|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1719 |
ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!
В детстве мне нравились трое мужчин: Люк Скайуокер, Марти Макфлай и Пол Атрейдес. Когда в девяностые годы друзья моих родителей купили видеомагнитофон, а по телевизору начали крутить западное кино, жизнь радикально изменилась. Червь, на котором разъезжает красавец Пол, был одним из самых ярких киновпечатлений того периода. Оказалось, что страшное одновременно может быть чудесным, привлекательным. Да и то, что я впоследствии находила волнующим и сексуальным, так или иначе восходило к образам, сформированным тогда, во времена мощного вторжения фэнтези в мир советского ребенка. Поэтому, признаться, «Дюну» я ждала не столько как новую экранизацию давно читанной книги, сколько как поездку в прошлое, к истокам сформировавших меня впечатлений.
Штош. Если я куда-то и съездила, то явно не туда. Но вряд ли это недостаток фильма.
Не знаю, что заставило режиссера Дени Вильнёва раскромсать сюжет на несколько серий, но, на мой взгляд, решение это довольно спорное. Когда в конце длиннейшего фильма ты понимаешь, что он кончился ничем, это обескураживает. В кинотеатре за мной сидел мужик, который весь сеанс громко зевал – видимо, ждал перестрелок, погонь и экшна, а вместо этого ему медленно и упорно показывали разные виды песка. «Дюна» фильм не для всех – он создан для тех, кому картинка важнее сюжета. Кадры можно распечатывать и вешать в рамочке на стену. Иногда создается впечатление, что Вильнёв снял бесконечно длинный клип на красивую музыку. «Маски, позы, два листа прозы».
По большому счету, «Дюна» в ситуации 60-х и «Дюна» наших дней – два разных послания. У Герберта мы видим большую человеческую мечту о покорении космоса, о борьбе человека со стихиями и превращении его в результате этой борьбы в сверхчеловека. В то время научная фантастика только начинала срастаться с фэнтези, и это прокладывало новые пути для будущих влиятельных жанровых систем, крупномасштабных саг, которые сложатся затем в системы, объединяющие людей: писателей, режиссеров, фанатов. С этой точки зрения, между Арракисом и Татуином не так уж много различий. И там, и там экзотический мир, где милитаризированное большинство сталкивается с магией как коренной силой, влекущей за собой изменения и формирующей в итоге сюжет.
Новая «Дюна» выходит тогда, когда мы уже порядком наелись всякого. Черви? Пффф, видели сто раз. Бене Гессерит? Да ну, обычные ведьмы. Квисатц Хадерах? Ага-ага, избранный, знаем-плавали. С сюжетной точки зрения, «Дюна» ничем не интересна. Она вся укладывается в сказочный канон: избранничество – отлучка – испытания – временная смерть – воцарение. Получалось, что идти в фильм надо иначе: неискушенному зрителю показать красивые слайды, а искушенному зрителю дать визуальные смыслы. «Дюна» начинает новый разговор об Африке как о трудной земле. Где-то в сети мне попадались высказывания, что попутно в фильме поставлен вопрос об исламе – но вряд ли это так. Новая «Дюна» очень спокойная, не надрывная и не оскаленная, она словно бы вся – медитация. Если там и присутствуют намеки на бедуинов, то они не складывают в код. Просто бедуины живут в Африке, а речь – о ней.
Арракис – планета, обладающая ресурсом. Для Харконенов этот ресурс – спайс, он хорошо монетизируется и представляет собой чистое благо. Для Атрейдесов ресурсом становятся люди – фремены. Именно в этой простой идее и заключается мысль об Африке. Африка – скрытое будущее, потому что она обладает огромным человеческим потенциалом. Новое слово о нас, о мире скажет именно она. Оттуда придет спаситель, кем бы или чем бы он ни был: идеей, теорией, религией, образом, человеком. Чтобы понять Африку, надо погрузиться в нее, в пески, в одежды, в жару, от которых оползает тощая европейская шкура. Трансформация Пола в фремена совершается задолго до полета на Арракис, потому что он единственный, кто говорит с новым миром уважительно, без страха и жадности. По большому счету, он вступает с Арракисом в брак: сначала мистический, а потом реальный – в фильме нам не покажут, но по контексту ясно. Та правда, которая к нему приходит в видениях, нам, жителям Земли, дана иначе – в самой сути межконтинентального противостояния. Африканский смысл состоит в том, что забытая жажда жизни, выживания – человеческая суть. Сытые миры ищут ответы в сложных структурах, в трансцендентном, в индивидуальности, а голодные миры знают цену жизни, потому что ее очень легко утратить. Африка – мир без стариков.
Медленный ритм фильма – тоже важная находка. Нельзя торопливо рассказывать об Арракисе / Африке, это неадекватная европейская скороговорка, в которой теряется существенное. Выпадая в сплошное действие, зритель приучается думать, что наблюдение не имеет большого смысла, поскольку оно не меняет мир. Но если ты не наблюдаешь, то и действуешь нерационально, алогично, почти безумно. Знакомство должно быть неспешным, вкушающим. В фильме невероятно хороши грим, костюмы, декорации и пепелацы. Нам будто заново вернули геометрию, цвет. Фильм настолько визуально плотный, что чуть не вываливается из экрана.
С другой стороны, в «Дюне» много того, что разочаровывает. Например, червь. Какой-то он получился жалкий, второстепенный, неубедительный и слегка похожий на анус. Не удалось показать его устрашающим монстром. Осталось также непонятным, почему при наличии огнестрела люди им вообще не пользуются и принимают ближний бой (возможно, это как-то объяснялось в книге, но в фильме мы должны принять такое состояние дел как нормальное без лишних вопросов). Экономика планет и политика показаны упрощенно и конспективно: мол, влияние Атрейдесов возросло, император их боится и решил извести. Но выбран для этого наименее эффективный путь, и получается, что император – тот еще придурок. То, что в источнике логично, в фильме стоило дополнительно разъяснить. Без этого возникают лакуны, которые деморализуют неподготовленного зрителя (а таких большинство).
На мой взгляд, «Дюна» все же фильм одноразовый, в том смысле, что пересматривать его особого смысла нет. Он весь высказался, и больше ничего не осталось. Как ни странно, в нем нет настоящей боли – того, что проникает внутрь и бесконечно зудит, не унимается. А без боли нет длительности.
«Дюна» Дэвида Линча -«Кин-дза-дза!» Георгия Данелии-«Хроники Риддика» Дэвида Туи -«Дюна» Дени Вильнёва-влияние на влиянии, как подвижное скопление сыпучего песка.
|
Это ваш бложик одноразовый, Ксения.Да. Вы имеете право писать любые комментарии. А я имею право не находиться с вами в одном пространстве, поскольку вы мне глубоко омерзительны. Кукуха закрывается. |
Всегда пожалуйста, Валерий. Вильнева можно смотреть или в кинотеатре, или на большом экране. Особенно две последние работы. Ещё мне очень нравится стиль медленного погружения. Для Дюны это самое то. Да, некоторый избалованный пипл ожидал активного песчаного приключенческого боевичка и гонок на больших червячишках, поэтому и разочарованы. Но мир Дюны и настоящей пустыни он не такой. Он медленный и размеренный, как песок, который течёт в часах. В него медленно погружаешься и надолго остаешься. Я влюбился в этот мир в детстве и несу эту любовь до сих пор.
|
А вот это был сильный отзыв, знающего подоплеку человека. И главное, альтернативный. А это всегда здорово. Суждение по многим взглядам, всегда дополняет и собственную картину.
Проникся уважением к глубине познаний материала и жару, с каким вы отстаиваете любовь к «Дюне». Даже несколько пошатнуло моё негативное мнение о фильме. Спасибо. P. S. Это был не хайп, а мнение одного из 7 миллиардов, если вы про меня. Фильм мне действительно не зашёл. Может и из-за плохого качества тоже. Там звук был уровня «ужас». |
Cекта Дюны была сформирована её основателем Гербертом Френком в 1965 году и сейчас это довольно значительная туса с книжно-геймерской средой. Я попал в эту секту в далеких 90-х именно из геймерского сегмента.
И чего наша мега-секточка только не пережила. Паршивые экранизации одна хуже другой, где, по проклятию автора, боевые сцены просто сплошной отстой. Не кошерные второсортные книженции потомков Френка. Наконец-то пришел Вильнев, который с его “бегущим по лезвию” просто не мог снять плохо. И не сделал это. Снял великолепно, атмосферно и с самыми лучшими боевыми сценами и спецефектами, из когда-либо экранизированных по этой саге. Но всегда найдутся деятели, которые не упустят возможность похайповать, подгадить и выставить в невыгодном свете. За это анафема вам, Ксения, и изгнание из нашей секты, в которую вы в детстве случайно вступили. Анафема вот за что: 1) Если там и присутствуют намеки на бедуинов, то они не складывают в код. Просто бедуины живут в Африке Нет!!! По географии два — садитесь, Ксения. Если искать привязку именно к Дюне, то бедуины живут на Ближнем Востоке, а Ближний Восток добывает тот самый “спайс” — нефть, на которой ездят/летают наши звездолеты — автомобил/самолеты. Такова была идея в 1965 году и сейчас она ничуть не изменилась. Электрокары пока в пролете. Дальнейшие размышление по Африке: Именно в этой простой идее и заключается мысль об Африке. Африка – скрытое будущее, потому что она обладает огромным человеческим потенциалом. Недоказанная ересь. Так можно и до американской африки дойти: Оттуда придет спаситель, кем бы или чем бы он ни был: идеей, теорией, религией, образом, человеком. – ага, с BLM и Джорджем Флойдом в качестве мученика старшего Атрейдиса, погибшим за правое дело, сражаясь с солдатами полицейскими Трампа Харконена. 2) Например, червь. Какой-то он получился жалкий, второстепенный, неубедительный и слегка похожий на анус. Каждому свое, Ксения. Если тянет в анус, то его во всем можно увидеть. Но вообще-то, если смотреть сбоку, то червь — 100% фаллический символ. Огромный такой — символизирует мощь и силу. А если смотреть ему в пасть — 100% влагалище. Символизирует звиздец всему. Или рождение новой жизни, как покажет дальнейшее развитие саги. У Вильнева червячело получился самый удачный, если сравнивать с предыдущими экранизациями и играми. 3) На мой взгляд, «Дюна» все же фильм одноразовый, в том смысле, что пересматривать его особого смысла нет. Это ваш бложик одноразовый, Ксения. А атмосферный прекрасный фильм Вильнева с прекрасным видеорядом мы будем пересматривать снова и снова, особенно с выходом следующих серий или после прочитанной книги. За это все анафема вам, дорогая Ксения, а всем остальным — смотреть и читать. Особенно фанам или будущим фанам. Вселенная Дюны одна из древних. Она появилась, когда звездные войны еще в утробе не лежали, а толкиенисты ходили в ясли сад. По своему размаху и мощи ее можно сравнить разве что с «Основанием» Азимова, по которой, спасибо яблоку, мы дождались годной экранизации. |
А у вас как всегда обстоятельный и исчерпывающий коммент. Я, пожалуй, тоже смотреть не буду, тем более в пиратском качестве.
Но интересно, где народ качает свежаки в хорошем? |
Для того, чтобы был понятен мой отзыв, сразу скажу: книгу не читал, старый фильм не смотрел.
«Дюну», по отзывам и спорным рекомендациям, смотрел в плохом качестве на пиратской сайте. Поэтому, я как раз, тот самый неподготовленный зритель, смотревший и «Матрицу» и «Аватар» и «Кин-дза-дза», между прочим.) Итак, к сказанному в блоге. Лучшее, что можно было найти в этом фильме, бережно, с любовью было собрано Ксенией по крупицам. И это в пустыне, вы помните?! Сказано о медитации в картинках, о гриме, о музыке, о наблюдении, как центральном факторе действия. Черт, оторвите меня от барной стойки, но кто готов к такому восприятию в массовом кино?! Слышал, в прокате собрал миллиард деревянных. Ну-ну.) Единственное, что мог бы сделать, после просмотра фильма, это прочесть книгу. Но теперь вряд ли. Я дожевал попкорн, запил колой, пукнул и изрёк «унылое говно!». А блог шикарный, как и всегда, у всезнайки Ксении)) |
Африканский смысл состоит в том, что забытая жажда жизни, выживания – человеческая суть.Топ-фраза блога (для меня). «Я пришёл к старику-берберу…» Интересно, Полозкова тоже задумывалась о геополитике, или у неё вышло случайно?) Спасибо! |
Здравствуйте! Согласно Вашего рейтинга, Вы можете поставить одну звезду. Желтая — плюс(правая), либо чёрная — минус.
|