0
2107
Рубрика: кино

Павел Недоступов

Когда в редакции кто-то предложил посмотреть этот фильм, я знал, что уже видел его, но абсолютно не помню содержание. А это очень странно. Обычно фильмы врезаются в память.

Теперь-то я знаю почему. Потому что кино не состоялось вовсе.

Режиссерка Линн Рэмси сняла мало фильмов и их названия мне ни о чем не говорят. Но с «Что-то не так с Кевином» к ней пришел каннский успех.

С удивлением прочитал, что зрители удостоили картину десятиминутными аплодисментами стоя.

То ли фестивальная публика знает и понимает гораздо-гораздо больше меня, то ли она ведется на совершенно безвкусные приемчики рассчитанные на простачков.

Первые двадцать минут я еще расчитывал на интересные два часа жизни, ведь там Тильда, ведь там Эзра.

Увы.

Постоянное намеренное нагнетание таинственности, умалчивание о том что же все-таки произошло, почему Кевин в тюрьме — все это морковка перед осликом-зрителем. Все эти короткие вставки-воспоминания, концентрация на мелких деталях (вроде отклеенного угла плаката в турфирме) — дешевый прием, водичка, которую автор льет нам в глаза, чтобы заместить психологическую, мотивационную пустоту фильма. В качестве вишни нам предлагают жирнейшую метафору. Красная краска и попытки её отмыть, как символ крови и вины на руках самой героини.

Два часа я смотрю на страдальческое и озабоченное лицо Тильды, но кроме того что она путешественник не знаю об этой женщине ничего. Вообще ничего. Чем она занималась до рождения детей, какие книги и музыку любила, как относилась к своим родителям, кто ее друзья? Ни-че-го.

Её муж еще более загадочный персонаж и конечно же сказочный сферический идиот в кубе. Он не видит, не замечает лицемерие сына. А я этому не верю.

С Кевином история такая же как и с его предками.

Почему он такой? Ответа на этот вопрос вы в фильме не найдете. Единственное объяснение — он такой с рождения. Что-то наследственно-генетическое. Никаких других логичных причин, оправдывающих его мерзкое поведение нет. Будучи маленьким Кевин планомерно пытается свести мать с ума. Зачем? Почему именно мать? Нет ответов.

Почему став подростком Кевин снизил свой натиск и стал более-менее сносным? Чем живет Кевин? Какие стороны его жизни, кроме демонстративной дрочки, могли привести его к такому финалу? Нет ответа.

Нам не дают ни единственного крючка, чтобы можно было поверить и сопереживать. Единственный раз мама отвела сына к врачу и по всей видимости этим и ограничилась. Даже после убийства хомяка (или свинки), даже после выбитого глаза сестры.

Может быть найдутся люди которые скажут, что все из-за материнской любви. Значит я слишком черствый, так как и эту любовь не сумел разглядеть.

По пустоте фильма гуляет такой ветер разочарования, какой уже давненько не ерошил мою шевелюру.

К сожалению, сказать мне больше нечего. И чтобы не уподобляться и не лить воду, я замолкаю.

ПС. Один плюс все же есть. Я теперь хочу обклеить одну комнату географическими картами вместо обоев. Очень хочу.

 

 

Ксения Комарова

Что-то не так с фильмом о Кевине

 

В финале фильма измученная женщина спрашивает сына: «Почему?»

У меня вопросов гораздо больше.

 

Почему доктор не нашел никаких отклонений, хотя ребенок ходил в подгузниках до школы? Почему перелом не расследовали, хотя даже в России в таких случаях к тебе наведывается полицейский? Почему героиня не попыталась развестись, хотя семейная ситуация всю дорогу была сложной? Почему с Кевином не работал ни один психолог, хотя асоциальное и агрессивное поведение он наверняка проявлял в системе? Почему в фильме мы видим только один эпизод убийства морской свинки, хотя обычно за плечами у маньяков к этому возрасту – кладбище домашних животных? Почему когда женщина понимает, что Кевин опасен для любимой дочери, она продолжает жить в одном доме с ним и не поддерживает идею разъехаться? Почему она не отобрала у него лук, хотя понимала, что он не в себе? Почему обыскивала комнату, хотя надо было взломать компьютер? Почему Кевин решил убивать людей с помощью неэффективного оружия, хотя проще было купить огнестрел и положить сотни, а не десятки человек? Почему вооруженного луком человека никто не попытался остановить, даже качки-спортсмены, которые явно там были? Как Кевин ухитрился с помощью стрел оставить парня инвалидом, парализованным по пояс? Почему Кевина не застрелили при штурме школы (и почему школу никто не штурмовал)? Почему никто не заметил, что подросток перекрывает двери, и неужели он действительно ухитрился закрыть все? Почему в суде у матери отобрали дом? Почему она не совершила самоубийство, когда потеряла всех, кого любила? Почему не уехала в другой город хотя бы на время, чтобы избежать встреч с убитыми горем родственниками? Почему Кевина в тюрьме лечат прозаком, а не галоперидолом? Почему массового убийцу могут выпустить через четыре года отсидки? Почему фильм тянет кота за хвост, виноватит невиноватого, а в финале пожимает плечами и говорит нам – «ну, жиза»?

 

Возможно, фильм поднимает важные вопросы. Агрессивные подростки в Америке неоднократно устраивали бойни в школах. Разобраться в причинах этого явления необходимо – и социологически, и психологически, и художественно. Только фильм даже не планировал ни в чем разбираться. Он два часа жует драматическую жвачку, показывает нам красивые лица Тильды и Эзры, изуродованные неестественной мимикой, погружает в чужую вину, чтобы … что? Какой выхлоп в финале получает зритель за то, что вместе с героями переживал чудовищные события? А ничего он не получает. Никто не знает ответов: ни мать, которая перешерстила всю свою биографию, ни мальчик-маньяк, хлебнувший в тюрьме лиха, ни сценарист, ни автор книги, по которой снят фильм. Просто shit happens какой-то.

 

Кроме великолепной актерской игры, в фильме нет ничего. Вообще подразумевалась сложная история об ответственности и ее границах, что-то могло вполне получиться, но то ли в психологии девиантных подростков сценаристам было лень разбираться, то ли женский вопрос перетянул на себя одеяло – короче, что-то глобально пошло не так. В поведении матери сразу после рождения Кевина и в проблемах, с которыми она сталкивается дальше, многие наверняка узнают себя. Если бы у замученных сложными детьми женщин регулярно воспитывались маньяки, тут еще можно было бы сказать, что фильм в чем-то прав. Ударила ребенка, сломала ему руку – огреби подростка-убийцу через десять лет. Или еще вариант. Не хотела рожать, пережила послеродовую депрессию, скрывала нелюбовь к ребенку под прессингом мужа и общества, не обессудь, дитя пойдет по кривой дорожке, а ты-сама-дура-виновата, надо было любить безусловно, как природой предназначено, а не мечтать о загранице и прежней свободной жизни.

Но, допустим, я перегибаю палку, и нам рисуют алогичную историю, в которой испытываемая героиней вина не является источником коллизии – она работает как фон, а двигатель обстоятельств на самом деле случайность. Ну, бывает так, родятся маньяки в благополучных, полных семьях, где нет ни абьюза, ни алкоголиков, ни насилия. Тогда фильм имеет еще меньше прав на существование! Получается, что девиация – это не социальный продукт, а кара божья, негативный бог из машины, она становится судьбой по рандому, и сделать с ней ничего нельзя. Так формируется, на минуточку, выученная беспомощность. Что ни сделай, все говно.

Более того, посмотрите, с какой сволочной стороны нам показаны все люди, кроме главной героини и дочери. Муж – туповатый добряк, но почему-то не способен встать на сторону жены и загоняет ее в семейную ловушку, увозит из любимого города, селит в нелюбимом доме, а когда жена обоснованно бьет тревогу, немедленно предлагает развод. Жители городка – оборзевшие преследователи, которые дожимают забитую, беспомощную, депрессивную женщину. Коллега – сексуально озабоченный хам. Остальные работники – полукомические персонажи без следов интеллекта. Сын-маньяк берегов не знал вообще никогда, последовательно прессовал мать и сестру, не получая при этом никакого противодействия. Куда ни кинь, человеческое уродство. Это не то что неправда – это намеренная ложь о человеческой природе, которая в разы сложнее.

Антигуманистический, бездушный фильм.

Два часа времени в топку хаоса.

Не смотрите. Не рекомендую.

Следующий фильм для обсуждения - "Мое лето любви" 2004 года.

Дата публикации: 20 июля 2020 в 10:29