83
915
Рубрика: интервью

«Просто ЛитКульт» - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Сергей Коколов - Серж Кокс - sergekoks - http://litcult.ru/user/17264 - автор, редактор, старожил ЛК, отвечает на мои вопросы.

Сергей присутствует на разных площадках, опубликовал книгу. Вот несколько ссылок для «информации к размышлению»:
http://litcult.ru/blog/21905
https://sergekoks.livejournal.com/
https://postoronnims.livejournal.com/

Но, независимо от вышесказанного, я готов спросить Сергея по всей строгости.

Мой первый вопрос: Как ваша личная жизнь влияет на ваше творчество?
Ответ: Личная жизнь… хм… Моя личная жизнь равна семейной. У меня прекрасная жена и 3 дочки. Приходишь домой, а тебе: «Папа я тебя люблю» (Кристина, 6 лет), «И я» (Саша, 4,5 года). Старшая (Тая, 12 лет) говорит «Папа, привет». Жена (Света) зовет завтракать, ну или ужинать, смотря в какое время дня я прихожу с работы, а готовит она вкусно. Макс (йорк) несется, чтоб его погладили. Утки крякают, куры кокочат. Огурцы желают, что б их полили. Перепелки, чтоб корма положили и т.д. В частном доме личная жизнь не совсем и личная:)
Хотя… личная жизнь – если уж совсем личная, интимная (устремленная внутрь себя), то это жизнь в измененном состоянии (без лекарственных и иных средств если что). Чтоб понятно было, я например, могу работу работать в одном состоянии, и параллельно, в измененном – сочинять стихотворение. И да – чтобы стихотворение пришло это состояние часто просто необходимо, в нем не думаешь куда направить стихотворный поток, потому как начнешь думать и – сфальшивишь, или недотянешь или перетянешь. Есть замечательное слово «мера», вот и в стихотворении – важно почувствовать эту самую меру. Измененное состояние возникает вместе с музыкой – непростой, непопсовой, не идущей часто с первого, да и второго раза, зато потом – вдруг (бах!) и пошла. Это интервью, например, пишется под музыку The Smile (Thom York) и Bjork (не понимал ее еще час назад:)

Второй вопрос: Вы практически мой ровесник. В этом мире я себя чувствую стариком. Как вы себя чувствуете?
Ответ: Между нами, Евгений, лет 7 разницы. Вы закачивали вуз в СССР, я – школу в СССР, а вуз – совсем в другой стране, и потому у нас (должна быть) большая разница во взглядах на жизнь. Мы относимся к разным поколениям.
Увы, я сполна черпнул псевдосвободы 90-х, наблюдал разрушение морали и принципов, подмену понятий, насаждение толерантности и вседозволенности, гендерного «равенства», торжества иностранных грантов, выдававшихся на деятельность в ущерб моей многострадальной Родины.
В студенчестве, году в 93-м, дед покупал самую дешёвую колбасу, которую можно было есть лишь обжарив до черноты. Суп готовился на неделю, а в конце недели в него для объема добавлялась вода.
В 2000-м в Иванове прошел День города, спонсором которого выступал местный пивзавод. Толпы людей шли с бутылками пива в руках. Этакая пивная демонстрация. А наутро город проснулся по горло в бутылочных осколках.
В те же 2000-е в нашем городе один из мэров закатал в асфальт трамвайные рельсы, пришедший следом – раскатал, пришедший за ним – вновь закатал. Трамваев у нас с тех пор нет.
После работы мы с другом сидели на спинке лавочки на центральной улице нашего города, пили пиво и приглашали присоединиться к нам проходящих девушек.
Это так, несколько штрихов из прошлого.
Собственно, к вопросу. Я ощущаю себя лет на тридцать, потому как вторую свою жизнь начал в 36 – со второй женитьбы, когда изменилось все, от слова совсем. Ну а третью – в 40 – когда обманул смерть, и вдруг понял, что (наверное) для чего-то нужен в этом мире. Для чего – не знаю, совершил ли то, что должен – тоже не знаю. Если не сделал еще – то попробую, авось получится. Что? Не знаю, но – попробую.
Замечу, что эти 30 лет – взрослые 30-ть. Как бы пояснить, я в свои 30 был не то что бы и взрослый, а теперь в общем-то приблизился к тому, чтобы ощущать себя взрослым. Опять же дочери обязывают:)

Вопрос: Как и почему вы на Литкульте?
Ответ: Как? Посмотрел интервью Эда с Zereal. А тогда она вела собственную страницу в livejournal и была модератором. Посылаешь ей стих свой, а тебе в ответ, мол извините, не подходит он для публикации. Хреного пишете, молчел:)
Тогда я искал творческую площадку. Стихи.ру вместе с проза.ру, ну никак не вписывались в меня, или я в них. Наверное народу там слишком много, ну и по мне так фальши много. Читаешь произведень и думаешь, ну фигня ж, а комментариев уси-пусечных под ним полно. Две моих страницы так и лежат на стихи.ру и проза.ру с не самыми лучшими моими произведениями. Пароль я от них забыл, администрация не верит, что страницы мои и не дает мне их удалить.
Пришел я на Литкульт, зарегился и началось купание в литкультовской атмосфере – тут тебе и критика и разбор полетов, да и вообще – вни-ма-ни-е. Самое ценное для меня, что Литкульт не обманешь. Вроде и хочешь его обмануть, подсовываешь ему несостоятельную «нетленку», а граждане Литкульта молчат, и ты понимаешь, что что-то не то и не так.
Почему я на Литкульте: «человеку надоба человека в нем».

Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Внимание и интересных людей, к мнению которых я прислушиваюсь.

Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Сержа Кокса. Прозвище это многие критикуют, мол на что ты намекаешь, не на кокс ли? Не намекаю. Я Сергей Коколов, а Серж Кокс мой псевдоним.
Впрочем и без меня Литкульт останется Литкультом и это хорошо.

Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Начну издалека. Лет в пять я решил научиться пришивать пуговицу. Раз десять, ну или сто, не получалось, а потом вдруг бац и получилось. Теперь, почти в пятьдесят, я могу аккуратно пришить пуговицу и даже иногда занимаюсь этим.
Вопрос в том, что такое творчество? Стихи, проза – это ремесло? Или же нет? Можно ли достичь творческих высот одним трудом? А без труда? Бродский – трудяга? А Есенин?
Долгое время я не писал прозу, писал кучу деловых бумаг. Говорят, я неплохой аналитик и могу написать аналитическую записку хоть про экологию, хоть про космические дали помноженные на ядерную физику, в которой я не сильно-то разбираюсь, ну это так к слову. Так вот, прозу я во многом писать разучился. Хотя когда-то (вроде бы) умел. Так же, наверное, и со стихами. Лично мое мнение, что у меня проза поэта или поэтическая проза – плюс это ее или минус решать не мне, это лишь моя особенность и не более.
Получаются (иногда) стихи, а больше – не получаются.
Сейчас я не вполне доволен прозой, которая есть. Пытаюсь сформировать прозаический сборник и понимаю, что многое требуется переписать заново, потому как материал есть, но изложен не так. А переписывание требует огромных душевных сил.
В процессе, надеюсь, появится «Ева». Это пока рассказ (опубликован на Литкульте), но хотелось бы, чтобы он стал чем-то бОльшим. Саша Зайцева дала ценные советы по этому поводу. Так, что даст Бог.
В стихах требуется расширение тем. Пока я, увы, поэт одной лишь оченьлирики, а этого уже мало.
Работы требует и самоопределение в этом мире. Мне, например, кажется, что я не совсем достоин этого интервью. Не сделал больше, чем сделал, увы.

Вопрос: Хотелось бы сделать вашу «творческую визитку». У вас есть «ваш» стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в «вашем» стиле.
Ответ: Мой стиль?
В прозе это Ева http://litcult.ru/prose/30132
и Привычные вещи http://litcult.ru/prose/22512
В стихах: да много, наверное. Они все (последние) года с 2013, когда я появился на Литкульте, мои. Раньше были словно бы не мои, а потом нашло – однажды я вообразил себя большим поэтом и решил, что могу поэтически даже обыграть тему табуретки.
Вот этот розыгрыш: http://litcult.ru/lyrics/52281
Ну, вообразил и вообразил. В принципе табуретка табуреткой и осталась, как и стихотворение. «табуреточным».
Мне вот ближе что попроще:
Про кота-собаку, например: http://litcult.ru/lyrics/60928
Или про Таню: http://litcult.ru/lyrics/51347
Сюжетные стихи:
Грета, например (привет, Анна Меликян, классные у тебя были раньше фильмы) litcult.ru/lyrics/37896
или про вологду-гду: litcult.ru/lyrics/37103
Ну или про Дверь в лето и взаимопонимание с котом: http/litcult.ru/lyrics/28664.
Ну и совсем лирическое: http://litcult.ru/lyrics/28316.
Ну и еще приведу таки мантры мои:
про вечность: http://litcult.ru/lyrics/77771
про строку-ее: http://litcult.ru/lyrics/78764
Расскажу еще вполне обычную историю – я написал венок сонетов «Любимая» (ссылку не привожу, худ. ценности не имеет, кто захочет найдет здесь) и любимая нашлась. Слово работает.

Вопрос: А другие авторы сочиняют в «вашем» или близком стиле?
Ответ: Никто. Я уникален.
Шутка.
А вот так вот порассуждать. В моем стиле? Да какой он «мой» стиль. Я – недоучка с двумя высшими образованиями и кандидатской степенью, я – безграмотен (был, да и остаюсь отчасти), у меня не такой широкий кругозор как-бы хотелось: недостаток географических, исторических, религиозных, да и философских, наконец, знаний. У меня оригинально-традиционный взгляд на многие вещи. У меня… хм… нет «моего» стиля… или все-таки есть?
Я над собой работаю, но чаще – недорабатываю.
В школе я делал по пятнадцать ошибок на странице, в двадцать – не знал как оформляется прямая речь. Вот такой я пейсатель со своим стилем:)
Так, что кто в моем стиле сочинять хочет милости просим:)

Вопрос: Нравятся ли вам тексты, написанные другими авторами не в «вашем стиле»?
Ответ: Нравятся. Душа Рыбья, Александра Зайцева, Ксения Комарова, Виктория Михайлова, Klara, Holden, Евгений Кравец, Izverg, tami, Марина Задорожная. Да много кто еще.
Жаль, Сергей Павлов и Таня Доронина не появляются на сайте.
Многих знаю (почти) лично, потому как общались. Иногда думаю, а я то что среди этой тусовки делаю, ну и льщу себе – достоин, ага.

Вопрос: А вы сами сочиняете не в «вашем стиле»?
Ответ: Пытался. Подражал, например, Буковски – ну, ни о чем.

Вопрос: Он вообще нужен «мой» авторский стиль?
Ответ: Вообще, все мы разные, в этой непохожести на других и смысл, наверное.

Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: Я и сам начинающий, всегда начинающий с нуля. А вообще – работать, работать и работать, над собой, над тестами, над благими переменами в этом мире.
Ведь как бывает, услышишь или прочтешь стихотворение, ну просто классное, и вдруг тоже захочется замахнуться на Вильяма нашего Шекспира.

Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: Нести умное-доброе-вечное. Миру нужда доброта. Миру навязывают сатанизм. А ему, миру, сатанизм, имхо, не нужен, а нужны традиционные семейные ценности, нужна теплота взрослых к детям, любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. Нужны патриоты и патриотизм.

Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?
Ответ: Оставаться Литкультом, не коммерциализировать проект, потому как Литкульт самодостаточен.

Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: Литкульт стоит сделать частью своей жизни, ну или стать частью Литкульта, хоть это и не просто.

Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Терпения и работоспособности. Сам был редактором, знаю, что это такое оценить даже десять текстов – объективно и непредвзято.

Вопрос: У вас есть технология редактирования? А вообще должна быть технология редактирования? Я имею ввиду что-то вроде чек-листа или техзадания, которые нужно пройти по пунктам. Или всякий раз - всё по новой, как творчество?
Ответ: Редактирование для меня это творческий процесс. Вот не нравится тебе фраза или произведение целиком, так сделай, чтоб нравилось – дополни его нюансами.

Вопрос: Понятно, что в редактировании есть технические моменты, как бы незыблемые, независимые от жанра и стиля. Но допустим, вы читаете текст абсолютно вам неблизкий. Отставив в сторону технику, возьмётесь редактировать такой? Если, да - желаете/сможете встать на чужую вам эстетику автора (которая может быть для вас абсолютной глупостью), или попробуете попытаться научить автора чему-то, исходя из вашей эстетики?
Ответ: Попытаюсь понять автора и настроится на его волну. Иначе, зачем эта вся разность и разноплановость наша?
Вот, например, редактировали мое стихотворение:
3
Переплавляет вечность марш лесов,
всех сосен корабельных завыванье,
любимая, одно твое желанье,
и времени застынет колесо,

один намек, незрелый, на бегу,
и – нечто станет в мире по иному,
отшельнику молчанье так знакомо
как мне слова, которые могу

предположить
я в ком-то отзовутся,
быть может и уже отозвались,
на белом поле – листья винограда

скукожившись ждут пробужденья час,
я прикажу – пробудятся тотчас,
чтобы в твои
твои ладони падать.

Редактор пишет «твои, твои» так надо?
Не знаю, как другим, но по мне – надо.
Это я к тому, что даже слышим и воспринимаем мы по разному. Если художник действительно «так видит», надо хотя бы попытаться понять это его вИдение.

Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении «слабых» текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Есть тексты и авторы совсем слабые и амбициозные. Работать с ними, пока они не поработают сами с собой вряд ли имеет смысл. Есть авторы ищущие себя и свое место в творчестве, таких видно, с такими работать надо.

Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Возможность создавать свои миры. Как психолог наш сказал: книгу ж написать, это ж не просто так, это типа я смог, смотрите:) Ну, ему виднее, он психолог.

Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Неталантливость. Читаешь сопли навроде произведений Олега Роя или псевдолитературу наподобие «Цветочного креста» Елены Колядиной и ловишь себя на мысли, а зачем я ЭТО читаю.

Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Есть, создать роман. А то получаются сплошь рассказы – характеры недораскрыты, роли недовыписаны. Во всем этом – недо.

Вопрос: Почему вы сочиняете? Ваше творческое кредо?
Ответ: Началось все в тринадцать. Пацаны играли в футбол, а я писал (ударение на «а», ну или «и» кому как хочется). Нет, потом выходил, конечно, мяч пинал.
Одно из первых:
О чем ты плачешь иволга,
зачем поешь любовь,
что прожито-то прожито
и не вернется вновь.
Кровь-любовь, ага.
Друзья мои знают одно мое «гениальное» стихотворение, написанное лет в шестнадцать. Рассказать? Расскажу (не читайте, предупреждаю сразу – развидеть не сможете): Она была красива и стройна скользила лебединою походкой, а я ее по дури променял на стопку, огурец и водку:) Продолжать не буду и так достаточно.
Почему я пишу? Сперва была сублимация, потом… что-то же было потом?

Вопрос: Судя по постам на вашем ВК, вы активно публикуетесь, соревнуетесь. Расскажите об этом! Типа, “всё что вы хотели узнать о конкурсах, но боялись спросить”.
Ответ: Отвечу словами Вертинского: «Мне не нужна женщина, мне нужна лишь тема, чтобы в сердце вспыхнувшем зазвенел напев, я могу из падали сочинять поэмы, я люблю из горничных делать королев».
Женщина любимая мне ой как нужна. Но – королев из горничных, да это я могу. Поэмы из падали – вряд ли. Можно ли одухотворить любую тему? Нет, наверное.
Конкурсы дают пищу уму, а пытливый ум заставляет «взять» тему – часто и тема не твоя, ты к ней и так и сяк, и вот, она сдается во славу победителя.

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Ответ: Хайнлайн «Дверь в Лето» – светлое.
Булгаков «Мастер и Маргарита» – пророческое, что ли. И Воланд где-то рядом. И Мастер должен быть в России. И Маргарита должна его отмолить, отвоевать у всех.
Агеев «Роман с Кокаином» – неповторимое очарование книги, не знаю почему. Просто и сложно одновременно. И Сонечка эта…
Из последних – прочитал «Терапию» Э. Резника и «Безбожный переулок» М. Степновой – очень понравились. Люблю непростую, нетипичную литературу.

Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: В последнее время не могу смотреть западные фильмы. Не знаю почему – их герои мыслят не так как мы, у них другие, перевернутые, ценности. Золотое время Америки и Европы прошло, дальше будет тьма. К слову и у нас в кинематографе творится белиберда, но – чернуха прошла, появляются и талантливые фильмы.
Ответ на вопрос: советские мультфильмы «Самый-самый-самый», «Винни Пух» (это он под табличкой «Посторонним В»), фильмы «Собачье сердце» и «Зависть Богов» - много еще из кино, и почти совсем ничего из живописи – ее познания мои фрагментарны.
Насчет музыки, в 25 открыл для себя классику. До этого не слушал вообще. И понеслось – лет пять слушал исключительно ее. Переслушал все от Моцарта, до Сметаны и Гершвина.
Любимы – фортепианные и скрипичные концерты Моцарта, 3 и 9 симфонии Бетховена, 2 концерт Рахманинова, 1 фортепьянный Гершвина…
Впрочем, последнее время остановился на trip-hop’е. Massive Attack, Portishead и т.д. И не совсем trip-hop – Muse, Radiohead…
Кстати, однажды был на джазовой вечеринке в г. Владимир. Очень понравилась атмосфера. С удовольствием бы посетил джазовую вечеринку Марины Задорожной.

Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самому себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ: У нас в Иванове есть хороший поэт Ян Бруштейн (почитайте, действительно хорошие стихи). Его знают.
Меня пока не знают, даже в Иванове (или именно в Иванове?) С писательской организацией местной как-то не сложилось. Хотя в юности я посещал литстудию «Основа» при ней под руководством Александра Малышева. Публиковался в местной газете «Рабочий край» регулярно в 2000-х.
Поэзию сегодняшних участников «Основы» можно увидеть по ссылке vk.com//wall-177675518
Ловлю себя на мысли, что никого из нынешней «Основы» не знаю.
Вообще, ивановская поэзия то еще явление. С одной стороны – есть поэты-фронтовики (Николай Майоров, Алексей Лебедев, Михаил Дудин и др.) на них все и равняются, ну или должны. :)
С другой – члены писательской организации под руководством Юрия Орлова: Лариса Щасная, Светлана Олексенко, Николай Бойко и др.
Есть кинешемские писатели (Кинешма – второй по величине город Ивановской области).
Есть не столь давнее открытие исследователей ивановской поэзии – Анна Баркова (почитайте).
Есть «солнечный бард из шуйской глубинки» – Бальмонт.
Есть музей Цветаевой – в доме, где жили ее предки (Ново-Талицы).
Есть исследование Леонида Таганова о поэзии ивановского края – https://litbook.ru/article/6753/
Есть Дмитрий Бушуев – http://rk37.ru/articles/2018/03/05/malchik_iz_sovetskogo_soyuza
Есть, увы, рано ушедший Никита Гладунюк (стихи есть на stihi.ru)
Есть не_члены_писательской_организации: Ян Бруштейн, Виктор Ломосков (ироничен, тем и хорош), Александр Горохов (хоть он и говорит, что стихи давно не пишет и книга у него прозаическая).
Есть Игорь Жуков, который раньше поэт, а теперь москвич и знаменитый сказочник.
Ну и Сергей Коколов, он же Серж Кокс, тоже есть.
Так ли важно, чтобы тебя знали? Важно, конечно. Хотя…

Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказал”. Скажите.
Ответ: Всегда остается недосказанность, пусть и здесь останется.
«…Человек проглотил вдох и скороговоркой выпалил:
- …когда умерла мама, я тоже не успел ей сказать. Пришел, чтобы сказать, а ее уже нет. И она, говорят, под капельницами, в маске очнулась, что-то говорила, но ее не могли услышать. Не хочу так снова.
«Пусть скажут?» - спросил белый.
Черный утвердительно махнул рукой.

Аня открыла глаза.
- Холодно, - прошептала она. – Слышишь, как холодно?
Я прислушался, но, не расслышав холод, опустился перед ней.
- Ань, ты что-то хотела сказать. Важное что-то.
- Я?
- Важное, Аня. Как будто в последний раз. Хотя, давай я скажу? Я это ты, понимаешь, Аня. Ты. Без тебя уже не я.
Аня подняла руку, провела ладонью по моим волосам, улыбнулась.
- Как ты можешь быть я? Вот она я. Вот – ты. Легкие, сердце у меня свои, у тебя свои. Думаю я не так как ты. Живу не так. Почему ты это я? Вот, уйду, никто и не вспомнит, даже ты. Мир ни капельки не изменится.
- Аня не то. Скажи, что ты хотела сказать, но так и не сказала.
Аня опустила обессилившую руку.
- Налей мне еще чуточку одеяла. Очень холодно, - попросила она, проваливаясь в сон». 

Дата публикации: 05 августа 2022 в 04:21