я весьма близко, как мне кажется, подошёл к пониманию сути высказывания Христа «Я и Отец — Одно»Можно буквально пару слов об этом в вольной?
Ксения, замечательные обзоры.
|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1883 |
О чем бы мы ни говорили, мы говорим о ценностях. Остальное тает в бессмыслице. То есть каждый, открывая рот или Word, позиционирует себя как носителя важного сообщения, даже если иронически (а на самом деле невротически) отрицает это. Мы, люди словесности, люди речевые, хотим порождать смыслы, и даже занимаясь игровой децетрацией, жонглируя наипошлейшими симулякрами, мы имеем дело со смыслом по модулю. Знак его может быть любым, а суть устойчива и держится за две палочки, как лыжник. Структура смыслов исторически подвижна. Так, совершенно обесценилась честь. Само это понятие становится доступно нам только через огромную толщу контекстов. Более того, я не уверена, что мы можем реально прочувствовать честь – так же, как и средневековую тотальность бога, когда не было ни малейшего сомнения, что он – есть. Современный верующий учился в школе. И сомнение не только инструмент, но и ценность. Я живу, следовательно, сомневаюсь. Однако основ аксиологии это не подрывает. Сомнение не отменяет саму ценность – оно отменяет ее тотальность. В релятивистской парадигме есть ценность-для-меня, но нет ценности-для-всех. Кто-то плюет на могилы и жарит сосиски на вечном огне. Кто-то считает, что жизнь кошки важнее жизни ребенка. Одна моя знакомая любила другую за то, что та однажды при ней виртуозно блевала в бутылку. Вселенная сделала нас разными и одинаковыми. Одновременно.
Когда мы читаем у Гегеля про субстанциальность, становится понятно, насколько двадцатый век ее источил. Субстанциальность – это то общее содержание человечности, которое делает меня неотделимой от другого. А неслиянны мы по факту. Этот кризис субстанциальности привел к вымиранию жанров: эпопеи и трагедии. Пострадали и другие, но в меньшей степени. На трупе трагедии проросла трагикомедия, на трупе эпопеи проросло героическое фэнтези. Не будем судить наследников за их слабости – дело в другом. Что же субстанциального осталось нам? Видимо, только то, что внесоциально: рождение – смерть – воскресение (с последним капитальные проблемы). Каждая из этих величин удерживает определенную группу жанров. Например, смерть организует вокруг себя элегию, высокую трагедию, сатиру, балладу. Рождение и воскресение – пасхальную прозу и поэзию, лирическую комедию. Тут я ничего не придумала. Все описано Нортропом Фраем задолго до меня, просто я добавила в его жанровый суп щепотку гегельянства, которая имплицитно там уже была.
Кто еще не заснул после двух вводных абзацев, подумайте о феномене смерти. У смерти есть базовое качество – неотменимость. То есть она по-прежнему тотальна. Ценность смерти не в том, что она финализирует жизнь, а в том, что она случается с каждым. Нас объединяет то, что мы смертны. Ты можешь любить вареную печенку и сырой лук, а я жареный хлебушек, но оба мы умрем, и совершенно ясно, что через сотню-другую лет от нас не останется ничего. Даже памяти. Наша личная ценность полностью нивелируется смертью – телесной, а потом информационной. Поэтому тексты, содержащие мортальный код, почти всегда имеют отпечаток субстанциальности. Смерть повышает жанры. На примере драмы это особенно хорошо видно: гибель героя превращает драму в высокую драму, а гротескный образ смерти трансформирует сатирическую комедию в трагикомедию (следы этой трансформации, от замысла до реализации, мы почти всегда можем увидеть в тексте).
Что касается поэзии, здесь мы будем иметь дело со следующими жанрами: элегия и кладбищенская элегия, эпитафия, плач и пьета, баллада, частично сатира. Плач – традиционно женский жанр, он тяготеет к народной тонике и содержит триаду любовь-жалость-вина. Пьета – частный вид плача, это оплакивание женщиной сына (Богородица и Христос). Мне кажется, что нет ничего надрывнее, чем она. Но это не вопрос о выраженности субстанциальности. Как раз за счет личного компонента она в пьете уменьшена. Субстанциальным началом здесь является то, что женщина становится всем миром, потерявшим одного из своих детей. Ее личное горе – горе бессильной перед смертью Жизни. Элегия связана с представлением о линейности времени и его катастрофическом беге к смерти. Борьба со временем субстанциальна по своей природе, она может наполняться социальным и историческим содержанием, может существовать в эстетическом и этическом поле. С кладбищенской элегией тоже все более-мене ясно – там всегда будет характерный хронотоп. Что касается эпитафии, она представляет собой завершающее слово о жизни. То, что бросят, выльют на твою могилу, когда к ней подойдут. Это могут быть плевок, моча, водка, это могут быть розы, кольцо, письмо. Именно они и есть последнее, что жизнь тебе дает. А больше никаких подарков не будет. Балладу когда-нибудь рассмотрим отдельно, на ЛК есть удачные образцы.
У смерти есть ряд традиционных реализующих ее образов: дверь, гроб и могила, старик или старуха, девочка, орудие жатвы и срезанный колос, потухшая свеча. Персонифицируется смерть или метафоризируется смертный. В романтической и неоромантической литературе присутствует эскапистский вариант смерти, когда уход в смерть становится бегством от общества. Есть и так называемая темная поэзия, в которой доминирует скрытый или явный образ разлагающегося тела, гниющего трупа (вообще сейчас темной поэзией называют все, что было бы неловко прочесть на утреннике в детском саду, но такое расширительное понимание губит термин). Смерть не всегда бывает окрашена в темные тона – это, скорее, тенденция. Есть и мотивы «пира во время чумы»: маски смерти, пляски смерти, макабрическое начало, черный карнавал. Всего не перечислить. Одно ясно: поэты, даже не будучи филологами, понимают смерть как вечную ценность. Это проистекает из поэтического взгляда на мир, который подразумевает особую резкость линий: все, что для других неразличимо, поэт видит и умеет назвать, при этом сам он становится на время всечеловеком, человеком на пике человечности, чистым духом, говорящим общим голосом. Не случайно древние считали поэта пророком. Он доступно передавал то, что пряталось в белом шуме будней – голос субстанциальности.
Возьмем для разбора два мортальных текста из топа.
Неважно
Скрипка терзает комнату
Маленькую твою.
Руки сухие, тёмные,
Передают кутью -
Передают кутью
И ставят твои пластинки...
Ты звук и ещё картинки
Ты звук и ещё картинки,
Мятые на краю.
Текст сильный. И во многом эта сила собрана за счет экономии поэтических средств. Произошла компрессия, когда автор больше умолчал, чем сказал – качество высокой поэзии.
Первая строка – наименее удачная, она зачем-то отсылает нас к Маяковскому. Дело не в том, что автор на него намекает сознательно, а в том, что он этого намека не избежал. Не нужен тут Маяковский. А метонимия нужна. Скрипка терзает не слушателей, а помещение. То есть происходит борьба предметов. Раздрай переносится из духовной сферы в пространственную. Это очень правильный ход, который позволяет избежать драматизма в лоб. Кому на поминках хорошо, особенно если умер дорогой человек? С чувствами все понятно. Каждый горевал. Каждый еще погорюет. Но в том-то и фокус горя, что оно запирает человека внутри себя. Горе – это застенки, и горюющий поэт должен экстериоризировать свое чувство – передать его другому носителю (предмету, пространству, собеседнику).
Вторая строчка «маленькую твою» отчасти отменяет резкость первой строки. Маленькая комната отсылает к образу детства. Мы еще не знаем, о чем или о ком говорит автор, кто его собеседник. Появляется образ беззащитного человека, и комната – это и есть его тело.
«Руки сухие, темные» (Наташа, спасибо за эту замену, отличный вариант!) – показан не весь человек, а только руки. Множество рук, многорукая смерть. Обычно так бывает, когда смотришь на людей, сидящих вбок от тебя за длинным столом. Это расчленение важно – оно поддерживает общую тревогу текста. Что-то уже очень нехорошо. Сухие и темные руки бывают у больных, стариков. И обилие рук – один из мотивов кошмара, образ сильных мертвецов, опасного прорыва из инобытия.
«Передают кутью» - вот и сказано главное. Очерчен топос. Мы на поминках. Люди, сидящие за столом, - родственники, вероятно, пожилые. Лирический герой (или героиня) обращается к умершему человеку. Его страдания еще не прекращены – звучит скрипка, в комнате люди. Неупокоенность – один из источников тревоги. Смерть отменила жизнь, а противоречие осталось, не было ею снято. Боль никуда не ушла. Возможно, умиравший в агонии наделил мукой само пространство. Человек умер, а комната продолжает корчиться от боли.
«Передают кутью» - повтор! Это очень важно. Повтор – это прием суггестии, связанный с комплексом архаичной словесной магии. Достучаться до инобытия можно только так. Не случайно в молитвах столько повторов. Бог не глухой, но человеческий голос слабоват – он усиливается повторением, эхом (хором, подхватом). Кроме того, здесь повтор изобразителен. Кутья продолжает перемещаться. Это механическое движение – ритуал поминок. Если мы его соблюдем, наступит успокоение, спасительный транс. Так люди мерно качаются из стороны в сторону, чтобы успокоиться, так сонные матери толкают колыбель. Смерть требует размеренности и однотипности действий, а иначе она вырвется и пожрет всех.
«И ставят твои пластинки...» - одна короткая строчка оцельняет текст и рисует внятный образ. Вот откуда звук скрипки. Умерший человек любил музыку, но после его смерти она поменяла качество: вместо наслаждения – терзания. Смерть меняет знаки. То, что было признаком, свойством живого человека, теперь показывает его отсутствие. И второй раз вводится мотив беспомощности: никто не может остановить берущего пластинки. В вещах покойника копаются чужие. Оскверняют то, что должно быть не тронутым. Нарушают горестную тишину. Действие понятное: живым хочется жить. Что интересно, здесь появляется скрытый мотив слепоты и глухоты: умерший собеседник как будто потерял органы чувств, и поэт рассказывает ему, что происходит с его вещами и комнатой. Жалуется на вторжение, как будто призывает вернуться и отстоять добро.
«Ты звук и ещё картинки» - самая горькая строчка. Не случайно пришлось ее повторить. Что остается от человека? Вот только это. Пластинка. Такого образа мертвого еще не было (буги на костях не считается). Человек – это пластинка, которую мы можем ставить много раз. И еще долго после смерти мы сможем ставить пластинку, воскрешая человека в памяти. Он жив, пока есть оживляющая его вещь. Пластинка движется, издает звук, она имеет красочную обложку – это инобытие мертвеца. Как превращение Нетте в пароход (ну, прости, Маяковский, кажется, без тебя никуда). Звук скрипки – это звук голоса любимого человека, который раньше дарил счастье, а теперь только боль. И истерзанная комната – это лирический герой, который вынужден совершить побег из себя в пространство, чтобы преодолеть горе.
«Мятые на краю» - не согласна с тем, что здесь надо что-то менять. Это красивая неправильность. Нужна сбивка, проговорка. Слишком сдержанным был голос лирического героя. Рыдание пробивалось только в повторах, в зацикленности сознания. А теперь уже и в сломанной грамматике. Нет сил на правильную речь. И опять же это «на краю» рисует смерть как порог: перед тем, как умереть, мы становимся мятыми от многократного использования. И такими входим в смерть – некрасивыми, старыми, больными, убогими. Не ослепительное вторжение, а вход ползком. Третий раз появляется образ беспомощности. Люди приходят в комнату покойника и все трогают, трогают, смерть вторгается в жизнь и касается каждого. И метонимически беспомощность мертвого передается героине – через общее пространство. Не случайно именно метонимия присутствует в первой строчке – она протягивает бессознательную связь от хронотопа к лирическому «я».
Перед нами эпитафия с сюжетом. В самом сюжете нет ничего необычного, необычно здесь то, что он вообще есть. Наблюдение совмещено с завершающим словом, с попыткой вместить исчезающие бытие в вещное начало – пластинку, которая и звук, и цвет, и твердость.
Кто были друг другу лирический герой и его мертвый собеседник, мы так и не узнали. Можно только предположить по жанру и приемам, что это старшая и младшая женщина. Айсберг показал верхушку, а главное и опасное осталось в молчании.
Второй текст для разбора написан в другом жанре – жанре сатиры.
Юлия MaTaha Михайлова
суров сугроб, собаками обоссан,
молчит сугроб, как осквернённый гроб
бежит барбос, подрагивая носом
дрожит сугроб и тот, кто в нём усоп
весна проснётся - спящая царевна
без отвращенья поцелует в лоб
сугробий срок окончится плачевно -
ручьями в землю истечёт сугроб
а жизнь сама настойчивыми травами
проклюнется сквозь снега скорлупу
и хрустнет смерть затёкшими суставами
живая и здоровая в гробу
Вообще сугроб и гроб – слова однокоренные и связаны с глаголом «грести» (типичный абляут, и это, кстати, не ругательство). Так что здесь не просто звуковое сближение, а генетическое. Сугроб – это гроб весны, мертвой царевны (Белоснежки), которая рано или поздно проснется от поцелуя принца. Но в этом году принцы оробели и все никак не справятся с поцелуем (мужики, ну, в самом деле, соберитесь уже, целуйте девушку прямо… в сугроб!)
«суров сугроб, собаками обоссан» - зачин иронический, иронична даже аллитерация. Рисуется типичная зима, сугроб у дороги, сверху белый, снизу серый, посередине желтый. Судя по тому, что обоссан он многократно, сугроб находится на проходном месте, не в закоулке. Этакий пуп земли, самовлюбленный, но разоблаченный.
«молчит сугроб, как осквернённый гроб» - удивительна сила повтора, здесь нет суггестии, как в тексте Неважно, а есть ирония. Моча на могилу – это удар по покойнику, который сопротивляться не может. Сугроб через сравнение и книжное слово «оскверненный» получает дополнительный стимул для иллюзии величия. Это мнение сугроба о самом себе.
«бежит барбос, подрагивая носом» - появляется очередной фигурант дела об унижении чести и достоинства. Бежит осквернять. Пес чует мочу в сугробе (подрагивая носом), возможно, мерзнет, что усиливает желание поссать – именно сейчас и именно туда.
Барбос - имя-экземплификант, личное имя обобщенной собаки. То есть для сугроба это особая, конкретная собака, выделенная именем, а для остальных это типичный пес, безымянный, лохматый (барбос – от «барба», борода) и всегда полный мочи.
«дрожит сугроб и тот, кто в нём усоп» - одинаковый грамматический зачин строки отсылает нас к детской поэзии. И по теме – это она (есть юмористический сюжет), а стилистически, конечно, нет. Сугроб не хочет быть обосанным, но не может этого избежать. Более того, в нем все-таки есть покойник, и он оберегает его, берет на себя роль щита. Судя по дрожанию сугроба, барбос преуспел.
«весна проснётся - спящая царевна» - возможно, в сугробе спит весна? Вообще весна – это не только птички, но и собачье дерьмо, которое проступает на газонах. Спящая царевна по подбородок завалена фекалиями.
«без отвращенья поцелует в лоб» - а, нет, не весна. В сугробе принц? Ситуация переворачивается. Не мужчина воскрешает женщину поцелуем (стал бы он целовать обосанную невесту!), а женщина готова поднять и отмыть беспомощного бродягу, который уже почти помер. Природная метафора становится социальной. Однако же, заметьте, весна целует сугроб не в губы – эротическим, любовным поцелуем, а в лоб, как покойника. Возможно, она и не пытается воскресить принца, а добивает его, упокаивает окончательно. Но не будем спешить с выводами. Вдруг под сугробом не принц.
«сугробий срок окончится плачевно» - весна выносит приговор сугробу, вины которого в обосанности нет. Просто такова природа вещей. Здесь слово «плачевно» разметафоризируется в слезы сугроба по самому себе. Безвинная жертва барбоса и весны. Сначала обоссали, а потом контрольный поцелуй в лоб. Что же такое-то, как так?!
«ручьями в землю истечёт сугроб» - банальность содержания находится на контрасте с красивой иронией. Видимо, сугроб ожидал чего-то другого. Альтернативного благополучного финала. Вместо этого он тоже стал струей, но не той, что окатывала его из собачьего пениса, а той, что бежит по дороге под уклон. Даже тут ему не предоставили выбора.
«а жизнь сама настойчивыми травами» - в отличие от сугроба травы обладают волей – они настойчивы. Не страдают пассивно, а двигаются вверх (сугроб оседает вниз).
«проклюнется сквозь снега скорлупу» - сугроб ассоциируется с орехом, одним из символов жизни. Под мертвой твердью живое начало, которое превратится в росток. Это то, что делает сугроб больше себя и чем он себя не осознавал. Ему в самом себе виделось попранное величие горы, а не реальное бытие спящего ореха. Он спал, как и весна, хотя и с открытыми глазами, в которые ему лилась далеко не божья роса.
«и хрустнет смерть затёкшими суставами» - и вот тут неожиданное. Там, где разворачивалась типичная, хотя и слегка трансфорированная иронией, весенняя картина, появляется смерть. Она никуда не делась и никем не отменена. Слово «гроб» уже произнесено, оно воплотилось через звук. Учитывая, что в гробу были и весна, и жизнь, и смерть, получается, что они одно и то же. Весна целует сугроб в лоб, потому что под ним лежит покойник, из тела которого прорастает трава.
«живая и здоровая в гробу» - оксюморон здесь отсылает нас к небезызвестным строкам Тютчева:
«Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу».
Кстати, врагом иногда называют смерть (у Тютчева это зима, но смерть и зима – древнейшая метафорическая связка).
Тревожный финал сатирического текста работает как пуант. Мы наблюдали за забавными персонажами, за борьбой собак и сугроба, потом перебрались в сказочное пространство и пасхальное предчувствие, и вдруг налетели на страшное. Под сугробом – лежит смерть. Подснежник, труп. Сугроб вообще-то защищал нас от него, от рокового взгляда на правду. Он действительно был гробом, бессильным похоронить могучего мертвеца, который рано или поздно встанет и дотянется до живых. Это скрытый балладный мотив, который здесь преображает весь лирический строй.
Меня всегда занимал вопрос, кому нужны новые стихи о природе, когда старые описывают ее вполне исчерпывающе? Но ироничный городской пейзаж по-прежнему содержателен, что хорошо видно из текста Юли. В нем есть смешное и страшное, безобразное и скрыто высокое, народнопоэтическое и беспробудно базарное. Он контрастен, вонюч и по-своему прекрасен. А если добавить неожиданный разворот к другому жанру – через мортальный код – возникает смысловое повышение всего текста. На фоне иронии это особо чувствительно.
Ставьте лайк, если понравился обзор. Жмите бубенцы (да не мне, а себе). Можете стать моим спонсором, где угодно, а еще лучше напишите коммент, он ценнее денег. И пусть барбосы огибают вас по широкой дуге, а кутья по вам еще сто лет не будет приготовлена.
я весьма близко, как мне кажется, подошёл к пониманию сути высказывания Христа «Я и Отец — Одно»Можно буквально пару слов об этом в вольной? Ксения, замечательные обзоры. |
. Валерий, вот тут то я и прозрел. Мне стало ясно, отчего мысли Ксении так комплиментарны для мыслящей аудитории ЛККсения уникальна. Она вообще подарок для лк) Это почти единственный человек, который на постоянной основе (бесплатно!) поддерживает интеллектуальный диалог литературной направленности на сайте. Низкий ей поклон за всякие ухищрения и коленца, что она мастерски здесь выделывает) На полном серьёзе — это огромный труд. И наша задача, не жалея живота своего, отвечать ей взаимностью в этом диалоге. Соглашаться не обязательно. Чудачество и отличная точка зрения лишь приветствуются) |
Надо текст разбить на большее количество абзацев.
Текст хороший и нужный, но кому он поможет, кроме ядяниз? |
Ваш подход, Ксения, не менее результативен, кстати. Валерий, вот тут то я и прозрел. Мне стало ясно, отчего мысли Ксении так комплиментарны для мыслящей аудитории ЛК. Она не дистанцируется ни от одного из читателей, и более того, словно любящая своих детей мать, открывающая вместе с ними книгу Шарля Пьеро, перед сном, учитывая их насущные, не детские уже интеллектуальные потребности, игриво перелистывает уже странички «Феноменологии духа» Когда МЫ читаем у Гегеля про субстанциальность, становится понятно, насколько двадцатый век ее источил. Вот так вот, ни больше не меньше: на сон грядущий гегельянства щепотка, с утра, какая нибудь из «критик» Канта, а течении дня размышления на тему деятельной природы субъекта. Ну, а для того, чтобы подразвлечь можно и какую занятную историю из жизни рассказать, но с философским, конечно, подтекстом, для того чтобы непохожесть монад друг на друга подчеркнуть. И целый ряд пониманий порождающих. Допустим, сделай, что нибудь однажды, но хорошо, виртуозно – хоть в бутылку сблюй, хоть каплю просвещения в бложик добавь будет тебе память и хорошее отношение. Алгоритм хорош однозначно. |
. Корневая ценность у человечества одна — удовольствия. Интересно, Ксения, не столько то, что человевек выбирает страдание (подразумевается, что вместо кайфа), а то, что такие люди, часто являются «наркоманами от страдания». Человек испытывает некое мазохистское удовольствие. Чаще всего, это связано с неосознанно гордыней. «Смотрите, какой/какая Я!» Другое дело, когда речь идёт о сострадании. Но это уже совсем другое. Если допустить, что человек, скажем, выбирает страдание, в виде самопожертвования, то даже в этом случае, есть особый кайф. Кайф полностью отдаться чувству любви к тому, за кого отдаёшь жизнь, допустим. И если это осознанное жертвоприношение, то достойно уважения, но не более. Еще, нередко бывает, что подобный поступок может быть спонтанным, как бы необдуманным. Вот тогда это уже проявление высшего в человеке. Импульс не от разума, так сказать. Так, например, я бы отдал жизнь за ребёнка. Не задумываясь. С честной сноской, что не задумываясь за своего на 100%. За чужого не могу сказать. Может да, может нет. Что переборет в момент импульса. Вот была бы проверочка, да?) Жуть… |
даже за ним нормальные люди не поддаются мелкобуржуазным психотическим истерикамРыдают только троцкисты. А истинный революционер лишь крепче сжимает наган. субстанционального… онального общий околофилософский подход невнятен и слабПартия вас хорошо выдрессировала, Вавилен! ну, какая такая пара смерть\жизнь – нет её, окститесьНе окщусь. Или нет?Или нет. |
Да смешно, а не спорно. Бесспорно то, что функция смерти разделение, разъединение практически во всякой сфере. Химические процессы, вроде разложением заканчиваются, нет? Ну, можно конечно сказать, что эти элементы соединяются с природой (окружающей средой) и таким образом… насколько нелепо подобное толкование даже пояснять не нужно, так понимаю.
Индивид, также, изымается, со всеми его достоинствами и недостатками из окружения-социума. Да, можно, конечно, объединиться за ритуальным столом, но даже за ним нормальные люди не поддаются мелкобуржуазным психотическим истерикам на тему – шеф, всё пропало, всё пропало, шеф – а вспоминают каким он был в жизни. Да и вообще, весьма сомнительно, чтобы индивид похрустывая огурчиком, или впиваясь в сочную печень подумывал – оба мы умрём, предполагая нахождение в соседней комнатке ещё одного такого же. Думать он будет только о своём «я», вне всякого субстанционального))) контекста. Ну, и общий околофилософский подход невнятен и слаб горе бессильной перед смертью Жизнину, какая такая пара смерть\жизнь – нет её, окститесь рождение\смерть – бесспорно А жизнь включает в себя и рождение, и смерть, и с возрождением у неё проблем пока не наблюдалось. Или нет? |
Корневая ценность у человечества одна — удовольствия.Одна из. Иногда человек сознательно выбирает страдание, считая его более важным. Так мало хороших книг написали ортодоксальные верующиеОни написали важнейшие книги своего времени. Тертулиан, Фома Аквинский, Блаженный Августин, Декарт. Но у нас другая эпоха и другие ценности. Они не знают, существует ли кайф (в самом широком смысле, конечно) после умирания.Я агностик, но кайф меня вообще не интересует: ни до, ни после смерти. Смерть — это максимально непреодолимая сила, которой человек вынужден подчиняться. |
Хорошо бы написать блог о жизненном коде.Когда-нибудь напишу про рождественский и пасхальный модус. Но для этого нужна теоретическая база, которой у меня пока нет. |
Корневая ценность у человечества одна — удовольствия. Сомнения — повод к научному познанию. Так мало хороших книг написали ортодоксальные верующие потому что смерть для них не отменяет удовольствия. У них нет сомнений. Наоборот, рай только увеличивает будущий кайф.
А вот агностики и атеисты сомневаются постоянно, потому так часто и пишут о смерти. Они не знают, существует ли кайф (в самом широком смысле, конечно) после умирания. |
Нас объединяет то, что мы смертны?
Спорно. Смертны тела. А то, что в нас Господь вдохнул от Духа своего — бессмертно. Как там в песне… Ничто на земле не проходит бесследно, Но юность ушедшая всё же бессмертна. Блог чудесный. Впервые услышал выражение: мортальный код. Хорошо бы написать блог о жизненном коде. Для равновесия. Аригато, Ксеня-сан. |
Ваш подход, Ксения, не менее результативен, кстати.
По вашим текстам я вижу, что суть-то у вас в рукавах, но вы «нежно качаете в ладонях прохладные трупики слов». Роль такая) Вот у меня и жена такая же. Все, что я добываю как крот, копаясь в себе и в мире, в ней прошито геномом понимания. Априори. Вот как так, а?)) |
Все «ценности», что вы перечислили ниже, наносные, искусственные, нажитые, так сказать.Почему? Вот, предположим, некий филателист душу продаст за африканские марки с попугаями. Его ценности искусственные и наносные? Нет. Это просто его ценности. А я бы этими марками печь растопила. Но я весьма близко, как мне кажется, подошёл к пониманию сути высказывания Христа «Я и Отец — Одно».Душевно за вас рада. Я нихрена в этом не смыслю. Отец и я — точно разные штуковины. Фундаменте целостного восприятия.Оно не может быть целостным. Для того, чтобы не идти на поводу у своих/чужих ыслей, сомнения должны быть тотальными.Я сомневаюсь даже в сомнении. Откуда взяться тотальности? И я не спорю с вами, я веду беседу.Я не умею спорить. Если человек прошел по ценному для меня, спор прекращается и становится дракой. А по мелочам спорить бессмысленно. Особенно с хорошими людьми. |
Все «ценности», что вы перечислили ниже, наносные, искусственные, нажитые, так сказать.
Важность — мыслительная категория. Есть ли важность у любви, у света? Это экзистанционально. Я не верующий человек в том понимании, что целиком захвачен каким либо направлением, конфессией или в целом, берущий на веру то, что не осознанно, что нельзя «пощупать». Но я весьма близко, как мне кажется, подошёл к пониманию сути высказывания Христа «Я и Отец — Одно». Благо, сейчас для того, чтобы собрать массштабную мозаику мира, знания в открытом доступе. То есть, важны даже не сами знания, а направление вектора исследования. Сейчас этот вектор направлен не вовне, а как раз наоборот. В этом существенное отличие, видимо. И это понимание и подход, в корне меняют подход ко всему. То есть не ко многому, а именно ко всему. Все строится абсолютно на новом фундаменте. Фундаменте целостного восприятия. . А я человек мелко сомневающийсяДля того, чтобы не идти на поводу у своих/чужих ыслей, сомнения должны быть тотальными. И я не спорю с вами, я веду беседу. |
Поэтому, в отношении обсуждаемого текста, озвученное автором отношение к смерти, я бы назвал назвал «fatal error» )Мы просто исходим с вами из разных установок. Полагаю, вы человек глубоко верующий. А я человек мелко сомневающийся. Но дело не в этом. Давайте определимся с исходным понятием ценности. Ценность — это важность. Здесь дело не в цене и не в наценке, не в масштабе и не в желательности чего-либо, а именно в том, что человек признает и считает важным. Есть социальная важность, психологическая, эмоциональная, экзистенциальная. Собственно, так и формируется система ценностей. Например, мне сегодня важно доделать смету. Ситуативная важность. Смерть для меня экзистенциально важна. И для вас. И для любого человека. А бог важен для вас и для, скажем, послушника Онуфрия, который сейчас молится в Пустыни. Ну, а есть безбашенный атеист, которому на бога глубоко плевать, потому что его нет — он не важен, это всего лишь одно из слов языка. Вот я о чем. Остальное тоже интересно, но надо подумать. |
Говоря языком автора, субстанциональность не источилась, а поменяла свое прежнее обозначение.
Сегодня уже нет мира индивидуума, чьим переживаниям достает неоспоримой самообосновывающей определённости. И наука и философия идут по одной тропе, почти в ногу с древними религиями. Чего стоит только, например, признание торсионных полей субстанциональными?) А теория струн? А последние открытия в области квантовой физики?) Все начали дуть в одну трубу о «бессмертии, бесконечности, отсутствии мира без наблюдателя» и тд. Еще немного и мы заменим прежнее лексическое значение слова «смерть» на новое, а на на самом деле незыблемое и вечное её понимание, то бишь суть. |
Не буду вдаваться в вопросы филологии, тут я не соперник Ксении. Все слои пирога изящно уложены в стопочки и от души сдобрены кремом словесности уверенного в своей силе филолога)
Но «подцеплю» крючком сомнения одну ключевую фразу, на которой, как на столпе истины строятся основные рассуждения. . Ценность смерти не в том, что она финализирует жизнь, а в том, что она случается с каждым. Неотвратимость, это скорее одно из основных качеств смерти, а не ценность, в привычном нам понимании. Наибольшая ценность её, на мой взгляд, в другом. Смерть, как ничто другое, контрастирует с жизнью на уровне человеческого понимания, давая тем самым саму возможность ярче, сочнее сделать питие из чаши жизни. Смерть — всего лишь символ, базовый страх человеческого эго. Почему дети, ничего не знающие о смерти, не боятся ничего? Нет личного и преданного предыдущим поколением опыта. Смерть — всего лишь более сложная система координат и не может быть распознана в упрощённой мерности привычного нам бытия. Но не суть. Мы же говорим о ценности. Так вот, смерть самый лучший инструмент познания ценности жизни, как таковой. Если бы мы жили вечно, то кому бы была интересна такая жизнь? Но все привычные нам разговоры о смерти, это разговоры вокруг, до около. На самом деле, те немногие, кто познал истинную природу феномена, называемого людьми, «смерть», ничего кроме смеха не нашли в так называемой фатальности, конечности данного действа. Наоборот, только перед лицом смерти, многим приходит неизбежное понимание бессмертия. Проще говоря, здесь такая же замута, как с бесконечностью. На основе данных нам сейчас в пользование сенсорных восприятий мы не можем целиком принять это понятие, точно так же, как и понятие смерти. Но мы, на уровне семантики, науки и философии, как наиболее универсальном поле восприятия, мы этим пользуемся ежедневно. Боится смерти только мысль о ней. А то, что бессмертно, похихикивает на пару с внутренним голосом за стопкой сакэ) Кто уловил, о чем я, тому дополнительные разъяснения не нужны. Поэтому, в отношении обсуждаемого текста, озвученное автором отношение к смерти, я бы назвал назвал «fatal error» ) Итого на выходе: «ценность смерти, в возможности узнать что она есть жизнь, ещё при жизни» |