|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
499 |
В который раз просматриваю прозу ЛитКульта и замечаю, что с удручающей постоянностью процентов восемьдесят, если не больше, текстов помечены “мистика, фэнтези, фантастика”.
Я родился пятьдесят семь лет назад, и, понятно, я - дитя соцреализма, неореализма, постреализма и всех прочих реализмов, хоть как-то известных мировой интеллигенции.
Основной посыл, если угодно, догма этих “реализмов” - существование определённых правил, границ, в которых происходит действие. Эти правила могут быть гораздо шире физических законов мира, в котором мы присутствуем, но тем не менее, как только мы приняли эти правила - мы в них играем, ничего больше. Результат получился удивительным, вторая половина прошлого века полна неоспоримых шедевров.
Извините, сегодня… - нуль на палочке. Все фантазируют… Как бы без границ…Но и без смысла. Без шедевров.
Кажется, “мистика” позволяет авторам выдумать всё, что угодно.
Постоянно нахожу в текстах обращение к колдуньям-ведьмам как средство продвижения сюжета, застрявшего на семейных или рабочих проблемах.
Часто фэнтези-герой творит всё, что в данный момент нужно автору. Полетать? Полетели! Стать кобылой? Будем кобылой! Пописать керосином? Пожалуйста, всё в керосине.
Это считается художественным приёмом. Это, на удивление, принимается читающей публикой.
Мне непонятно. Ведь, если всё невозможное возможно, то ничего нет интересного.
Человеческая жизнь - это всегда борьба с ограничениями, физическими, психологическими, общественными и прочими. Рамки важны. Если всё возможно, то нет ничего важного. Зачем тогда об этом рассказывать?
Если большая часть текстов - “мистика”, то что же наша повседневная жизнь, неужели она так неинтересна и неважна, чтобы выдумывать небылицы?..
Кажется, многие авторы этого не понимают, может вообще даже не задумываются…
Или это - я не понимаю, вышел из тиража, устарел для нового века?..
Наверно, можно назвать таких авторов — это же не реклама :)дело не в том, что я опасаюсь иска о нарушении авторских прав)) просто что-то вам советовать что-то мне неловко) могу назвать, например, Яну Вагнер («Вонгозеро», «Живые люди» произвели впечатление). кроме того, Марина и Сергей Дяченко (спс Master of Puppets за наводку). Глуховского, Семёнову опять же никто не отменял… |
мало кому охота «создавать реальность по Горькому» — погружаться в чужую неизведанную странную страшную жизнь с головой. или набравшись смелости, отобразить свой опыт без прикрас, без лжи и недоговорённостей. да ещё художественно, а не как в газете, блоге, по тв. а есть ли время на обдумывание реальности, изучение жизни? к тому же уникальность опыта… «так, с чего начать? у меня есть жена, дети, машина, ипотека. об этом мир ещё не знает — напишу-ка я роман!». ну, допустим у человека есть талант, уникальная история. мотивация в чём? денег не заработаешь, не прославишься (если живёшь в провинции). залить в интернет? неделя успеха твои, ок. дальше тебя смоет река графомании.
не мной сказано, но настоящее пишется кровью. так что Достоевский, Толстой, Бунин и подобные им сейчас бы не состоялись — многабукв). по большому счёту интернет — это тусовка, а не университет). |
Наверно, можно назвать таких авторов — это же не реклама :)
Я мало читаю сейчас и, вероятно, пропускаю стоящие вещи. А то, что читаю, собственно и вызвало эту запись |
Приветствую.
Согласна, что нынче просто засилье НЕкачественной НЕреальности. Но я не согласна про тупик. Могу назвать несколько именно пишущих на русском авторов, которые в лучших традициях русской (и не только) реалистической прозы используют всякие нереалистичности как фон, инструмент для раскрытия каких-то социальных штук или как средство изображения внутреннего мира героя и т.д. Думаю, качественная мистика есть, просто некачестенной стало больше, поэтому создается впечатление тупика, застоя… |
Согласен.
Но виртуальная реальность, созданная современной компьютерной графикой, была реальным творческим прорывом для кино. Я думаю, для литературы — это шаг… даже не назад, а в сторону, в тупик. Словам всегда было всё дозволено. Однако, всякая не-реальность была только одним из художественных приёмов, которым пользовались очень аккуратно. А теперь, чуть-что, возникает человек в колпаке и предлагает три желания и так далее, понятно, ещё скучнее. Даже та сказка про три желания собственно и говорила «не надо чудес», жизнь сама по себе достаточно чудесна. Так что, думаю, всё же это повсеместное увлечение мистикой и фэнтези имеет в основе — элементарную лень, неумение/нежелание разработать сюжет, вследствие отсутствия опыта — и персонального, и приобретённого через чтение классики |
Как мне кажется, реальность стала невсамделишной, она только и нужна, чтобы обеспечить виртуал. Все пытаются повысить свой статус в сети. Счастливы в интернете среди аватарок, а не живых людей. Перестают себя осознавать в отрыве от инета. В сети тоже же — невозможное возможно.
И мы идём к перевёрнутой формуле — Если тебя нет в сети, тебя нет и в жизни. |