|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1643 |
Берлинский ключ – особенный, с двумя бородками. Своему владельцу он позволяет открыть дверь и заставляет его закрыть дверь. О том, какую роль он играет в архитектуре, можно узнать из лекции Виктора Вахштайна на Постнауке. Интересно то, насколько многогранным символом является берлинский ключ: он показывает, что любые отношения конечны. Мы можем их начать и обязаны их закончить. С точки зрения истории языка, слова «начало» и «конец» однокоренные. Язык видит эти процессы как корреляты, а не жесткую оппозицию. С точки зрения бытовой логики, начало жизни и ее финал не сводимы друг к другу, но если жизнь опциональна (она может не начаться, не случиться), то смерть – обязательна и неотвратима. С этой позиции попробуем посмотреть на текст.
Идея произведения приходит к нам как ключ – обычный, с одной бородкой. Чаще всего это один из образов, вокруг которого начинает наматываться картина целого. При обдумывании произведения стартовый образ может сместиться с центра на периферию, перестать быть определяющим, но он все же останется важен. Внимательный читатель часто распознает его в тексте, поскольку он продолжает обладать мощной системой связей. При построении графа на основе произведения мы видим узлы с разной нагруженностью, и в теории графов выделяется более тридцати мер центральности. Стартовый образ может быть центральным по количеству связей, по посредничеству, по количеству потомков в сети, по роли в пути. Он ключ к энергетической системе текста. Но проблема в том, что одного ключа мало: нам надо открыть дверь в художественный мир, а затем ее закрыть. Порождает сильный текст тот ключ, который является берлинским.
Если мы согласимся с позицией Медведева, соратника Бахтина, в том, что жанр определяется установкой на завершение, то совершим мысленный скачок к еще одной идее. Стартовый образ является жанропорождающим. Он разворачивает особую художественную атмосферу, в которую вложены сценарии завершения. Писатель может начать произведение любым из доступных ему способов, но будет вынужден его завершить так, как диктует жанр, иначе он деформирует художественный мир, испортит его. Нудительная сила берлинского ключа проявляется во всей конструкции целого, однако она позволяет маневрировать в довольно широком потоке возможностей. Так, трагедия не может закончиться веселым пиром и свадьбой, но у героя и его окружения есть выбор из нескольких неблагополучных исходов, а магистральным является тотальная гибель. В «Гамлете», например, погибают почти все центральные фигуры, то есть реализуется основной трагедийный паттерн, при этом понятно, что Шекспир мог оставить в живых и Клавдия, и Гертруду, и Лаэрта, и Офелию. Неблагополучным исходом могли быть безумие, изгнание, потеря статуса, тюремное заключение, инвалидизация и много что еще.
Тургенев говорил, что стартовым образом его первого романа «Рудин» был образ молодого человека, что-то горячо говорившего. Почему этот образ смог развернуть социально-бытовой роман? Главным образом, потому что Рудину, прекрасному оратору, но патологическому слабаку и бессеребреннику, нужна была специфическая среда – равновеликая аудитория. Само горячее говорение в ситуации пятидесятых годов отсылало к студенческим кружкам – эху декабризма. Сюжет обычного декабриста – неблагополучный, и эту судьбу наследовали все, на кого упала его тень. Рудин изначально попадает в невыгодный для себя сценарий: он не может реализоваться в речи, поскольку не является тем, кто речью зарабатывает на жизнь (в финале нам расскажут о его неудачных попытках преподавать, но тут дело не в нем, а в самой предгрозовой атмосфере консервативной России накануне реформы). Будучи героем с предзаданной судьбой, Рудин облекается в оболочку романа, а не рассказа: в рассказе ему было бы тесно, и сюжет страстного говорения выглядел бы куцым и неубедительным.
Всем прозаикам я предлагаю рефлективное упражнение. Возьмите любой свой рассказ (желательно или последний, или лучший) и попробуйте вспомнить, с чего он для вас начался – найдите первую бородку берлинского ключа. Подумайте, как этот стартовый элемент позволил вам перейти к картине целого, из каких этапов строился путь. Подумайте о второй бородке – принудительном завершении. Можно ли было завершить текст иначе? Как? Каковы были границы варьирования финала?
И если можете, поделитесь своей историей в комментариях.
Давайте представим себе: ключ, замочная скважина, дверь.
Так что у нас есть? В чем суть любого ключа, двери и замка? У нас есть пустота замочной скважины (мы пока не знаем что это), ключ (сюжет), дверь (чувства) через которые нам нужно пройти. Нам же нужно войти? Если нет, то мы даже не берёмся читать текст и ищем новую дверь. Итак, есть мы. Перед нами пустота восприятия (замочная скважина, некая тайна), мы читаем (вставляем ключ), проворачиваем (пропускаем через себя сам сюжет), заходим (если ключ подошёл, те мы готовы к восприятию текста), оказываемся (через пустоту замочной скважины) в новом пространстве квартиры (текста). И если это «берлинский ключ», то мы еще и запираем дверь изнутри (внутренне соглашаясь с концепцией сюжета). Если нет, то дверь остаётся незапертой. Мы можем свободно зайти и выйти. А чем плох такой вариант? Да мы в любом случае выйдем, рано или поздно. Те «берлинский ключ» лишь временная стадия осознания себя в квартире. «Незапертость» не порок, а степень свободы. Имхо) |
Я часто иду от образа главной героини, то есть выдумываю ее, просто вживаюсь без определенного понимания, что будет дальше. Обычно она и диктует развитие. Здесь есть риск застревания, но положительная сторона это убедительность реакций. Это такое путешествие с неизвестным финалом.
|
Недоверие к себе и Берлинский ключ (ака Всё, что вы хотели узнать о механике Берлинского ключа, но стеснялись спросить)
litcult.ru/prose.chtivo/2830 |
поделитесь своей историей в комментариях. В детстве моя фантазия была настолько сильной, что я видел фантастических тварей, которых рисовало мое воображение. Позже творчество стало той отдушиной, где я могу хотя бы немного визуализировать свои образы. |
Спасибо огромное за предысторию! Вот чего остро не хватает, когда читаешь рассказы. Хочется какого-то бекстейджа.
|
. Все хорошие мысли звучат просто, пока не присвоены человеком.Вот! Мы с тобой пересекается именно в этой точке. Только ты роешь тоннель со стороны знаний, а я со стороны незнания/интуиции. . Именно поэтому большинство хороших лекторов используют непрямое говорение. Я не умею так — это высший пилотаж.Умеешь. Именно сейчас ты так и говоришь. Так для меня говорят Ошо, Роберт Адамс, Иисус, Рамана Махарши, Эдхард Толле, почти все поэты и многие авторы здесь, кстати тоже. Это один и тот же голос, но с разными интонациями. У первых язык «чище», конечно, беспримеснее. Но это не главное. Главное, что до признесения слов это все знают. . Я не могу передать тебе свою оптику, в которой сейчас ясно вижу, как работает берлинский ключ. Это мой инсайт.Скорее всего за оболочкой слов ты видишь что-то общее, объединяющий закон всего во всем. Но литература тебе ближе всего, поэтому ты интерпретируешь привычной логикой. . Со временем я присвоила часть этого знания, и границы стали плотнее (что вовсе не означает, что я разобралась в теме до конца). Знания приходят тогда, когда подготовлена почва для них.Ты удивительно попадаешь в самую точку, отрицая при этом свою причастность к некому параллельному и невидимому процессу. На самом деле, в конце концов, придётся прийти к пониманию вторичности знаний, отбросить их все до единого. Но знания, это обязательный этап, через него невозможно проскочить. Они необходимы для полной картины мира. Иногда мне кажется (по секрету), что плохих текстов не бывает. Бывает не совсем доступная тебе кодировка одного и того же. В оркестре же у всех своя партия, ноты схожи, но и различны одновременно. Мозаика собирается из миллиардов оттенков в единое полотно. Короче опять меня понесло) |
Жанр — это не сюжет, а образ мира.Это совершенно точно. Именно это формирует неповторимый авторский язык. И непонимание этого приводит к фальши, а напишу как я что-то веселенькое! Нет, так не выйдет, если нет у вас взгляда Зощенко, то это невозможно сделать.Это часто заметно с первых строк. Осюда выражения — писать как дышать, писать, что тебя волнует действительно и т д. Искренний автор потянет в свою картину мира необратимо — Набоков, Достоевский, поздний Чехов. Для меня стартовым моментом бывает услышанная где-то необычная мысль или просто пришедшая в голову. В рассказе «Торрент» я подумала, что человек запросто менят образ в киберпространстве, почему нельзя менять тела таким образом, но в финал это привело к потере настоящего тела, чего я не предполагала в начале. Это всегда как поток, ты не знаешь куда выплывешь, но вы верно заметили, берег будет определенным, а место на берегу — нет. |
«В «Гамлете», например, погибают почти все центральные фигуры, то есть реализуется основной трагедийный паттерн, при этом понятно, что Шекспир мог оставить в живых и Клавдия, и Гертруду, и Лаэрта, и Офелию. „
Шекспир оставляет в живых актеров бродячего театра. Кстати, если мне не изменяет память, по задумке автора, в финале трагедии жертвы должны были “оживать» до занавеса. «Само горячее говорение в ситуации пятидесятых годов отсылало к студенческим кружкам – эху декабризма.» Всё же полагаю, что декабризм — скорее эхо дворцовых переворотов и ещё в большей степени эхо наполеоновских войн. Горячее говорение военным людям не свойственно. Вы немного сдвинули вперёд российскую историю, забыв про устоявшееся в ней определение «человек 40-х годов» — либерал, говорун, член некоторых столичных кружков, но полтораста душ в провинции зачастую имеющий. Тургенев этот исторический отрезок зафиксировал вполне. Интересное определение это — берлинский ключ. Спасибо за блог. |
Кроме того, оценка текста условна и может меняться от поколения в поколение. Мало того, в одном поколении одни будут считать текст сильным, другие нет. Всё условно.Оценка текста условна, а вот качество текста безусловно. Если мы возьмем «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна, то увидим блестящий текст, хотя уже несколько веков не сильно популярный. Но он породил мощнейшую традицию художественных травелогов. Стал ли хуже этот текст от того, что его не читают? А сделан он берлинским ключом. По сути, мы говорим «текст начавшись, должен закончится» и добавляем к этому «этот текст сильный потому и потому» или «а этот слабый из-за того и этого».Все хорошие мысли звучат просто, пока не присвоены человеком. Как только они глубоко присваиваются, происходит частичная перестройка картины мира. Я не могу передать тебе свою оптику, в которой сейчас ясно вижу, как работает берлинский ключ. Это мой инсайт. Я в свое время много читала о феномене человеческих границ, у разных авторов. Со временем я присвоила часть этого знания, и границы стали плотнее (что вовсе не означает, что я разобралась в теме до конца). Знания приходят тогда, когда подготовлена почва для них. Именно поэтому большинство хороших лекторов используют непрямое говорение. Я не умею так — это высший пилотаж. |
поделитесь своей историей в комментариях.Я, как правило, пишу о себе родном. И обычно использую реально происшедшее как ядро сюжета. По крайней мере, как затравку или поддерживающий образ. Текст «Волшебная четырехглазая лягушка» litcult.ru/prose/35105 Написан на конкурс с темой «На перекрёстке всех дорог» «Москва?» — подумал. Это мой второй родной город после Магадана. — «Нет, дёшево. Деревня. Должна быть деревня». И вспомнил семейное предание, как мама возила меня в отпуск к тёте в Москву, и мы провели немало времени в глухой деревне. Как я проснулся ночью и захотел каши согласно родному магаданскому времени. Но теперь нужно было попасть в позицию, откуда виден перекрёсток всех дорог. Здесь родилась девочка Катя, местная, кто меня туда приведёт. Но это не конфликт. Это не аперкот, от которого читатель не сразу очнётся… :) Между Тарасиком и Катей должна, конечно, случиться история, в результате которой они естественно окажутся на перекрёстке всех дорог. Вспомнил другое — собирали грибы-ягоды с мамой на берегу речки Магаданки, там луга перед лесом и сопкой. Мама рассказала о клевере, о четырёх лепестках. Я очень впечатлился. Интересно, что по дороге назад я нашёл такой клевер, положил его в томик Александра Романовича Беляева. А остальное — сплошной вымысел на тему «Тарасик, будь мужчиной» В итоге текст получился о реальной дружбе, об открытости всех дорог (пока ты молод), о настоящности… «Входной бороздкой» было желание каши на завтрак посреди ночи. Выход из текста — волшебная лягушка — возник довольно поздно в процессе сочинения, и, похоже, отношения к «другой бороздке» не имеет. И если быть честным. Волшебная лягушка и сазаны пришли во сне. У меня бывают проблемы со сном, когда в голове что-то крутится. Вот это один из тех случаев. Как бы заезженно это не звучало, важные для текста вещи буквально приснились. ПС. Двумя руками за анализ творческого процесса. Благодарность Ксении, что она приносит эти темы для обсуждения. В данном случае думаю, что «Берлинским ключом» творчество не определяется. |
Если честно, я не понимаю о чем тут спорить.
Как у любой концепции, не укладывающейся в бесконечное разнообразие других возможных концепций, у берлинского ключа нет твёрдого базиса. По сути, мы говорим «текст начавшись, должен закончится» и добавляем к этому «этот текст сильный потому и потому» или «а этот слабый из-за того и этого». Ну да, в рамках текста мы можем назначить любую систему координат и взять любые точки отсчёта. Причём у писателя она может быть одна, а у читателя другая. Кроме того, оценка текста условна и может меняться от поколения в поколение. Мало того, в одном поколении одни будут считать текст сильным, другие нет. Всё условно. Так, например, каноны красоты менялись от Рубенса до Эль Греко, Эпохи Возрождения и соцреализма. Меняется оценка на отдельно высвеченый участок мира. Сам мир не меняется. В нем все по прежнему, за исключением некоторых декораций. Это как сказать про определённый участок бесконечной верёвки «вот тут на» нулевом" сантиметре верёвки у нас будет начало, а тут, на.«десятом», будет конец. Можно бесконечно долго говорить «открыл-закрыл», объясняя что-то в рамках одной концепции, а можно увидеть бесконечность, как она есть. Или я чего-то важного не понял про феномен берлинского ключа. |
Гораздо интереснее найти пример «непопадания» конкретного сильного текста под каток «берлинского ключа» из произведений известных писателей.В том-то и фишка, что любой сильный текст был сделан с помощью берлинского ключа, а слабые сделаны ключом только с одной бородкой (в лучшем случае). Мы можем взять лишь ограниченный временной отрывок, назвав его условно жанром «комедия», а следующий за ним, «трагедия», например.Жанр — это не сюжет, а образ мира. Мы можем видеть одну и ту же картину в разных жанрах. Условно говоря, закат можно представить и как трагедию, и как комедию (лирическую, сатирическую), и как драму, и как трагикомедию. Все зависит от того, как увидено писателем поведение солнца, какие качества оказываются важны. Но солнце обязательно сядет. Ключ закроет дверь. А вот если солнце повертится-повертится и свернет налево, тут-то мы и получим ерунду на постном масле (или, если писатель хорош, получим треш-гротеск). Но нам интереснее и привычнее иметь рамки восприятия.Можно убеждать себя, что заборы нас ограничивают и их нет. Но они есть. И будут появляться, пока есть человек. Но дело даже не в этом, а в том, что берлинский ключ — внутренняя, а не внешняя механика. |
попробуйте вспомнить, с чего он для вас начался – найдите первую бородку берлинского ключаПфф… Это легко. Конечно же, с ТЗ) |
Под эту концепцию можно подвести все, что угодно, как грешника под монастырь. Имхо.
Гораздо интереснее найти пример «непопадания» конкретного сильного текста под каток «берлинского ключа» из произведений известных писателей. Но ведь и найденное непопадание мы сейчас же оградим концепцией стиля «фантасмагория» или тп, не так ли? Сюжетов развития события в жизни, искусстве неограниченное количество, так как не ограничено количество влияющих на событие факторов. Мы можем взять лишь ограниченный временной отрывок, назвав его условно жанром «комедия», а следующий за ним, «трагедия», например. Или еще интереснее, в рамках комедии, у нас может быть заключена и трагедия. Трагикомедия. Фарс внутри фарса. Но нам интереснее и привычнее иметь рамки восприятия. Так нас приучили. Иначе мы впадаем в прострацию. И называем текст условно" плохим". Простой рассуждение на тему. Очередная сивая) |