|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1151 |
Если существует на свете серия ЖЗЛ, значит, кто-то ее читает. То же самое справедливо и для байопиков – биографических фильмов. Дело, наверное, не только в том, чтобы сунуть нос в чужую жизнь – хочется понять, каким образом достигается успех и можно ли его повторить. Для фанбазы это еще и дополнительное прикосновение к жизни кумира, вход в его узкий круг. В последнее время байопики стали снимать заметно чаще. Кино пытается по-своему искать выход из постмодернистского тупика и, глядя в прошлое, обнаруживает там мощный инструмент – документальность. Байопики, при этом, только имитируют документальность, на деле являясь художественным произведением, то есть альтернативной реальностью, с внутренней плотной логикой сцепки событий.
«Рокетмен» - типичный байопик, и здесь, конечно, интереснее всего не то, насколько точно он отражает биографию Элтона Джона, сколько твердые признаки жанра, который перестраивается по нужды эпохи и зрителя. У байопика есть два жанра-прародителя: легенда и житие. Легенда отсылает нас в прошлое, события которого всегда как бы погружены в туман недоступной нам реальности – иной, несколько чужеродной. Это взгляд в прошлое как в Другого. В легенде могут совершаться чудовищные с точки зрения современной морали вещи, но в мире легенды они имеют оправдание и смысл. Кроме того, там и практически только там мы сейчас можем видеть героическое состояние мира: четкую полярность «друг-враг», слияние героя с общественным долгом, единение людей, совместный справедливый порыв. Классический байопик такого типа – гениальный фильм Эйзенштейна «Александр Невский». Но та манера честной легенды, которая была возможна в первой половине ХХ века, становится фарсовой и извращенной в XXI веке. Достаточно взглянуть на тот же «Адмирал». Проблема не только в том, что Колчак – спорная фигура. Сам жанровый мотиватор не срабатывает в этой оболочке. Легенда должна быть действительно глубоко утоплена в прошлое, а Колчак постоянно всплывает – во всех смыслах. Нет ощущение разлома эпохи, сохраняется живая связь с настоящим моментом.
Для таких живых сюжетов требуется иной мотиватор – агиографический, житийный. Житие святого, апеллируя к библейской традиции, сохраняет базовое свойство: сюжет совершается в прошлом и сейчас, повторяясь многократно, в архаичном колесе вечного возвращения. Он не проживается, а переживается – по мистериальному типу. И в агиографическом каноне всегда присутствует несколько стабильных ступеней: детская невинность (опционально) – грех – осознание греха и очищение – святость и подвиги – смерть и чудеса у гроба (часто вне текста). Лейтмотивом произведений, в которых жанровым мотиватором является житие, будет исповедь. Герой прилюдно кается в грехах, посыпает голову пеплом, чтобы потом из этого пепла восстать или хотя бы выползти.
В «Рокетмене» исповедальная составляющая самая сильная и в какой-то мере бесстыжая. Нас пускают туда, куда бы и не надо – открывают доступ к ящикам с бельем, предлагают порыться. Герой выплакивает и лелеет свои детские обиды, и многие персонажи, в том числе отец и мать, показаны однобоко: отец преступно равнодушен и намеренно жесток, мать – меркантильная кукла. Оба они противопоставлены любящей и терпеливой бабушке, которая помогла герою в детстве, а потом куда-то резко исчезла. Не случайно нам показывают Элтона на сеансе психотерапии: многие современные терапевты ищут корень проблем личности в детстве – травмы, маленькое горе, отвержение и прочее. И как бы мне ни хотелось защитить ребенка – каждого, в том числе и милого малыша, которого нам показали в фильме, надо сказать, что то свинство, в которое погружен взрослый Элтон, вообще никак не связано с его детством. Он мог быть другим – и был другим в начале своей музыкальной карьеры, а потом оказалось, что все его проблемы с наркотиками и случайным сексом – по происхождению детские. Да как же так-то, Элтон? Самое противное, что этот безумный поиск виноватых, видимо, был как-то санкционирован самим певцом, реальным человеком. Не представляю, кем надо быть, чтобы выставить свою родню такими отморозками – на публичное поругание. Байопик, конечно, художественное произведение, но в данном фильме люди названы реальными именами, то есть эстетические сущности сохраняют свой этический ореол за счет прямой номинации. Получается, что человек совершенно беззащитен перед создателем фильма: стоит тебе оказаться родственником звезды, и ты рискуешь угодить в байопик в виде отпетого мерзавца. Твою правду никто не покажет – фильм-то не о тебе. Ты обстоятельство, фон, не человек даже.
Мелочность и сведение счетов в «Рокетмене» - самая слабая и уязвимая сторона фильма. Отчасти это обесценивает прозвучавшие песни – они начинают казаться нытьем о несостоявшемся внутреннем благополучии. И, если честно, очень трудно сочувствовать распустившему нюни богачу. Партнер изменил, друг отвернулся, мамочка не любила. А вот в Африке негры как голодали, так и голодают. С другой стороны, эта позиция, конечно, нелогичная: уровень счастья лишь косвенно связан с деньгами, и можно раздумывать о самоубийстве, сидя на роскошной вилле. Главное, что не постеснялись сказать создатели: творческая личность постоянно борется с собой. Преодолевает смущение и боль, доказывает состоятельность своих произведений, переживает славу и искушение деньгами, ищет любовь в глубоко продажном мире, дорого платит за ошибки. То, что кажется со стороны взлетом на Олимп, часто бывает крутым пике.
Есть мнение, что байопики – это надежный способ для киноделов зарабатывать деньги. Новый сюжет может выстрелить или нет, предлагать его зрителю рискованно. А у звезды всегда есть фанаты – они на фильм в любом случае пойдут, даже если потом обплюются. Так что касса – с гарантией. Про каждого известного музыканта можно что-то снять. Но Элтон-то еще живой! Как будто его то ли хоронят, то ли при жизни памятник лепят. Эта странность не давала мне спокойно смотреть фильм. Человек в любой момент может переоценить, пересмотреть события, и пока существование длится, нельзя останавливать мгновение – ни прекрасное, ни безобразное. Они еще не совершились до конца.
«Рокетмен» подарил Элтону Джону крышку гроба. Вот такие нынче подарки.
Следующий фильм – «Птаха», 1984.
Послушал больше половины студийных записей, дальше смысла нет.
Хитрое творчество. ЭД писал либо вечные хиты, либо абсолютно незапоминающуююся жвачку. Возможно, где-то скрываются тексты, на раз вышибающие слезу, или уже едва различимое музыкальное новаторство, и все же альбомами он не силён. В принципе, это типичная ситуация для поп-исполнителя, но ЭД — человек масштабов и крайностей, как в жизни, так и в творчестве. И если хит, то шедевр; если провал, то совсем днище. Единственная пластинка из прослушанных, которая мне запомнилась, это двойная «Goodbye yellow brick road», что и критиками признана лучшей. Ещё пару пластинок отметил журнал «Rolling stone» в своей старперской антологии, но я этого уже не понимаю. Есть ещё одна причина таких контрастов. Чувство ЭД монументально, стихийно, ширококостно. Ему хорошо удается то, что из других уст будет звучать сектантской проповедью. Видимо, данное творчество требует длительной кумуляции внутренних ресурсов. Поэтому, больше одной-двух таких песен в год ЭД не писал. В общем, можно смело качать сборник «100% golden hits! mp3», и сэр на это ничуть не обидится. |
Фильм-визитка, снятый в большей степени для будущих поколений.Я долго обдумывала эту твою фразу. Да, видимо, так и есть. Но все-таки трусы поверх супергеройского костюма смотрятся так себе. Создателем фильма не хватило вкуса. Можно делать откровенно, но без испанского стыда. |
Вплоть до финальных титров не мог понять, зачем это кино снято. Пока не сопоставили кадры из фильма с реальными хрониками, тогда все встало на свои места. Рокетмен — это фильм-образ. Это не биография, не драма, не история музыки. Для всех перечисленных направлений он слишком плоский и даже не претендует на глубину. Фильм-визитка, снятый в большей степени для будущих поколений. Послание в бутылке. Вот был такой черт, и вокруг него творились такие-то вещи. Дай, послушаю.
Нет, конечно, сегодня практически все снимается ради сиюминутной кассы, и этот фильм не исключение. На фильм люди пошли из любопытства к экзальтированному персонажу прошлого. Но это не главное, я считаю. Насчёт крышки гроба. Это скорее подведение профессиональной черты в жизни ЭД. Пора бы ему пожить за этой чертой обычным человеком. Судя по интервью, он не против. Из художественных заслуг здесь только игра Эджертона. Чтобы понять, насколько она хороша, нужно посмотреть концертные записи или клипы ЭД. Хотя бы «don't go breaking my heart» (в дуэте). Фильм выполнил задачу и по отношению ко мне. К финальным титрам мне уже было по барабану — какие злыдни у него родители, что он нюхал, с кем кувыркался. Я решил подробно ознакомиться с дискографией ЭД, а это 30 студийных альбомов, между прочим. Уже в процессе. |
тот же упомянутый «Александр Невский».Не-не-не, это святыня. Я серьезно. Это все равно что анализировать состав собственной крови. Но можно попробовать что-нибудь подобрать. У вас есть варианты? |
Но за Your song этому паршивцу всё можно простить.Песни-то чудесные. Хотя I believe in love я так и не услышала. Мне понравилось, что местами фильм ликует.Да, это сделано классно! Эйфория, кайф песен. И все это на фоне песочницы, где пожилой эротоман бьет лопаткой обидчика. Кстати, впервые Madden в кино не только сладкий, но и гадкий.В этом фильме он зверски хорош! Жестокий он мне даже больше нравится. |
Обратил внимание на анонс следующего выпуска и обрадовался, что наконец в этом баре появились напитки с выдержкой) тот же упомянутый «Александр Невский». Почему бы не распробовать его гениальность здесь? Я за ретро, в общем)
|
Поразило, что человек дожил до седых волос, да так и остался с мотивом «мама, смотри как я могу». Инфантил и нарцисс. Но за Your song этому паршивцу всё можно простить. А, да, ещё за то, как обстебал себя в Kingsman.
Мне понравилось, что местами фильм ликует. И актёр такой, немного мальчик. Кстати, впервые Madden в кино не только сладкий, но и гадкий. |