|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
2748 |
1. Качество и количество
Мы уже говорили с вами о критериях качества художественного текста (не в перспективе, а сиюминутно, для читателя-современника). Самым верным и надежным критерием является смысловая отзывчивость текста. Когда мы мысленно обращаемся к нему, он вступает в диалог и предлагает нам каждый раз новые эмоции, образы, идеи, детали. Хороший текст улучшается при перечитывании, плохой – обесценивается. Но это, конечно, ставит перед читателем сложную задачу: не все готовы к полноценному диалогу с текстом. Текст нам отдаст столько, сколько есть в нас самих, и если мы содержательно неёмкие, эмоционально плоские, идейно холостые, то никакого диалога не выйдет. Можно прочитать Пушкина и остаться ни с чем. Великая литература прошлого – давайте признаем честно – имела великих читателей. Их было мало. Теперь же читатель – любой. При всей нашей потребности в равенстве (а экзистенциально мы действительно равны – то есть ценны перед лицом жизни), образовательный уровень разнится. Начитанный человек всегда получает от книги больше, чем наивный и малоподготовленный читатель, ограниченный кругом бытовых интересов.
Все это приводит нас к старейшей дилемме: кто несет ответственность за понимание текста? Кому принадлежат смыслы? Рыночные отношения ответственность с читателя частично снимают. Выбор предоставлен ему, ресурсы (деньги и время) – также его, следовательно, в этой пищевой цепи он доминант. Писатель же со своими произведениями – подножный корм. Производитель контента, заискивающий перед клиентом. И тогда мы не говорим о качестве контента – оно вторично, речь пойдет о попадании в нужды читателя, о его удовлетворенности полученным. Собственно, вопрос тогда должен быть адресован не литературоведам, а социологам и социальным психологам: что нужно человеку наших дней? Что его веселит, задевает, волнует, тревожит? Каковы скрытые потребности подростков, домохозяек, менеджеров среднего звена, пенсионеров? Кто вообще читатель, с точки зрения его социального положения?
Массовая культура часто нам демонстрирует феномен выстреливающей бездарности. Можно написать стилистически слабую, бессюжетную книгу и напечатать ее многомиллионными тиражами, можно не уметь петь и получать фантастические гонорары. Есть нечто более важное, чем эстетическое качество продукта, - востребованность рынком, высокая внешняя привлекательность, быстрое и простое удовольствие. Давайте представим себе, что ученые изобрели безопасный удовлетворитель. Нажимаешь на кнопку, и тебе становится хорошо. Удовлетворители выпускаются в двух версиях: с простым дизайном и удобной кнопкой и со сложным дизайном, когда тебе надо нажать на кнопку тысячу раз, чтобы получить удовлетворение. Разумеется, покупать будут оба продукта. Но первый вариант получит массовое распространение, а второй станет интересен только отдельным людям, которые хотят подчеркнуть свою инаковость. Как ни странно, истинно инаковым мало кто хочет быть. Инаковость слишком дорого стоит.
Получается, что вопрос эстетического качества в практической плоскости не лежит – он важен только тому, кто пишет. Читающему в большинстве случаев все равно. Он занят не текстом, а собой. Читает и ощупывает себя: хорошо ли мне, достаточно ли плавно ходит вверх-вниз кнопка удовлетворителя, не стоит ли его сменить на другой, поудобнее. И нам, пишущим людям, вряд ли стоит сетовать на расклад: он, если вдуматься, довольно выгодный. Здесь, на ЛК, мы часто занимаемся улучшением текста на уровне стилистики, ищем блох, причесываем синтаксис, задаем вопросы к сюжетным ходам. Гораздо реже мы ставим вопрос о том, работает ли текст на читателя, на его удовольствие.
Давайте так. Боратынский писал прекрасные стихи. Вы читаете Боратынского (Холдену просьба не беспокоиться – знаю, читает)? Герцен – блестящий беллетрист. Станете вы его читать по доброй воле?
Честный ответ – нет.
Читателю это не надо. Не надо даже мне, филологу. Я читаю классику, потому что это моя работа. А получаю удовольствие совсем от другого. Мои вкусы просты, если не сказать примитивны. В последнее время я совсем перешла на научпоп, потому что только он меня реально задевает. Но речь все-таки о другом. Если эстетическое качество – не сущностный критерий, то что тогда сущностный? Что такое хороший текст? Это продаваемый текст или какой? Живучий? Массово востребованный? Одобряемый филологами? Политый щедрыми слезами чувствительных девушек?
У меня нет ответов, друзья. Я ничего не знаю. Этот вопрос мучит меня уже много лет. В ситуации перепроизводства текста не помогает ни дальнее чтение, ни ближнее – никакое. От изобилия сбиваются настройки. Когда в магазине висит два пальто, хорошее и плохое, выбор сделать просто. Но когда в нем миллион пальто, это уже не вопрос качества каждого отдельного экземпляра. Хаос множества – это вызов тому, кто выбирает. Прежде чем купить, мы должны, как это ни странно, экзистенциально самоопределиться, субъективно выстроить себя. Человек становится вещами, которые он приобретает. То есть в этом жутком тетрисе надо угадать, чего не хватает, чтобы ряд сложился: длинной палки или изогнутой штуковины. Учитывая, что люди не так уже и различаются, многие просто берут и делают палки. Палка подойдет всем. Куда-нибудь да засунется.
2. Хорошее стихотворение
http://litcult.ru/lyrics/73465
Стихотворение Дмитрия «Издержки голоса» – хорошее с эстетической точки зрения. С других точек зрения, возможно, плохое. Я обещала его не трогать, но поскольку голословное высказывание начало порождать негативную реакцию, выскажусь.
Давайте разберемся в эстетике.
У хорошего стихотворения могут быть следующие качества:
1. Цельность
2. Остраненность
3. Поэтическое бескорыстие автора
4. Пуант
5. Композиционная стройность
6. Поэтическая полисемия
7. Финализирующая осмысленность
Не обязательно, чтобы у текста были все качества. Какие-то могут отсутствовать. Я не стала включать в набор такой важный критерий как экзистенциальная ценность, поскольку он субъективный. Раньше еще можно было говорить о какой-то субстанциальности лирики, сейчас это в целом бессмысленно.
Процитирую текст полностью, чтобы разбор не был голословным.
я смотрю в недалёкое прошлое,
где вот так же молчат облака,
но пока "одиночество" пошлое
не пытается слезть с языка.
ибо слезло, и самое горькое,
что не так уж и страшно звучит.
нет, я всё же о прошлом, что соткано
из таких же "нестрашных" причин.
ударяюсь об ваше прощение,
выцепляю глазами причал.
"вам, наверное, нужно лечение.
вы, наверное, всё сгоряча.
вы наверное... " да, я - наверное.
занимаю у вечности час,
выгребаю всё самое важное,
потому как не в силах нести.
нет, не трудно сомненьями вашими
объяснять себе тщетность пути.
и не трудно представить заваленной
в недалёкое прошлое дверь.
но куда я теперь? нет, неправильно:
для чего я, скажите, теперь?
жизнь вообще-то по-свински нечаянна.
и махнуть бы на это рукой.
да ведь небо оставит молчание,
если я оправдаюсь строкой...
Текст довольно несобранный, намеренно кое-как рубленный, ни о какой ловкости композиции здесь речи не идет. Но она как раз была бы неуместна. Лирический герой находится в состоянии муки, внутреннего дискомфорта. Он сдерживается, но все же говорит довольно эмоционально и предельно искренне. Не выстраивает текст, а пытается его не-породить, не-сказать.
Сам голос оказывается тем, что выдает человека. Говорить – значит оправдываться.
В поэзии Дмитрия вообще часто возникает мотив борьбы с поэтическим голосом. Если средний сетературный поэт стремится высказываться как можно больше, чтобы его наконец услышали, герой Дмитрия как бы нехотя открывает рот, понимая тщету каждого звука. Эта позиция сама по себе необычна. В мире, где каждый хочет быть особенным за счет оригинального высказывания, есть человек, который, будь его воля, молчал бы.
Речь описана через негативные характеристики – пошлое, горькое, страшно. Тот, кто обращается к лирическому герою, тоже носитель «плохой» речи – она избыточна и неточна, настолько, что для главного героя становится содержательным вводное слово – «наверное». Сомнение – смысловая доминанта текста. Оно определяет направление в сторону предельной неуверенности в себе, в будущем, в ощутимости бытия и возможности достижения истины.
Герой постоянно возвращается мыслями в некоторое прошлое событие, которое не называет. То есть перед нами эмоциональные руины – след бури, которая осталась за рамками текста. Вместо того чтобы погрузить нас в эпицентр конфликта, автор намеренно убирает его из кадра. Он не хочет поэтической манипуляции сильным словом. Не ищет изысканных выразительных средств. На весь текст пара метафор, которые, видимо, и самому автору не интересны. Прошлое в тексте – маркер связанности.
Второй маркер связанности – это постоянно возникающий диалог с неким собеседником, то индивидуализированным, то коллективным. Истинным же собеседником героя является небо, но оно молчит, поскольку герой обращается к нему словом. Слово – не действенно. Именно поэтому жанр текста – исповедь, а не молитва. Исповедь тоже бессильна переломить ситуацию непонимания, она просто неотвратима, поскольку голос у героя – ЕСТЬ. Здесь голос – аналог дыхания. Пока герой жив, он говорит. Но именно это и делает его катастрофически отъединенным от мира и от людей. Как ни странно, речь – залог одиночества. А молчание – истинный ключ к обретению целостности и единства.
Что касается хронотопа, то мы видим только одну его примету: причал. Обычно такая скупость говорит о том, что автор не умеет визуализировать художественный мир. Дмитрий умеет, я показывала это в предыдущем разборе его текста. Ему от всего мира нужны была только вертикаль: небо с облаками – берег и вода. На этой линии, как отрезок, отложен человек. Пространство редуцировано в пользу времени.
Прошлое лирического героя не отличается от настоящего: облака молчали и там, и здесь. Но герой, судя по всему, пытался что-то предпринять, из-за этого возникает недружелюбный голос (голос обвиняющего, позорящего общества). Этот голос внешне пытается его оправдать, на самом же деле говорит о несостоятельности героя: он психически неуравновешен вплоть до болезни. Мотив достаточно старый – обвинение в сумасшествии. В этом смысле текст ловко и ненавязчиво отсылает к известным социальным практикам изгнания, описанным в русской литературе XIX века.
Видимо, попытка вернуться в прошлое для лирического героя – это не поиск утраченного рая, а желание исправить ошибку, отменить сегодняшнюю вину и растерянность. Но прошлое закрыто, недоступно, и автоматически из-за этого закрывается дверь в будущее. Герой не видит к финалу для себя никакого выхода. Он не может искупить поступка словом. Формальное прощение, полученное им («ударяюсь о») такое же твердое, как камень причала – слова ничего не решают в мире, где небо молчит. Это тоже довольно старый мотив: молчание бога. Бог не прощает и не спасает. Почему он молчал, когда люди страдали, когда гибли в войнах, в тюрьмах? Почему он молчит, когда человек молится ему? Где милосердное слово? Одного слова бога было бы достаточно, чтобы мир кардинально изменился. Но этого слова нет. Цепь времен окончательно разорвалась, и ее не может починить вообще ничто.
Финализируем рассуждение.
Текст цельный за счет единства замысла, проблемного ряда (цена ошибки, логика оправдания), а также акцента на хронотопе. Остраненность достигается не за счет внешних приемов, а за счет авторского сомнения в ценности поэтического слова – при видимой попытке лирического высказывания. Пуанта в тексте нет – стихотворение закольцовано. Композиция намеренно разбросанная, текст отрывистый, хотя и связный. Взгляд автора устремлен в три точки: небо, собеседник, причал. Но главное – это, конечно, интроспекция. Поэтическая полисемия здесь представлена отдельными элементами: например, дополнительной окказиональной нагрузкой слов «наверное», «строка», «молчание / молчать». Финал собирается текст воедино, показывая основную авторскую идею.
Но главное – вовсе не это, а поэтическое бескорыстие Дмитрия. На ЛК он такой один. В тексте нигде не видно, что автор пытается чего-то добиться от читателя. Он его, несомненно учитывает, работая над внятностью. Но производить впечатление, удивлять, развлекать – не намерен и как будто даже не думает об этом. Текст поражает шероховатостью, обыденностью приема – при несомненной семантической глубине. Именно этот диссонанс между ценностью мысли и неценностью каждого конкретного слова говорит о важном поэтическом процессе, который происходит на наших глазах: об отказе от самопозиционирования. Лирический герой виден, а автор ушел в тень, скрылся, считая себя менее важным. Он почти полностью отдал голос Другому. Это качество настоящей поэзии.
3. Хороший рассказ
http://litcult.ru/prose/35063
Я ничего не стала писать Адмиралу Бенбоу на его рассказ «Услуги связи», главным образом, потому что рассказ мне очень понравился (такие вещи я комментирую неохотно, легче отделаться звездами). Но раз уж взялась рассуждать про качество, выскажусь и о прозе. В ленте ЛК на данный момент это самое сильное прозаическое произведение.
Хорошее прозаического произведение малого формата обладает следующими качествами:
1. Композиционная и образная цельность
2. Гармония между фабулой и сюжетом
3. Жанровая осознанность и однородность
4. Тесная связанность героя с миром
5. Непротиворечивая нарративная структура
6. Разнообразный синтаксис
7. Уместность детали / деталей
Рассказ «Услуги связи» организован как сатира, причем тон выдержан последовательно. Каждый из персонажей, от Ожогина до водителя-таджика, комически вытянут вдоль одного из ведущих качеств: так, главный герой – секс-экспериментатор, Марта – синий чулок, Крестовский – задрот. Это можно назвать сатирической редукцией характера до типа: автор не пытается показать всю полноту человечности, он сплющивает мир и героев, убирая все то, что могло бы вызвать сочувствие. При этом если раньше сатира рисовала узнаваемые типажи (склочный управдом, пьющий муж, робкий студент), то теперь – и в этом рассказе именно так – она стала целиком окказиональной. Герою как бы подворачиваются случайные черты мира. Он сам – случайность для Марты, Крестовского и водилы. Нет ничего регулярного, повторяемого. Есть набор элементов, которые складываются в единую картину: но не в субъективном круге знаний героя, а в авторском стягивающим повествование замысле.
Рассказ начинается с перечисления экзотических практик в сексе, каждая из которых становится воплощением личности девушки – для героя. Он связывает постельные выкрутасы с потребностями высокого интеллекта в необычных проявлениях, с тем, что неординарная личность будет и в постели чудить. Герой, перебирая женщин, знакомится с миром как с чем-то непонятным ему, наполняется чужой окказиональностью, коллекционирует ее. Возникает мотив Дон Жуана, на который автор, правда, не намекает – здесь на него поработала сама литература.
Далее идет выбор очередной девушки (опять случайность) и подготовка к свиданию: душ, покупка наркотика. Критик Руднев, писавший о пьесах Рея Куни, упоминал, что мотив наркотика в современной литературе возникает как оправдание окказиональной свободе. Скованный рамками приличий, нормами, запретами, современный человек вырывается из будней в условную пятницу и творит свой личный карнавал. Последующим оправданием точечного буйства становятся вещества – я не такой, я нормальный, просто был под кайфом. Без наркотика человек не может разрешить себе непослушание. Не может быть собой. В рассказе этой мотивировки нет, а биографическая вряд ли нужна. Ожогин – искатель удовольствия: сексуального, наркотического, интеллектуального. Это герой-гедонист. Наркотик, кроме всего прочего, оказывает ему услуги связи: он быстро становится своим в тесном мирке долбанутых философов.
После сборов следует сцена в такси. Экзотическое сознание таджика рисует город в футуристических чертах: как молох, всепожирающую, грозную, а потому уважаемую азиатами машину. Город-машина-тиран-бог. Эта сцена содержит не только комическое взаимодействие представителей разных культур, она перекидывает мостик к Крестовскому, одержимому той же идеей – порабощением мира машинами. И водила, и Крестовский трепещут перед техникой, только один смотрит на мир машин восхищенно, а другой – апокалиптично. Впрочем, оба по-своему религиозны.
Далее идет краткое описание покупок и дома Марты – узнаваемого и очеловеченного сооружения. Пожалуй, единственное лирическое место в тексте. Что касается покупок, герой и в этом стремится к сюрпризу, покупая – вдруг – грецкие орехи в скорлупе. Пища явно не для свиданий. В сцене знакомства начинает нарастать комическое. Вот, например, типичная сцена:
«– Здравствуйте. Вы военный?
Военный-охуенный.
– Привет. Я военный, и я к Марте».
Слово «военный», повторенное трижды, комически десемантизируется. Становится ясно, что военная кожура слетает с героя, как нечто лишнее или внешнее. Это объясняет отчасти появление ореха в скорлупе. Сам герой – такой орех. Повеса в поисках быстрого развлечения, и Марте не удалось его расколоть – он остался отстраненно ироничным, не влюбился, не привязался. Такова центральная ирония текста: связь – это услуга, а не внутренняя потребность человека в теплоте любви.
Вся сцена употребления сделана очень качественно с точки зрения структуры. Детали дублируются, образуя связки: пластиковая бутылка за окном – бутылка для наркотика, отсутствие птиц и голова, как у совы– птица-секретарь. Многократные повторения нагнетают комическое и выворачивают реальность в гротеск. Видение героя выводит ситуацию на новый уровень, когда окказиональное подавляет регулярное. Чтобы сбросить видение, герой должен совершить рутинное действие, вырвать себя из мира тотального сюрприза (например, достать из холодильника выпивку и еду).
Вся сцена подготовки к сексу – комедия положений. Это отчасти взгляд на то, что творится в этой сфере. Лотман писал, что чем больше о сексе говорят, тем меньше его социальная стоимость. И наоборот, культуры, молчащие о сексе, бешено практикуют его. У Ожогина и Марты чтение книги заменяет традиционное ухаживание и соблазнение. Удивительно, но Дон Жуан из рассказа не очаровывает девушку, хотя и заинтересован в сексе, он ждет сюрприза от нее. Она его покупает сюрпризом. Секс не является ценностью сам по себе, он должен быть предварен игрой, цирковой прелюдией. Дело здесь даже не только в том, что у героя сатирически вывихнуто сознание – это отражение отчасти реального положения дел. Человек человеку не секс. Человек человеку – стендап.
Переспавший с девушкой Дон Жуан просыпается от звука. Но это не шаги Командора, каменного гостя, а звуки, издаваемые Крестовским, чьи действия и повадки антисексуальны. Он мягкая игрушка девушки, постоянный житель френд-зоны, скопец. Мягкость героя сопоставляется с твердостью ореха. Кроме того, здесь идет хороший возврат к образу, явившемуся герою в наркотическом видении (подавленная сексуальность философа – скованность птицы).
В финале герой покидает новых знакомых, чтобы больше к ним никогда не вернуться. Механистичность его отношений соотносится с неживым обликом города. Сатира показывает неспособность людей выстраивать долгосрочные содержательные связи: в деформированном, алогичном, окказиональном мире не может существовать ничего ценного. Мир – это склейка кадров и сцен, каждый из которых лишь случайным образом намекает на предыдущие и последующие.
Таким образом, текст демонстрирует высокую степень цельности. Композиция продуманная: текст ограничен одним свиданием, с небольшими интермедиями. С жанровой точки зрения, мы видим басенную структуру, где похождение героя оформлено как трип в инобытие. Стилистически – однородная сатира, с небольшим, локальным отступлением в позитивный образ дома. Герой и мир соотносятся друг с другом как общее частное: безумное бытие порождает нового путешественника, естествоиспытателя, Дон Жуана и Одиссея (последним он станет, если приключения вытянутся в кумулятивную цепочку). Я-повествование позволяет заключить сюжет в ироничную оболочку мировосприятия Ожогина, который находится в гармонии с собой. Он не вкладывается ничем значимым в свои похождения. Секс не становится ни откровением, ни финалом любви – это трикстерный секс, воплощение похоти как способа познания и освоения пространства. Что касается синтаксиса, с ним можно еще поработать. Кое-где есть повторы, не работающие на комизм.
Рассказ сделан хорошо. Но один, сам по себе, он не может выстрелить очень высоко. Ему нужно продолжение, циклизация, тогда сатира сможет показать сущностную сторону дела.
Растёт в ЛитКульте дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит на цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит… Так Кот следит, как брашка бродит. Пролить все Клара наровит! |
Да мы хотим, но как нам озарится,
когда читаем день и ночь кота, мной позабыты все родные лица, и рюмка с горя нА стол пролита. |
)) И я вам рад.
. Какая-то обстоятельная хрень.Бальзам, не иначе. Звучит, как похвала. Суть в том, что доказывать кому бы то ни было, что бы то ни было, нет смысла. (я уважаю и ваше мнение, как абсолют) Покрутят у виска пальцем в лучшем, набьют морду в худшем случае.) Поэтому я и назвал свое «резюме» лишь мыслями, выпавшими в осадок. На абсолютную истину, как говорится, не претендую. Но, так как нам, Котам, барыбыр налево идтить или направо и до кормежки еще есть немного времени… Отчасти принимая ваш вызов, ткну в небо пальцем. . Самолично откройте Эфир — и жахнете шедевром по Олимпу.Самая скромная моя попытка крикнуть себе шепотом в тишине вечности «я смелый!», не так давно завершилась следующим опусом: litcult.ru/lyrics/72552 Не гарантирую, что это лучший шыдевр человечества, разумеется. Но здесь точно есть капля той наглости и смелости, о которой я говорил. Голос? Он только нащупывается, по моим личным ощущениям. Вообще, в целом, текст попытка проскользить по поверхности смыслов, не задевая их до возникновения волны-мысли. Для Кота очень неплохо. Ручаюсь. ) P. S. А так-то, конечно, у меня все гениально. Разумеется. И никаких сомнений. Читайте. Всё в свободном доступе. Озаряйтесь, так скзть, светом истины. )) |
Не знаю, смогу ли я выразить простыми словами общее мнение о «хорошем тексте», в итоге, или нет, но, все же, попробую.
Так и не выходит эта мысль, не покидает, как заноза. А значит, надо таки отдать ей должное. За несколько дней обсуждения, выпало в осадок осознания несколько мыслей. Попробую их облечь в слова. Основной вопрос, от которого хочу оттолкнуться: можем ли мы улучшить что-то, уже существующее в мире? На первый взгляд, ответ да. Но если задуматься, то мы будем использовать для улучшения только то, что уже существует, и для кажущегося улучшения, будем использовать уже существующие в области познания инструменты. Так меня смешит иногда желание флористов украсить розы блёстками) Вы спросите, а как же открытия учёных, озарение и тп. Любое открытие — это озвучка уже существующего в природе закона, гармонии, факта. То есть закон или факт существовал и до его открытия, но своим «открытием» мы всего-лишь вывели его в пространство осознанного. С творческим озарениями в художественной сфере, казалось бы, всё сложнее. Но это не так. Любая творческая фантазия, также не выдергивается из пустоты. Мы говорим, «мысль витала в воздухе» или эфире. Кстати, Димитрий Менделеев, первым элементом в своей таблице назвал «эфиром». Этот элемент должен был стоять до водорода. Но потом эту идею похерили, как недоказанную. Сейчас наука возвращается к этой теории и предстоят грандиозные изменения в фундаментальных понятия и знаниях. Они уже происходят, если кто следит. И еще, замечали ли вы, что многие открытия, по законам синхроничности, совершаются почти одновременно в разных уголках земли, совершенно, казалось бы, не связанными между собой исследователям? Это очень глубокий вопрос. Я предлагаю каждому его для себя исследовать. Так вот, если исходить из моего предположения, что мы лишь перебираем кубики совершенства, в попытках описать само совершенство, то как бы приходишь к выводу, что:: 1. Секрет хорошего текста в том, чтобы вообще не заморачиваться на идее его совершенства. Правда, оговорюсь, такой подход требует возврата в некое сознание «ребёнка», когда отсутствуют всяческие заморочки по поводу и своего собственного совершенства тоже. Не буду дальше углубляться, так как это уже еще одна одна большая тема для обсуждения, сама по себе. 2. Если у тебя есть свой голос (а он несомненно есть у каждого), используй только и только его. Тогда и вопрос плагиата отпадает сам собой. Голос, признанный самим автором совершенным, будет звучать именно так. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И эти слова, безусловно, можно отнести к любому, кого мы называем и называли гениями, на протяжении всей истории человечества. 3. Не всегда, в итоге, совершенство текста будет зависеть от изысканность и количества кубиков. Успех лишь в том, чтобы эта композиция максимально близко отражала видение автора. 4. Для того, чтобы все три первых пункта начали работать, чаще всего, как мы видим из жизни, приходится пройти долгий путь ошибок и разочарований, который и является, в итоге, фундаментом и самими кубиками в будущих творениях. То есть, для процесса совершенствования нужна огромная внутренняя работа, по очистке «взгляда», который бы мог видеть ищначальное совершенство во всем, улавливать законы гармонии сознанием и следовать тому уникальному внутреннему течению, что мы называем личным творчеством. 5. Чуть не забыл включить в список наиглавнейшее качество для автора хорошего текста. Смелость. Иногда она граничит с наглостью и даже безумством. Вот без неё, уж точно никак. Не знаю что в итоге получилось с моим импровизированным «резюме», но у меня почему-то стойкое ощущение, что сейчас придёт Александра З. и скажет: «Кунаков, ты опять воду в ступе? Ну ты и тролль!» ))) Спасибо, если кто дочитал до конца. Доброго дня!) |
. Самое примечательное в абстрактных текстах ни о чём — это не то, что их содержательность стремится к нулю, а прямо выпирающее желание автора вложить в сухие абстракции всю свою кровную душуСправедливо и обратное, как ни странно. В самых глубокомысленных текстах, как собственно и в самой жизни, итоговый смысл так же сводится к нулю. И это при том, что автор текста или жизни, вкладывает все свою кровную душу, как вы выразились, в это, отнюдь не вечное, но от того не менее прекрасное творение. Я умышленно уравнял содержательность и смысл, тк это довольно близкие понятия, кмк. А вот «выпирающее желание автора»… Да простится жизни, что она пришла «расцвесть и умереть» и да будет она «вовек благословенна», вторя Сергею Александровичу, скромно кивну и я. Это так красиво. Такие восхитительные бутоны и околозаборные лопухи в кружеве многоцветной жизни! И даже будучи подзаборным лопухом, к коим я себя несомненно и отношу, со стороны так приятно все это волшебство созерцать, до той поры, пока какая-нибудь пегая коровка не слижет тебя окончательно, своим шершавым языком. . Грустно всё это, абсолютно всё, вся эта ваша настоящая поэзия — грустна до безобразия.До безобразия, да, действительно, бывает грустно. А после безобразия и во время оного, вполне себе весело и занятно. Спасибо вам, что-ли. ) |
Чехов это врач с литературными способностями. Секрет его гения в умении ставить диагноз. Меняются тела и одежды, а вскрытое Чеховым, остается без изменений, т.к. туда боятся смотреть, боятся крови.
|
. Пить вино на теплоходе — вот в чем смысл жизни.А вот тут я с вами категорически… соглашусь. Пить саму жизнь, как вино. Как это по-хайямовски! |
. Коридор для разговора слишком узкий, его невозможно развивать без конфликта.Вот спасибо Ксении, что она время от времени берет и в бубен стучит. Каждому)) И спасибо всем, кто рвет тельняху здесь, вместе со всеми. Мы ведь именно тем и занимаемся, что расширяем себе и друг другу этот «узкий коридор» . Если я говорю о культурном контексте, который тянется через заимствования сквозь века, то у него есть и начало. Первое впечатление человека об эстетике окружающего. Хочется сказать — духовного пространства, но я опять бьюсь лбом о дверной проем Интересно, к какому началу вы придёте, если войдёте таки в проем?) А за кажушимся конфликтом (мы же с вами, кажется, пришли к консенсусу) — кра-со-та. И нас всех, как магнитом тянет сюда, в её эпицентр) |
Я думаю, что какой-нибудь Чехов язвительно посмеялся бы над всей этой веткой. Пить вино на теплоходе — вот в чем смысл жизни. Чем раньше это понимаешь, тем проще принять смерть.
|
Условия для дискурса довольно жёсткие, и я уже на это намекал. Вечное в себе и колодцы с дырками это хорошо, но мы не можем ими оперировать здесь. Т.к. вечное в себе это абстракция, а колодец с дырками это вообще случайный сон. Видите, мы пытаемся подключить своё мировоззрение, но бьемся о стены. Коридор для разговора слишком узкий, его невозможно развивать без конфликта.
Про наскальную живопись вообще с языка сняли. Мы от неё и не уходили. Если я говорю о культурном контексте, который тянется через заимствования сквозь века, то у него есть и начало. Первое впечатление человека об эстетике окружающего. Хочется сказать — духовного пространства, но я опять бьюсь лбом о дверной проем, т.к. и духовное не в кассу. |
Да нет, это не кэп все норм.
Просто я выразил согласие с основной мыслью. Хотя, вот тут: . Автор перерабатывает актуальные на сегодняшний день тенденции, но не принимает их как фиксированную ценность, а как что-то, способное изменяться во времени у меня несколько иной взгляд, даже не взгляд, а подозрения на. Хороший автор пересматривает современные тенденции и сличает их с вечным в себе. Том себе, которое вечно совершенствуется, которое выходит за рамки культур, моралей, времени. И чем глубже эта творческая переработка, чем глубже последующий «культурный обмен»с читателем, тем больше шансов, что его назовут гением. |
Знаете, иногда капитан очевидность (если это он) бывает очень даже к столу. Если очевидного катастрофически мало.
|
Прямо Екклесиаст от Ротиллы)
«Ничто не ново под солнцем и луной» «Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас.» " Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?" Не, я согласный, так-то. )) |
Отвечает Александр Друзь.
Я предполагаю, что рациональная основа хорошего текста может базироваться на принципе культурного обмена. Это довольно просто и прозрачно. Автор перерабатывает актуальные на сегодняшний день тенденции, но не принимает их как фиксированную ценность, а как что-то, способное изменяться во времени. И вычленяет для себя отдельные детали, заимствуя их. Недаром же говорят, что все гениальное это аккуратно спизженное. Получается, что основная задача писателя — не позволить культурному наследию стать музейной ценностью, раз за разом реанимируя его. Сюда же вписывается и изречение о хорошо забытом старом. Ведь и Пушкина называют русским Байроном. Да и «маленькие трагедии» это римейки в основном. Хотя, вопрос о римейках тоже острый. Договоримся ещё до розовых кофточек. |
Нет. Херня — это все, что не выдержит проверку временем. Ты. Я. Нюнина. Мы — херня. Пушкин — не херня.Ты-то почему?) Попробуй стать не_хернёй — у тебя может получиться) Хотя… Секрет успеха Пушкина — не только в тексте, но и в проработке полит. составляющей тоже. Что общего между Пушкиным, Высоцким, Летовым и т.д.? Какие перспективы у Семёна Слепакова? Я бы для себя предпочёл андеграунд и конкретные ниши. Мне более интересен пример Патрика Пирса. |
. Валерий, извини, шутка в Ваш адрес но не на Ваш счёт. Серьёзно. Да я так-то с чю Кот)) Я все понимаю, Михаил А мои мирные проповеди и должны задалбывать. А как иначе к черствым сердцам Адмиралов достучаться, например? )) |
Чтобы отстали от Комаровой, раз Ксения просит:
возьмите, если угодно, любой известный рассказ Хэма, Чехова или кого пожелаете. Прочтите его, загуглите разбор рассказа от порядочного литературоведа. И удивитесь, сколько всего прошло мимо вас. Попса не приходит одна. Ей всегда сопутствует классика, и если классика просела в отдельной эпохе, или попса просела, это суть эпохи, не более. Я прощаюсь со всеми, и прошу прощения, что поднял политические темы. |
Дим, я про очень большие промежутки времени говорю.
А так, конечно, Пушкин, считай, наш современник, он нам близок и понятен. Пока. |
Осталось дать определение мещанина— Даль говорил о провинциальных театрах и провинциальных цензорах, режиссёрах и зрителях. |
Для эксперимента, загуглите вопрос:
«самая издаваемая книга в мире». Не продаваемая, заметьте. Коммерции и выгоду мы заранее исключаем. У кого какая книга вышла? Может именно эта книга чем-то ценна человечеству?)) |
Валерий, извини, шутка в Ваш адрес но не на Ваш счёт. Серьёзно.
И я знаю, что Вы задалбливаете некоторых точно так же, как я задалбливаю. |
И Пушкина забудут когда-то. Зря ты так про Александра Сергеича) До сих пор сверхактуален. Я вот даже сейчас это пишу и понимаю, что пишу такую очевидную дичь, что лучше бы совсем ничего не говорил. |
. Херня — это все, что не выдержит проверку временем. Ты. Я. Нюнина. Мы — херня. Пушкин — не херняМоя не согласный, Ксения, с вашей формулировкой. Что такое проверка временем? Какой временной период вы берете? Сколько тысячелетий, к примеру? Или жалкие пару-тройку сотен лет? И главное чем проверяется? Коммерческой выгодой? Глупостью человеческой? Не согласен. В иных текстах совсем неизвестных авторов, может быть равный, а-то и превосходящий Пушкина по уровню талант. Это смотря с какой системы координат отсчитывать. Время не критерий, нет. Слишком условный критерий, слишком меркантильно человеческий. Что критерий? Надо подумать, конечно. Но, сдаётся мне, ваша же формулировка изначальная, пока наиболее емка и точна в рамках обсужления: . Самым верным и надежным критерием является смысловая отзывчивость текста. Когда мы мысленно обращаемся к нему, он вступает в диалог и предлагает нам каждый раз новые эмоции, образы, идеи, детали. Хороший текст улучшается при перечитывании, плохой – обесценивается. Нет вечных текстов. И Пушкина забудут когда-то. Для каждого времени, свои певцы и поэты. Отсрочка времени слишком мала, чтобы учитывать её, как погрешность. |
Есть по тексту. Какой рассказ сегодня ты назвала бы наиболее полновесным со всех точек зрения? исключая свой вкус или симпатии.
Вот чей рассказ на ЛК с точки зрения сейчас можно назвать наиболее классическим? С точки зрения филолога, а не с точки зрения читателя или автора. |
Мужики, а давайте закончим бессмысленный политический базар?
Вам есть что возразить мне по делу, то есть по тексту? Если нет, может, разойтись, пока не разосрались в пух и прах? |
Некоторые левые даже вполне понимают, что Сталина, Берию, Ягоду и т.д. фашистами не называют — но от этого как-то совсем не легче.Сталин бы очень удивился, если бы узнал, что его считают правым. Но он правый. Все эти слова — условная система координат, существующая для поляризации политических позиций. Взять можно многих авторов: начиная с нарочито примитивистской литкультовской Ольги Нюниной и заканчивая Лёхой Никоновым или даже Пушкиным.Пушин гений. Нюнина никто. Какие тут могут быть дискуссии? «Херня» — это как раз универсальная категория вроде «графомана» или того же «фашиста».Нет. Херня — это все, что не выдержит проверку временем. Ты. Я. Нюнина. Мы — херня. Пушкин — не херня. Фашизм — это нечто иное. И ты прекрасно знаешь, в чем разница. Будучи ярым противником Захара Прилепина, я знаю фаната Прилепина, который пишет отличные стихи.Мне не близка политическая позиция Прилепина, но у него есть действительно достойные фрагменты прозы. |
Дайте-ка я мяукну.
Любая «правость» или «левость» в твоих же собственных мозгах, это, на мой взгляд, добровольное позволение чьей-то чужой воле (под любым благовидным соусом) возобладать над твоим правом иметь полную свободу воли и совести здесь и сейчас, конкретно в этой ситуации, это ограничения, как ни крути, а значит аномалия, сродни наручникам, лишающим тебя (добровольно!) в той или иной степени или же абсолютно, права руководствоваться тем голосом, который называется простым словом «совесть». Мое глубокое убеждение, что если жить по совести, то никакая левость или правость не понадобится. Мяу! |
Все правые конченые долбоебы и чтобы превратиться в фашистов им нужен только вождь. Появится фюрер и они повизгивавая ринутся зиговать. Стоит проявить чуткость и это понятно. Послушать интервью Глуховского внимательно и станет жутко.
|
«фашизм» я, тоже скорее правый либертарианец или либерал опять же правый, считаю угрозой во многом надуманной, а вот сталинизм — реальной. — не о политеке, об истории: внимательно изучив рейх и т. п. можно увидеть, что за годы правления фашистского режима жизнь основной массы трудящихся и вообще людей в фашистских гос-вах УХУДШИЛАСЬ. Это ясно из воспоминаний послов, воспоминаний солдат, дневников жителей, репортажей «нейтральных» государств и ещё много чего, начиная с документов. Вот в чём беда. Рабский труд — это, например, современные сша с частными тюрьмами, в которых больше заключённых, чем в мире вместе взятом. Они там вкалывают. Фашизм — это вообще состояние распущенной свободы. Я вообще не стал бы никого именовать фашистом — любой может выйти из себя, любой может быть глуп настолько, что самоутвердиться в своей мудрости. Я лишь предлагаю всем и тебе, читающий, не загонять себя и свои взгляды в каталог. Умный человек меняется, как меняются наши знания о природе и человеке. Не с бухты барахты, а уточняются и дополняются. И если сегодня мы верим или не верим Дарвину, то если уточним что-то завтра, где Дарвин окажется неправ, то что, мы себя предадим, отрёкшись от Дарвина в силу новых знаний? Не надо стараться обозначить свою позицию терминами. Все правые — это победившие вчерашние левые. |
На меня повлиял французский постструктурализм. Я левая именно в этом духе. Феминистка скорее второй, чем третьей волны.Это понятно, левые левым рознь. Некоторые левые даже вполне понимают, что Сталина, Берию, Ягоду и т.д. фашистами не называют — но от этого как-то совсем не легче. Что касается текста, человек волен писать любую херню. Проблема в том, что иногда он хочет, чтобы его херня была значимой.«Херня» — это элемент вкусовщины. Взять можно многих авторов: начиная с нарочито примитивистской литкультовской Ольги Нюниной и заканчивая Лёхой Никоновым или даже Пушкиным. «Херня» — это как раз универсальная категория вроде «графомана» или того же «фашиста». Обязательно найдутся желающие назвать хернёй или фашизмом что угодно. И поэтому я не могу относиться к этим терминам. А во-вторых — я вообще не обижаюсь. Но «совок» бы меня мог задеть, «фашизм» я, тоже скорее правый либертарианец или либерал опять же правый, считаю угрозой во многом надуманной, а вот сталинизм — реальной. Ой, нет-нет! Речь только про качественные тексты. Некачественные тексты могут быть любыми. Можно бесконечно писать в стол. Но когда ты выходишь со стихами на публику, тебе нельзя кормить людей дерьмом. Ты как минимум должен постараться испечь пирожок. Если ты считаешь, что произведенное любым человеком дерьмо по определению мёд, то, наверное, мы в чем-то глобально расходимся.Нет, не считаю. Но я могу посчитать дерьмом то, что нравится тебе. И наоборот. Я никогда не изучала его творчество. Читала один какой-то текст в студенческие годы. Уже то, что он входил в вузовскую программу, кое о чем говорит. Качество его текстов проверено временем и читателями. То, что он коллаборационист, не важно. Его проблемы, не мои.То есть не в коллаборационизме дело, уже хорошо, я рад. Будучи ярым противником Захара Прилепина, я знаю фаната Прилепина, который пишет отличные стихи. Всякое бывает. |
Как бороться с воинствующим шизиком, требующем твоей смерти в сети и в реальности?Никак. Ты его считаешь равным себе? Ты хочешь бороться с человеком, которого считаешь больным? |
Можно обладать техникой, но содержательно писать дребедень. Короче, имеет ли какие-то критерии результат авторского «вдохновения», «озарения»?Техничная дребедень — это обычно литература второго и третьего ряда. То есть великая литература имела хорошую форму и вневременное содержание. Литература классом ниже просасывала либо по содержанию, либо по форме. Литература третьего ряда была средней, но была плодородной средой для остальных. Вдохновение — это субъективная категория, внутренний подъем, дофаминовый удар. Его невозможно оценить извне. Если речь о великом пророчестве, то такое бывало. Но как и авиационная катастрофа, пророчество — результат схождения многих обстоятельств. Многие из них изучить невозможно. Авторский стиль от чего зависит? Это что-то психофизиологическое?Есть понятие идиостиль. Им занимается стилистика. Это лингвистический феномен. Каждый человек (!) имеет индивидуальный речевой портрет. Изучают только портреты тех, чей стиль резко отличается от среднего по популяции. Я рискну предположить, что психофизиология тут главный фактор. Развитие речевой зоны, богатство ассоциативных связей, опыт. Все то, что делает человека особенным, влияет на его речь. Был автопробег Тотального диктанта 2019 года. Филологов вез обычный водила. Но он так искусно матерился, что для филологов стал эталоном народной речи. |
Сюжет это скелет. Одиссей, Эдип, осада Трои. А я об остальном мясе на нем. Пишут же люди о смерти любимого щенка, или об обсирающихся животных, какие это метасюжеты я не знаю, но может специалисты скажут, как оценить содержание.
|
В общем, да, Ксения, ты вполне вписываешься в литературоведческую традицию европейской левой интеллигенции а-ля Жан-Поль Сартр.На меня повлиял французский постструктурализм. Я левая именно в этом духе. Феминистка скорее второй, чем третьей волны. Ты считаешь, что текст вам что-то должен.Нет, конечно. Мне никто ничего не должен. Что касается текста, человек волен писать любую херню. Проблема в том, что иногда он хочет, чтобы его херня была значимой. Как минимум должен соответствовать критериям каким-то.Ой, нет-нет! Речь только про качественные тексты. Некачественные тексты могут быть любыми. Можно бесконечно писать в стол. Но когда ты выходишь со стихами на публику, тебе нельзя кормить людей дерьмом. Ты как минимум должен постараться испечь пирожок. Если ты считаешь, что произведенное любым человеком дерьмо по определению мёд, то, наверное, мы в чем-то глобально расходимся. Вопрос № 1. Соответствует ли необходимым критериям хоть один текст коллаборациониста Кнута Гамсуна?Я никогда не изучала его творчество. Читала один какой-то текст в студенческие годы. Уже то, что он входил в вузовскую программу, кое о чем говорит. Качество его текстов проверено временем и читателями. То, что он коллаборационист, не важно. Его проблемы, не мои. |
Я думаю, сюжетов не так много. Где-то то мне попалось, что литература вообще располагает всего тремя метасюжетами: война, возвращение и ещё что-то, забыл.
Язык это действительно интересно) Филолог-платоновед, например, как мощно звучит) |
А каким образом филологи анализируют качество писательской фантазии? Не как написано, а что написано? Можно обладать техникой, но содержательно писать дребедень. Короче, имеет ли какие-то критерии результат авторского «вдохновения», «озарения»? Тут и о языке можно поговорить. Почему слова в тексте стоят именно так, а у кого-то иначе. Авторский стиль от чего зависит? Это что-то психофизиологическое?
|
Если получится, давай здесь, просто мне катастрофически не хватает времени на интернет-дискуссии, а если б вот посидеть с пивком или винишком — ну или просто посидеть…
В общем, да, Ксения, ты вполне вписываешься в литературоведческую традицию европейской левой интеллигенции а-ля Жан-Поль Сартр. Нет, не осуждаю, не подумай. Но спорить буду) Тут некие смысловые нагромождения и привязка к коллективному началу. Ты считаешь, что текст вам что-то должен. Как минимум должен соответствовать критериям каким-то. Я так на считаю. Вопрос № 1. Соответствует ли необходимым критериям хоть один текст коллаборациониста Кнута Гамсуна? |
людей, пьющих пиво по 25 рэ и ещё по каким-то критериям, не соответствующим представлениям о прекрасном, заносят в категорию не-людей— вы лгун и бздун, и всегда им были, навсегда останетесь. В категорию нелюдей, и я это не раз и не два подчеркнул, о чём вы знаете, в категорию нелюдей я занёс тех, кто других, по каким-то личным причинам, отказывается считать людьми. Но лгите дальше, это сейчас попсово и одобряется толпой. Людей. |
Кто осуществляет цензуру?— кто громче всех кричит о своих правах, забывая о своих обязанностях и чужих правах. Об элементарной вежливости. О благодарности читающим твоё. Эд здесь при чём вообще? Зачем выпиливать-то?— я где-то сказал что-то о выпиливании? Я говорю о людях, чья мания настолько сильна, что полностью заменяет им реальность. Это они, эти люди, вопят и требуют удалений. Как бороться с воинствующим шизиком, требующем твоей смерти в сети и в реальности? Это не оценка качества, а приятие личности и текста.— о том и речь. Личности, считающие себя великими и неприкасаемыми готовы уничтожить и заляпать г-м всех, кто хочет говорить о чём-то, в чём есть саморазвитие и элементарная честность к себе и своим взглядам/вкусам. Но тут нет пространства для борьбы.— я не о борьбе говорю. Я спрашиваю о моральном праве. Ты ответила. Понял. Но права ли ты, если даже не поняла, о ком и о чём я? |
Цензура именно от фашизма, бескультурного и чванливого.Давай я спрошу прямо. Ты Эда назвал фашистом? Кто осуществляет цензуру? Ты был в редакции, ты знаешь, как мы принимаем решения. Кто — фашист? Это когда шизоид с манией величия, будучи дилетантом, шипит и плюётся в профессионала. Исключительно потому, что болен, и считает себя эталоном эталоновичем.Он тоже человек. Да, неприятный мне и тебе, но человек. Пусть считает себя кем хочет. Я могу его игнорировать. И ты тоже. Зачем выпиливать-то? В ТОПЕ три автора, абсолютно закрытых для полемики, в том плане что любой разговор об их работах тут же становится объектом срача.Ты так говоришь, как будто топ имеет значение. При накачанной репутации любой текст будет в топе. Это не оценка качества, а приятие личности и текста. Ну и давай честно. Кому приятно, когда его ругают? Я, например, много лет сцепляла зубы и терпела. Пока наконец мне не стало все равно. Миша, я всегда буду любить тебя за бескорыстие и предельную верность убеждениям. Но тут нет пространства для борьбы. |
И опять же я думаю, что понимаю, почему в твоём случае «фашист» триггерит, а в моём нет.Я родилась в Советском Союзе и я левая. Этого достаточно, чтобы считать слово «фашист» оскорблением. Ниже отписавшийся джентльмен назвал меня походя коллаборационистом. Этого мне было достаточно, чтобы перестать считать его достойным собеседником. Есть вещи, рядом с которыми нельзя встать, которым нет морального оправдания. Фашизм — одна из них. Мы с тобой, Слава, первые бы сгорели в печи. А если по пунктам — то это очень долгий разговор. Ты вообще в Питер не собираешься случайно?Пока не знаю. Возможно. Но давай пока здесь поговорим. |
Уходи. Цензура есть, и я именно о ней. Цензура именно от фашизма, бескультурного и чванливого. Цензура — это в данном случае жесткий контроль, чтобы навешанный чванливыми мразями лживые ярлычки не отклеивались.
И когда люди делают вид, что всё нормально. всё ништяк, и никакой травли, цензуры и фашизма нет, это как? Это когда шизоид с манией величия, будучи дилетантом, шипит и плюётся в профессионала. Исключительно потому, что болен, и считает себя эталоном эталоновичем. В твой адрес в том числе, и не раз, а как бэ систематически. В ТОПЕ три автора, абсолютно закрытых для полемики, в том плане что любой разговор об их работах тут же становится объектом срача. А любой, говорящий с ними без восторга тут же становится изгоем. И толпа это терпит и приветствует, прикрываясь свободой и отсутствием цензуры. Особенно смешны особи с кнопками, которые слепы и глухи, когда нужно им, но визжат от страха, едва им померещилась тень инаковости. Т. е. просто альтернативного мнения. Какая тут революция? Она свершилась. Мразь стала светочем, ей жмут руки, дарят цветы и вообще, с мразями раскланиваются. Так хитлер приходил к власти. Так что не революционеров. а игрунчиков в прятки и свободку ждёт эшафот. А блог ценный, спасибо за него. |
А вот начну с того, что на «фашиста» не обижусь точно) «Фашист» — такое же универсальное обвинение, как и «графоман». У меня даже коротенький стишок «Фашисты» есть но, ты не оценишь. И опять же я думаю, что понимаю, почему в твоём случае «фашист» триггерит, а в моём нет.
А если по пунктам — то это очень долгий разговор. Ты вообще в Питер не собираешься случайно? |
Никого конкретно я не называл клоуном, так что не любого.То есть вы что-то хорошее имели в виду вот тут: Очень смешно выглядит ваше представление — холение и лелеяние поэта в тепличных условиях под светом софитов. Браво, бис, все дела.Формально да, клоуном вы никого не назвали. Слушайте, аноним, мы оба друг друга поняли. Вместо одного коммента вы написали уже два. Хотите поговорить — назовите свое имя, известное тут довольно многим. Хотите чинно поплевывать на голову ЛК, продолжайте в том же духе, но хочу предупредить, что ветер вообще не попутный. |
Как-то мы все классом отправились в цирк.Вы, похоже, выход из цирка так и не нашли. Не просто клоунами, а именно узкой специализации — клоун на батуте, прямо как вы здесь и сейчас поэтами становитесь.Можно прийти с одним комментом и назвать любого человека клоуном. Вас защищает анонимность. |
Позволю себе слегка погундеть под вашим комментом, уважаемый хранитель мер.
. Мне кажется, люди спорят только по одной причине. Дело не в самолюбовании или миссии просвещения. В глубине души мы хотим отвести руку от беды. Чтобы каждый добрался до своей правды и не заблудился. До своей правды.В последнее время вы просто таки вещаете бессмертными словами). Почва, правда. У вас, как и у Ксении, вижу, попытку прыгнуть в небо, не оторвав ног от земли. Это, кстати, возможно. Немного софистики: Мы так и так все время в небе. Правда в нижних его слоях. Хотя, все относительно, как говорил Эйнштейн) где он этот верх или низ? .Но я не представляю, как можно спорить о взглядах.«Можно» здесь неправильный глагол, кмк. Более точное слово — неизбежно. Есть такой способ, расфокусировка взгляда. Когда мы смотрим на предмет и чётко определяем для себя его границы, цвет, расстояние тд и тп, то при достаточно сильной расфокусировке, мы видим практически единое полотно и игру пятен. Для тех, кто освоил эту технику, споры теряют смысл. К чему я это все? Не знаю даже. Но у меня не сходит с языка одно лишь слово, когда я возвращаюсь к этому блогу и всему, что под ним происходит. Это слово — красота. Меня изначально поразила та отмосфера, которую создала Ксения. Это именно то пространство любви, которое раскрывает суть каждого зашедшего на огонёк. Иначе как чудом это и назвать сложно) Так вот, уважаемый Ротилла, торжественно добавляю к вашим скрижалям ещё одно слово: 1. Почва 2. Правда 3. Красота Все споры, все тексты, все люди согласные и несогласные, так красиво играют гранями в этом огромном калейдоскопе. Просто жуть!) |
Мне кажется, люди спорят только по одной причине. Дело не в самолюбовании или миссии просвещения. В глубине души мы хотим отвести руку от беды. Чтобы каждый добрался до своей правды и не заблудился. До своей правды.
Спор это, когда ты говоришь: «буду лить воду в кислоту». А я отвечаю: «нет, лей кислоту в воду». Это спор. Но я не представляю, как можно спорить о взглядах. Автор изначального высказывания окажется либо в слабой позиции и уйдёт в защиту, либо он в сильной позиции и высокомерен. В блоге я вижу первое. |
на ЛК сложилась патовая ситуация, когда гопники, придурки, и свиньи получили моральное право отстаивать своё я-канье и посылать любого читателя и любого автора куда подальшеЕсли на ЛК будет хоть капля цензуры (а ты говоришь о ней, о централизованной сортировке высказываний), то я тут же уйду. Именно потому что каждый имеет здесь возможность высказаться, платформа и ценна. Т. е. читать и обсуждать тексты фактически запрещеноРазве? А блог разве не о текстах? Вот у меня вопрос: имеет ли моральное или даже большее право читатель наказывать как-то гопника, свинью или придурка от сетературы?Нет. Никакого морального права на оскорбление личности не имеет никто. Если речь о тексте, то можно допустить полное отрицание ценности текста, что не отменяет субъективности такой трактовки. чьё самолюбование и презрение к любой инаковости сродни чистому фашизму.Фашист — единственное реально оскорбительное слово. Можно назвать человека ебанатом, хуйлом, обсосом и выродком. Он даже не всегда обидится. Но фашистом… о, нет. Если масса лакает пивас за 25 рэ, курит, и смотрит Малахова/тнт, то о какой культуре, кроме как культуре потребления, может идти речь?Люди могут меняться. Для этого существует образование. Но пока с ним происходит то, что происходит, будет и Малахов, и Бузова, и прочий некачественный продукт. Пример. Моя подруга рассказывала мне, как ее ребенок дерзко ответил учительнице по русскому языку. Я, конечно, сказала, что ребенок молодец. Но он не молодец. Он часть того унижения, что превратило школу в полное дерьмо. Где людям взять хорошее? Где учиться уважению и нормам, вкусу и гармонии? Это я к Библии подвёл, потому как ну кто её читал? А целиком?И это показательно. Общество стало светским. Роль Библии далеко не нормативная. Но разве можно учить чему-то других под улюлюканье черни?Нет. И это большая общественная беда. Но когда Ланочка приходит ко мне в запись на ЛК и говорит, чтобы я слеза с трибуны, чтобы прекратила учить людей, что я некомпетента и бездарна, он ведь отчасти прав. Каждому нужна такая Ланочка, чтобы иметь сверку понятий, чтобы не забывать: учеба — личный выбор каждого, и насаждая знание (полузнание, квазизнание), ты пожинаешь не лавры, а позор. Вопрос в том, можно ли называть грязь грязью, если она атакует?Нет. Человек имеет право на нелюбовь. На ненависть. На вражду. Это его ответственность. А когда человек в эталон возводит себя и своё, человек ли это?Миша, ты борец. Тебе хочется решить вопрос резко и быстро. Но революционеры часто сами кончают на плахе. Революция пожирает своих детей, как и любое насилие. Не надо. |
Дим, не выходит из головы наш неудавшися диалог, в голове крутится твой (и мой, видимо, тоже) внутренний вопрос.
Знаешь, что на свежую голову пришло. Ты, кмк, один из тех авторов, кому наружу, во внешний мир выходить нужно крайне редко. Эта потребность — твой застарелый атавизм, который только мешает видеть, делать главное. Твои сенсоры и так будут торчать дальше, чем у любого среднего человека, ты через стены кожей ощутишь то, что другому не вдолбишь и прямым текстом. Раскрывая себя изнутри, уходя в ту единственную точку, центр, из которой и идёт тот поток, который ты облекаешь в слова, ты обретёшь ту свободу, которой тебе недостаёт снаружи. Не случайно ты говоришь «тесно». И я тебя очень здесь понимаю. Последний твой текст подтверждает, что переход состоялся, ты разрешил себе быть. Поэтому я и говорю, что метания лже-Дмитрия смешны и является не более чем кривлянием перед зеркалом. Это похоже на агонию того, кто так долго не хотел умирать. Писать без привязки к форме и словам не сложнее, чем дышать. Нужно только вспомнить, что ты это и так умеешь. И да, боль — твоё благословение. Без неё не было бы твоих стихов. |
Но ты приводишь конкретные критерии — и от части я зеваю, от другой же части аццкки негодуэ11Давай спорить. Давай. Я для этого писала. |
Ксения уловила то, что хотела/могла уловить, и с ее точкой зрения на свой текст я согласен полностью, но в процентах я него измерять не хочу. Есть вещи, на которые лично я бы посмотрел по-другому, но в целом взгляд автора и читателя в данном случае совпадает.Вот тут мы друг друга понимаем как филологи. Авторский взгляд и читательский взгляд не могут, не должны совпадать. Мы два субъекта в поле смыслов. Между нами текст. Но это не стена. Это нечто живое — как поцелуй, кровь или облако. И сквозь это нечто мы говорим друг с другом смыслами. И если есть на свете нечто святое, то это — оно. Дима, что касается критики, то меня всегда пугала беззащитность поэзии перед ней. Мы в тексте иногда заживо сдираем кожу с себя, а потом приходит некто, кто говорит: знаешь, а вот на лопатке ты плохо содрал, там клочки, и вообще в моде самооскопление. Ну и черт с ними. И со мной тоже черт — когда я бываю такой. Пиши. Пожалуйста. |