105
1134
Рубрика: интервью

“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Елена Шумара - Rimus - http://litcult.ru/user/89000  - лауреат национальной литературной премии "Рукопись года", автор настоящего, напечатанного на бумаге романа, победитель чемпионатов ЛК, отвечает на мои вопросы.

Вопрос: Сразу хочу вас пожурить - ваш профиль на ЛК не полностью заполнен. Поэтому моё впечатление о вас основывалось на ваших, опубликованных на ЛК текстах, и я думал, что у вас, возможно, филологическое/языковое или какое-то художественно/актёрское образование и соответствующий род деятельности. Но сейчас пошёл по ссылке на ВК и обнаружил там интересные вещи.
Итак.
По университетскому образованию вы - математик-геометр, и, более того, кандидат наук в области информатики и вычислительной техники, правильно?
Нынешний род занятий: театр. Судя по фото, занимаетесь пантомимой, так?
Любимые игры: парное жонглирование (теперь и втроём). Цирк?
Ну, и вишенка на торте: вы - лауреат национальной литературной премии "Рукопись года" (какого?) и в 2021 году опубликовали свой первый роман “Если я буду нужен”.
Очень нетривиальная история.
Есть какая-то (математическая) логика за всем этим или это был случайный процесс? Расскажите. Не стесняйтесь использовать столько байтов информации, на сколько у вас хватит времени/терпения - ваша история очень интересна.

Ответ:
Уверена, процесс – не случайный. Математика стала причиной всего, вратами, спутницей, охранной грамотой, правильной мясорубкой для мозгов. Кандидатство у меня педагогическое, но – да, по профилю «Математика и информатика». С ранних лет знала, что буду в каком-нибудь смысле педагогом. Маму вызывали на ковёр ещё в детский сад: ваш ребёнок всю группу научил есть траву. Ну а что, вкусная же трава, особенно если придумать про неё всякие сказки. Сейчас преподаю в вузе – по специальности. Играю в уличном театре, уже почти девять лет. Жанр – пантомима и интерактивная клоунада. Клоунады больше, и это счастье. Катаемся по стране. Жонглируем. Втроём, попарно и каждый по отдельности. Уровень, конечно, не цирковой, но мы не перестаём учиться.

Премия «Рукопись года» учреждена издательством «Астрель-Спб» (питерская редакция «АСТ»). Участвуют все поступившие за год рукописи (тех авторов, что не издавались прежде). Роман «Если я буду нужен», собственно, мне эту премию и принёс в 2020 году. Номинация – «Большая форма» (в смысле, что букв очень много). Книга должна была выйти в бумажном варианте в мае 20-ого, но из-за вируса получилось только в марте 21-ого.


Вопрос: Ваши творческие интересы как-то упорядочены по важности в вашей жизни? Это строгий порядок, частичный? Где находится литература?

Ответ:
Сейчас, увы, период беспорядка. Но это пока. Пока я снова не взялась за большой текст. Как только возьмусь, будут режим тишины, строгий график с нормой знаков в день, с «выпьем, но послезавтра» и прочим аскетизмом. Театр же остаётся всегда. В любом хаосе и при любых порядках.


Вопрос: Вы - замужем, так? Как семейная жизнь влияет на творческую и наоборот?

Ответ:
Сложный вопрос. По-хорошему, нам, пишущим, полезно быть «голодными». Вскрываются резервы, ощущения делаются острее. Но, думаю, для меня период межполового голодания – позади. В конце концов, я девочка и хочу писать за каменной стеной. А боли, на которой можно строить, в этом мире на всех хватит, не подерёмся.


Вопрос: Ваша творческая жизнь кажется и так очень насыщенной, как и почему вы на ЛитКульте?

Ответ:
Много лет назад меня пригласили в поэтический клуб, тоже онлайн. Это была маленькая, но очень славная семья. Умные участники с хорошим вкусом, за которыми хотелось (и приходилось) тянуться. Увы, любимое не всегда бывает вечным. Я долго искала что-то взамен, а потом увидела в сети анонс чемпионата поэзии на Литкульте. Заглянула и решила попробовать. И осталась. Мне более чем подходит Литкультовская структура, интересны многие авторы. Есть, чему поучиться. Так что поиски мои окончены.


Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?

Ответ:
Тут какое дело… Я – ленивый автор, без пинка не работаю. Паузы затягиваются, это плохо. А здесь – чемпионаты со сроками и прочими ай-ай-ай. Так что Литкульт дал и даёт мне тексты. Не всегда они хороши, но я хотя бы делаю. В первую очередь, это касается поэзии.


Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?

Ответ:
Получается, то же самое – тексты. И, наверное, игрока. Хорошо ведь, чтобы играющих было побольше.


Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?

Ответ:
Думаю, система чемпионатов продумана очень хорошо. Если сложить все мои чемпионаты (и прозы, и поэзии), получится шесть и три четверти. И все они были достойно организованы. Что требует работы... Может быть, нужно больше новых сильных авторов? Многие (и я тоже) что-то делаем в этом направлении, приглашаем друзей и знакомых. Но вот бы ещё поднажать.


Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в "вашем" стиле.

Ответ:
Всё это, конечно, вопрос поиска и вечных перемен. На сегодня, наверное, так: простые истории, рассказанные через непростые ощущения. Писать из героя, из его глубины. Но чтобы появилась глубина, надо ее продумать. И это – более чем рациональный процесс.
Ссылки, пожалуй, такие:
http://litcult.ru/prose/34178
http://litcult.ru/prose/34106


Вопрос: Другие авторы сочиняют в "вашем" или близком стиле?

Ответ:
Здесь легко ошибиться или обидеть автора, потянув его в «свой» стиль. Поэтому просто скажу, чьи тексты вызывают острое ощущение причастности. Словно в этих текстах – я, о чем бы они ни были. Ольга Красова (Wat Ahantowet), откуда Вы знаете, что у меня внутри?


Вопрос: А вы сами сочиняете не в "вашем стиле"?

Ответ:
Бывает. Но, скорее, по нужде. Например, сценарии спектаклей, или если текст в каком-то смысле заказной. Несколько лет назад мы с коллегами из «Астрели» сделали детскую книжку. Вместе обсуждали героев и сюжет, потом каждый писал по главе. Здесь хочешь, не хочешь, а попадай в общий стиль. Проект выстрелил, но не знаю – хотела бы я повторить? Тусовка – это весело, и опыт не пропьешь. Но личные двери в такие времена как будто немного прикрываются.


Вопрос: Он вообще нужен "мой" авторский стиль?

Ответ:
Стиль никогда не повредит. Да, он будет меняться, но, думаю, не слишком быстро. Если ты что-то «своё» поймал за хвост, захочется этот хвост в руке подержать. Стиль привлекает одних читателей и отталкивает других. Но пряником для всех не будешь. Поэтому я просто слушаю себя и делаю так, как нужно мне. А дальше – разберёмся.


Вопрос: Какие тексты других авторов вам нравятся?

Ответ:
Я люблю серьёзные тексты. Не в том смысле, что без юмора. А когда видно, что автор всерьёз вложился. Не юлил, не бросал читателю кость – авось сгрызёт. Не жалел себя. Нравится, когда в тексте богатые герои с развитым внутренним миром. Когда окружение поддерживает действие. И, конечно, когда есть история. Без истории – никуда. Если говорить об авторах Литкульта, то опять же Ольга Красова, Ксения Комарова, Игорь Казанцев.


Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?

Ответ:
Читать – много, очень много хорошей литературы. Насмотренность работает здорово. Много писать, с последующим анализом текста. Не жалеть написанного, если оно почему-то не годится ровно здесь и сейчас. Напишем ещё. Наблюдать – за людьми, городом, полем, бездомными кошками, тенями и светом. Записывать увиденное, сразу, пока ощущение не ушло. Учиться. Как именно – каждый выбирает сам. Искать людей, которым доверяешь в вопросах литературы. Пусть читают, хвалят и режут по живому, если понадобится. Таким можно.


Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?

Ответ:
Читать, писать и учиться – всем. Это никогда не бывает лишним. А именно опытным – не ржаветь, не откладывать на потом. Если слово пришло, значит, это его время. У меня есть подруга, автор нескольких романов. Так вот она может в разгар всеобщего веселья встать и сказать: ну, я пойду попишу, пожалуй. И все ей завидуют :)


Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?

Ответ:
Думаю, стоит пробовать, смотреть на отклик и потом уже решать. Главное ведь – польза, какой бы она ни была. И, конечно, интерес. Последний, может, и поважнее всего остального.


Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?

Ответ: Отделять себя-читателя от себя-редактора. Иметь к авторам индивидуальный подход. Конечно, по большому счету, все это игра, но игра, в которой на кону – чьё-то самоощущение. Звучит пафосно, но некоторые раны долго не затягиваются. А нанести их легко. В общем, хорошо, если редактор подходит к делу с умом и добротой. Не теряя при этом строгости – в тех случаях, где она нужна.


Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?

Ответ:
Держать уровень качества.


Вопрос: Вы были когда-то редактором ЛК? 

Ответ:
Нет, не довелось. Предложение было, но боюсь ничего не успеть. Ну то есть я знаю, что не буду успевать. Плюс еще такой момент. Иногда я беру в издательстве тексты на редактуру и не хочу тянуть работу на сайт, где получаю иные удовольствия. В стихах же я просто не рискнула бы критиковать и давать советы. Не хватает знаний. А вкусовщину разводить – не моё.


Вопрос: Что по-вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?

Ответ:
Мне кажется, всё зависит от желания автора. Если стоит галка «Критика» или «Совет», значит, человеку нужна обратная связь. Тут, наверное, надо отличать слабость автора от намеренного стёба с его стороны: жаль тратить усилия редакторов впустую. Но, надеюсь, в конечном итоге любой движ – на пользу сайту. А методы вроде «удалить» или «осудить» как-то напрягают.


Вопрос: Почему вы сочиняете? Ваше творческое кредо?

Ответ:
Раньше сочиняла, потому что хотелось. Не хотелось – не сочиняла. Теперь есть цель. И долг перед героями, которые уже придуманы. Преступно не давать им жизни. Поэтому кредо примерно такое: либо не начинай, либо, как говорится, за руку взял – женись.


Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?

Ответ:
Образ, наверное. Честный, живой, берущий за жабры. Чтобы картинки видеть настоящие. И чувствовать вместе с героем. Да, пусть это не со мной происходит, но теперь я знаю, как оно бывает. Это не только литературы касается. В театре, музыке, живописи – примерно то же самое.


Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?

Ответ:
Враньё. Можно насочинять всякого (и даже нужно), но важно в это всякое верить. Сам себе не веришь – не жди и от читателя.


Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?

Ответ:
Да. Я хочу написать второй роман. Впрочем, мечтать тут бессмысленно. Пахать надо.


Вопрос: Мне вот даже страшно подумать о тексте больше десяти страниц... Расскажите про вашу технику написания романа. Вы упоминали про аскетику и прочее...

Ответ:
Техника, конечно, ещё формируется. Но прослеживается некая система. Сначала – импульс, хочется написать, пишу, пока хватает дыхания. Тысяча-две знаков. Потом долгая разработка героев – до тех пор, пока не запляшут вокруг, почти телесные. Параллельно – формирование идеи, прокладывание пути от старта к финалу через кульминацию. И только потом – сам текст. Пока пишешь его, десять раз с намеченного пути свернёшь. Но главное, чтобы он был, этот путь. Так, во всяком случае, для меня. Знаю, что некоторые «долгоиграющие» авторы входят в свою книгу как в незнакомые воды. Куда там течение вынесет... Но входят всё равно с крепкими героями. Иначе это прыжок в омут. А на счёт аскетики – да, всё так. Есть норма знаков в день, её нужно выполнять. Пришло вдохновение, нет (чаще нет) – садись и пиши. Пиши до работы, пиши после. Пиши вместо каких-то развлечений. Иначе выйдешь из ритма, а обратно войти будет очень трудно.


Вопрос: Вы победили в трёх последних годовых марафонах - чемпионатах ЛК в разделе Проза и заняли второе место с разрывом всего в балл в последнем поэтическом чемпе. Расскажите секрет, как это у вас получается?

Ответ:
То, что это произошло в поэзии, для меня – «чудные дела» и случайности. В прозе, может быть, помогает анализ – что «заходит» аудитории. Это не значит, что я сознательно пишу в аудиторию (чаще отпускаю себя, и уж как выйдет), но порой такой подход выручает. А, может, я это выдумала – про анализ, не знаю. Но вообще, он всегда помогает, спасибо математической прошивке.


Вопрос: А что «заходит» аудитории?

Ответ:
Именно в моём случае, наверное, это жизненный сюжет; понятные герои; язык интересный, но лёгкий, без перегибов (иногда, под настроение, перегибами грешу). История любви «зайдёт» лучше, чем мрачняк, пусть и сочно сделанный. Это всё новейшие наблюдения – из недавно завершившегося чемпионата прозы. И, кстати, уверена, что для других авторов работают другие схемы.



Вопрос: Вы принципиально участвуете только в чемпах? Вот, сейчас посмотрел, у вас на ЛК: Проза - 5 текстов, Поэзия - 7 текстов. Мне казалось, я читал гораздо больше ваших текстов. Вы удаляете, что ли? Или это моя перцепция? Не хочу вас захвалить, но, похоже, ваши тексты настолько ёмки, что, наверно, одного хватило бы на пять текстов других авторов… Вы как прокомментируете?

Ответ:
Пока не удаляла ничего. Действительно, выкладываю мало. В основном, из-за того, что чемпионатными текстами чаще недовольна. Некоторые – сразу в корзину, над другими какое-то время работаю. А вне чемпионатов, как уже говорила, почти не пишу короткие вещи.


Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.

Ответ:
1) Агота Кристоф. Трилогия «Толстая тетрадь», «Доказательство», «Третья ложь». Для меня это история о том, как слоится личность. Такое всегда завораживает. Вторая и третья части (куда менее обсуждаемые, чем «Толстая тетрадь») буквально ранили в сердце. Но, как говорил наш тренер, любитель приседаний, «это сладостная боль».
2) Мастер большого объёма для меня – Александр Дюма-отец. Сейчас редко его перечитываю, но вспоминаю с благодарностью. Выделила бы роман «Сорок пять» за особую интонацию тоски. С этим у Дюма так же сильно, как и с приключениями.
3) Роберт Хайнлайн «Время звёзд». Люблю.


Вопрос: Кто-то из них присутствует в вашем творчестве? Цитаты, аллюзии и тому подобное?

Ответ:
Думаю, Агота Кристоф слегка потопталась. Но это потому, что вопросы, которые она поднимает, волновали меня ещё до нашего знакомства. Я вошла в её текст, как в дом полузабытого детства. Куда ни посмотришь – всё родное. Так почему бы и ей в мой дом не войти?


Вопрос: В принципе, как вы относитесь к цитатам, аллюзиям? Мне кажется, лет пятьдесят назад и до того, конечно, "опереться" на другой хороший текст (и все знали эти "хорошие" тексты) было признаком авторского comme-il-faut. Теперь, кажется, каждый сочиняет словно до него был только потоп, словно не было никакой литературы до него. Или я не прав?

Ответ:
На мой взгляд, всё зависит от способа «цитирования». Воровать, понятное дело, нехорошо. Строить свой текст на чужой удаче – глупо. Повторить всё равно не получится, да и смысла нет. Но иногда чужие тексты инициируют душевное движение, словно будят. У тебя другие герои, другой сюжет, всё другое. А что-то такое мелькнуло, и ты бежишь писать.



Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.

Ответ:
1) Есть французский уличный театр «Triade Nomade». Спектакль «Volver». Смотрела вживую несколько раз. Это неизменно прекрасно.
2) Фильм «Подранки», 1976, режиссёр Николай Губенко.
3) «Аквариум», песня «Кардиограмма».


Вопрос: Что у вас с биатлоном?

Ответ:
С биатлоном – роман длиной в половину жизни. В сезон смотрю всё, что показывают. Вне сезона – гонки 90-х, где Бьорндален не женат ещё даже на Сантер... Сама на лыжах давно не бегаю. Но винтовка под кроватью имеется.


Вопрос: Какие ещё ваши интересы мы не знаем? Это я спросил до того, как нажал “Группы: показать полный список” на ВК. Ок, три самых важных интереса, о которых мы ещё не говорили?

Ответ:
О чём-то не говорили ещё, да? :) А, вот что! Люблю фотографировать. Неплохо получаются растения, птицы и люди в образах. Но сейчас, увы, совсем не до того, техника пылится. Люблю пострелять по камушкам и всяким баночкам жестяным (стоп, про винтовку уже было). И ещё вяжу крючком – это, как и прочее, с детства.


Вопрос: А почему Rimus?

Ответ:
Как-то неловко в этом признаваться :) Дань Римусу Люпину из «Гарри Поттера».


Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самой себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.

Ответ:
Сколько сегодня знаков?!
Не даёт ответа.


Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказала”. Скажите.

Ответ:
Спасибо – самое тёплое – всем, кто здесь, на Литкульте, сделал шаг в мою сторону. Я, если честно, человек стеснительный, и мне очень трудно первой. А вы такие интересные. Даже краткие наши беседы важны. Спасибо Вам, Евгений, за интервью и небезразличие. Безмерная благодарность Эдуарду и, разумеется, всем, кто трудится на Литкульте, – за то, что вот это всё у нас есть. 

Дата публикации: 28 апреля 2022 в 22:39