96
2060
Рубрика: интервью

“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Александра Зайцева - http://litcult.ru/user/87100 - автор, редактор, старожил ЛК, лауреат литературных премий и автор реальных, бумажных книг, отвечает на мои вопросы.

Вопрос: Александра! Пожалуйста, расскажите про ваши литературные премии и изданные книги.
Ответ: Про премии и книги – это долго, нудно и скучно. Вся информация есть в свободном доступе, кто интересуется, без труда отыщет. Если кратко – премий хватает, книг (не сборники, а только мои) – шесть. А, со стихами – семь.
На подходе еще две. Повесть «Соль» выйдет в «Самокате». Это совершенно новое направление для меня - постап, но не постап. И (внимание!) повесть, написанная в соавторстве с блистательной Ксенией Комаровой, она называется «По ту сторону кошки» и выйдет в издательстве «Волчок».

Вопрос: Я всё же подглядываю в то, что опубликовано. “Родилась в Германии в 1981 г. Жила в Грузии, на Украине, сейчас живу в России в городе Астрахани.” Это разнообразие ваших жизненных локаций как-то повлияло/отразилось в вашем творчестве?
Ответ: Конечно. Все, что мы пишем, мы достаем из себя, и по большей части – из первых пятнадцати-двадцати лет жизни. У меня это были очень насыщенные годы, можно много всякого достать. Иногда кажется, что я живу не одну жизнь, а несколько.

Вопрос: Что является движущей силой вашего творчества? Ваше творческое кредо?
Ответ: Страх смерти. Страх не успеть сделать все, что я могу и хочу.
Боюсь не успеть сказать. Я начала писать, когда серьезно заболела и с тех пор бегу, и бегу, и бегу. Кредо? Сложно сказать. Наверное, не останавливаться. Есть дурацкая мысль, что когда я остановлюсь, высшие силы сочтут меня бесполезной и все закончится.

Вопрос: Как вы пришли на Литкульт?
Ответ: Литературной девственницей. Уже не помню, как именно, но опыта в плане литературного авторства у меня было ноль целых одна десятая. А опыта публикаций на литсайтах – просто ноль.

Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Рост, развитие, понимание того, что к людям и их мнениям надо относится проще или вообще не относиться. А еще друзей.

Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Не знаю. А дала ли я ему хоть что-то?

Вопрос: Ок. Отвечу за вас. Вы дали очень интересного автора и очень строгого критика. Прокомментируете?
Ответ: Нет, я не знаю, что сказать. Наверное, со стороны виднее.

Вопрос: Как мне кажется, при комментировании текстов вы очень прямолинейны, в негативных оценках эвфемизмов не ищете. Я могу объяснить это нежеланием терять время на пустое (как вы заметили, страшно не успеть сделать важное), и другой вариант - скальпель бывает эффективнее терапии. А что вы скажете?
Ответ: Не вижу смысла лить патоку только для того, чтобы казаться лучше, чем я есть. Можно сколько угодно называть лопух розой, но он останется лопухом. Так зачем? В любом случае, я озвучиваю лишь одно из возможных мнений. Если другие люди думают иначе – это их право.

Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в "вашем" стиле.
Ответ: Насчет стиля я без понятия. Пишу, как получается. Ненавижу праздное многословие. Кто-то сказал, что многословие сродни блудливости, и я согласна. Считаю, что автор должен писать так, будто его слова могут скоро закончиться – экономить, выбирая самые емкие и точные формы. Что до конкретных текстов, они у меня вроде все в одном ключе.

Вопрос: Вы пишите и прозу, и стихи. Как происходит выбор, того что вы сочиняете сегодня?
Ответ: Над прозой я работаю, это большой долгий труд. А стихи да, пишу – быстро и довольно легко. Стихи – это своего рода разрядка для мозга. И тут у меня нет выбора. Просто делаю то, что делается.

Вопрос: В последнее время вы, к моему сожалению, значительно меньше публикуетесь, готовы что-то сказать по этому поводу?
Ответ: Да. Публиковать особо нечего. Стихов почти нет, а в прозе я ушла в крупные формы. Рассказ – редкость для меня.

Вопрос: А другие авторы сочиняют в "вашем" или близком стиле?
Ответ: Конечно, но все равно это звучит иначе.

Вопрос: Нравятся ли вам тексты, написанные другими авторами не в "вашем стиле"?
Ответ: Редко нравятся. Но если нравятся, то настолько, что даже больно. Хочется плакать от того, что я недостаточно внимательная (мудрая, талантливая) и не вижу то, что видят они. И не могу так передать увиденное словами.

Вопрос: А вы сами сочиняете не в "вашем стиле"?
Ответ: Не могу, увы. Дрянь получается.

Вопрос: Он вообще нужен "мой" авторский стиль?
Ответ: Не думаю, что такие вещи создаются рассудочно. Это же голос, вы живете с тем голосом, который вам дала природа. Это не значит, что не нужно работать, оттачивать слово. Но вряд ли кто-то сумеет стать не тем, чем является изначально. Можно притворяться, создавать качественные подделки, можно даже получить какую-то сиюминутную популярность, но это не настоящее, оно не будет жить долго. Я часто вспоминаю о Тэффи (о, она прекрасна!), о том, что она считала свои короткие рассказы ерундой, пустышками. Рассказы ей давались легко, а вот стихи – совсем другое дело. Тэффи считала себя поэтом, хотела быть поэтом, настоящим. А тут – рассказы. Но ведь они гениальны. Они всю жизнь били из нее ключом, именно такие - забавные, но и очень грустные. Я думаю, что в этом вопросе не мы выбираем дороги, а дороги выбирают нас.

Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: Читать. Это багаж, это учеба, это тот материал, который потом идет в работу. А еще железобетонно верить в себя. Верить и внимательно слушать, что говорят другие. Быть гибкими, понимать, что всегда можно сделать лучше, и сторонний взгляд очень помогает.

Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: То же самое, что и начинающим.

Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: Стоит, конечно. Потому что любому автору необходима обратная связь, даже если она недоброжелательная. Недоброжелатели закаляют наш характер.

Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Читать. И не просто читать, а в том числе статьи, монографии, любые материалы по литмастерству. Чтобы опираться не только на интуитивное понимание текста и личный вкус.

Вопрос: У вас есть технология редактирования? А вообще должна быть технология редактирования? Я имею в виду что-то вроде чек-листа или техзадания, которые нужно пройти по пунктам. Или всякий раз - всё по новой, как творчество?
Ответ: Нет, технологии нет. Каждый текст уникален, с общей линейкой тут многого не добьешься. Хотя, базовые моменты всегда одни и те же – структура, хронотоп, язык, грамотность и прочее. И всегда стоит помнить о том, что редактор вполне может недопонять автора, что проблема бывает не в тексте, а в глазах читающего.

Вопрос: Понятно, что в редактировании есть технические моменты, как бы незыблемые, независимые от жанра и стиля. Но допустим, вы читаете текст абсолютно вам неблизкий. Отставив в сторону технику, возьмётесь редактировать такой? Если, да - желаете/сможете встать на чужую вам эстетику автора (которая может быть для вас абсолютной глупостью), или попробуете попытаться научить автора чему-то, исходя из вашей эстетики?
Ответ: Скорее всего не возьмусь, потому что от моего вмешательства будет больше вреда, чем пользы.

Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Если текст откровенно безнадежен, а автор не готов менять свое отношение к работе, то не стоит метать бисер. Это совершенно бессмысленно, глупо и вредно для всех участников процесса.

Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Хорошо то, что и сейчас на сайте есть крепкая обратная связь. Плохо, что она потеряла литературный вес. Сайт все больше напоминает посиделки возле сельского клуба. Но с другой стороны, возможно, мне просто так кажется, потому что я прошла этот этап. И теперь мне, как автору, любой сайт не способен предложить хороший волшебный пендель. Приходится подгонять себя самостоятельно.

Вопрос: Что значит “обратная связь потеряла литературный вес”? Можно вернуть такой “вес”? Как?
Ответ: Это значит, что редакторы как правило подходят к тексту интуитивно, по большей части опираясь на собственное восприятие и игнорируя техническую сторону процесса. Возникает ощущение, что создание текста – это исключительно движение Души (ага, с большой буквы), однако это ошибочное ощущение. Порочное. Незабвенный наш Ворон сказал бы: «Учите матчасть».

Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?
Ответ: Не испортиться.

Вопрос: ЛК портится? Как?
Ответ: Я не сказала, что ЛК портится. Не будем передергивать.

Вопрос: Несколько месяцев назад практически вся предыдущая редакция ЛК написала заявление “по собственному желанию”. Для многих, включая меня, это было шоком. Прокомментируете?
Ответ: А что тут комментировать. Мы устали. Так бывает.

Вопрос: Когда вы были в редакции ЛК, существовало какое-то видение сайта? У меня почему-то есть ощущение, что та редакция хотела сделать элитарный лит сайт. Я не прав?
Ответ: Нет, никакой элитарности и вообще ничего такого. Единственное, к чему мы стремились, это к тому, чтобы сайт не превратился в хранилище низкопробной писанины. Чтобы авторы работали над текстами, а не выбрасывали в ленту тонны шлака. Потому что литературных помоек в интернете уже более, чем достаточно, а вот нормальных площадок все меньше. И кстати, к себе мы тоже были очень строги. Вдвойне.

Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Искренность. Честность без навязывания своего виденья мира. Умение не навязывать – это про уважение. И это ценно в любом собеседнике, не только в авторе текста.

Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Лицемерие, откровенная манипуляция, сутяжничество и жлобство.

Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Для начала – крупная литературная премия, за которую я борюсь уже несколько лет. Это та гора, на которую я никак не заберусь, но раз уж начала, надо бы долезть, а потом уже поискать другую гору. Или не искать, а угомониться.

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений.
Ответ: Навскидку: «Капитаны песка» и почти все у Жоржи Амаду, «Маленький незнакомец» Сары Уотерс, «Сёгун» Клавелла, множество рассказов Тэффи и множество другого. На самом деле список огромен.

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы.
Ответ: Опять же навскидку. Кино – «Тельма и Луиза», Музыка – Астор Пьяццолла «Мария де Буэнос-Айрес», живопись – Василий Верещагин.

Вопрос: Похоже, ваша основная тема - книги для подростков, так? Почему?
Ответ: Это не то чтобы основная тема. И они не только для подростков. Они и для взрослого читателя, в рамки подростковой литературы они умещаются с трудом. Это пограничье. Наверное потому, что сама я застряла на рубеже, в переходе из ребенка во взрослого. Пыталась писать для маленьких, но с маленькими я говорю слишком серьезно. Пыталась писать совсем взрослые вещи, но в компании больших людей я словно девочка в мамином платье.

Вопрос: А кто читает ваши книги? А что читают подростки? А кто вообще что-то читает?
Ответ: Люди. Мои книги читают люди. Думаю, этого более чем достаточно.

Вопрос: Не могу представить написание романа, даже повести. Расскажите, как вы это делаете?
Ответ: Просто пишу. Как еще это можно сделать?) Часто заставляю себя продолжать, когда зависаю на середине. Иногда лью злые слезы и ненавижу свой текст. По-разному.

Вопрос: Вы - замужем? Если да, то как семейная жизнь влияет на творческую и наоборот?
Ответ: Да, у меня двое детей, муж. Муж – это человек, без которого я вряд ли смогла бы делать то, что делаю. Он взял на себя финансовую сторону жизни, многие бытовые моменты, поэтому я могу по много часов думать только о текстах и ни на что не отвлекаться.

Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самой себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ: Сколько можно бояться? Хватит.

Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказала”. Скажите.
Ответ: Удачи всем! И спасибо за потраченное на меня время)

Дата публикации: 11 мая 2022 в 22:05