|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
2042 |
Ксения Комарова
Есть жанры, которые перестают быть содержательными и уходят в подсознание культуры. Например, фактически исчезли ода, трагедия, басня. К редким и вымирающим видам относится исповедь. С точки зрения религиозного и воцерковленного человека, она никуда не делась, но много ли среди нас тех, кто исповедуется регулярно? При этом потребность в исповеди сохраняется – человек должен получить от кого-то свыше разрешение быть собой (терапевтическая роль слова всегда хорошо осознавалась). Но дело не только в этом. Передавая свой опыт, особенно негативный, травмирующий, изустно, мы отчуждаем сознание от события, создаем дистанцию и диссоциацию. Я-в-слове не равен мне-в-действии. Рефлексия позволяет нам вырваться из замкнутого круга личности и посмотреть на жизнь сверху, в контексте социума и жанра. Исповедальный нарратив так же важен человеку, как и пища, сон. Без него сознание становится тюрьмой-одиночкой.
«Detachment» (русифицированный вариант названия еще обсудим) организован как исповедь Генри Барта, который, печально глядя на интервьюера, пересказывает события одного месяца своей работы в неблагополучной школе и пытается вывести некоторые пессимистические истины. В начале фильма нам показывают интервью с другими учителями – от этого картина принимает отчетливо социальные черты. То, что переживает Барт, не только его проблема – это общий педагогический паттерн. Общество устроено так, что школа автоматически превращается в точку уязвимости. Если вы что-то хотите понять про страну, загляните в среднюю школу – можно даже не в самую плохую, в обычную. Или нырните в память, в прошлое, когда школьный коридор казался широким, учителя – врагами, одноклассники – уродами, программа – ересью, а жизнь – дерьмом. Хотя… постойте, разве что-то изменилось?
Я преподаю пятнадцать лет, было всякое. В самом начале моей университетской карьеры мне досталась смешанная группа иностранцев. Занимались мы в общаге, в грязном классе, с засаленной тряпкой и кусковым мелом. И была у меня ученица Фатима, арабка, у которой поехала крыша. В каждом сочинении она писала: «Я лублу рускыя, арабскыя, туретскыя». Она и правда всех любила. Ласково поглаживала мою сумку на перемене, когда я пыталась стереть с доски криволапую парадигму родительного падежа. И вот однажды Фатима слезно попросила меня следовать за ней. Мы пошли по длинному общажному коридору, мимо вонючей кухни, булькающего сортира, где бедуины, не закрыв дверь, гадили на газету. Фатима манила меня, как русалка. Я плелась. Мы зашли к ней в комнату – я была уверена, она хотела поговорить о русской грамматике. Скромная кровать была на удивление аккуратно заправлена, и вещи не валялись на полу. Фатима намешала мне Несквика. «Пить! – попросила она. – Очень вкусно. Пожалуйста, пить!» Все мои ученики знали, что я на переменах не ем и не пью. Четыре пары в общаге, а иногда и шесть, приучили меня к стойкости. Пересилив себя, я сделала два глотка. Я помнила, что недавно Фатиму выпустили из дурки – она шагнула в окно с пятого этажа. Несквик был едва теплый. И тут в комнату ворвалась комендант. Она кричала, что я шляюсь по комнатам студентов, чуть ли не по койкам, что недавно видела меня в комнате мальчиков, с которыми я, видимо, сплю, что доложит проректору о моих похождениях. Испуганная Фатима прижалась к стене. Я поставила Несквик и вышла. Мне надо было еще две пары рассказывать о родительном падеже.
Именно поэтому я проплакала весь фильм. Без остановки.
Школьная система и шире система образования организована так, чтобы испортить жизнь максимальному количеству людей. Это ад. И фильм методично, кругами, водит нас по всем ярусам, показывая бессилие, одиночество, срывы, слезы, тщетные попытки бегства и провал. Фоном, конечно, идет такая тревожная музыка, от которой сразу хочется заживо закопаться. «Detachment» – каталог человеческого страдания, сосредоточенного в одном месте. Причем чем добрее ты, тем сильнее тебя припечатает. В этой системе наказываются сострадание и приятие – они отвлекают от борьбы за выживание. Сейчас, когда мне почти сорок, я жалею не учителей, а детей. Каждый из них, имея за плечами опыт школьной мясорубки, потеряет что-то важное. Некоторые – надежду. Другие – позитивные сценарии. Кто-то – любовь к людям. А иные и саму жизнь. Удивительно только то, что это вовсе не национальная проблема – так везде. Более того, в богатых странах конфронтация даже острее.
Сама коллизия фильма довольно проста: чувствительный лишний человек в убегающем сценарии встречает несколько препятствий непреодолимой силы. Первым препятствием является жалость к неблагополучному ребенку. Вторым – ответственность за судьбу учеников. Мы несколько раз видим Генри плачущим, нам показывают его глаза, трясущиеся руки, он вывернут наизнанку для зрителя. С таким героем легко солидаризироваться, поскольку он лишен субъективных границ. Его опыт – в какой-то мере опыт каждого. То, что Генри – безнадежный пессимист, объясняется не только обстоятельствами его жизни (как тревожно Генри-ребенок смотрит в камеру!). Создатели фильма не случайно отсылают нас к Камю, к философии экзистенциализма. У американской культуры, с ее культом достижений и успеха, накоплена большая усталость. В этой усталости проявляется нежелание человека игнорировать эмоциональную сферу, а эмоции устроены так, что негативное поле в них больше. Мы годами копим грусть, обретая невероятную опытность в науке тоски. И поэтому легко подключаемся к чужому страданию, готовы разделить его, потому что страдание, как ни странно, источник консолидации, способ преодолеть одиночество и стать единым целым с Другими. Другие – это не ад. Другие – это неузнанный Спаситель, Христос в Эммаусе.
Русский вариант названия, «Учитель на замену», позволяет нам встроить фильм в линейку школьной драмы. Мы привыкли к ней и без проблем декодируем сообщение. Но при этом стирается философский слой, задаваемый английским словом detachment. Глагол detach означает отсоединение, отделение – не только одного человека от других (Генри бродит между школами, избегая привязанностей), но и человека от самого себя. Именно это становится способом выживания для тех, кто ежедневно получает порции негативного опыта. Увидеть за случаем систему – это преодолеть случай. Исповедаться – это частично отменить прошлое, превратить травму в слово.
Интересен финал, в котором Генри, читая фрагмент из новеллы По, остается в пустом классе. Красивая метафора катастрофы духа. Пространство школы сравнивается с пространством сознания, и каждый герой фильма становится не только эстетической моделью человека, но и психологическим образом. Внутри у нас именно так. А в финале – страшный ветер и одиночество, и спокойный голос размеренно читает классический текст о гибели. Если посмотреть на сюжет, Генри в общем-то выкарабкался – он сумел разморозиться и разрешить себе привязанность. Рискнул. Но та жизнь, в которую он погружен, не предполагает длительного счастья. Оно нам показано только в сцене прогулки Генри и Эрики по магазинам, а дальше – снова террор реальности. Разум и логика позволяют людям жить в системе достигаторства, но по большому счету, это самообман, редукция личности. Стоит только разрешить себя чувствовать, начнется девятибалльный шторм.
Где-то прочитала любопытную мысль про песни Олега Медведева: дескать, общей идеей является то, что счастья нет и бессмысленно об этом париться. Не уверена, что у Медведева так, но в фильме «Detachment» действительно транслируется что-то подобное. Психологическая драма как жанр предполагает, что мы видим не безысходную, но довольно скверную ситуацию, в которой от выбора героя мало что зависит. Генри, оставшись в школе на постоянку, по-прежнему будет несчастен и одинок, равно как и все остальные герои. Так происходит, потому что отсутствует правильный путь. Есть несколько в разной степени неприятных путей. Жизнь не организована по принципам справедливости. Бог умер. Счастье истончилось.
Фильм, без сомнения, сильный и тяжелый. Он хорошо сделан композиционно, герой продуман, коллизии выверены, философская база подкупает. Камю, как и взрыв, всё делает лучше! Не понравилась мне только сцена самоубийства девочки. Зря нам показали агонию и кровь, лучше было убрать их за кадр. Пустой стул страшнее, чем пена у рта. Минус приемы бьют прямо в сердце, рисуя множество страшных картин вместо одной. Монстр в кадре проигрывает монстру, которого зритель не видит. Смерть сильна умолчанием. В остальном же фильм умело вскрывает зрителя, вовлекая его в цепь депрессивных переживаний главного героя. Другое дело, стоит ли усиливать то, что и так сильно. Дерьма хватает и без фильмов.
Возвращаясь к теме исповеди, я подумала вот о чем. Любая религиозная организация подключает человека к чему-то большему, чем он сам – общине, богу, смыслу. Психотерапия, которая пытается канализировать потребность в исповеди, никогда не сможет сделать того же. Потому что лжива. Тебя слушают 50 минут, по таймеру, за деньги. А потом ты снова один, без торжества, без вдохновенья, без бога и справедливости. Пустое слово. Недостаточно выплеснуть из себя нарратив. Недостаточно формально быть услышанным. Если твое слово ничего не меняет (а оно ничего не меняет), значит, его и не было. Вот это – страшно. А особенно для учителя.
Я тоже этого боюсь. На миг поколебать воздух и раствориться в нем навсегда.
Следующий фильм «Корабельные новости» с Кевином Спейси. Охуенный.
Спасибо, Ксения и Вам за приятные слова) Я воспринимаю этот блог как свободное поле для высказываний, дискуссионный клуб. Но, как говорится, чтобы игра началась, кто-то должен первым ударить по мячу) Вы — все-таки специалист по языку, мне, в свою очередь всегда очень интересно читать Ваши рецензии, обеспеченные академическим знанием и профессиональным стажем. Ну и Павел очень гармонично добавляет в блог очевидно врожденной журналистской зоркости пополам с тарантиновским форсом)
Теперь каждую пятницу я жду нового «домашнего задания») Искусство критики меня всегда очень занимало, и вот, появилась возможность как-то этот интерес реализовывать. Тем более времени на фильмы у меня едва хватает и, каждый раз, когда сажусь что-нибудь посмотреть, то начинаю прокрастинировать — уж не предаюсь ли я праздности?) а так, с «задачей», мне гораздо спокойнее тратить время) |
Засим коммуникативный акт заканчиваю и топаю смотреть «Во все тяжкие»…Приятного просмотра! Недавно пересматривал for the umpteenth time) |
Это не только вопрос стратегии блога как совокупности текстов. В обществе явно перекачано интеллектуальное познание — прямо как в Просвещение. Только разум не универсален. Стпростите, только молоко от экрана уберу, а то, боюсь, скиснет)) шучу, конечно, просто это всё так забавно, как если бы пчёлка грозила пальчиком мёду) флешмоб? прелестно)) вот только загвоздка в том, что для меня как ты хрень ни назови, она не перестанет быть хренью. Простите за категоричность, но будем считать, что просто не зашло, не мой день был) Я обычно для разминки даю 2 задания: сначала прошу убедить меня, что, допустим, «охота на белочек — это плохая идея», а потом прошу убедить меня, что «охота на белочек — это хорошая идея». Если у 14-15-летних хватает мозгов найти кучу аргументов, то половозрелые взрослые (и умные) тёти и дяди смогут выудить из предложенного материала любые доказательства для любых, даже противоречащих, утверждений) Так что всё шикарно. Все высказались, повспоминали: кто первую учительницу, кто первую работу, кто первого Достоевского, кто Уолтера Уайта) Спс за обзор) Засим коммуникативный акт заканчиваю и топаю смотреть «Во все тяжкие»… |
просто есть люди, которых слушают, а есть те, кто не способен держать аудиторию. этому нельзя научиться, это просто данностьТут ещё вопрос контекста. Приехала к нам группа франкоговорящих негров. Им нужно было изучать географию по-русски. Нашли супер географа, я была от него в полном восторге, харизматичный дядька. Вышел он к доске — смотрю, негры уши подняли. Он давай показывать моря России. Через час пара превратилась частично в сонное царство, частично в зоопарк. Я сначала пыталась помочь делу переводом, потом плюнула. Нет, не всегда будут слушать. Иногда просто не судьба. И да, есть непроходимые, необучаемые тупицы, при этом довольно мотивированные и усердные. У меня таких было несколько. Один негр, уже в возрасте, три года боролся с русской грамматикой, но она победила с разгромным счетом. |
но вообще см. удивительный отзыв №2. было очень интересно почитать именно твой коммент на фильм, но… видимо, личное влияет на аналитичность взгляда (если можно так сказать).Не одной аналитикой жив блог! Это не только вопрос стратегии блога как совокупности текстов. В обществе явно перекачано интеллектуальное познание — прямо как в Просвещение. Только разум не универсален. Сторителлинг — способ чувственного познания. Иногда интересна структура образа, иногда поднимаемая тема. В данном случае в фильме явная доминанта темы, сами образы могли быть иными, хотя и они неплохи. Фильм сделан как флэшмоб, отсюда неудивительно, что он его порождает. |
Ин май хамбл опиньен, мы работаем ради денег, а не из любви к кому-тоСкорее, из любви к чему-то. Денег в учительской профессии шиш да маленько, а вот сама работа — наркотическая. Я люблю язык. И могу сделать так, чтобы его полюбили другие. Это религия, где вместо Библии словарь и грамматика. |
Это скорее остросоциальное игровое кино о какой-то конкретной проблемеДа, да, да! И это именно свойство американской культуры — подходить к любому явлению с точки зрения социологии. Например, вторая волна феминизма у француженок была полностью лингвистической (поиск женского языка), а у американок — общественно-экономической (женская деятельность). В этом фильме каждый эпизод иллюстративен, то есть появляется не сам по себе, а как следствие мыслительного посыла. Все это позволяет вытянуть его как текст, где текстовой единицей будет не слово, а сцена, иногда кадр. Кей дает нам почитать маленькую брошюрку — такую, слегка помятую миссионерскую книжечку. Уже Набоков брезгливо морщился от истории Раскольникова и СониНабоков ненавидел Достоевского и не скрывал этого. Но его нелюбовь имеет не сюжетные, а исторические корни. В первой половине ХХ века Достоевский — виноватый писатель. Что касается проституток, то это очень интересная тема в литературе! Спасибо, что затронули этот вопрос. Когда проститутка стала персонажем русской литературы (отсчёт, видимо, надо вести с Чернышевского), она быстро стала наращивать сюжетный и философский потенциал. Писателю-мужчине виделось только одно: такую женщину нельзя оставить в покое, ей надо помочь. Того же мнения по вопросу был и Бальзак. Происходило так отчасти потому, что женское тело было отчуждено от женщины, а сексуальность демонизировалась. Христианский же дискурс показывал единственную стратегию: очистить душу, а вслед за ней реабилитировать и тело. Точнее, окончательно отменить. В фильме эпизоды Эрики сделаны чуть более литературно и шаблонно, чем остальные. Видно, у сценариста не было жизненного опыта в проститутках — только книжные представления. Если бы сценарий писался как чистая социология, Эрика ограбила бы Генри и сбежала, потому что проституция не лечится любовью. Так не работает. Спасибо вам огромное за невероятно классные, глубокие комментарии! Может, уже потому бы стоило делать блог, чтобы их почитать. И, по большому счету, они должны быть в основной части блога, поскольку содержательно и концептуально сильнее исходного отзыва. |
нет плохих учеников, есть плохие учителяя бы не сказала, что плохие, тут другое. Первые два урока я был новым человеком и вызывал интерес. Потом только раздражение и равнодушие. Нахуй меня послали на третьем.у меня была историчка — молодая женщина фигурой похожая на пенёк, нижней челюстью на бульдога, а глазами — на нечто остро-льдистое. её знали и боялись везде, включая районо и прочее. она никогда не повышала голос, она потрясающе знала свой предмет, и 90 процентов её учеников потрясающе знали предмет, и наверное их родители тоже. она умела делать урок гонкой, полосой препятствий, это был кайф. она была болезненно справедлива и несгибаема. после универа я пришла работать в ту школу, которую закончила (их было много, эта — последняя), находилась она в довольно неблагополучном районе и считалась одной из самых беспокойных в городе. трудные ученики, ага. так вот. я начала учительствовать и моя любимая историчка-бульдог как-то сказала: «я не знаю, как это работает. в любой момент любой ученик может послать меня на хер, и я объективно не смогу ничего этому противопоставить. но они не посылают. почему? я не знаю. просто есть люди, которых слушают, а есть те, кто не способен держать аудиторию. этому нельзя научиться, это просто данность». чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что она права. и да, меня всякий раз передёргивает, когда кто-то заявляет, что любит детей. детей не надо любить, а вот уважать не мешало бы. и уважать их гораздо труднее. |
что-то исправить почти невозможно.нет плохих учеников, есть плохие учителя (тут я показываю язык вместе с, по-моему, Ушинским))) сделай альтернативный блог)меня посещала эта мысль, потому что иногда так охота высказаться, что аж сосудики в глазах лопаются) но пока мне и у вас нормально)) |
видимо, личное влияет на аналитичность взгляданет. не влияет. тех детей о которых говорю я и которых говорят в фильме родители, общество и государство потеряло задолго до старшей школы. что-то исправить почти невозможно. беспощность — вот чувство, которое нитью проходит через все кино. жизнь боль)сделай альтернативный блог) |
" Сам учитель с 14-летним стажем, кстати)"
Я смотрю, этот выпуск получился преимущественно «внутрицеховым») начиная от автора блога (даже двух авторов) и заканчивая наиболее подробными комментариями) интересно было почитать) |
Hello)
Чувствовать себя ненужным и продолжать надрыватьсявот когда детдомовских забирают, всё время ждут, что они будут благодарными, послушными и наполненными благостью и любовью. это так не работает. хотя это уже не актуально… так, к слову. но вообще см. удивительный отзыв №2. было очень интересно почитать именно твой коммент на фильм, но… видимо, личное влияет на аналитичность взгляда (если можно так сказать). Действительно, душещипательная история. Могу лишь посоветовать в следующий раз пойти в хирурги для опыта, а чо нет, там уж точно «клиенты» не так активно посылают)) Фильмы расписаны уже на месяцы вперед.жизнь боль) |
Мне было неприятно именно с этими детьми. Чувствовать себя ненужным и продолжать надрываться — так я могу делать только из-за любви к кому-то.
|
Вау, классная история) Как бросил преподавать? (Читаю все комменты, но еще не прочел сам блог и не посмотрел кино. Экспериментирую с последовательностью действий))
|
Привет.
А есть какая-то копилочка, куда можно накидать предложения по фильмам?нет. Фильмы расписаны уже на месяцы вперед. Разве что снимут нового «Джокера») |
Это было несколько лет назад. В гостях у товарища я доедал шашлык. Мы пили текилу и говорили обо всем подряд. Выходили курить в сад. Вспоминали прошлое. И такие вот августы. К концу бутылки разговор зашел о литературе (товарищ знал что иногда я пытаюсь писать). Открыли вторую, поставили жариться рыбные стейки. Его супруга нарезала салат.
Тогда-то, между первой и второй подлый хмельной предатель позвонил своей маме и у них состоялся примерно следующий разговор: — Привет. Вам же нужен преподаватель литературы? — Да. — Так Паша может. — Дай мне его номер и мы с ним обсудим. А Паша не может. Паша на это не учился. Паша не хотел ничего обсуждать. Паша боялся. Тётя Света позвонила мне через неделю. За пару дней до конца лета, когда я уже забыл эту историю и успокоился. Я долго отнекивался и обвинял ее сына в подставе. Но женщина (завуч в губернском колледже) настаивала и уговаривала. Я сдался. Мы назначили встречу и я явился. Она показала мне корпус. Объяснила мне вкратце задачу. Озвучила доход (работаю я, но по документам числиться другой) — 91 рубль в час до вычета налогов. И повела знакомиться с директором. Тётя директор, похожая как две капли воды на директора из «Учителя» сказала вот что: — У нас в основном дети из неблагополучных семей. Сплошная безотцовщина. Учаться плохо и лениво. Из мужчин только физрук. Поэтому мы рады тебе. Только тссс! Ты ж без профильного образования. Потом меня познакомили с прошлой учительницей трех групп, у которых я буду вести. Старушку суше и печальнее трудно себе представить. Она была вежлива. Сказала что ребята прошли «Войну и мир». Дальше не успели. Я поинтересовался можно ли в библиотеке разжиться методичками. Снова улыбка. Снисходительная. Методичек в колледже не было. Не было ничего. Два школьных учебника (по таким же я учился в 10/11 классах) она достала из ящика стола. Так, по пятницам и субботам, после основной работы я мчался через полгорода в бывшее ПТУ, чтобы… чтобы получить новый опыт. Вёл три пары и уходил домой с пересохшим ртом. Первые уроки прошли хорошо. Я попытался заинтересовать детей. Говорил что-то вроде «литература это не скучно, большинство самых успешных фильмов и сериалов снимают по книгам, от властелина колец и Гарри Поттера до Шерлока и игры престолов». Первые два урока я был новым человеком и вызывал интерес. Потом только раздражение и равнодушие. Нахуй меня послали на третьем. Акселерат в полтора раза больше меня с задней парты. Я выгнал его из класса. И радовался если он прогуливал занятия. В обсуждаемом фильме все несколько лучше чем в российской провинции. Я на зачет приготовил билеты и заранее каждому отдал по одному. За неделю. А еще, мне прямо сказали что сдать должны все. На пересдачу я заставлял отстающих делать доклады. Хоть как-то. Хоть что-то. А еще, я курил за забором как герой Броуди. А еще, как герой Броуди я орал на них — «я один из немногих кто реально старается вам помочь». А еще, именно тогда я понял, что у нас в стране живет сразу несколько россий. Которые друг друга почти не понимают. Фильм отличный. От игры актеров до монтажа. Спасибо, всем кто посмотрел его. |
Весьма любопытная творческая биография (или фильмография) у режиссера, Тони Кея. К 67 годам снял всего четыре фильма. Весьма яркий дебют, «Американская история Х» (номинация на Оскар за лучшую мужскую роль — Эдвард Нортон). Далее 18 лет работы над документальным фильмом об абортах в США «Огненное озеро»( также большой резонанс, ряд наград). Третий фильм не был закончен по причине банкротства кинопроизводителя. И, наконец, — «Учитель на замену».
Я не назвал бы этот фильм в полном смысле художественным. Это скорее остросоциальное игровое кино о какой-то конкретной проблеме. Рецепт приготовления такой же, как в «Истории Х» — расовое и классовое противостояние, основная нить повествования в настоящем времени постоянно перемежается с «флэшбэками» из прошлого, поясняющими, «где собака зарыта». У зрителя здесь полностью отсутствует возможность собственной трактовки. Кинолекции Кея нужно просто слушать. Да, в большей степени именно слушать, а не смотреть. Первая же сцена столкновения «черного и белого», диалог учителя с чернокожим учеником переводит восприятие зрителя в регистр «тишины в аудитории», где должно быть слышно только голос преподавателя, то есть режиссера. Таким образом, устами Барта доходчиво объясняется, почему угроза физического насилия бессмысленна. И далее кино превращается просто в вереницу примеров поведенческих стратегий и причинно-следственных связей. Это очень бросается в глаза, потому что композиция довольно рыхлая, сюжетных линий довольно много, они разной длины и разной степени важности. Например, диалог психолога и «ученицы легкого поведения» сам по себе — важная составляющая всей «лекции», но транслируют его персонажи, как бы случайно зашедшие в фильм. Ох уж эти проститутки… Истории их нравственного воскрешения усилиями главного героя стали уже каким-то метасюжетом. Уже Набоков брезгливо морщился от истории Раскольникова и Сони. Здесь это настолько скучно и предсказуемо, что я еще раз убеждаюсь, что для Кея художественная составляющая имеет небольшое значение.Если на его лекциях вдруг заканчивается мел, он пишет всем, что попадается под руку: проститутками, толстыми, некрасивыми девочками с богатым внутренним миром, совершенно идиотскими сценами подростковых суицидов и групповых убийств кошек в спортзалах. К давно устоявшемуся в критике термину «разорванные котятки» и я бы добавил еще и «разорванные проститутки». Но фильм, тем не менее, хорош. Хорош тем, что в нем есть монолог Барта о «рыночном холокосте», хорош сценой полного отсутствия родителей в школе в «родительский день» (на мой взгляд, кульминация), хорош тем, после просмотра я с чувством благодарности вспомнил своего первого учителя, и последующих учителей, многих из которых уже нет в живых. Как говорится, врач спасает вас здесь и сейчас, учитель спасет вас спустя много лет после звонка с урока. |
в формате фильма всё-таки это всё сейчас смотрится несколько скомкано. возможно 10 лет назад всё было иначе, но мир изменился…«что-то в этом мире не так», — подумал колобок, дожёвывая лису)) но да, 100%, подумала о том же, пересматривая «Корабельные новости» |
кто это — мы? Александра, «мы» к вам не относится) В фильме, кстати, хорошо показано как папа воспитывает дочь (девушка с фотоаппаратом). Это кусок реальной жизни. В семьях такое практикуется часто. Что интересно. Некоторые взрослые знают, что неправильно себя ведут по отношению к своим детям, но всё равно гнобят их. Видимо, в подкорке глубоко насрано. Уже не исправить. |
в таком формате я бы с удовольствием посмотрел сериал… каждый сезон — новый учитель, новая школа и проблемные дети.
в формате фильма всё-таки это всё сейчас смотрится несколько скомкано. возможно 10 лет назад всё было иначе, но мир изменился… |
Те кто учится сейчас в той же школе, где училась я, напевают эту песенку, хотя учительский состав сменился процентов на 80 минимум.
|
Я проучился довольно уныло, и школа мне никогда не нравилась. Хотя, был у нас параллельный класс, который назывался почему-то буквой «Ш». Дружный, наполовину из артистичных и находчивых натур. Брат вообще по переписке в штаты съездил в 90-е. А американцы потом к нам.
|
странно, но вот сейчас мои учатся, вроде не в тюрьме и не в армии. и неплохо себя чувствуют, и не жалуются. ненормальные они у меня, наверное)
|
Теперь когда поколение за поколением вырастают изуродованные, искорёженные внутри, злые, жестокие монстры, лить слезы поздно, обвинять нет смысла. Мы сами сделали их такими. Слепили ублюдков.оу, полегче. и вот интересно, кто это — «мы» и кого конкретно вы там лепили. Вы слишком категоричныи это мягко сказано) |
Есть два типа школ: армия и тюрьма. В Учителе на замену и Куколке — по типу тюрем, неблагополучные (в подобных различия по красным и чёрным тоже есть, кто заправляет — шпана-ученики или надзиратели-учителя, но она не шибко важна). Чуть получше, гимназии, лицеи — это, как правило, «армия», муштра, все в ногу, рааааавнясь, смир-но! Я вот в «армии» училась. «выжесукаблятьнахуй, будущая научная и медицинская элита!» Ну без матещины, конечно. Чему научилась — так это держать фигу в кармане). Хотя иногда хотелось выйти в окно.
|
кому должен? Конституции На счёт школ ещё скажу. Самое большое зло — не в бестолковых учителях, а в том, что детей насильно заставляют туда ходить. Государство, родители, общество. Так принято, это закон, не будешь учиться — будешь безграмотный и нищий. Хотя есть примеры абсолютно противоположные. Но взрослые, конечно, лучше знают, что ребенку выбрать. Мы так печемся о наших дорогих деточках, что не обращаем внимания на их желания и чувства. Теперь когда поколение за поколением вырастают изуродованные, искорёженные внутри, злые, жестокие монстры, лить слезы поздно, обвинять нет смысла. Мы сами сделали их такими. Слепили ублюдков. пьющий долбоёб Вы слишком категоричны) Просто потерянный человек. Распространенное явление. |
Куколка — это вам не имаго. Все готовились полететь и не полетели.
А вообще я привел в пример этот фильм не только из-за темы педагогики, а скорее среагировал на твой коммент о концовке «Учителя». Безысходность, тщетность и все такое. А в Куколке гораздо больше красок. |
зачётное кино. кому понравилось, рекомендую вдогонку «Невидимая» (2011, Режиссер: Кристиан Швохов). правда, речь о взаимодействии режиссёра и актрисы.
|
Не только я посмотрела. Я тоже люблю кино со смыслом. Мне кажется, что Куколка больше про поломанную жизнь, причём всех.
|
Так-то с дедом линия вышла сильная, когда Барт говорил за свою мать, я почти рыдала, но на фоне множества ответвлений тяжело следить за всем, переключаться с одного на другое.
|
не хватило ещё историй про учителя и взаимодействие с детьми, коллегами.
а так конечно спасибо! первый фильм этого режиссёра смотрел лет 16 назад :) почерк узнаваем… |
Каждый обязан осознанно выбрать профессию учителя.Кому обязан? И пусть лучше будут такие учителя, чем никаких. Школа учит не только на положительных примерах, а все нужные знания есть в книгах. Или, к примеру, взять «Географ глобус пропил», главный герой тоже учитель. У него какая-никая жена, ребенок, он бухает.Вот, кстати, да! Спасибо за аналогию. Ведь и правда стоит сравнить, фильмы похожи. Служкин — пьющий долбоеб, а в книге ещё и растлитель малолетних. Барт — фальшивый Христос. |
Когда дело имеешь с детьми, случайностей быть не должно. Каждый обязан осознанно выбрать профессию учителя. Тем более у них там профильное образование. Понимают ли эти люди, идущие от балды преподавать в учебные заведения, какая на них висит ответственность? Ради чего гробить жизнь и себе, и детям? Льготы? Зарплата высокая? Что их туда влечёт?
Фильм чернушный. Нет просвета ни у главного персонажа, ни у второстепенных героев. Ни у кого. Разве так бывает в жизни? Перед нами вывалили букет проблем, как внутренности из разрезанного живота. Показали проблемы системы образования, взаимоотношений взрослых и детей. Вот они, мы их видим. Знаем об их существовании. А что дальше? Мы испытываем разный спектр чувств и эмоций: от жалости до презрения. Плачем, ругаем, но изменить ничего не можем. Мясорубка продолжает работать. Возникает резонный вопрос: зачем всё это снято? Чтобы выжать зрителю душу, как губку? Посочувствовать гг? Кстати, персонаж, на мой взгляд, нереальный. В «Левиафане» Звягинцева как-то более достоверно всё показано, хоть и про другую систему. Или, к примеру, взять «Географ глобус пропил», главный герой тоже учитель. У него какая-никая жена, ребенок, он бухает. Ему веришь. А на этого броуди посмотришь с вечно грустной трезвой рожей, сразу хочется |
Но мне почему-то кажется, что «заострять» надо скальпелем, чтобы тонко, а в фильме вместо скальпеля бензопила «дружба», и мы не видим многогранность, трогательность, сложность педагогической души (немного пафосно звучит, но уже пусть будет), а нам вывали какое-то искромсанное бензопилой месиво.Тут я могу только согласиться. Картинка далека от объективности. И в школе, даже неблагополучной, всегда есть место не только подвигу, но и нормальной жизни. Помню, приехала с лекцией в рабочий район, не по своей воле, конечно. Дети — жесть. Кое-как усмирила, развлекла. Иду с завучем по коридору, и та, глядя мне в глаза голубиным взором, говорит: «Правда же, у нас замечательные дети?» Я аж споткнулась. Она ведь не шутила. Я не увидела в фильме попытки показать учителей и профессию вообще с дурной стороны. В блоге я себе позволила много эмоциональных высказываний, зря, быть может. А через толстую шкуру зрителя, как говорил Вампилов, пробиться трудно. Мы приучились фильтровать насилие, агрессию и чужое страдание. Иначе можно поехать кукухой. Лучше над ней пролетать :) |
А мне больше всего понравился именно дед. И директриса.
Конечно, фильм — условность и жуткое усугубление. Любая мерзость компенсируется горящими глазами, трогательными историями и, что уж говорить, рутиной. Но проблемы есть. Они связаны не только с непрестижностью профессии и тиранией идиотизма. Они глубоко в человеческой природе. |
Вот! Голос поэта. Голос чувства. Спасибо тебе за него!
Хотя он сам по себе очень хороший, добрый, бескорыстный человек. Да, и он неидеален. Но в конце концов! Я не хочу быть идеальной!Согласна с тобой на все сто. Мы требовательны к людям и, соответственно, к героям, которые вообще не люди, а образы, эстетические структуры. Генри на том уровне доброты, на котором немногие из нас хоть когда-нибудь окажутся. Было в Фейсбуке что-то вроде исследования агрессии: людям предлагали раскритиковать очевидно полезные дела — например, помощь пострадавшему или изобретение лекарства от рака. Оказалось, для опытных хейтеров это вообще не вопрос. Установка на критику мало связана с объектом. Это вопрос мыслительной стратегии и проекций. |
Прости, еслиБольше всего в людях я люблю то, что они другие и не похожи на меня. А твой взгляд на вещи мне всегда казался магически точным. Ученик опускает глаза. Да ладно, все так просто?Да, это меня тоже озадачило. Чтобы так произошло, харизма должна быть гигантского размера. С такой в школе делать нечего. Мне не хватает ореола психологизма вокруг эпизодов.Кажется, я понимаю, о чем ты. Ты живешь в потоке, для тебя сознание — слитное состояние длительности. А есть люди эпизода, типа меня: даже в памяти я двигаюсь от точки к точке, в между ними — зияние, пустота. И таких, как я, видимо, пруд пруди. Поэтому для них производят больше фильмов, чем для людей потока. Это неправильно, конечно. Кстати, ассоциации с Иисусом у меня не возникло, хотя сейчас я понимаю, что это на поверхности. Увлеклась страданием. |
А вообще, да, есть такое ощущение, что всё напрасно в педагогиццом деле, ощущение пустоты и гонки за пустотой.Буквально месяц назад пересматривал один из любимейших фильмов — «Куколка» (реж. И.Фридберг). Он лишь наполовину о педагогике, но мне, не имеющему к этой теме никакого отношения, фильм изложил всю проблематику так, что я увидел ее своими глазами. Со всей неоднозначностью и вопросами. Горячо рекомендую. Фантастически классное кино, я считаю. |
Все эти эпизоды мне кажутся достоверными.может быть, они и достоверны. но не у всех же одновременно!) создаётся впечатление, что собрались такие люди, чьё призвание торговать селёдкой, и дружно пошли работать в школу зачем-то, а потом начали сетовать вдруг, что ошиблись адресом. Возможно, у вас другой опыт, или вы просто сильнее и крепче, чем люди в среднем.У меня очень разный опыт. я видела огромное количество пед.коллективов, поскольку в студенчестве с одной организацией каталась по российским школам с тренингами по правам человека, а потом мною, как молодым преподавателем, затыкали дыры в нагрузке (половина школ города были мои, как у методиста на практике), и ни разу я не видела ТАКОГО выгорания) И срывы, и выгорание, и таблетки, и алкоголь, и лежание на полу без силзапросто!) любим, умеем, практикуем… и психосоматику никто не отменял, да. Уверена, что каждому нормальному учителю периодически хочется размозжить кому-то голову или сбежать на необитаемый остров, или, на крайний случай, заползти под пледик и поплакать… Но потом ты выползаешь обратно, заказываешь себе новые серёжки и набор кукольной посудки, потому что у тебя через неделю тема «kitchen». Нет другого выхода. Пледик — это на 5 минут и всё. А в фильме всё ограничили «пледиком», а на самом деле всё не совсем так. Есть выгорание, но есть и вдохновение; есть разочарование, а есть (пусть такой бытовой и местечковый) героизм/альтруизм и пр. Это как если бы нейрохирург такой швырнул скальпель, плюнул вам во вскрытую черепную коробку, топнул ножкой: «я устал, я хочу на ручки», хлопнул дверью и ушёл. Как-то однобоко и неправильно, на мой требовательный вкус. Иногда надо сгустить краски, чтобы почувствовать глубину.Я понимаю, о чём речь. Читала статью про русскую литературу второй половины 20 века. На одном из съездов всяких деятелей культуры прозвучала формулировка «заострить, чтобы проникло». Обожаю этот «термин», поскольку это самая эффективная штука) Но мне почему-то кажется, что «заострять» надо скальпелем, чтобы тонко, а в фильме вместо скальпеля бензопила «дружба», и мы не видим многогранность, трогательность, сложность педагогической души (немного пафосно звучит, но уже пусть будет), а нам вывали какое-то искромсанное бензопилой месиво. И кишки наружу, и душа нараспашку могут вызвать эмоцию, но тут уже кому что) немного сумбурно, но как-то так) дело в том, что эта тема тоже личная для меня. соберись мы все вместе, запили сборник «учительские этюды» — будет огонь жеж) но очень я болезненно воспринимаю, когда профессию показывают не в том свете. Кстати, про кишки (иногда я люблю, чтобы не тонко, дада)… Недавно смотрела комедию про зомби «Маленькие чудовища» с Лупитой Нионго (актриса из «Мы»). Вот этот дурной фильм мне понравился гораздо больше, потому что там учительница молодец, хотя ей было страшно и очень хотелось под пледик) |
Посмотрела без винишка и пледа — и так жара. В целом понравилось, но линия с дедом мне показалась лишней — о проблемах в семье Генри можно было рассказать иначе, возможно, просто в одном из разговоров. Операторские приёмы и вставки рисунков-анимаций мелом показались чутка мельтешащими, возможно, стоило их подавать мягче, а то выходил мультик, комикс, хотя жанр фильма серьёзен. Некое сходство героя с Иисусом просматривается — то, что вытащил проститутку, то что вообще пытается вытащить людей из задницы, но не думаю, что это сильно портит картину. Ну тем более, мне нравятся печальные мужчины. Местами сцены были нарочиты, вот когда Эрика кричит в истерике, не желая уходить от Барта — соглашусь с Ротиллой, тут киношно.
А вообще, да, есть такое ощущение, что всё напрасно в педагогиццом деле, ощущение пустоты и гонки за пустотой. Хотя у меня контингент получше, попроще — с хамством детей я встречалась только пару раз и это были совсем мелкие детишки. И таки-да, мне говорили спасибо. Наверное, я всё же счастливая училка. |
«Общество мертвых поэтов» мне не понравилось. Герои там прекраснодушны по-книжному, а жизнь из другого материала и лирики в ней чуть. Впрочем, тоже фильм крепкий.фишка в том, что после этого фильма я стараюсь всякий раз встать на стол и посмотреть сверху. и это потрясающе работает) |
Итак. Вытрем слёзы (не, я не с самого начала рыдаю, но где-то с середины фильма).
В этом фильме жаль всех. Жаль учителей, которые хотят дать что-то хорошее детям, фактически хотят изменить мир к лучшему (а дети — это и есть будущее мира). Безумно жаль их, когда с годами работы, не получая отдачи, учителя становятся всё менее отзывчивыми, менее чуткими, более раздражительными или наоборот холодными, равнодушными. Учительница, которая кричит, мол, у тебя одни двойки, ты никто и станешь никем — она разве злая? Она разве не желает добра? И её безумно жаль, потому что она реально желает добра, что даже сдержать себя не может. И девчонку тоже жаль, она реально не понимает этих обвинений (и все может быть, может ей триста лет не нужен этот колледж!). Правды вообще нет, её нет и быть не может. Жаль детей, которые не видят света в конце туннеля. Которые становятся грубыми, пытаясь защитить себя от страшного мира. Дети, которые не получают поддержки в семье, или дети, которые видят таких родителей, которые и сами постоянно используют грубость, как щит. Мамашка, которая прибежала «защищать» дочь и при дочери орёт на учителя, она ли способна научить свою дочь уважать людей? Но и у неё самой вполне может быть куча проблем, этих ещё не хватало. Здесь у всех есть проблемы, потому что это просто жизнь. Жизнь с её абсолютным несовершенством. И школа не может стать идеальной, потому что это тоже кусочек жизни. Директор, для которой дом — не милый дом, ей школа милей, а её увольняют. Зачем ей идти на пенсию? сидеть дома с мужем, который её давно не любит? Ещё бы ей не рыдать. Даже тот негр (прошу прощения, если кого оскорбила, не хотела), который пришёл читать лекцию учителям о том, как нужно учить детей, даже перед ним она беззащитна, он срывается на директрисе, говорит ей гадости в отместку, что все разошлись, не захотели слушать его дурацкие советы. И она ужасно расстроена, но ей придётся уйти. Ужасно её жаль. Учитель, которого никто не замечает — его и жена не видит в прямом смысле этого слова. Он и сам уже не знает, может он и правда невидимый. И его жаль. Да, может он не идеален, может он и сам виноват. Но блин. Насчёт девочки-фотографа. Ей просто не с кем было поговорить, у неё нет хорошей подруги, например. Отец не понимает, не принимает её (похудей, выбери другое увлечение, но я художник, эй!). Она заедает проблемы кексами. проблема становится в прямом смысле ещё больше, выхода нет. Она даже смерть свою спрятала в кекс (она реально художник, наш человек!). Не согласна с тем, что не нужно было показывать смерть в её неприглядном виде. Зрителю нужно было увидеть то, что в конце концов всколыхнуло главного героя. Хотя он сам по себе очень хороший, добрый, бескорыстный человек. Да, и он неидеален. Но в конце концов! Я не хочу быть идеальной! НЕ ХОЧУ! То, что он трус не соглашусь. Это он трус(?), привёл проститутку в дом, обогрел и не трахнул, но (ах негодяй) отдал потом в приют. У него умер дед, ему было морально тяжело (он не робот, помним, он человек — хрупкое создание, детство, кстати, у него тоже было не сахар). Да, он убегает из школы в школу, да, он боится привязаться к кому бы то ни было. Но он даёт. Он даёт всё, что может дать. Это реально такой учитель, которого можно пожелать каждому. Пускай он приходит на время, но уже этого бывает достаточно, чтобы зажечь спичку. А разгорится ли огонь — в конце концов это зависит не только от него. |
. Вероятно, я из тех зрителей, которые три часа смотрят, как травинка пробивается сквозь асфальт.Разговаривают два буддиста. — Как дела? Чем занимаешься? — Да вот, смотрю, как деревья растут… — Всё суетишься? )) |
Поскольку фильм тебе понравился, то мой отзыв покажет скорее меня, чем иной взгляд.
Иисусик в исполнении Броуди раздражает изначально. Его печально-праведная мина висит в воздухе, независимо от происходящего. И если б не крупные планы его лица, то боюсь от фильма ничего бы и не осталось. В первый же рабочий день в школе к Барту подходит чернокожий ученик, швыряет его вещи в угол с угрожающей фразой «я задал тебе вопрос». Барт отвечает «я был таким же, как ты» и бла-бла. Ученик опускает глаза. Да ладно, все так просто? Я не понимаю обоснования эмоций, состояний, силы воздействия Барта на учеников. Фильм куда-то бежит, не поспевая за сценарием. Следовало бы остановиться хоть на чем-то одном и проработать. Много визуальной составляющей, призванной создать атмосферу. В эпизоде с девочкой-проституткой, которая бросается на шею, заявляя, что у нее ничего больше нет — фильм скатывается в мыло. В итоге — неубедительно, толсто. Но я, похоже, устарел. Сейчас смотрю «корабельные новости» и не нахожу себя в смене кадров. Вижу набор клиповых сцен, фрагментарность. Мне не хватает ореола психологизма вокруг эпизодов. Здесь нужно современное видение, которое я так и не обрел. Вероятно, я из тех зрителей, которые три часа смотрят, как травинка пробивается сквозь асфальт. Прости, если разочаровал. |
Очень показательно и правдиво рассказано о том, как люди становятся учителями. Да, многие случайно. И это не повод винить людей, это повод для общественного обсуждения проблемы. Если мы хотим хорошее образование, может, стоит подумать, как залатать те дыры, которые в нем есть?
Жизненный пример. Моя коллега временно устроилась в школу, как раз учителем на замену. И сумасшедший отец одной из учениц устроил ей травлю (не буду описывать подробности, они отвратительны). Коллега уволилась. Хотя она прекрасный спец, и дети ее любили. Жизнь. И в фильме жизнь. Она не прекрасна, герой тоже не идеал. Именно это и ценно. Супермены обычно встречаются в другом кино. А вообще кое-кто уже посоветовал нам идти в бизнес. Полагаю, надо прислушаться. |
Ты прав, тут есть личное, хотя и довольно старое. Сейчас я работаю в Хогвартсе, там иначе.
Драматическая линия сделана объективно хорошо, портит ее только взвинченность, истерическая нотка в подтексте. Может, скажешь, что тебе в фильме не понравилось? Мне очень интересно взглянуть на него иначе, твоими глазами. |