|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
798 |
Боже мой, как же я ненавижу романы! 80% земной поверхности и каждого романа составляет вода. Каждый раз, соприкасаясь с очередным шедевром, я захлебываюсь и начинаю тонуть в ледяных струях ненужных деталей, несущественных мелочей, словесного недержания. Если Томас Манн, Джеймс Джойс, Хулио Кортасар, Томас Пинчон, Харуки Мураками – это великая литература, тогда я ненавижу литературу. Если их тысячестраничные кирпичи на книжной полке официально и несомненно признаны классикой столетия, то я профан и хейтер. Если за первые сто страниц легендарного романа я не вижу ни одной глубокой мысли, ни одного стилистического изыска, а сюжет топчется на одном месте – стартовой локации, то что это невразумительное месиво слов делает шедевром? Сам увесистый размер кирпича, шандарахнувшего по голове именитого критика; гордость после прочтения, одоления? Но если ты пробежал марафон, в чем заслуга организатора соревнования?
Когда мне на пяти страницах описывают внешность третьестепенного персонажа, который никакого воздействия не окажет на сюжет, более того – исчезнет навеки сразу после этого описания; когда на двадцать пять страниц растянули диалог ни о чем – о бытовой шелухе, а потом кто-то пойдет ещё полглавы покупать, жарить и жрать почку – серьезно?! Более миллиона слов протагонист движется в сторону Свана и утраченного времени со скоростью даже не черепахи – улитки; спасибо Прусту, что хотя бы думает о чем-то не всегда бессмысленном при этом.
Если под видом десятилетнего коньяка вам продадут светло-желтую бурду крепостью не выше пива, вы же будете протестовать, скандалить, возможно – судиться? А если вам продали полторы тысячи страниц словоблудия Дэвида Фостера Уоллеса – тогда проглотите и сквозь стиснутые зубы улыбнетесь, ведь это кем-то признано, назначено шедевром, и именно у вас что-то со вкусом?
Только беззаботный ребенок осмелился крикнуть, что король-то не только бледный, но и голый…
Так ещё этих королей наплодили – читай список лауреатов нобелевской и букеровской премий за последние сто лет: там просто нет (почти нет?) бодрой, мощной, умной, интенсивной, интересной литературы. Только невразумительное, унылое, монотонное бормотание самовлюбленных мэтров, гулко доносящееся из их башенок мамонтовой кости.
Вот бы нашелся кто-то сильный и большой, с накачанными цепкими руками со стальными пальцами, взял да и отжал всю эту пузырящуюся воду из всех книг в мире, ведь стало бы лучше, прилично стало, да? Тогда в каждом втором бумагомарателе вдруг обнажилась не всегда пустая его сущность, стали видны нервы и боль и страх и одиночество и надежда быть услышанным и понятым и любимым; и тонкие оригинальные мысли, и смелый полет фантазии…
И мы обрели бы множество новых писателей, которых действительно можно читать и не сдохнуть со скуки.
Только не бывает настолько крепких рук.
Да и черт с ней, с мировой классикой.
Иногда закрадывается мысль, что в России со времен Пушкина идею литературного творчества поняли неправильно – как то, что должно быть умным, интересным, глубоким, стилистически изящным, эмоционально заряженным, просто чудесным.
Иногда меня пугает шальная мысль, что я патриот, потому что поверить, что 90% величайших прозаиков абсолютно случайно оказались русскоязычными, невозможно – это представляется математически ничтожным. В стране, где всё не просто плохо – ужасно; где грязь, хамство, лень, мечта о халяве, агрессия и ксенофобия возведены в абсолют, именно в этой стране родились все литературные гении – это абсурд. Может быть трудности перевода скрывают от меня все изыски стиля гениальных зарубежных авторов, но отсутствие сюжета, мысли, атмосферы не замаскировать ничем.
А может именно ужас, безысходность русской жизни и порождают гениев – творчество от отчаяния, чтобы избыть боль, страх и трепет? Как единственное убежище от государства – бесчеловечного монстра, Молоха, пожирающего детей, да и не только детей. Они искали убежище для себя, а создали вечный приют для всех нас: тщедушных, дрожащих, потерянных, одиноких… Видимо, в этом и есть смысл великой литературы?
Хотя воду неплохо бы отжать и из нее.
Спор здесь бессмыслен. Я полагаю, вы пытаетесь рассуждать логично и своей логикой убедить оппонента. Должен заметить, что логики в пустоте не бывает, необходима логическая система: понятия, определения, аксиомы. У вас ничего этого не установлено — спор бессмыслен.
Чтобы смысл появился, мы могли бы говорить об оптимизации так называемой функции полезности. А именно, ищем максимальное значение функции Полезность книги среди группы читателей Множество группа читателей и функцию Полезность мы определяем перед началом вычислений. Значение книга, максимизирующее Полезность, нам предстоит найти. Даже при такой примитивной переформулировке задачи становится ясным, что ответ зависит от группы читателей и функции Полезность. Каждый из высказавшихся ниже, думаю, имеет в виду свои значения. Так что и ответ — у каждого свой. Извините за урок мат логики. |
Не знаю, кто из великих начал эту привычку. Но явно не Лев Толстой, которому было скучно в деревни, вот и начал «Войну и Мир» писать ))
Если говорить о Мураками, то его нельзя в один ряд с западными коллегами ставить — там в восточном мире совсем другие ценности. Ты пробуешь простой пресный рис, долго держишь его во рту и потихоньку раскрываешь всю политру его вкуса. Наслаждаешься глотком не сладкого обычного чая. Или годами созерцаешь за ростом нерастущего бонсая. Что касается самих романов, тут важен эффект погружения. Без большого колличества воды его не будет. Также как и в сериалах. Сюжет одного из самых дорогих «Игры Престолов» можно пересказать за 5 минут. Сними на его сюжете обычный фильм и было бы обычное фэнтези, которое бы провалилось в прокате. Но благодаря большому колличеству воды и эффекту погружения, миллиард людей, наверное, подсадили на этот сериальчик. Так что без воды никак. Если вам нравится плавать только наверху в маленьких озерах — вы один из немногих. Или у вас период такой, когда пост больше, чем в твиттере, мозг не воспринимает. Большинство людей — водолазы. Нам нравится погружаться. Для нас придумали большую прозу, Для нас снимают сериалы. Нам это нравицо )) |
Если есть вода, значит слили бензин. Была история, кончилась горючка, прокрались ночью к автоколонне, чтобы насливать с газонов. Слили. Залили. Через 10 минут мотор встал, в карбюраторе вода. Смотрим, а из слитого бензина — 60% воды. Кто-то до нас сливал.
|
Да ну…
100 процентная вкусовщина. Про 90% величайших русских прозаиков, вообще чушь несусветная. Если вы не поняли Кортасара или Мураками, то это ваши проблемы, а не отсталость мировой литературы. А еще, этот блог воспринимается, как некий кич и выпендреж, самодовольство. Ну что ж, вы имеете право на мнение. |
Если Томас Манн, Джеймс Джойс, Хулио Кортасар, Томас Пинчон, Харуки Мураками – это великая литература, тогда я ненавижу литературу.Заметьте, начало возмущения — ни одного русского автора. словоблудия Дэвида Фостера Уоллесасередина. Далее 90% величайших прозаиков абсолютно случайно оказались русскоязычными,это откуда такая статистика? Перечисляя действительно известных прозаиков, которые якобы " монотонно бормочут", вы не назвали ни одного русскоязычного, которые составляют 90% «величайших» (толстого и Достоевского выносим за скобки) Итак? |