0
1592
Рубрика: кино

ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!

 

Я должна признаться. Я люблю супергеройское кино гораздо больше, чем так называемое интеллектуальное. Однажды я уснула на середине просмотра фильма «Седьмая печать». Не досмотрела до конца ни одного фильма Тарковского. Имею самые смутные представления о фильмографии Кустурицы, и плевать хотела на Годара. Подозреваю, что большинство авторского кино, снятого на коленке трясущейся камерой, производится для тех, кто от всей души ненавидит подвижные картинки.

В последнее время с киноновинками негусто. Год был трудный, сняли мало. Иногда кажется, что только индустрия мультфильмов никак не пострадала. Все это сделало «Чудо-женщину. 1984» неплохой альтернативой «Коню Юлию». И от того, и от другого ничего не ждешь.

Если первая «Чудо-женщина» была полна Ф-повестки и демонстрировала товар лицом, во второй картине решили добавить драмы, мыла и запредельной акробатики. Нередко можно услышать, что жанр супергеройского кино сейчас подвергается деконструкции, но это не совсем точно. Он пытается сделать сложный пируэт: стать из массового искусства индивидуальным, таргетированным продуктом. В оболочку героя помещается драматический характер, который не вписывается в сценарий «первый успех – провал – победа» и поэтому выглядит художественно. Искусство показывает или нетипичного героя, или нетипичные обстоятельства, или то и другое вместе. А если все типичное, значит, нетипична сама подача материала. В новейшем супергеройском кино подача и тропы (типичные сюжетные блоки) те же, что и раньше. Поменялась композиция и линии поведений персонажей, что позволило добавить в жанр элементы драмы и порой высокой драмы. Но о жанровой трансформации тут говорить бессмысленно, потому что счастливой развязки никто не отменял. Так называемая супергеройская деконструкция – это несмешанный и не всегда сбалансированный коктейль из разных стилей, образов и жанров. Питье на любителя. Оно подходит тем, кто предпочитает не гармоничные, а неожиданные сочетания: селедку с клубничным джемом, зефир с кабачковой икрой, холодец с хреном и шоколадом.

«Чудо-женщина» - продукт эмансипации и сделана так, чтобы создавать девочкам ролевой идеал. Будь женственной и бей в морду. Диана милосердна, оставляет в живых противников, спасает детей и позволяет мужчине рядом иногда совершать поступки. При этой еще и убийственно красива. Иногда я думаю, что Галь Гадот не человек. Она нечто запредельное. К первой «Чудо-женщине» критики придирались по этому поводу: мол, слишком хороша, стройна, сексуальна, у зрительниц будут комплексы. Come on, ребята, у зрительниц будет слюна до колен и вывих челюсти! Ни красота актрисы, ни божественное совершенство куклы Барби не делают нас хуже, меньше, несчастнее. Человек так устроен, что он любуется прекрасным. Телесными несовершенствами наслаждаться крайне сложно, для этого нужна особая натренированность и сила воли (маленькая ремарка в сторону: решила выбрать дочери Барби – металась по магазинам, нет ни одной куклы, как в моем детстве, только бодипозитивные и политкорректные, а Кены и того хуже). Я продолжаю настаивать, что феминизм – это не про то, что тело не имеет никакого значения. Имеет! В любви и сексе тело никуда не денешь, ты его таскаешь с собой и на свидания, и в постель. Но это не должно сказываться при приеме на работу, при решении карьерных вопросов, в социальной сфере, где пора истребить любую расовую, гендерную и другую дискриминацию. А в любви каждый сам выбирает форму, цвет и размер.

Вернемся к фильму. Во второй «Чудо-женщине» самая сильная часть не драма, она не очень получилась (любовь и одиночество Дианы выглядят противоестественными, привязанность антигероя к сыну тоже слегка недокручена, хотя пытались), лучше всего сделан именно сценарий. Видна продуманность ходов, подводок, мелочей. Но, как всегда, там, где есть перекачанный монстр, герой или артефакт, происходит искажение мира. Логика работы камня, исполняющего желания, не всегда прозрачна: почему в начале требовалось его касаться, чтобы он работал, а потом достаточно было волн (в таком случае, и звуковая волна вполне подходила, антигерою можно было не хватать людей за руки). В некоторых случаях последствия наступали мгновенно, в некоторых не наступали вообще или были сильно отсрочены по времени. Не ясно так же, с чего Минерва обросла такой паршивой клочковатой шерстью: если она хотела быть хищницей высокого класса, то уж как минимум пантерой, а не котом с помойки. Сомнительно так же, что ее главным сокровищем была доброта. Нам лишь в одной сцене показали, как она дает еду знакомому бомжу, причем Диана, которая заметила, что именно доброта улетучилась, в сцене не присутствует. Больше ничего доброго персонаж не сделал. Быть забитым ботаном не значит быть добрым. Здесь этика сострадания совершает подмену. Гоним, значит, хорош.

И гораздо больше, чем пресловутый блекфейс бесит то, что на красивую актрису надевают очки и объявляют ее серой мышью. Зритель что, не в состоянии оценить внешность? И тут, заметьте, бодипозитив резко перестает работать. Можно продолжать двигать стереотип о том, что люди в очках страшноватые книжные черви, растяпы и не умеют общаться.

Еще одним немалым косяком фильма являются ядерные ракеты, взлетающие с Красной площади. Эти русские настолько отмороженные, что бьют в США с Мавзолея, не щадя живота своего. Правда, потом и у американцев что-то взлетает из Вашингтона. Можно было объяснить эту дурь действием камня, но военные сами запускали ракеты. Наверное, они бы уж догадались не палить из городов, даже если бы в них каким-то образом появились установки. Ради красоты картинки в «Чудо-женщине» нередко жертвуют здравым смыслом. Кино-то супергеройское, чего вы ждали! Драма в полный рост, а логика пока в состоянии гомункула, вырастили из подручного, так сказать, материала.

Но при всех недостатках, которых в фильме немало, центральная идея в нем проводится последовательно и четко: чтобы общество не развалилось, необходимо жертвовать чем-то, вставать над собственным интересом и эгоистическим порывом. Камень исполняет желание, которому не суждено сбыться, то есть обманывает судьбу. Главная победа совершается тогда, когда мы смиряемся с неизбежным, выбирая то, что правильно, но тяжело. Это в какой-то мере ответ эпохе 80-х с ее светлым инфантилизмом: вижу цель – препятствий не вижу, беру что хочу, жизнь создана для меня. Самоограничения – признак взрослого и психологически здорового человека, из таких людей состоит нормализованное и спокойное гражданское общество, не депрессивное и не тревожное, ответственное. «Чудо-женщина-2» показывает способы отказа от личного счастья: оно – медийный продукт, внушенная ложная концепция, аналог финансовой пирамиды в сфере духа. Не случайно в финале нам демонстрируют соборную картинку – горожане празднуют Рождество. Солидарность оказывается важнее сепаратизма. Коллективное пересиливает индивидуальное. Мы, правда, знаем и обратную сторону таких явлений. Знаем, куда приводят мечты о всеобщем благе, когда вера в сознательность человека становится источником сначала утопии, а потом чудовищной антиутопии.

Но таков маятник культуры. Качнулись в ребяческий эгоизм, испугались, откатились к концепции единства и спаянности. Ни там, ни там правды нет. В мире постправды любому объекту можно приписать любое имя, слова оторваны от вещей. Но хотя бы есть надежда, что наши жертвы не напрасны.

Дата публикации: 12 января 2021 в 08:51