|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
779 |
“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Мирра Туманян - tumanyan - http://litcult.ru/user/9173 - автор, редактор, старожил ЛК, отвечает на мои вопросы.
Мирра уже не раз давала интервью на ЛитКульте. Вот три ссылки (а есть ещё), рекомендую, очень интересно
http://litcult.ru/blog/17667
http://litcult.ru/blog/18460
http://litcult.ru/blog/20278
Итак, первый вопрос: Я новичок на ЛитКульте, здесь едва лишь три года, а сайту уже больше пятнадцати, и, конечно, сейчас мы в другом ЛК, чем пятнадцать лет назад. Что случилось за эти годы?
Ответ: Я не любитель считать чьи-то годы) И пристально рассматривать случившееся тоже, кстати. В природе нет ничего постоянного, и Литкульт не исключение. Предполагаю, что он изменился, так как произошла не одна смена актива. Любой актив имеет некоторую ресурсную базу - ресурс исчерпывается, актив переходит в пассив. Кому-то нравится старое, кому-то новое, кто-то остается некоторой константой - всё индивидуально, сваливать всех в одну массу не вижу смысла.
Вопрос: Почему вы пришли на Литкульт?
Ответ: Литкульт стал одной из первых площадок, куда я вздумала потащить свои первые прозаические потуги. Первый год, помнится, мне было скучно, потому что никто не обращал на мои слабенькие тексты внимания, а его хотелось. А потом как-то что-то изменилось, и я понемножку втянулась в местные реалии.
Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Многое. Хорошее. Вообще, всё, что приходит в жизнь - любое наполнение - хорошее, даже если плохое) Любой опыт - плюс. В первую очередь - общение, понимание общения в интернете, туда же, в плюс, пошло осознание своих планок - что могу, что нет. Это отличное приобретение. Обнаружение, а затем и работа над понижением градуса чсв, - одно из самых важных приобретений, кмк. Ну, конечно же, я получила возможность немножко научиться говорить своими текстами. Не то, чтобы внятно и красиво, но хотя бы разборчиво) Но особенно мне повезло найти на Литкульте близких людей. Их немного, но тем и высока ценность найденного.
Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Полагаю, что крайне мало, если не сказать, что совсем ничего. Дать что-то сообществу, значит, повлиять на некоторые установки данного сообщества. А для этого необходимо иметь соответствующее желание - влиять, внедрять, изменять. Вот чего у меня не было и нет.
Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Всё идёт так, как и должно. Есть спады, есть подъёмы, есть новые идеи, есть старые традиции, как в любом социуме. Работать надо над собой, тогда и изменится окружающий тебя мир. Активисты Литкульта, прежние и нынешние, прилагая усилия к изменению повестки сайта, зачастую сами начинают меняться, расти в каком-то смысле, в том числе и как авторы. Но не все, не все...
Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в "вашем" стиле.
Ответ: (смеюсь) Нет у меня стиля. Приходите завтра! Как пишется, так и слышится. Работать надо со стилем, а в моём случае нужна щука с её велением.
Каждый раз, выкладывая текст, надеюсь, что меня узнают (хотя бы близкие по Литкульту), но нет. Не узнают. Для выработки стиля, думаю, надо писать чаще, желательно в одном жанре. А я ленива. Хотя в последних текстах меня попёрло на иронию и сарказм, и этот шесток, видимо, приклеился надолго.
Вопрос: А другие авторы сочиняют в близком вам стиле?
Ответ: Бывает такое, когда кажется, что я бы тоже так написала, или близко к тому. Но я редко запоминаю подобные моменты, отмечаю, но не запоминаю.
Вопрос: Какие тексты вам нравятся?
Ответ: Если мне нравится текст, он нравится не потому, что стиль написания как-то коррелируется с моим (а у меня нет стиля, см выше). Если текст отвечает моим внутренним градиентам, он мне нравится, и более того, авторский язык, непривычный, до этого не встречавшийся, может быть ещё дополнительной приправой к чтению. Бывает, что начинаешь читать - и продираешься с трудом сквозь первые страницы, попутно прикидывая - читать дальше или бросить, а потом как-то незаметно авторское мудрёное слово становится привычным, и ты включаешься в историю, и дальше дело идёт без проблем.
Вопрос: Он вообще нужен "мой" авторский стиль?
Ответ: Полагаю, что стильное ищут потребители, а не создатели. Если изделие получило у потребителя интерес, отчего бы создателю не пойти на поводу у потребителя и не начать создавать то, что будет иметь коммерческий или иной успех. Вот когда человек пишет "в стол", или шьёт одежду сугубо для дома, или рисует картины для "повесить в гараже, чтоб дырку закрыть"- зачем ему пыжиться по поводу стиля? Для кого надо быть узнаваемым? Всё для потребителя, родимого, все усилия выглядеть красивенько.
Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: Не бояться ошибок, не бояться падать, не пытаться спорить и доказывать. Смотреть, слушать, экспериментировать.
Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: Быть снисходительнее к слабым и больным) Остальное в их опытных руках.
Вопрос: Почему вы сочиняете? Ваше творческое кредо?
Ответ: У меня нет творческого кредо(а), я в процессе познания мира, что-то бывает хочется попробовать, а оно пока не готово, что-то уже не хочется, но пробовать надо, а то потом не дадут)
Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Чужой опыт. То, что автор пишет как своё, и ты потом понимаешь, что именно это справедливо и правильно, но у тебя не было до этого таких слов, а автор их дал тебе. И ещё стиль)))) Да, вкусное слово приятно читать, что ни говори.
Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Масса ненужных словонагромождений, переливания из пустого в порожнее, бестолковые длинные диалоги-монологи, детальные описания секса, убийств, причинений мучений. Неприятно, но не осуждаю. Если это есть, и продаётся, значит, это кому-то нужно.
Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Есть, как у любого сочинителя - однажды расфуфыриться и - ух! - сочинить нечто крутое, а потом - ух! - издаться. Но это мечта маленькая и не сильно зудящая. Так, как бы она должна быть по факту.
Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: У меня нет любимых литературных или иных произведений. Самое интересное то, что читаешь-смотришь в настоящий момент. Да, есть некоторые книги-фильмы, которые можно перечитать-пересмотреть повторно, и при этом не будет скучно, но это не то, что можно назвать любовью. Это возвращение в старую квартиру, где когда-то было удобно жить. Вернешься, посмотришь на старый ковёр на стене, полежишь на подранном диване, выпьешь чаю из треснувшей чашки - и дальше, дальше, вперёд. А внутри стало немножко спокойнее и теплее. Но, тем не менее, дырочек на диване, оказывается, было не три, а восемь, и чашка всё же течёт, и ковёр всегда висел криво, а ты просто этого не видел.
Вопрос: Ну, хоть какие-то любимые вами произведения искусства есть?
Ответ: По сути я ответила выше. Давным-давно мне нравился Маршак и русские народные сказки, а сейчас с удовольствием читаю Вся королевская рать Роберта Пенн Уоррена. Когда-то Фантомас был для меня ужастиком, а сейчас смотрю сериал Эш против зловещих мертвецов и смеюсь. В давние времена Песняры были одной из самых часто прослушиваемых мною групп, а плакаты с Битлз и Квин висели на стене, а сейчас выбор музыки настолько обширен, что трудно остановиться не просто на каком-то исполнителе, но и в целом сказать, какой жанр предпочтителен. То же самое и с живописью. Мир многообразен, прекрасен, неразумно упираться во что-то и не оглядываться вокруг. Красоты полно.
Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?
Ответ: Продолжать искать и привлекать авторов, свежую кровь. Чемпионаты в этом плане - отличная идея. Чемпионаты на Литкульте сродни яркой лампе для мотыльков, главное, беречь насекомых и не выжигать их нежные крылышки)
Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: Конечно, стоит публиковаться на Литкульте, здесь всегда есть реакция, может быть не сразу, может быть не такая, которую авторы ждут, но она есть, её можно даже выпросить за счёт некоторой активности в комментариях. А реакция и есть то, ради чего люди занимаются творчеством. Немного выделиться - "меня заметили!". А дальше, если повезёт, и автор поймёт, что ему не хватает в саморазвитии, он получит и подсказки, вербальные и невербальные, что необходимо дополнить или уменьшить в себе самом.
Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Терпения, в первую очередь, снисходительности (чего мне самой недостаёт, каюсь), работы над своими текстами - обязательно, если нет литературного спецобразования - развиваться в этом плане.
Вопрос: У вас есть технология редактирования? А вообще должна быть технология редактирования? Я имею ввиду что-то вроде чек-листа или техзадания, которые нужно пройти по пунктам. Или всякий раз - всё по новой, как творчество?
Ответ: У меня с самого начала работы в редакции глубоко сидело ощущение подвоха - ведь я не филолог, не литературовед, какое право имею кому-то что-то рекомендовать: зачем я это делаю, кому это нужно? А потом, как в любом занятии, что-то где-то срослось, и машинка поехала - то ли за счёт спуска под горочку, то ли тормоза отказали) Нет у меня технологии редактирования, и никогда не было.
Вопрос: Понятно, что в редактировании есть технические моменты, как бы незыблемые, независимые от жанра и стиля. Но допустим, вы читаете текст абсолютно вам неблизкий. Отставив в сторону технику, возьмётесь редактировать такой? Если, да - желаете/сможете встать на чужую вам эстетику автора (которая может быть для вас абсолютной глупостью), или попробуете попытаться научить автора чему-то, исходя из вашей эстетики?
Ответ: О, нет, учить автора эстетике теперь уж не стану, хотя было время, когда по неразумию пыталась. Да, редактировать неблизкий по духу текст сложно, но, если надо, требуется по какой-то причине, можно, но, опять же, стараясь не причинять поломок авторской подачи, насколько это в силах.
Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Моё личное мнение - для слабых текстов необходима модерация. Некий карман - отложить для дальнейшего отсеивания, иначе редакторы иногда тратят массу времени на то, что можно сразу забыть. Это отвлекает от работы с теми текстами, где есть возможность что-то подтянуть, объяснить. Однако, для отсева и дальнейшей работы с подобными текстами необходим энтузиаст-редактор, желательно с железными нервами). Таковые в фауне Литкульта встречаются редко, обычно позицию долго не удерживают и выгорают быстрее работающих с текстами "постарше".
Вопрос: Расскажите о времени вашего редакторства. Как строились взаимоотношения в редакции? Как решались конфликты? Как перешли к следующей редакции?
Ответ: О, моё время в редакции было превосходным! Все люди, с кем мне довелось общаться на этой ниве, оказались замечательными сотрудниками. Конфликты случались, как без них, но я всем благодарна, даже конфликтным - любой опыт, повторюсь, благо. Конфликты решались просто - кому что-то не нравилось, уходил сам. Без выходного пособия)) Оставшиеся тщательно перемывали косточки ушедшему, как водится, и опыт, сын ошибок трудных, влёк редакцию по узкому коридору возможностей далее.
Вопрос: У вас в профиле Дата Рождения: 17 февраля 2028. Вы ещё не родились?
Ответ: Время - весьма ненадёжный объект, только что было, и уже его нет) Время каждого человека - это и есть сам человек, его суть, размотанная из клубка в одну нить. Где нить начинается и когда закончится, человеку неведомо. Но, что интересно, начало нового в жизни и конец его всегда впереди. Отчего бы не поиграть в начало и не назначить себе новую дату рождения? Да и кто знает, может, таким волшебным образом нить растягивается и становится длинней? Или, может, мне всегда хочется увидеть чуть-чуть дальше - что там, за горизонтом?
Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самой себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ:
- Доколе?!
- Нихто не знает, нихто!
Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказала”. Скажите.
Ответ:
"Ёлы-палы!" не говорю. Говорю - блин-блинский!) По голове предпочитаю не бить, она у меня одна.
И по лестнице всё же лучше идти вверх)
Благодарю за внимание к Мирре, она рада, что её достали, стряхнули пыль и дали немножко пошуметь!
Многочисленные поправщики и цензоры — контрпродуктивно, кмк.ну да, это как лечиться сразу у десяти врачей) Благодарю за ответы! Успехов во всем) |
Марина, благодарю за вопросы.
Пойду по полочкам) 1. Вдохновение случается редко, в основном в процессе письма, когда вдруг нащупывается ниточка, приподнимающая завесу тугодумия, и пишется именно то, что не хотело писаться. Периоды отсутствия вдохновения практически постоянны))) если бы не пинки чемпионатов, фига я б написала чего. 2. занятия параллельными делами мне не нравятся. Чего бы это ни касалось. Поэтому если пишу что-то, то стараюсь сосредотачиваться на одной идее. 3.Кот есть, но он ещё ленивей меня. Есть один человек, мнению которого я доверяю, если случается творческий выхлоп, к нему и несу — пусть похвалит немножко)) Многочисленные поправщики и цензоры — контрпродуктивно, кмк. |
Тавтологию опустим, Валерий, некогда тавтоложничать)
Немножко неожиданно получить мнение по интервью и дополнительные вопросы. начнём с «математически выверенного» — вот приятно, не скрою, подобное сравнение, хоть и с математикой в слове всегда сушняк) нахожу в точности и лаконичности необходимость — время дорого, рассусоливать недосуг. о «специальности в миру»: да фиг его знает, кто я. Диплом давно заброшен, там что-то о академическом вокале. Вот что точно знаю — раз я дожила до нынешних дней, значит, я специалист жить. о счастье. Википедия описывает это состояние так: состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; внешнее проявление этого чувства. По моему мнению, если ты жив, здоров (даже относительно), сыт и имеешь надежду на завтра — ты уже в состоянии высшей удовлетворенности. Всё остальное, что вызывает у человека некоторую скоротечную эйфорию — временно, нестабильно, даже обманчиво. «Я тогда был счастлив» — говорят, вспоминая спокойное благополучное время, рутину, в которой не было особых проблем., не осознавая, что не надо оглядываться на то что было и не ждать того, что будет — не знает никто, что будет. Вот сегодня славное светлое утро, и я сегодня счастлив. Я жив. |
Спасибо! Замечательно.
1. Мирра, какое самое долгое отсутствие вдохновения вы испытывали? Словом, самый затяжной ваш творческий перерыв. 2. Бывает, что в голове полно всего, не знаешь с чего начать. Почему спрашиваю. Писали ли вы параллельно несколько произведений сразу? Или увлекаясь одной идеей, доводите ее до финала? 3. Есть ли у вас личный цензор? Близкий человек, друг, наставник, коллега, кошки, собаки… Вот у меня, например, есть кошка, которая всегда ложится ко мне на колени, если я пишу что-то стоящее) Естественно, я ее глажу, приговаривая — ну что, ты считаешь надо это публиковать, точно? |
К сожалению, мало знаком с самой Миррой и её творчеством. Иногда мы слишком торопливы, каюсь, чтобы оценить по достоинству человека, идущего рядом.
Тем неожиданнее и приятнее поприсутствовать молчаливым, но благодарным слушателем в диалоге с интереснейшим, весьма цельным человеком. Я бы сказал, что все ответы в этом интервью почти что математически выверены, но это слишком уж сухо звучит, хотя, конечно, математика божественна сама по себе. Нет, тут, разумеется, другое: человек очень чётко понимает кто он и откуда, очень внимателен и чуток к миру и к себе (Мирра же)).) Честно говоря, я немного скучаю по «старому» Литкульту, где роскошь подобных бесед была почти обыденностью. И тем ценнее перемены, которые неизбежно происходят на портале. Есть возможность отложить в свою личную «копилку» наиболее яркие и крупные жемчужины воспоминаний, дружб, отношений, разговоров. Все проходит, но любой накопленный опыт бесценен, тут согласен с Миррой на все сто. Спасибо Евгений, благодарю Вас, Мирра, за прекрасное интервью. Вопрос, если можно: кто вы по специальности в миру, Мирра (простит за тафтологию)) и что для вас лично объединяет слово «счастье»? |