56
900
Рубрика: интервью

“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Валерий Кунаков http://litcult.ru/user/90187 автор, редактор, старожил ЛК отвечает на мои вопросы.

Вопрос: Почему вы на ЛитКульте?
Ответ: Это как женился: сказал "люблю" и всё. Не разводиться же теперь на каждый чих. И потом я жуткий консерватор. Всегда можно что-то поменять, попробовать новое, сравнить, выбрать лучшее. Но раз уж так однажды случилось, что посвятил время поиску лит. ресурса, нашел для себя лучшим именно ЛитКульт,  "обживаться" начал именно тут. О чём ни разу за пять (кажется) лет не пожалел. 

Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Веру... надежду... любовь… И многое другое. Я поясню.
Понимание. Понимание, что и литераторы (или, скажем, люди, кому это интересно), тоже из крови и плоти, как и ты сам. Понимание, что лично моё место в этом вагоне-СВ, где-то на нижней поЛКе возле туалета. Понимание, что вагон общий, а правила общежития для всех одинаковые.
Возможности. Возможность стать хоть чуточку лучше, в окружении тех людей, которых считал и считаю в каком-то смысле небожителями. Возможность научится чему-то новому и применять это новое в творчестве и не только.
Но самая главная возможность, это возможность, читая тексты авторов, обсуждая их, ругаясь, споря, ища ответы, все время быть на острие самого главного вопроса : "кто же мы такие и зачем мы вообще здесь".
Вера. Вера, что Слово все ещё живой инструмент, что его сила ещё не растеклась окончательно по мутному болоту Интернета.
Надежда. Надежда, что смогу хоть чем-то быть полезным, если уж не в знании слова, то хотя бы в чувстве, понимании, общении, поддержке.
Любовь. Ха! Самая странная штука, которая произошла со мной на ЛитКульте, это то, что я каким-то странным образом ощущаю близость и любовь к каждому его обитателю. Можете не верить, но это так. Новому, старому автору, залетному троллю - не важно. Злому ли, доброму, никакому - все-равно. Если сказать, что ЛитКульт стал одной большой семьёй, где случаются и праздники, и скандалы, потери и приобретения, то это будет ближе всего к тому ощущению, которое сейчас есть во мне. 

Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Кунакова и Кота, разумеется. Эти две ипостаси теперь навечно в летописи ЛитКульта. Шучу.
Если серьёзно, то очень и очень мало.
Чтобы дать что-то нужное, полезное, нужно этим чем-то полезным обладать, для начала.
Возможно, у меня остаётся только слабая надежда, что в лице тех персонажей, которых я назвал, на необъятном ЛитКультовском поле просыпалось хоть маковое зернышко искренности, доброты, незлобливой глупости, над которой можно и нужно посмеяться вдоволь, не боясь нарваться на ответку. Не так уж и плохо, иметь своего собственного "ваньку-дурака" на сайте. И это, пожалуй, все. 

Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - 1) определите "ваш" стиль рационально, словами,
Ответ:  Мой стиль, это частушки и байки от человека,  совершенно далёкого от литературы, но осмеливающегося таки писать буквы в слова. 

Вопрос: 2) приведите ссылки (не более трёх) на ваши тексты на ЛК, наиболее точно написанные в "вашем" стиле.
Ответ:  Таких особенных текстов нет, но пусть это будут "любимые". Возможно, одни из немногих, что я бы оставил на память.
http://litcult.ru/lyrics/75775
https://youtu.be/aQkfvMOzIsM
http://litcult.ru/prose/33787

Вопрос: 3) А другие авторы сочиняют в "вашем" стиле? Приведите ссылки (не более трёх).
Ответ: Не думаю, что тут есть хоть какие-то совпадения, в случае, когда и стиля-то нет. Я убеждён, что каждый человек неповторим, в чем-то уникален. И это зерно есть в каждом распоследнем "графоманском" тексте.
Я бы, наверно, только обидел автора, сказав, что он/она пишет, как я. Скорее я сам могу случайно "попасть" в какого-то автора, найти общность мыслей, идей, но не стиля. 

Вопрос: 4) Нравятся ли вам тексты, написанные другими авторами не в "вашем стиле"? Приведите ссылки.
Ответ: Есть любимые тексты, их много. Пусть будет несколько, которые первыми пришли на ум:
http://litcult.ru/lyrics/69610
https://youtu.be/te2cwLVMc6c
http://litcult.ru/lyrics/23035

Вопрос: 5) А вы сами сочиняете не в "вашем стиле"? Приведите ссылки.
Если хотите, кратко прокомментируйте.
Ответ: Если что-то совсем "непохожее" на себя, то есть, пожалуй, пара пробных вещей:
https://stihi.ru/2019/12/07/3629
http://litcult.ru/lyrics/76937 

Вопрос: Нужен ли свой стиль?
Ответ: Я полагаю, что если автор достаточно внутренне зрел, то в каком бы стиле он не писал, можно угадать его мироощущение, взгляд, отношение, руку.
И тут важно, на мой взгляд, не то, как ты говоришь, пишешь, а что проносишь, через это "говорение" . Именно внутреннее содержание, духовный посыл текста наиболее для меня ценен. Красота принадлежит сути, которая часто прячется за неказистым забором слов. 

Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Если о себе, то уже прям очень хорошо получается трындеть, совать свой нос куда не надо, лезть с советами и ненужными комментариями. Это часто авторы отмечают, с большой благодарностью)
Возможно, немного получается лично не разжигать всякого рода "срачики" , а наоборот способствовать конструктиву в диалогах. Но это субъективное мнение. Может всё как раз наоборот. 
С недавнего времени являюсь редактором на портале и всё чаще себе напоминаю старую добрую истину "не навреди". Получается или нет, опять же, не мне судить.
В процессе? Всегда в процессе диалог на ЛК. И это самое крутое, что здесь вообще есть. Этот непрекращающийся спич учит, меняет, заставляет расти, расширяться, принимать, отвергать, любить и недолюбливать. И процесс этот и есть часть нашей с вами коммунальной жизни. Для меня это довольно существенная часть.
Что требует работы? Да все. Нет такой точки приложения усилий, где бы не стоило ещё и еще продвигаться к лучшему его варианту.
Начинать, конечно, нужно с себя.
А хочется больше того, чтобы все, кто уже сейчас есть на ЛК, все кто приходят сюда впервые, не были бы обделены теплом, вниманием, любовью, заботой. И это, на минуту, важнее любых текстов. Люди важнее всего. Глаза в глаза.
Ведь ЛитКульт это гораздо больше, чем просто литературный сайт. Это такой "костерок", у которого многим хочется погреться. Не зря же, даже те, кто уходил (иногда на годы) от этого домашнего очага, вновь и непременно сюда же возвращаются. 

Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: всегда быть собой. При любых раскладах. И никогда не изменять этому правилу!
Ведь умения можно и наработать, а вот желание писать и свою уникальную неповторимость потом нигде не купишь. 

Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: Выкинуть ко всем чертям все прошлые знания о писательском опыте, но каждый раз писать заново, мучаясь и сомневаясь над каждым написанным словом. Молчать, пока слово можно удержать в себе. 

Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Читать так глубоко, насколько это для тебя вообще возможно. Прочесть, и снова, и снова перечитать. И только после того, как новых мыслей о тексте уже не станет, сказать скромно свое мнение. Помня о правиле  "не навреди". 

Вопрос: Вас время от времени жёстко критикуют на ЛК с разных сторон за ваше миролюбие. Кажется, считают это слабостью. Ещё говорят что-то вроде “ты нас учишь, а ты кто? Твои стишки - ничто”. И, типа, никакого морального права нас, прима авторов, поучать не смеешь. (Я так не считаю, но подобные комментарии были.) Какой ваш ответ на подобные слова? Особенно в свете того, что вы редактор, то есть в данный момент вы определяете, что хорошо и что плохо на ЛК.
Ответ: Критику в свой адрес я всегда внимательно осмысливаю. Говорить с другим человеком, это же настоящее искусство. Если прилетает, то стараюсь понять, что и где я делаю не так. 
Поучать у меня, и правда, нет  никакого права.
Да и ни у кого нет, считаю.
Самая правильная позиция, это когда ты проявляешь искренность, внимание и уважение к тексту и автору. И если на поверку (после критики) ты видишь, что сделал все верно, то остаёшься при своём мнении, а если видишь, что накосячил, то стараешься извлечь из этого соответствующие уроки.
Я понимаю, что щит редактора ношу не за какие-то особые литературные знания и умения, но стараюсь эту почетную обязанность нести достойно.
Но самому этому факту особого значения не придаю, хотя честно отмечу, что намного проще говорить, когда ты рядовой автор. Ответственности за слова гораздо меньше. 

Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: Это каждый для себя решает сам. Человек животное социальное. Но нужно, кмк, пройти эволюционный путь от неудержимого желания публиковать все подряд, до осознанного желания сжечь все, что написал ранее, а потом только молча смотреть в небо. 

Вопрос: Почему вы сочиняете? Ваше творческое кредо?
Ответ: Раньше я думал, что книги пишутся для людей. Теперь уверен, что каждое написанное слово - для себя самого. Это твой личный "разговор с богом".
Единственное кредо тут - искренность перед тем, кого нет смысла обманывать. Можно как-то обмануть людей написанным, но невозможно обмануться написанным самому. 

Вопрос: Что бы хотели сочинить? Роман? Поэму? Что-то глобальное? (Может реально невозможное по обстоятельствам, но помечтать можно)
Ответ: Нет таких планов. Если удастся из молчания выцедить хоть что-то достойное быть услышанным, и за то спасибо. Я обычно долго вслушиваюсь во внутренний диалог, а написание происходит импульсно. 

Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Возможность диалога, о котором сказал чуть выше. 

Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Воинствующая глупость. 

Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Нет.
Хотя... пожалуй, да.
Научиться считывать божественное во всем и делиться этим через самое простецкое слово. 

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Роман "Идиот" Ф. М. Достоевского.
Роман "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. 
Роман "Мартин Иден" Джека Лондона.
Все три романа, так или иначе, раскрывают глубинную человеческую суть. Это мне ближе всего.

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Кино: много фильмов, которые бы я порекомендовал посмотреть. Пусть будет "Форест Гамп". 
Живопись: была и остаётся картина Рафаэля Санти "Сикстинская мадонна" .
Музыка: не так давно открыл для себя музыку Алексея Архиповского. Считаю показательным соединение возможностей простого инструмента (балалайка) и бесконечно глубокого внутреннего космоса человека, выливающегося в гениальное исполнение личного творчества. 
https://youtu.be/ZkPwPd_bsdw 

Вопрос: У вас есть технология редактирования? А вообще должна быть технология редактирования? Я имею ввиду что-то вроде чек-листа или техзадания, которые нужно пройти по пунктам. Или всякий раз - всё по новой, как творчество?
Ответ: Только творчество. Есть каноны, которые  мне, слава богу, неведомы. Поэтому каждый раз это и радость открывать что-то новое в себе и авторе, вместе со страхом, своим нечаянным вмешательством сломать что-то уникальное, единственное в своём роде. 

Вопрос: Понятно, что есть технические моменты, как бы незыблемые, независимые от жанра и стиля. Но допустим, вы читаете текст абсолютно вам неблизкий. Отставив в сторону технику, возьмётесь редактировать такой? Если, да - желаете/сможете встать на чужую вам эстетику автора (которая может быть абсолютной пошлостью или глупостью), или попробуете попытаться научить автора чему-то, исходя из вашей эстетики?
Ответ: Любой текст достоин того, чтобы прочесть его с любовью, считаю. Стараюсь именно так и подходить к каждому тексту, стараюсь заглянуть за сам текст, в автора, в истоки высказывания. Если это удаётся, то чудо общения с текстом/автором/собой  происходит, если нет, то нет разницы "твой" это текст или "не твой", ты все-равно не способен, не любя, сказать что-то стоящее по тексту. 
Для любой пошлости, глупости в тексте, всегда есть причины. Чаще всего, это боль. Можно, нужно ли учить человека, которому вот сейчас больно? Все это очень индивидуально, тут нет шаблонов.
Тут помощь не тексту уже нужна, кмк. 

Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Терпимость и понимание, что все когда-то с чего-то начинали. Поиск диалога с автором, с целью (если есть на то согласие) чем-то помочь. Разъяснительная работа.
Слабый автор, это тот же ты, но несколькими "классами" ранее. Как бы ты помог самому себе, более "юному" ? Вот такой подход и нужен. 

Вопрос: Пока мы готовили это интервью, в мире случился очень громкий и болезненный “бум”. Оставив в стороне политику и всякое суждение о военных действиях, хочется спросить нас всех, назовём нас - литераторы, что мы должны, можем, способны делать в такое время? Конкретней - там люди гибнут, а этот автор про цветочки и первую любовь, это ок?
Ответ: В первые дни, когда все это обрушилось на нас, казалось, что мы теперь навсегда погрузились во мрак страха. Любые слова казались бесцветной пустышкой, против грубой силы, которая просто отнимает жизни людей.
Но не так ли протекала наша жизнь и до этих событий?
Незаметно, негласно, борьба света и тьмы идёт постоянно. Какая разница, кем ты себя считал/считаешь, литератором или ещё кем-то. Нет разницы. Но каждый день, каждую минуту, ты делал/делаешь выбор на чьей ты стороне. Правильно ли это? А по-другому, сейчас просто никак. Середины теперь нет.
Легко любить и быть добреньким, когда у тебя все хорошо и все, как говорят, на мази.
Мой ответ такой: внутри тебя давно есть ответ. И теперь поздняк метаться, с вопросом на чьей ты стороне. Пришло время проявить себя таким, какой ты есть настоящий. Маски не работают. И это массово происходит на глазах везде и всюду. И это хорошо.
Про "литераторов". Если у тебя есть слово, способное что-то поменять в умах людей, то ты его не удержишь, оно будет вложено в твои уста и выйдет в нужное время. А пустышки никому не нужны. Вспоминается цитата из Библии: «не хлебом единым, а всем исходящем из Уст Божьих живёт человек».
Вот такое, настоящее слово всегда работало и будет работать. И его поддержка и сила сейчас необходима, как никогда. Другое дело, что не каждому такое дано. 

Вопрос: И вообще, по жизни, вы же не первый день сочиняете. Как события на улицах (любых стран) имеют/имели влияние на ваше творчество?
Ответ: Вопрос на вопрос: а как мы узнаем о таких событиях? СМИ, интернет. То есть информация, кем-то специально созданная, чтобы ты именно так её принял, а никак иначе. Прежде чем отреагировать на какое-то событие, ты пропускаешь его через свой личный фильтр, где чувства, опыт и знания подсказывают, как тебе реагировать. В природе все очень разумно устроено. Если ты бросишь камень в воду, то самый сильный всплеск будет посредине (там где эпицентр события), а остальные волны дойдут (если дойдут) именно туда, куда им хватит сил дойти.
Проще говоря, я пишу о том, что рядом, что непосредственно проживаю. Это честно.
Какой смысл писать о BLM или о голодающих в Африке, если я воочию всего этого не видел?
Писать надо, кмк, только о той жизни, которую чувствуешь, видишь, понимаешь здесь и сейчас. Тогда это твоя "волна".
Кто-то может говорить за весь мир, а кто-то и за себя не может пару слов уверенно связать. Это уже от тонких настроек, от степени связанности, сопричастности с миром зависит.

Вопрос: Вы ответили, что у вас есть “Вера, что Слово все ещё живой инструмент, что его сила ещё не растеклась окончательно по мутному болоту Интернета.“ Сегодня, в двадцать первом веке, Слово (с большой, как у вас, буквы) способно повлиять на политику, на войну?
Ответ: Однозначно - да. И сейчас все в поисках этого слова на разных уровнях, от домохозяйки, до президента. И оно будет найдено и произнесено. У человечества просто нет другого выхода. 

Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самому себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ: Что я тут, чер побери, вообще делаю?!
Ответ: не ты делаешь ЛитКульт, а ЛитКульт делает тебя. 

Вопрос: Вы сочинили эпитафию на свой памятник?
Ответ: "Если ты, дорогой, читаешь, что здесь написано, значит ты ещё что-то можешь поменять, можешь любить. Не тормози!"

Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказал”. Скажите.

Ответ: Я ВАС ОЧЕНЬ ВСЕХ ЛЮБЛЮ. ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ЕСЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАЮ НЕ ТАК.

Дата публикации: 12 марта 2022 в 12:35