». История эпичная, но часто выглядит более житейской, чем, к примеру, масштабное полотно упомянутых выше «Гобеленов». Другой вопрос, что эта житейскость тоже постепенно поднимается до высот нормального такого эпоса. Так постепенно, что и заметить не успеваешь, как это от починки рыбацких лодочек и приготовления похлебки дело дошло до полетов на драконах и сражения за судьбу самого мироздания…

Здесь автор дает читателю возможность взрослеть вместе с героем. Поначалу он – невежественный мальчишка с магическими способностями, в которых сам ничего не понимает. Но от испуга за родное селение, когда напали враги, талант его проявляется. И с этого начинается долгий захватывающий путь.

Дата публикации: 18 августа 2019 в 04:11