Ситуация для них решилась положительно, когда была принесена жертва (фигурально говоря).Да, точно! За выход пришлось заплатить.
|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
818 |
ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!
Еще по одной (Another Round), Томас Винтерберг
Преамбула
Это фильм про алкоголиков.
Фильм про алкоголиков-учителей.
Про датских алкоголиков. Не пей вина, Гертруда, пьянство не красит учителей.
Когда я слышу, что фильм был отмечен в Каннах, мне уже сводит скулы. Я на такое не хожу. Но про алкоголиков сам бог велел. Очень поучительное кино и вовремя! В «Пятерочку» как раз завезли по акции любимое красное. Надо как-то держаться.
Фильм про алкоголиков, и как говорят рецензии «вы будете смеяться, плакаться, грустить». Смеяться вы не будете. Вообще. Да вам жить после этого фильма окончательно расхочется. Если вообще когда-то хотелось. Если вам хотелось жить, вы зачем пошли на фильм про алкоголиков, у которых писаются дети, изменяют жены, собачка одряхлела?
И все-таки это хорошее кино.
Говорю как человек, который не любит хорошее кино и упорно смотрит голливудский шлак про супергероев.
Основная часть
Меня как учителя не удивляет, что учителя спиваются. Удивляет другое: что про это хоть кто-то говорит. Скандинавия в плане отношения к алкоголю напоминает Россию: есть и стыд, и бравада, и национальные традиции, и социальные вопросы. «Еще по одной» очень мужской, честный и грустный фильм про то, что алкоголь не помогает… но и не мешает. Он просто есть – это фон, обстоятельства, шумовой эффект на фоне ординарных событий. Ты можешь пить годами и кое-как выживать. Ты можешь пить годами и строить успешную карьеру. Кажется, что зависимость между количеством выпитого алкоголя и количеством проёбов прямая, но это ложная корреляция.
От фильма такого рода ждешь моралите в конце. Главный герой пил, потом стоически завязал, и жена одумалась, и жизнь наладилась. Ан нет. В финале он пьет со своими учениками на набережной и танцует джаз-балет, а потом с разбега прыгает в море. Таким он и остается в финальном кадре: свободным, красивым, пьяным.
Ни решение пить алкоголь, ни решение отказаться от него не являются триггерами изменений в жизни героев. Суть в другом: они пробуют жить иначе, поменять одну деталь и внедрить ее на регулярной основе в рутину. Такой деталью могли быть пробежка или поедание брокколи (ЗОЖ), каждодневная кормежка одного бездомного кота (зоозащита), битье морды незнакомым людям в подворотне (первое правило БК не говорить, что означает аббревиатура БК). Мы подправляем один из множества ползунков, чтобы запустить каскадное изменение бытия и не факт, что к лучшему. Вообще жизнь главного героя рушится, но она до этого была картонной. Он заморозился до бесчувствия, жена гуляла, дети росли сами по себе, а работа превратилась в отбывание повинности. Тут даже дело не только в том, что учитель выгорел и больше не хочет входить в класс. Оказывается (и это довольно неожиданно), что стойкость может превратиться в апатию. Герой становится собой, когда обвиняет жену в измене и переворачивает стол: по большому счету, он уже давно догадывался, что она неверна, но привычка держаться и терпеть загнала его в ловушку. Алкоголь позволяется расставить акценты: унижение непереносимо, а жизнь – полный отстой.
Мы не видим бездны, которую рождает дурная привычка. Рутина гораздо хуже и опаснее. Физрук, решившийся на самоубийство, говорит другу на прощание: «Все как-то бесцельно». Одинокий мужчина, живущий в компании собаки, обречен не потому, что он алкоголик. Он алкоголик, потому что живет в одиночестве, и в учениках никакого смысла нет. Они – декорация, а не смысл. Пусть даже потом трясущийся благодарный очкарик и положит ему на гроб розу. Что толку с этой розы?
Драма четырех друзей в том, что зрелость пришла, а смысл – нет. В сорок лет пора бы ему уже явиться. Есть дети, жены, друзья, работа, но нет того, что было обещано всей толщей высокой литературы и философии. Не случайно в фильме столько раз поминается Кьеркегор. Бытие обретает свои крайние формы в состоянии полупогасших смыслов, когда раздражение от слабого огонька надежды заставляет тебя дергаться, как гальванизированного лягушонка.
Финал довольно оптимистичен: героем дается еще один шанс. Из того тупика, в который они забрели, была тропинка наружу. Для одного это раскрепощение, для другого – семейный покой, для третьего – деятельное сочувствие, для четвертого – смерть. Алкоголь проявил проблемы, как реактив, а решение оставалось за людьми: их воля всегда была свободной. Завязать – пить дальше – повысить дозу. Процесс, в сущности, никогда не шел по пути катастрофы. Ее и нет. Судьба героя «Левиафана», который упорно спивается весь фильм, - это трагедия слабака, обреченного проиграть, против него ополчается весь мир. Благополучные датчане ухитряются пить довольно безопасно, с благородством и интересом исследователей, и тем не менее иногда – с рвотой, в слюни, до кровавых ссадин и потери пульса. Не стесняясь и не превращаясь в свиней. Так они показаны. С любовью. Понимаете? Карамзин говорил, что и крестьянки любить умеют. Винтерберг показал, что и алкоголики достойны уважения – зрительского, режиссерского, актерского. Это про нашу человечность, а не про человечность персонажей.
Я далека от поэтизации алкоголя и его потребителей. Прекрасного в слабости быть не может. Но слабость – это часть облика человека, его сложной многогранной структуры. Кто-то в детстве замучил воробышка, кто-то никогда не уступает место в метро пожилым, кто-то маме не звонил уже лет десять, кто-то спасается от алиментов. Как говорил персонаж «В джазе только девушки», у всех свои недостатки. «Если ты хочешь любить меня, полюби мою тень».
В FB у знакомого режиссера прочитала, что «Еще по одной» - фильм про кризис: политический, социальный, возрастной. Именно поэтому там мелькают кадры хроники, упоминаются Хемингуэй, Черчилль, Рузвельт, Гитлер. Но, на мой взгляд, эти детали как раз показывают принципиальный отказ сценария от масштабирования события: частная проблема становится общей не за счет исторического фона, а за счет гуманистического посыла. Быть человеком можно по-разному. Так, как фильме, тоже вариант. Никто не виноват, но все ответственны.
А алкоголь? Ну, пейте, раз хочется. Что тут еще сказать!
Финал
Все месяцы, в названии которых есть R, это месяцы трески.
В скандинавских школах работают мужики. Полколлектива! Вот где равноправие уже наступило.
На учительскую зарплату можно есть черную икру в ресторане.
На поминках скандинавы пьют пиво.
Для скандинавов пример публичных алкоголиков – Ельцин и Брежнев.
Можно блевать красивым фонтаном, сидя на плечах товарища.
Вам спасибо!
Ситуация для них решилась положительно, когда была принесена жертва (фигурально говоря).Да, точно! За выход пришлось заплатить. |
Единственное, замечу. Ситуация для них решилась положительно, когда была принесена жертва (фигурально говоря). Именно это было триггером, чтобы остановиться. И в жизни всегда такая фигура есть.
|
Хороший фильм. Отличная актерская игра. Даже вопросов нет. Как и все в жизни — простого ответа нет пить или нет. Ксения, спасибо вам за хорошую рецензию.
|
Ой, там такой ржач с базами… Япоши просто ненавидят янки, янки троллят япош. Но япоши дро… Так, уже писал).
|
Вам и всем рекомендую фильм «Уитнэйл и я». Там Р. Грант в главной роли. Они с Мадсом (героем этого, из рекламы) очень похожи — такие типичные белые европейские мужики, с выдающимися лицами. Хорошие, но малоизвестные (не распиаренные) актёры. Оба снимались в отличных фильмах хоть раз в жизни. Разница в возрасте небольшая. Оба, предполагаю, в жизни дураки. Судя по Гранту, точно. Но актёры отличные в той мере, в какой их типажи в азиато-негритянском мире геев сейчас востребованы)).
|
Интересный фильм, думаю. Но я до сих пор под впечатлением «Королевское похмелье» про алкашей британского островка.
Кадры с Лондонских улиц, субботним утром заваленных Датчане и вообще все северяне — те ещё алкаши. Хотя фильм(ы) не только об этом)). |
Сейчас юбилэй) — 9500 комментов. С прошлых двух примерно в том же районе.
Но и с этого акка скоро тебя переплюну). |