|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
549 |
«Но первым моим саксофоном был альт, а не тенор. Я хотел играть на теноре, но кто-то посоветовал матери купить мне альт, потому что он был меньше и легче. Было это в 1943 году.»
Я ВЕРЮ ВО ВСЕ РЕЛИГИИ
Невероятно, но в солнечной Калифорнии люди до сих пор на полном серьезе посещают церковь имени своего небесного покровителя, саксофониста Джона Колтрейна, устраивая литургии под его музыку.
Это секта? Они все спятили?
Джон Колтрейн, величайший джазмен, при рождении христианин, но женившийся на мусульманке, увлекавшийся индуизмом, буддизмом и вуду, в течении нескольких лет прочно сидевший на героине, в общем, далеко не идеальный Колтрейн был причислен к лику святых одним из течений Африканской православной церкви.
Скромный и деликатный в жизни, на сцене саксофонист превращался в шамана-проповедника, входящего в экстатическое состояние с помощью музыки.
На обложке своего альбома «Meditations» он писал: «Я верю во все религии».
«Шаманизм» Колтрейна, его способность быть одновременно в двух местах — «ногами» на земле, а духом в небе — была наработана многочасовыми изматывающими ежедневными тренировками на инструменте. Словно медиум, Джон Колтрейн настраивал весь свой организм — пальцы, дыхание, мышление так, чтобы окружающая действительность транслировалось через воображение по схеме «сознание — тело — саксофон».
Стиль игры Колтрейна напрочь лишён «соплей» и «завитушек», его называли «сердитым» даже в самых нежнейших балладах, где очень легко поддаться искушению растечься сахарным сиропом. Колтрейн обладал редким качеством играть соло дольше минуты без потери стиля, мощи и мысли в противовес любителям «мылить мыло» по несколько квадратов подряд.
К моменту записи «A Love Supreme» 38-летний Колтрейн был в расцвете творческих сил, на вершине своей славы. Такие альбомы как Blue Train, Giant Steps, Impressions сделали его не только элитарным джазовым музыкантом-исполнителем, но одним из ведущих композиторов современного джаза.
Майлз Дэвис, работавший с Колтрейном всю вторую половину 50-х, в последствии уволил его из своего квартета из-за пристрастия к героину. Джон Колтрейн очень дорожил работой в этом квартете. Шок от увольнения, мощный удар по самолюбию и борьба с зависимостью превратились для него в личную трагедию, заставившую обратиться к Богу.
Самобичевание, осознание проблемы и отказ от наркотиков позже вылились в новое сотрудничество с Майлзом в «Kind of Blue» и создание собственного знакового альбома века.
«Милостью Божьей я испытал духовное пробуждение, которое и привело меня к более богатой, полной и продуктивной жизни. И, испытав это, я смиренно попросил Господа дать мне способ и силы осчастливить других людей музыкой» — писал Колтрейн на сопроводительном тексте к «A Love Supreme».
«ВСЕЛЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ»
9 декабря 1964 года, в одном из городков штата Нью Джерси, в студии Руди Ван Гелдера, был записан альбом Джона Колтрейна «A Love Supreme» («Вселенская любовь»), ставший одним из высших достижений мирового джаза, а также самым продаваемым альбомом этого музыканта.
В 60-е, в эпоху сразу нескольких мировых культурных революций — сексуальной, музыкальной, кинематографической — джазовое искусство также достигло своего пика, поэтому содержание альбома, как и все духовное мироощущение Колтрейна, выплеснулось в мировой океан музыки, и на протяжении ещё многих лет настигало потомков, словно волны, вызванные мощным цунами.
Но в далёком 1965 г. критики встряхнулись, пораженные сочетанием импульсивности хард-бопа, жанра, в котором Колтрейн работал в ранней стадии своей карьеры, с элементами модального и фри-джаза.
«A Love Supreme» как пример коллективной джазовой импровизации состоялся ещё благодаря квартету лучших мастеров джаза во главе с Джоном Колтрейном — пианисту Маккою Тайнеру, басисту Джимми Гаррисону и барабанщику Эдвину Джонсу — каждый из которых имел за плечами приличный музыкальный опыт и понимание джаза как искусства.
Альбом представляет собой четырехчастную сюиту, в основе которой лежали остовы джаза — госпел и спиричуэлс – негритянское обращение к Богу через христианские гимны и псалмы. "Acknowledgement" ("Подтверждение") — исповедь, которая включает в себя мантру, давшую название всему альбому.
"Resolution" ("Решение"); "Pursuance" ("Стремление" и "Psalm" ("Псалом").
В «A Love Supreme» отражается внутренний конфликт Колтрейна, его борьба за чистоту, выражение благодарности и признание того, что талант музыканта нельзя приписать конкретной личности, за это нужно благодарить высшую духовную силу.
Альбом начинается со звука гонга и тарелок Элвина Джонса, после короткого соло на саксофоне и мотива из четырех нот, о котором критик Кристгау в 2020 г. упомянул как о «мотиве, который вы могли бы напевать даже во сне».
Это мотив ритмически совпадает со словами «А Love Supreme», как бы произнесенными вначале на контрабасе Джимми Гаррисоном и является основой всего произведения.
Колтрейн играет во всех партиях на тенор-саксофоне. В его соло тридцать шесть раз в различных вариациях повторяется один и тот же мотив из четырех нот. После нескольких повторений мотив становится реальным пением, речитацией «A Love Supreme» (также в исполнении Колтрейна), который сопровождает самого себя с помощью звукового наложения.
В заключительной части сюиты, Псалме, Колтрейн делает абсолютно невероятные вещи, называемые джазовым пианистом и музыковедом Льюисом Портером как «бессловесное чтение».
Колтрейн «играет» на саксофоне собственные стихи! Некоторые биографы музыканта прослеживают в этом связь с учениями афро-американских проповедников.
В столь необычно изложенной поэме стихи заканчиваются словами:
«Восторг. Элегантность. Возвышение. Все от Бога. Благодарю Бога. Аминь.»
«Вселенская любовь» была широко признана как произведение глубокой духовности и анализировалась с религиозным подтекстом, хотя культурологи Ричард В. Сантана и Грегори Эриксон утверждали, что «авангардную джазовую сюиту» можно интерпретировать иначе.
По словам профессора музыки Ингрид Монсон из Гарварда, относя «A Love Supreme» к образцом модального джаза, называет произведение «хвалебным гимном на протяжении всего альбома».
С другой стороны, джазовый критик Том Холл сказал, что он не особо считает альбом духовным, а скорее, самой совершенной из когда-либо записанных джазовых композиций.
Своим обращением к духовной музыке Колтрейн опередил даже "Сакральные концерты" великого Дюка Эллингтона.
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ
Но всё же, сюита «A Love Supreme» как джазовое явление вышла далеко за рамки оного.
Как объясняет музыковед Кристгау, «пластинка просто обожалась американскими хиппи от Byrds до Карлоса Сантаны.
И Сантана, и его коллега Джон Маклафлин назвали альбом одним из самых первых, которые повлияли на их творчество. Совместный трибьют- альбом Love Devotion Surrender в 1973 году был записан как дань уважения Колтрейну.
Другие музыканты также ощутили на себе влияние этой пластинки, начиная от тенор-саксофониста Джошуа Редмана и заканчивая рок-звездой Боно из U2, отметившим веяние «A Love Supreme» в своей песне «Angel of Harlem».
Нил Хэннон из группы The Divine Comedy говорил: «Время от времени это перестает быть только лишь джазовой записью и становится авангардной современной классикой. Мне нравится сочетание абстрактного пианино, которое выглядит как лязг, и странных аккордов в сочетании с завывающим саксофоном поверх всего этого».
За неполные три года от «Вселенской любви» к смерти Колтрейн совершил стремительную музыкальную эволюцию. Чем дальше и дальше он отходил от модальности, тональности и мелодии, чем больше приближался к авангардному, свободному от любых канонов и традиций построению музыки, тем ближе, как ему казалось, он становился к воплощению через музыку чистого, не отягощенного материей духа.
Многие поклонники и критики отрицают Колтрейна позднего периода, видя в этой музыке только распад и хаос. Известный джазовый трубач Уинтон Марсалис считает его последние альбомы болезненным, трагическим отражением пораженного смертельным недугом нездорового сознания.
Однако, «Вселенская любовь» занимает особое место в джазовой революции 60-х. Эта музыка далеко ушла от привычной моды, развлекательного характера джаза, но всё же сохранила мелодизм и доступность. Альбом явился своебразным мостом, соединяющим противоположные понятия — мейнстрим и авангард.
Колтрейн пережил свой шедевр всего лишь на два с половиной года, скоропостижно скончавшись в 40 лет от рака печени. Годы наркомании вперемешку с алкоголизмом, которым он пытался подавить героиновую зависимость, все же взяли свое. Вопреки этому, его музыкальные заслуги до сих пор остаются недостижимым «потолком» для джазовых музыкантов во всем мире.
Джон Колтрейн поднял уровень игры на саксофоне до космических высот. Это, прежде всего, духовный уровень, для которого нельзя подобрать музыкальных терминов или нотных обозначений. Это отнюдь не техника или особый набор звуков. Это то, что делает музыку музыкой — наивысшее проявление человеческого духа.
Марина Задорожная
Источники:
Антон Шустов, Джон Колтрейн. Саксофон как игла, джаз как молитва, Artifex.ru
Леонид Переверзев, Джон Колтрейн // Музыкальная жизнь, N12. 1986
Kahn, Ashley A Love Supreme: The Story of John Coltrane's Signature Album Penguin Books 2003
Porter, Lewis. John Coltrane's A Love Supreme: Jazz Improvisation as Composition (англ.) // Journal of the American Musicological Society (англ.)русск.. — University of California Press, 1985
Альбом "A love supreme"
https://youtu.be/ll3CMgiUPuU
Церковь святого Колтрейна:
https://youtu.be/65rySbhxgRQ
Одна из любимых композиций автора поста в исполнении Джона Колтрейна:
https://youtu.be/JrwSuy6ZBjI
Пожалуйста!!! Дайана Кролл — чудесный выбор, люблю и уважаю. Я вообще приверженец салонного джаза — Чет Бэйкер, Стэн Гетц, Бэн Уэбстер. Но как музыкант, не могу не сказать пару слов и о людях, повернувших русло музыкальной реки в интересную сторону.
|
Я Колтрейна очень люблю, с пелёнок университетских, можно сказать, слушал. А вот героинической подноготной знать как-то совсем неохота.И я люблю. Но штош поделаешь… маргиналы все… что Чарли Паркер, что Чет Бэйкер, что Колтрейн да и Майлз Девис туда ж… а музыка-то не виновата. то касается «Африканской православной церкви» — это бредятина, такой нетне-не, ну вы ж смотрели или нет? Это Калифорния, реально существующая церковь Святого Колтрейна, реальное здание. Не в смысле конфессия такая «африканская православная», конечно. Это прославление через музыку, а святой у них Колтрейн. Мотив «a love supreme» — типа нашего «Господи, помилуй». Они там собираются, джаз играют, медитируют, славят, шаманят и все это одновременно. Ну я примерно так же делаю, когда играю музыку на сцене) |
Во-первых, шикарный джаз.
Спасибо, Марина, за ссылки. Прослушал не до конца, в режиме прокрутки. Это и правда великолепная свобода в импровизации. Правда вспомнилась фраза: «лучшая импровизация та, которая подготовлена заранее». Наверное, этим можно только жить. |
Я Колтрейна очень люблю, с пелёнок университетских, можно сказать, слушал. А вот героинической подноготной знать как-то совсем неохота.
Понятно, творческая натура и прочее. Кто не бухал или не курил? Чарли Паркер из-за этого умер. А музыка замечательная. Что касается «Африканской православной церкви» — это бредятина, такой нет. Если имеется в виду континент, то там Александрийская. Копты ещё там есть. А если американские африканцы, то они такие же православные, как я балерина. Они в святые кого угодно. Дочитаю блог до конца ещё. Чуть отойду от «Африканской церкви» :) |
способ соединить в себе небо и землю, как «сознание — тело — саксофон». освящается и сам способ творения.это самый настоящий разговор с Богом, Вселенной как я считаю. Ссылки в пост как-то не прикрепляются или я не умею. https://youtu.be/ll3CMgiUPuU https://youtu.be/65rySbhxgRQ https://youtu.be/JrwSuy6ZBjI |
Лишний раз человек доказал, что найдя способ соединить в себе небо и землю, как «сознание — тело — саксофон». освящается и сам способ творения.
В данном случае, через музыку. P. S. Хорошо бы ещё пару ссылок на музыку, от знатока, чтобы оценить все вышесказанное. |