0
1481
Рубрика: кино

Павел Недоступов 

Все связано. Какой-то таинственной ментальной нитью. Убеждался в этом десятки раз. Кроме личных связей «Корабельные новости» обнаружили и совсем неожиданные, но логичные и закономерные. Этот фильм для «Кукухи» я пересматривал. И если в прошлые четыре просмотра (очень он мне нравится) меня интересовало лишь кино, то сейчас я заглянул в Вики. 

 Наивным открытием стал режиссер — Лассе Халльстрём, который наснимал кучу классных (опять же, мною любимых) фильмов : «Что гложет Гилберта Грейпа?»; «Правила виноделов»; «Шоколад»; «Рыба моей мечты». Талант постановщика добрых, визуально мягких и уютных фильмов прослеживается во всех знаковых работах этого художника. Лассе из тех настоящих, что обладают своим почерком. Узнаваемой индивидуальностью. 

 Вторым наивным открытием стал автор исходного одноимённого романа (который, кстати получил Пулитцера) Энни Пру. 

 Эта талантливая дама была и лауреатом Премии О. Генри, в том числе за рассказ «Горбатая гора», в фильме по которому позже у другого именитого режиссёра снялся мой любимый Хит Леджер. А он в свою очередь снялся у Халльстрёма в «Казанове».

 Такой вот круговорот актеров, режиссеров, кино, литературы, искусства. И везде-везде этот круговорот затаскивает в себя мои вкусы и моё восхищение. Локальный, так сказать, облачный атлас. 

 

 «Корабельные новости» начинается с меланхоличной истории взросления неудачника, без внутреннего стержня, без амбиций и, скорее всего, без сексуального опыта. Но, что важнее, без опыта любви. Без любви родительской, без любви братской/сестринской, без дружеской любви. И даже без уважения коллег. 

 Двоякие изменения в жизнь Койла приносит социальнобезответственная и сексуальнораспущенная Петел (Кейт Бланшетт), вместе с ней приходят краски разных тонов. Это и скоропостижный (возможно, что и единственный) секс, и рождение дочери, и постоянные измены, на которые герой реагировать не умеет. В защиту Петел я нахожу единственный аргумент. Койл действительно наискучнейшее создание! 

 Зло в лице Петел демонизируется намеренно и абсолютно, так, чтобы в её отрицательности ни у кого не осталось сомнений — она продает собственную дочь. 

 Вообще, к моменту приезда на остров все персонофицированное зло мертво. Интересно, что мертво оно без участия главных героев фильма. Оно убивает себя само. Родители Койла (в особенности отец-насильник своей сестры) самоубиваются. Петел под наркотой попадает в аварию. И даже муж воспитательницы (Джулиана Мур) якобы погибает в море. 

 На Ньюфаундленде царит пасторальная сельская гармония, простая жизнь, простые ценности и простые мечты. Среди людей за негатив отвечает смешной старенький редактор газеты. Его подлости и подлостями-то нельзя назвать в полной мере. Так, подлянки. Они даже необходимы герою, чтобы держать себя в тонусе и все же постараться сформировать хоть какое-то подобие характера. 

 Настоящая борьба героев происходит с прошлым. В фильме его не стесняясь символизирует старый дом. В доме (в прошлом) люди пытаются продолжать жить, надеясь построить новое. Но крыша протекает, сквозняки продувают, и не смотря на попытки плотника залатать дыры, в итоге дом сносит в море "восточный ветер" — ветер перемен. К тому моменту и Агнес и Койл сумели нащупать дорогу к другой, настоящей жизни. Сумели избавиться от призраков былого. 

  А я не могу избавиться от ощущения, что режиссер показал мне рай на земле. И мне нравится этот рай. Мне нравятся его обитатели. Мне нравится, что на прощальной пьянке они раздолбали лодку милого путешественника, который и сам хочет остаться на острове. 

 У них есть даже свой Иисус (хозяин газеты), который "ходит" по воде и спасает утопающих (ловец человеков), а потом с детской непосредственностью воскресает. 

 Еще этот фильм лишен всякого пафоса, абсолютно. Хотя даже сама суровая натура его предполагает. Море здесь просто море, снег — просто снег, а скалы всего лишь скалы. Единственный раз Лассе допустил сказочную картинку — в сцене где Койлы перетаскивают дом. 

 Хотя, по сути, как и снятый годом раньше «Шоколад», этот фильм и есть сказка. 

 О шикарном актерском составе говорить и вовсе нет смысла. 

 К этому кино у меня лишь одно замечание. 

Вот когда героиня Джуди Дэнч приходит к Койлу, чтобы украсть прах отца, как она на самом деле относится к сыну своего брата-насильника? Возможно же, что она его ненавидит так же люто, как и его отца. Здесь можно было подробнее показать её отношение. 

Всем, кто не смотрел, очень советую. И да, пейте чай — он придает сил! 

 

Ксения Комарова

Историю про Золушку можно рассказать по-разному, не только в ванильном варианте Перро или брутальной обработке Гримм. Каждый раз, когда мы видим, что перемена мест слагаемых существенно меняет сумму, в истории появляется четкий отпечаток золы и хрусталя. Феминистки третьей волны объявили Золушку типичной Ф-историей, но это, конечно, далеко от реальности. Мужчины-золушки периодически забегают в литературу и кинематограф, комфортно себя чувствуют в сюжете про тыкву и не без удовольствия примеряют туфельку в финале. Граница мужского и женского давно подвинулась, осталось дело за косным сознанием.

«Корабельные новости» – золушковый фильм. Неудачливый, гонимый семьей, зажатый обстоятельствами, но чистый сердцем мужчина страдает в захолустье. Его угнетают проститутка-жена, злое начальство и тревожная фоновая музыка. Приглашения на бал принцессы не шлют, все в целом идет скверно, по лекалу «Бедных людей». Американская достоевщина. И вдруг на Золушка падают чудесные обстоятельства: жена с божьей помощью умерла, явилась тетя-фея и объявила, что герой – не тварь дрожащая, а Койл из рода северных Койлов, могучий морской волк в анабиозе, почти пират. Золушок прыгнул в тыкву и отправился на острова. Потихоньку он снял лохмотья, возмужал, вместо туфельки нарастил на голове рыбацкую шапочку, завел друзей. За доброе сердце ему подарили дом, работу, любимую женщину и лодку. Дом, правда, потом отняли, но это к лучшему. В финале мы видим, как Золушок стремительно вплывает на лодке в счастье. Откуда у него деньги, не уточняется. Видимо, зарплаты сельского журналиста хватало на все.

Фильм выстроен мелодраматически, что особенно хорошо видно в финале. Только два жанра имеют свойство разрешаться в хэппи-энд: лирическая комедия и мелодрама. А если перед нами сюжетная парадигма последней, ждите Хосе-Игнасио, Зиту и Гиту, потерянных детей, изнасилованных рабынь и прочие мыльные финты ушами. В «Корабельных новостях» такие моменты сделаны более-менее аккуратно, и все равно меня коробило, когда мелодрама давала о себе знать. Брат-насильник, сбежавший муж, экстрасенсы, люблю-но-коленку-не-трогай, оживший покойник – всё это делает историю рукотворной, сочиненной и механистичной. С другой стороны, если медленное течение сюжета не разогревать сюжетными вспышками, фильм окончательно превратится в литературный кисель.

Многие современные дети не любят советские мультики, потому что у тех очень медленный ритм и отсутствует привычная клиповость. «Корабельные новости» сделаны, как фильм из 70-х. Отсюда долгие планы, портреты, пейзажная затянутость чуть ли не по Тарковскому, небольшой объем событий, в основном приходящихся на первую половину фильма, чтобы зритель не ушел сразу, как только доест попкорн. Конечно, нельзя не отметить прекрасные актерские работы. Фильм сыгран почти блестяще, и во многом благодаря таланту Кевина Спейси. Когда в лице Койла проступали черты Фрэнка Андервуда, герой становился магически красивым. Трудно, должно быть, таким монстрам обаяния, как Спейси, играть робких золушков. Более того, если всмотреться в действия Койла внимательно, будет видно, что он больше замкнутый, чем мямля. Только в сцене, когда жена привела любовника домой, он реально просел вниз, в остальных случаях вел себя с достоинством. Ему не везло исключительно по воле сценариста.

Думаю, вялый ритм повествования связан с книжной основой. Я не читала источник, но он хорошо чувствуется. В некоторых местах видны лакуны – там сюжет романа упихивали в хронометраж сценария. Например, я уверена, что у каждого из коллег Койла была развернутая история. Нам этого почти не рассказали. То же касается прошлого семьи и дома, который, за неимением экранного времени, объявили старинным злом и стерли с лица земли. На мой взгляд, проще было пожертвовать слабенькой любовной линией, которая уже при зарождении не подавала признаков осмысленной жизни. Забавно было наблюдать, как нам пытаются представить антонимические картины: в сексе с женой Койл задыхался снизу, потный и раздавленный, а с новой женщиной он сначала символически вынырнул из воды, а потом уверенно поплыл сверху. Когда прием виден, получается каша из топора.

В конце отмечу важный плюс. «Корабельные новости» (кстати, новостей было слишком мало, тоже, видно, сократили) – не просто мелодрама, а мелодраматическая сага. Хотя нам упорно подсовывали эволюцию главного героя в качестве основного объекта внимания, самое интересное шло фоном – легенды и предания северной земли, тесные связи внутри общины, семейные истории и скелеты в шкафах, романтическое и суровое море, которое организует жизнь поселка. Эта умеренная экзотика сделала фильм приятным, но, увы, не способна была вытащить ходульный и скучный сценарий, накрошенный из книги крупными кусками. Я рискну предположить, что история Золушка, чтобы стать жизненным сценарием, должна быть хорошо выговорена литературой и кинематографом. Так, рекламные слоганы, оседая на ушах, иногда становятся фразеологизмами и входят в язык. Сценарист как бы говорит мужчине среднего возраста, который захлебывается жизнью: смотри, добрым и терпеливым тоже везет! Надеюсь, сценарист прав, и лодка героя не превратится в тыкву.

 

Следующий фильм — «Что-то не так с Кевином» 2011 года.

Дата публикации: 12 июля 2020 в 15:55