|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
864 |
Нельзя просто так взять карандаш и оставить его в покое, без метафоры.
Если представить российское кино лежащим на некоторой оси, крайней правой точкой которой будет продувной баблофильм с вторичными спецэффектами, а крайней левой точкой будет бубнящая чернуха, то «Простой карандаш» резко отляжет влево. В нем есть все, что мы уже видели в «Левиафане»: красивый русский север как зона предельного человеческого страдания. Только снято не жестко, а по-женски. Там, где герои «Левиафана» безвольно падают в грязь, герои «Простого карандаша» делают вид, что они элегантно плывут по морю говна на маленьком плоту, сооруженном из двери деревенского сортира. Как известно, Боливар не вынесет двоих, а на двери спасется только один – второй пойдет ко дну, под щемящее My heart will go ooooooooon.
Сюжет имеет типичную для интеллектуального кино динамику: 2/3 фильма не происходит ничего, герои перемещаются по поселку, в последней трети фильма события излагаются скороговоркой, показ сменяется рассказом, пешки идут на убой, из зрителя срочно выжимается непролитая слеза. И желтые березы, больше желтых берез. И метафору в конце крупным планом: работник склада выравнивает карандаши, чтобы не торчали. Обнажается то, что должно быть скрытым, интуитивным. Если зритель настолько глуп, что метафорой ему надо тыкать в нос, то точно ли мы имеем дело с интеллектуальным кино? А если оно не интеллектуальное, то какое? Как назвать эту жвачку из жизнеподобия и лирики?
По сюжету художница Антонина, протагонист фильма, приезжает, как декабристка, за мужем в удаленный от центральной России поселок. Как известно, чем дальше от центра, тем страшнее нравы. В Питере все хорошо, гламурно и выставки мирового значения, а в глубинке нищета, отморозки, круговая порука и равнодушие. Вот такая у нас Россия. Жить можно только в столицах. Но Антонина хорошая! Она верит, что и вне Питера есть люди. Точнее, она пытается сделать из них людей. А они сопротивляются и упорно тонут в своей социальной разрухе, без торжества, без вдохновенья. Сам пафос фильма глубоко ущербный. Справедливости ради надо сказать, что в персонажей заложили некоторый запас сложности. Убийца нежно обнимает брата, брат пытается спасти учительницу, облезлый филолог имеет трепетную душу, сухая вобла соседка – пример русской сильной женщины. Но это все одноклеточные оппозиции, вечное «да, но». Реальная сложность начинается там, где нам ничего не понятно про героев, но они выглядят живыми. В «Простом карандаше» все соответствует карандашному принципу ТМ: сверху твердо, внутри мягко. И наоборот.
Есть прекрасный пример психологического портрета у Толстого:
«Жизнь Вронского тем была особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, — что обманывать нельзя никого, но мужа можно, — что нельзя прощать оскорблений, и можно оскорблять и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову. Только в самое последнее время, по поводу своих отношений к Анне, Вронский начинал чувствовать, что свод его правил не вполне определял все условия, и в будущем представлялись трудности и сомнения, в которых Вронский уже не находил руководящей нити».
Дальше Толстой описывает колебания Вронского, связанные с беременностью любовницы. Сложность героя состоит не только в том, что автор не относится к нему строго определенным образом (поддерживает / осуждает), но и в том, что цепь его мотивов постоянно соотносится с действиями – зависит от них, определяет их, диссонирует с ними. А в «Простом карандаше» все просто, как два пальца об асфальт: нужно быть хорошим и не нужно быть плохим.
Главная героиня упорно борется за то, что считает идеалом, никак не реагируя на действительность. Ложная святость оканчивается, конечно, ложным мученичеством. Она права – остальные ошибались. Надо было всем бороться за детей, тогда бы зло не победило. Вот ведь, смогла же Антонина организовать дорогу жизни для одного талантливого ребенка, вывезла его из ада! И все бы так могли. Давайте все переедем в Питер, город, где тебя не убьют, ударив головой о бревно. На севере, говорят, это обычное дело.
При этом нам, например, не показывают настоящую реакцию Антонины на смерть вроде как любимого мужа. Ей сообщают, что он умер от инфаркта, а она с покерфейсом собирает шмотки, попутно спасая то одного мальчика, то другого. Где горе? Где хоть бы след переживания? Или святые умеют терять людей, не пошевелив и мускулом на лице?
И кто после этого циник – дама с зоны, которая голосом робота говорит «ваш муж умер» или жена, для которой смерть – эпизод?
Есть и другие странности. Например, то, как героиня сердечно вовлекается в судьбу отпетого Миши. Целует его в голову, как Богородица Христа, пока везет в больницу, хотя до этого упорно воевала с ним. Сцена выглядит неубедительно и навязчиво. Прогиб системы под семейку хулиганов выполнен в духе вульгарного критического реализма: все поражены выученной беспомощностью, банда из двух человек терроризирует поселок. Допускаю, что это возможно. Но сочетание обстоятельств говорит нам о хронотопическом подлоге: всё, решительно всё против героини, она борется в одиночку. Пришла, как фея, из другого, лучшего мира, чтобы перестроить этот мир, отпавший от справедливости и бога. Погибла смертью храбрых. И все это совершилось явно за какой-то месяц. При этом большая часть экранного времени посвящена монологам и ходьбе.
Мы уже в Кукухе говорили о фильме про учителя. Там тоже была безнадега, брошенные дети, сгущение красок, усталое лицо Броуди и море слез. В «Простом карандаше» все то же самое, только чуть больше суеты и чуть меньше художественности. Фильм действительно иначе сделан. «Учитель на замену» – это социально-психологический фильм с обнаженной драмой. Линия конфликта глубоко уходит в личность главного героя: его страдание сконцентрировано вокруг близких фигур, связи с которыми имеют высокую ценность. А что в «Простом карандаше»? Конфликт вынесен за пределы личности героини и отстранен от нее. Она вступает в случайные (в лучшем смысле этого слова) связи с людьми, а единственная глубокая связь – с мужем – остается за кадром. Нам показано 2 свидания. Она: «Тут классно!» Он: «Уезжай!» Этого мало для показа сложности отношений разлученных супругов, они действуют по шаблону, который абсолютно очевиден для всех. Настоящее начинается там, где шаблона нет. В этом фишка героя Броуди – он всегда переходит грань ожидаемого, вываливается из контекста, показывая, что есть разница между учителем и Учителем. Учитель – это тот, кто прибавил к тебе тайное истинное знание, каким бы оно ни было, вдохновляющим или болезненным.
Я много наговорила плохого про фильм. С точки зрения коллизии, он выглядит слабым и вторичным. С точки зрения метафорического и символического ряда, легко считываемым и простым (уподобление карандаша человеку вымораживает с первой минуты, а в финале они еще и добавки дают). Но есть, несомненно, две интересных стороны, которые не позволяют назвать просмотр фильма потраченным впустую временем. Прежде всего, это удивительная нехудожественность речи. Герои действительно говорят так, словно находятся в жизни, а не в фильме: сбивчиво, некрасиво, естественно. Иногда создается впечатление, что ты смотришь не фильм, а какую-нибудь передачу вроде «Часа суда», только качественно сделанную. Я верю в эту речь. Пусть она разрушает иллюзию драмы (то есть эстетику), но в ней есть живое биение реальности.
Второй момент – это картинка. Действительно красиво снято. И это осознавалось как фишка фильма самими создателями: необычные дома, золотая осень, графика увядающего поля, невероятный свет, падающий на стены. Фильм про художника должен быть таким, чтобы его кадры можно было вставить в рамку. Но все-таки этого мало. А где работы самой Антонины? Что нарисовал ее муж? Почему нам так ни разу и не показали рисунки якобы очень талантливого мальчика, самородка?
Так и хочется спросить у создателей фильма: «Что ж вы врете?»
Андрей из «Граффити», тоже художник, свои работы в трусы не прятал. Мы видели его в деле. А Антонину видели как угодно, только не рисующей. Слишком уже простой оказался карандаш. Может, и вовсе сломанный.
Следующий фильм – «Кролик Джоджо» (2019). Ай, чо будет, чо будет!
Посмотрел и увидел:
1. Главную героиню муж не любит. Есть такой тип женщин, которые, как об них ноги не вытирай, будут тебя облизывать и обожать. Например, Лариса Голубкина, жена Андрея Миронова. Ради таланта своего любимого они прощают всё, проглатывают обиды и живут дальше рядом с изменником. 2. Настоящих мужиков в фильме нет. Одни ссыкуны и терпилы. Антонина Золотарёва, плод режиссёрской фантазии, питерская художница и своего характера заложница, жертвует собой, заработком, положением, работой. Оставляет прекрасный город Ленинград и переезжает в небольшой город Ебеньск, где всех в страхе держит простой русский парень по имени Миша. Никто-то этому Мише не может как следует начистить физиономию и от души попинать ногами. Происходит всё с точностью до наоборот. Вот если б ОПГ, мафия, специально обученная бригада киллеров. Другое дело. Но тут перед нами мелькает группа молокососов, умеющих лишь бухать да кулаками махать. А где жестокость, где выстрелы, трупы? Получилось всё чисто по-женски. Мягко и нежно. Пара синяков и царапин. В конце брат Миши, выйдя из колонии, немного разбавил неудавшуюся атмосферу власти бандитов над ебеньчанами. Убил художницу. Ударил её головой о брёвна, из которых сделают миллионы карандашей. Жаль только, что рисовать некому будет. 3. Дима Дёмкин – новый простой карандаш. Старый, в образе Антонины, сточился. Операторская работа понра, всё остальное – ну как-то несерьёзно. Двум людям можно посочувствовать в фильме. Антонине Золотарёвой и Мише Пономарёву. Ещё историку. Яйца Бог дал, а мужественностью обделил. В целом, персонажи больше сказочные, чем реальные. Спасибо. |
Не показанных.Просто ты материалист) Я считаю, в концовке показан смысл веры, как таковой. Самые азы. Она прослеживает путь от хаоса к гармонии, в этом ее назначение. Штабеля бревен в грязи сменяются кадрами с готовыми карандашами. Бревно превращается в инструмент искусства. Поэзии, если позволишь. В которую вовлечены все живущие в этом захолустье. А как ты понял, что это Миша был? Я решила, что филолог-физрук.Ну совсем тебе фильм не понравился) Пихать физрука еще и в этот кадр — это уже совсем ерунда, каша какая-то. Мишу можно узнать по чертам лица, актера похожего подобрали. Да и его появление на фабрике в финале это хорошая смысловая точка. |
«Простой карандаш» — посмотрел и помнишь месяц спустя, что это про то, «что люди, как простые карандаши».А через год вообще не помнишь, что смотрел. Память тщательно фильтрует впечатления. И если не было ни грана важного, все сгорает без остатка. |
Неожиданно, что именно этот фильм вызвал столько сарказма.Столько это сколько? Потому, что есть тысячи художников.Не показанных. Метафора превратилась в указательный палец, направленный в небо. Изрядно повзрослевший Миша, толкающий вагонетку в финале на той самой карандашной фабрике — вполне считываемый образ искупления вины.А как ты понял, что это Миша был? Я решила, что филолог-физрук. Но героиню «карандашей» я даже трогательным Дон Кихотом назвать не могу. Она просто нарывается весь фильм.Самое отвратительное — это ее скрытый снобизм. Он делает ее антиобаятельной. Стоило бы сосредоточиться на взаимном влиянии героини и окружения.Тогда пришлось бы сократить экранную ходьбу. Если измерить все эти «топ-топ туда» и «топ-топ сюда» выяснится, что герои на экране в основном ходят. Как будто от перемещения что-то зависит. И если уж включать иронию, то по поводу самого архетипического образа-сюжета.К нему у меня меньше всего претензий. Можно давать простые сюжеты, простые характеры. Но стыдно, пошло, отвратительно — давать оппозицию «прекрасный Питер — гнусная деревенька». Меня на куски разрывает, когда я вижу такое — даже если показалось, просто на секунду показалось. ожившая береза ходит по Руси в экзистенциальном ужасе от того, как все убого. Её посадили ещё в те времена, когда сам Толстой пугал крестьянок, бегая в одном носке. А теперь — вон чо. А в конце её рубят на простые карандаши отменного качества.АААА!!! Браво! Я уже это хочу! |
Бывает и погода другая, и человеческие взаимоотношения гораздо разнообразнее и сложнее.Может, оно и правда не стоило того. Но все-таки там есть пара красивых кадров. |
Хороший фильм от плохого отличить реально просто.
Например. Тарковский: посмотрел, ещё раз посмотрел, ещё посмотрел, ещё посмотрел, ещё посмотрел… И каждый раз прочтение сцен новое, дополненное и личным опытом и теми «деталями», которые на «холсте» с первого раза не считались. «Простой карандаш» — посмотрел и помнишь месяц спустя, что это про то, «что люди, как простые карандаши». Все. Одна мысль, одна тупая метафора. Стоило жевать? |
Неожиданно, что именно этот фильм вызвал столько сарказма. Нет, я не против, и фильм не защищаю. Но на фоне обсуждаемого в Кукухе, тут больше «да», чем «нет».
Кино никак не интеллектуальное, в первую очередь благодаря простоте и явности мотива с карандашами, который фильм и вытягивает в плюс. Только здесь я вижу не метафору " карандаш-человек". Месседж о том, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Что бы ни случилось, карандаши сходят с конвейера тысячами каждый день. Потому, что есть тысячи художников. Посыл на поверхности, на мой взгляд. Изрядно повзрослевший Миша, толкающий вагонетку в финале на той самой карандашной фабрике — вполне считываемый образ искупления вины. Основная претензия к фильму — по поводу образа главной героини. Я вообще не понял, что она делает. Все-таки противостояние должно зиждиться на каких-то конкретных предпосылках. Пусть даже это заблуждение, выдумка, иллюзия. Пусть это будет, как у Тарковского — желание во что бы то ни стало донести свечу. Но героиню «карандашей» я даже трогательным Дон Кихотом назвать не могу. Она просто нарывается весь фильм. Разумеется, это сценарная дыра. Учительница будто не из Питера приехала, а из страны радужных пони. Хотя, если я в Питере сверну во двор и поведаю обитателям, что мы все неправильно живём, то дело закончится так же, как и в случае с гг в разужасной провинции. Глубинка тут ни при чем вообще. Муж Антонины — такой «закадр внекадрович». Его образ долго висит в воздухе, и в какой-то момент создалось впечатление, что он почти мистический. Вспомнился другой наш фильм " Юрьев день" Серебренникова. Там героиня тоже попадает в некий Энск, теряется там и находится. Но ЮД глубоко символичен и построен на вязких метафорах целиком. В Карандашах все вполне конкретно. Внезапно муж проявляет с видом булгаковского Мастера и… умирает. Эмм. Nuff said. Картинка, кстати, так себе. Можно было проработать детали, психологизм обстановки — Антонина как брошенный в воду камень. Стоило бы сосредоточиться на взаимном влиянии героини и окружения. Это бы компенсировало сюжетные дыры. И отсутствие внятной логики поступков не так бы обращало на себя внимания. Фильм не то, чтобы плох, он лысеват. Как стройный стих про Отечество. С парой-тройкой глагольных рифм. И если уж включать иронию, то по поводу самого архетипического образа-сюжета. Если б я был режиссером, то снял бы такую пародию на «серьёзное российское кино»: ожившая береза ходит по Руси в экзистенциальном ужасе от того, как все убого. Её посадили ещё в те времена, когда сам Толстой пугал крестьянок, бегая в одном носке. А теперь — вон чо. А в конце её рубят на простые карандаши отменного качества. |
Я ограничился просмотром 11-минутного трейлера, включившего несколько полных сцен. И как-то мне этого хватило. Серое небо условного Чё-бля-бинска в российском кино уже несколько утомило, если честно.
Бывает и погода другая, и человеческие взаимоотношения гораздо разнообразнее и сложнее. Сцена диалога героини с физруком это классика русской литературы. Чехов. «Дом с мезонином». Физрук даже мечется по комнате из угла в угол, сетуя на жизнь и жестикулируя, как дореволюционный мхатовец) выглядит это, мягко говоря, не свежо. Финальная мысль хорошая. Надо почаще смотреть друг на друга. Да. |
Ай, чо будет, чо будет!Думаешь, будет резонанс? По мне, «Кролик» — презабавный фильм, не более. Может, чего-то в нём не распробовал. Нужно будет пересмотреть. |
И милиция не пыталась их найти? Дело не завели?Ага, четыре детектива собирали улики и относили в лабораторию. Какое дело, систер? Это ж девяностые. Ко мне потом в палату свободно входили и тот, который со сбитой челюстью, и те, которые с трубой. Дополнительно угрожали. Следователь опросил, сказал, что сам виноват — не надо было лезть на рожон. |
Cool stories, bro!
при очень неплохой игре, у актёров совершенно не звёздные и незаюзанные лица.Я читала рецензии. Говорят, они проводили кастинг среди местного населения. Талантливых ребят нашли. Или ты любишь людей, или не любишь. Красота в глазах смотрящего.Очень трудно найти некрасивое лицо. Лицо — это книга, со своим сюжетом. А когда начинаешь любить человека, он становится магически, просто ошеломляюще красивым. В итоге, руководитель отморозился, мэра отстранили, дело закрыли.Там, где отсутствует гражданское общество, будет так. Режиссёр фильма, конечно, вряд ли вникала в нюансы раскладов тёмных сил, использовала штампы, ноВ «Заводе» темные силы выглядели убедительно. А здесь показан заговор молчания без реальных пружин. Кто стоит за бандитом, братом Миши? Что вообще держит в страхе этих людей? На деле это сюжетная дыра — не продумали изнанку. Не обязательно злыми людьми становятся те, кого в детстве недолюбили.Был в Кукухе фильм про Кевина, которого недолюбила мать. Кто угодно виноват, только не подонок. Учитель языка, литературы и физкультуры – трагическая фигура, лично мне его жаль.Он мне больше всех понравился! Персонаж с характером и судьбой. Били долго, основательно, били лежачего ногами и металлическими трубами.И милиция не пыталась их найти? Дело не завели? |
Мне этот фильм больше понравился, чем нет. И как фильм, и как тема для размышления, по нескольким причинам:
Актеры 1) про живые диалоги поведала уважаемая председатель клуба; 2) при очень неплохой игре, у актёров совершенно не звёздные и незаюзанные лица. Лица Монолог героини про лица — кульминация фильма (для меня). Вот тот лакмус, определяющий грань между добром и злом. Я обожаю рассматривать человеческие лица. Супруга сказала: «Просто ты старый, поэтому тебе все, кто помоложе, кажутся красивыми, а вот молодёжь отлично идентифицирует друг друга и объективно сортирует на уродов и красавчиков». Я вспомнил свою литейку. Рецидивист Герасимов, пенсионер Тимофеев, алкоголик Авраменко или инвалид Ткаченко, с матерком и перегаром, разливающие водку в стаканы или металл по изложницам, они казались мне самыми красивыми людьми на свете. Если что, мне было 23, нормальной ориентации, совсем без в/п. Так что нет, дорогая супруга. Или ты любишь людей, или не любишь. Красота в глазах смотрящего. Смотрящие 1) пару лет назад мэром одного деградантского городка нашей области назначили (видимо случайно) молодого человека, ветерана АТО. За два года без воровства и коррупции городок расцвёл, стал чистым и аккуратным, с нормальными дорогами и освещением. Жители не могли нарадоваться. Весной этого года мэра избили до полусмерти. Четыре месяца он провёл в больнице. Выйдя из комы, сразу заявил, что его били бандиты – люди авторитета, которого крышует руководитель области, недовольный тем, что мэр перекрыл какой-то денежный канал. В итоге, руководитель отморозился, мэра отстранили, дело закрыли. 2) один мой друг из топов уголовного мира недавно сообщил: «вот сейчас некоторых неудобных людей команды Зеленского приберём, и заживём хорошо, по-прежнему». Использование властью криминальных авторитетов для поддержания послушания на местах – притча во языцех для стран бывшего Союза. И, почему-то, есть мнение, что корни этого порядка лежат в России. Данный стереотип, кстати, был одной из основных причин, почему прогрессивные люди нашей страны на Майдане так сильно желали отпочковаться от старшего брата. И данный стереотип, мне кажется, не слишком далёк от истины. И тот полковник ФСБ из «Бригады», который говорил: «Саша Белов перспективный типок, давайте за ним понаблюдаем» — не слишком мифичный персонаж. Режиссёр фильма, конечно, вряд ли вникала в нюансы раскладов тёмных сил, использовала штампы, но, «сказка ложь, да в ней намёк…» Добрым молодцам урок Учитель языка, литературы и физкультуры – трагическая фигура, лично мне его жаль. Страх унижения в результате конфликта с наглецом – ахиллесова пята всех «правильно» воспитанных на любви и сострадании мальчиков, позже мужчин. Этот страх, несомненно — грех, хоть и не канонический, потянул за собой все другие пороки данного героя: и цинизм, и подловатость, и пошловатость. И ведь нельзя сказать, что учитель законченный трус, ведь осмелился он прильнуть в поцелуе к героине, а вот конфликта со ссыкуном испугался. Что тут посоветовать интеллигентным парням? Лучшее оружие против страха – идти на страх. Как-то, в детстве, меня окружила толпа гопников, хотели денег, то да сё. Не дожидаясь унижения, я просто досчитал до пяти и врезал ближайшему из них в челюсть изо всей силы. Били долго, основательно, били лежачего ногами и металлическими трубами. Очнулся в больнице, с переломами и сотрясением мозга, но совершенно счастливым, потому что не унизился. Приятным бонусом послужило то, что по нашему городку быстро распространились слухи (Бударин – психопат), и больше ни на районе, ни в школе меня не трогал ни один подонок. Подонок А вот этот стереотип, соглашусь с Ксенией и исходя из жизненного опыта, натянут. Не обязательно злыми людьми становятся те, кого в детстве недолюбили. Иногда это проявляется внезапно, как редкая болезнь, передающаяся через …надцатое поколение. Зачем такие люди рождаются? «Санитары леса»? Тоже тема для рассуждения. Сын одних моих знакомых, добрых людей с образованием и достатком, рос отморозком. «Если бы мне сказали, что мой мальчик, которому я читала самые добрые книжки и показывала самые добрые советские мультики, будет издеваться над детьми в школе», — причитала его мама, — «я бы повесилась». Тем не менее, мальчик успел испортить всю жизнь не одному ребёнку, прежде чем вырос и перевоспитался. Как-то сам, автоматически, не так, как показано в фильме. Просто перерос хулиганство и стал адекватным человеком. Без самопожертвований учителей-Иисусов, таких, как героиня. Героиня К ней больше всего претензий, но, возможно, режиссёр рассказала в ней себя, или показала собирательный образ творческих женщин: смелых, добрых, талантливых, но с поступками, часто лишёнными логики именно в силу их творческости. Здесь и упомянутое лобызание подонка-Миши, и поцелуй с подлецом-физруком, и неожиданная, не к месту, сцена ревности обречённому мужу, и недостаточная скорбь по мужу на фоне самоотрешённого декабристского следования за ним… Резюмирую в своём стиле. Два косяка против четырёх фишек. Счёт 4:2 и достаточно твёрдый след от простого карандаша в моём сердце. |