|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1089 |
Установка на читателя – ключевой компонент любой прозы, довольно плохо осознаваемый писателями-дилетантами. В самом повествовании, в его тоне, в избираемом фокусе изображения художественного мира заложена стратегия улавливания читательского внимания. Писатель удерживает читателя так же, как двое любящих – друг друга: не силком, не шантажом, а по доброй воле. Там, где возникает книжное насилие и произвол, чтение превращается в пытку. Именно поэтому благие намерения школьных учителей вколотить в наши головы Пушкина и Толстого терпят фиаско. Литература – это любовь. Но, к сожалению, именно школа сохраняет прецендентность текста. Прецедентность – это способность связывать разных людей общим знанием. Ты читал «Анну Каренину» и я читала ее, у нас есть общее. Чем больше у нас общей земли, тем лучше мы друг друга понимаем, тем сильнее мы связаны – не судьбами, но опытом. Разница между мной и, скажем, конголезом состоит не только в том, что он говорит на лингале, а я по-русски. Он не знает Колобка и Репку, для него ничего не значит строка «мой дядя самых честных правил», он не понимает, почему смешно, когда говорят «икра заморская, баклажановая». Соответственно, и я не знаю ничего о том, что он считает для себя опорным, детским, нативным (но отнюдь не наивным) знанием.
Прецедентность бывает общемировой, бывает локальной. Например, для ЛК прецедентами являются наиболее обсуждаемые и читаемые тексты, а на других площадках эти тексты менее известны и не входят в прецедентный круг. Таким образом, любой прецедент – это социальный клей, лекарство от распада. Он проактивно влияет на свое окружение: вокруг прецедента нарастают подражания. Удачный опыт копируется, тиражируется, транслируется, пока не исчерпает свою удачность – не превратится в общее место. Тот же процесс мы видим в языке: творческий или случайный акт, в результате которого порождается языковая аномалия, – явление единичное, и осознается единичным на фоне стабильности нормы. Прецедентный текст – это тоже аномалия, возникающая на общем фоне типичной литературы.
Закономерный вопрос: можно ли создать прецедентный текст и как это сделать? Шанс примерно такой же, как найти на дачном участке сундук с золотом инков. В принципе, не исключено, но маловероятно. Прецедентный текст всегда обозначает важное и скрытое – то есть то, что подспудно осознавалось многими без обозначения в точных словах. Читатель, носитель определенной культуры, должен по своей воле выбрать прецедентный текст к прочтению. Причин для выбора может быть несколько:
· В этом тексте заключена важная для него лично информация.
· Этот текст читает его близкое окружение.
· Текст является частью культурного багажа той среды, к которой он хочет принадлежать.
· Чтение текста принесет удовольствие.
По большому счету, вопрос только в том, как запустить цепочку чтения – дальше этот снеговой ком покатится сам. Советские писатели четко знали один ход: конъюнктурным образом пропихнуть свое творение в школьную программу. Но школьные программы регулярно перетряхивают. Ловко лавировать в политическом поле и соответствовать актуальной повестке умели немногие. Сейчас возможностей стало все-таки больше: есть социальные сети, есть хайп. Пусть краткосрочный, но эффект они все-таки дают.
Хайповые темы тоже более-менее очевидны – это болезненные точки, которые поляризуют общество, нерешенные длительные проблемы. Например, проблема домашнего насилия. В этой теме вскрывается огромная социальная беззащитность человека: одни боятся за свою жизнь, другие – за свою свободу, третьи – за свое самоуважение. Каждому есть, что терять. Войти в эту тему с текстом и раскрутиться на внешнем факторе – довольно очевидный ход, хотя далеко не синекура. Настоящие прецедентные тексты всегда глубоко гуманистичны: они на стороне человека, и этим человеком является не автор с его мелкими амбициями, а другой. Литература – это любовь не к себе, а к другому.
Вернемся к тому, с чего начали, – к установке на читателя. Есть несколько типов читателя, с которыми мы имеем дело: фанат, друг, любопытный, равнодушный, скептик, хейтер, филолог. Это классификация по предустановке на чтение – по состоянию психики на момент знакомства с текстом. Влиять на читательскую предустановку возможно только внешними инструментами – рекламой, программами лояльности, бонусами за чтение. Хороший текст умеет произвести переворот установки, превратить скептика в фаната. Представьте себе, что вас заставили прочитать какой-то роман – например, «Отец Горио» Бальзака. Вы настроились на скучищу, и вдруг обнаруживаете себя в два часа ночи на кухне, с книгой в руках, с глазами, полными слез. Это ведь инсайт и победа литературы над предубеждением!
Как язык является средством коммуникации, так и литература, созданная на нем, представляет собой коммуникативный акт. Текст, даже очень большой, можно рассмотреть как реплику в диалоге. Тексты общаются между собой – через поле литературы. Это открытие 60-х гг. французской школы структурализма, предопределенное работами М.М. Бахтина. В каждом тексте есть три компонента: что сказано, как сказано и зачем сказано. Зачем – это не всегда мысль, которую хотел донести автор. Зачем – это установка на читателя. По большому счету, эти установки можно описать так:
· Согласись со мной.
· Противоречь мне.
· Подумай вместе со мной.
· Подумай дальше или другое.
· Чувствуй вместе со мной.
· Чувствуй иное, нежели я.
· Выбери что-то для себя.
· Взгляни на меня, я есть.
· Полюби меня.
· Возненавидь меня.
· Получи удовольствие.
· Получи информацию.
· Получи задачу.
Как вы думаете, какова моя установка при написании этого блога? А всей серии блогов? Каковы установки, вложенные в ваши бытовые реплики? Если рефлексировать их, жизнь существенно продвигается вперед. Это не означает, что вы научитесь воздействовать на мир – магии нет. Это означает, что вы сможете воздействовать на себя, меняя речевую прагматику (то есть план установок и целеполагания).
Например, установка «чувствуй вместе со мной» одинаково свойственна лирике и анекдоту. Когда мы вываливаем в стихотворный текст боль неразделенной, разбитой любви, мы скрыто предлагаем читателю покопаться в аналогичном опыте и соединиться через него с текстом. Тебя бросили, меня бросили – давай плакать вместе. В случае если читателя сроду никто не бросал, он может подключиться не через личный, а через общий опыт – этакое метонимическое сочувствие («меня никогда не бросали, но я знаю от других, что это болезненно»). Думаю, эта вещь довольно очевидна для всех. Мы тем лучше чувствуем лирику, чем больше она попадает в нашу субъективность. Хороший читатель лирики – чувствительный человек.
Вот довольно известное стихотворение Лермонтова. Почувствуйте его вместе со мной!
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
Простым языком, стертыми метафорами лирический герой рассказывает то, что ясно каждому сердцу: любовь никогда не лишается значимость полностью – она теряет актуальность, эмоциональный накал, силу влияния. Но остается сама форма любви. Способность человека любить сакральна. Единожды оцененное как значимое остается таковым по факту памяти. В этом проявляется власть прошлого над человеком – она тотальна. Прошлое неотменимо и в какой-то мере неизбежно. Полюбив, мы ставим на линии судьбы отметку, и сколько бы мы ни отрицали ее существования, сколько бы ни предлагали самому себе считать эту отметку информационным шумом, она не исчезнет и будет вечно влиятельна.
Так я чувствую этот текст Лермонтова. Пожалуйста, взгляните на него моими глазами. А потом стряхните этот морок и посмотрите иначе. Моя субъективность, внедренная в анализ, – это лишь установка, но никак не суть текста. Читая Лермонтова, я присваиваю его, говоря: нет, собственно, никакой разницы между мной и тобой, ведь во время чтения мы – одно и то же, поэтому те слова, которые ты говоришь, это и мои слова, ведь я, читая, очень ярко чувствую боль, тоску и отчужденность от предмета своей любви. В целом, я уверена, Лермонтов рассчитывал на такое чтение – по тексту видны маркеры этой установки (форма признания, исповедальная интонация, отсутствие отвлекающих от главного средств выразительности, развитие из низкой точки в высокую).
Как ни странно, то же самое происходит в анекдоте – как устном жанре, в основном. Представьте себе, что мы сидим на кухне и я рассказываю вам следующее:
Идет Иван-царевич по лесу, с похмелья, очень хмурый. Видит – Змей Горыныч узлом завязан, Кощей с проткнутым яйцом куда-то ползет, Баба Яга засунута в ступу ногами вверх, а рядом с ней валяется хуй. Вынул Иван-царевич Бабу Ягу из ступы и спрашивает:
– Что случилось-то?
– Да ты вчера напился, буянил.
– Ну, ладно, понятно. А хуй откуда?
– Это Кот Баюн. Он все видел и охуел.
В данном случае я соединила два анекдотических сюжета – богатырское раскаяние за прошлое буйство и превращение персонажа в половой орган по логике опредмечивания смысла. Когда рассказчик разыгрывает анекдот – а здесь важна драматизация, представление ситуации в лицах – он скрыто просит собеседника увидеть мир его глазами – посмеяться над хаосом, который привносит в мир пьяное поведение, и насладиться тем, как слово приращивает новое значение за счет необычного образа (охуеть – удивиться, охуеть – превратиться в хуй). В таком типе текста юмор работает по вертикали: рассказчик и слушатель находятся на стороне логики и здравого смысла, от которых катастрофически отпадают персонажи. Балагурство, свойственное анекдоту, реализуется через игру слова – оно говорит о внутренней свободе текста, о вложенной в него игровой установке. В мире данного анекдота все обратимо: действие и последствия, буквальное значение и переносное, верх и низ. Рассказывающий приглашает слушающему почувствовать норму на фоне аномалии. Но, обратите внимания, никакого белого пальто тут нет и в помине: разгром, учиненный Иваном-царевичем, не выводят мир в страдание, он остается в смеховой, несерьезной зоне, и более того, у каждого в опыте есть разгребание последствий собственной глупости – мы в какой-то мере тоже Иван-царевич. А в какой-то мере – удивленный кот.
Дорогие друзья, блог Комаровой уходит на неопределенно длительный перерыв. Всем спасибо, что были со мной.
Если долго сидеть у реки ЛК, можно увидеть, как мимо проплывают трупы Романа Комарова, Рен Клод и Урсулы.
|
ну вот, в итоге комментаторы достали Ромку из широких штанин, как говорится, дубликатом(
жду твоего возвращения из карантинного перерыва. |
Весь вечер читаю комменты и ржу. Кажется, тут все четыре причины задействованы:
«В этом тексте (комментах) заключена важная для него лично информация. ·Этот текст читает его близкое окружение. ·Текст является частью культурного багажа той среды, к которой он хочет принадлежать. ·Чтение текста принесет удовольствие.» |
Мужчина это торт!
Нет ничего чище любви к идеалу. Вы можете в силу своих особенностей любить вечную весну и поклоняться девичьей красоте, а можете предать всё это ради любви к живому человеку, её прелестям, слабостям, разуму и прочему. А если путать женщину с простынкой, или простынки с людьми, то получится педерастия какая-то. Сто раз всеми умами всех эпох это сказано — идеал недостижим, тем более к нему неприменимы ответные чувства. А любовь — это именно взаимные чувства. Безответной любви не бывает, это чувство иначе называется. Не надо путать Клаву с клавиатурой. Ваш рот тоже материться. но вы же им едите. А те уста, что не матерится у вас, вообще-то для другого предназначены. Never Mind the Bollocks. Хватит пороть чухню. |
Мужчина — это тот, кто будет любить свою избранницу со всеми её тараканами до тех пор, пока не сдохнет.
|
Людей больше всего портит тоталитарное мышление. Не нравится женский мат — создайте для своей женщины такой мир, который не вызывает матерной реакции. А затыкать рот — всегда плохо.
|
Ах-ха-ха) Мне тоже никто не даст) Наверное, я (наоборот!) со слишком большими уважением и трепетом отношусь к прекрасным дамам))
|
Смысл был в другом. Вы вырвали предложение, не дочитав концовку. В переносном значении имелось в виду.
Конечно, девушек люблю, ценю и уважаю. Кого, как не вас) Но считаю, что мат портит женщину. Особенно, если эта женщина — мать. Имхо. Дети наслушаются, потом будут глаголить «истину» на каждом углу. И тогда о культурном обществе можно забыть. Навсегда. Неприятная перспектива. И я сейчас не о конкретном субъекте и не о х*ях в этом блоге, а в целом о таком явлении — мат и слабый пол. Есть пословица. «Слово — серебро, молчание — золото». Я же не предлагаю заткнуться. Говорите. Но фильтровать свой базар всё-таки следует. |
Теперь тебе на ЛК точно никто не даст)
Ты конечно мудак, но даже в ограниченности тебя обвинить нельзя. Её корни в детстве и семье. Всегда забавно наблюдать как персонаж публично совершает акт гражданского (в данном случае гражданско-сексуального) самоубийства. |
женщина — это нечто чистое, как простыня только что купленная вот бы все мудэшники так быстро раздуплялись, признаваясь, что женщину за субъект не считают. Прэлэстно. |
Ничего критического. Просто перерыв.Только дорвался до чтения, а тут перерыв. Качество текста — самое важное, потому будем ждать продолжения от звезды ЛК ))) Благодарю за блог. |
просто комментаторы в этот раз о хуй споткнулись.Тот случай, когда приходишь в комменты к своему блогу и… превращаешься в кота Баюна. Вот что хуй животворящий делает! |
почему?(((Ничего критического. Просто перерыв. Нужно подкопить материал и темы. Спасибо, что читаешь! Это так приятно! |
Т.е. вы в жизни тоже матом кроете, как сапожник?Конечно. Сапожники при виде меня теряют дар речи и бегут перечитывать словарь Плуцера-Сарно. В моем представлении женщина — это нечто чистое, как простыняВы бог метафоры. |
Когда комментарии интереснее блога)) Шучу, Ксения, Ваши блоги всегда интересны, просто комментаторы в этот раз о хуй споткнулись. Уверен, что благодаря этой дискуссии блог прочтут в разы больше читателей, чем можно было рассчитывать изначально.
|
Нет. Напротив. Руки у мужчины должны быть с мозолями, пахнущие соляркой и машинным маслом. Юбки лучше рвать. Женщинам нравятся страстные. В кровати разрешается ругаться матом. Обоим.
|
Ваш мужчина:да ну, дичь какая! маникюр, зубы белые… нафига? мужчина — это если в трусах болтается. и не обязательно 20 см. тут дело исключительно в факте наличия органа. и вот такое наличие даёт все мыслимые права. например, писать бездарные стишки матом, бездарную прозу про отвалившийся и да, уважаемый Kosscross, ваше мнение без сомнения очень ценно для общественности. |
А что в Вашем представлении мужчина?
Судя по какой-то рафинированной женсчине у Вас у голове, то Ваш мужчина: волосатый качок, смуглый и белозубый, с маникюром и педикюром (чтобы лазить под юбки идеально чистыми и красивыми пальцами), и такой вот марионеточный брутал всю свою жизнь разглаживает простыню… Да? |
Больше жизни — это когда в порыве эмоций. Здесь спокойное повествование и вдруг, х*як, выскакивает, как красное пятно на прокладке, неожиданно и неотвратимо. И становится досадно.
|
В моем представлении женщина — это нечто чистое, как простыня только что купленная, от неё приятно пахнет она гладкая и нежная. Обсценная лексика, как секс, пачкает и портит. Простыня превращается в тряпку, грязную, мятую, рваную.как интересно вы всё описали) и сразу здесь же есть и ответ на вопрос «зачем»: Обсценная лексика, как сексух, наверное, всё же здесь больше жизни, чем в простыня только что купленная)) |
Дорогие друзья, блог Комаровой уходит на неопределенно длительный перерывпочему?((( надеюсь, причина хорошая? например, отпуск мы будем ждать тебя |
Совершенно верно. В школе учитель заставляет читать школьника, через силу, через не хочу. Он преследует определенную понятную цель. Достоевский не настаивает, чтобы его читали школьники, но настаивает учитель, так как есть программа и тд. Школьник читает даже если ему не интересно, иначе получит двойку. Литературное насилие. Навязанное знание.
Читатель — совершенно свободен, он читает если хочет и ему интересно, и не читает, если — не хочет, забил, пошёл покурить и забыл, забухал, текст херня полная, глаза устали и тд. И удержать его можно только заинтересовав (желательно в самом начале и до конца). Редактор читает потому, что должен. Автор просит критику — настаивает на прочтении и разборе (причём хорошо бы, разборе хвалебном)). Если установки на читателя нет, то начинается игра непонятно в какие ворота. Столкнувшись с набором общих фраз, канцеляризмов и туманной загадочности, ты сообщаешь об этом автору, и автор, легко все объясняет и отмазывает. Ему все понятно и все нравится. А если мне, как читателю не понятно и не интересно, то это мои, сугубо читательские проблемы. (лично мне все понятно… это мое внутреннее состояние… я так вижу… по-моему все логично… на вкус и цвет… я пишу для себя… и тд). Читатель не смог постичь, а не автор донести. Очень распространённая штука, однако. |
Да, ознакомился с вашим первым экспериментом на ЛК. Правда, не понял какую цель преследовали, зачем врали. Ну да ладно. Женщина-загадка.
Т.е. вы в жизни тоже матом кроете, как сапожник?) Я-то думал, что это такой приём, чтобы внимание привлечь. В моем представлении женщина — это нечто чистое, как простыня только что купленная, от неё приятно пахнет она гладкая и нежная. Обсценная лексика, как секс, пачкает и портит. Простыня превращается в тряпку, грязную, мятую, рваную. Мат не красит даму. Тем более если эта дама эрудированная. Имхо. |
Я много раз задавал вопрос тому или иному автору — почему я должен это читать, что для меня, как для читателя, интересного в тексте?Вот это очень важный момент! Когда новый автор приходит на ЛК, он попадает в репутационный вакуум. Он никто, и читать его нет причин. Редакция читает по долгу службы, плюсует, выводит в топ: топ — это уже приглашение к чтению (тексты, отобранные по читабельности). Видимо, единственный способ для автора заманить читателя в текст — это броский заголовок и выразительный первый абзац. Все как в журналистике. |
У вас мужская сущность.Хорошо хоть не глисты. Я уже была на ЛК мужчиной — Романом Комаровым. Теперь хочу побыть Ксенией. А на самом деле я — рептилоид гермафродит. |
Привет)
« Писатель удерживает читателя так же, как двое любящих – друг друга: не силком, не шантажом, а по доброй воле. Там, где возникает книжное насилие и произвол, чтение превращается в пытку. » — считаю, что авторам нужно как следует вчитаться и запомнить эти строки. Я много раз задавал вопрос тому или иному автору — почему я должен это читать, что для меня, как для читателя, интересного в тексте? Особенно это касается тех, кто любит ставить тэг «альтернативная проза»)) « Чем больше у нас общей земли, тем лучше мы друг друга понимаем, тем сильнее мы связаны – не судьбами, но опытом.» — да, это касается любой земли. Например ЛК ) Уверен, что новый формат будет ещё полезнее и интереснее… впрочем, меня и этот устраивает)) Спасибо! |