10
135
Рубрика: литература

Серебряный век – драгоценное достояние. Он содержит много ценностей часто ещё не до конца разгаданных. Позволю себе некоторые размышлизмы по поводу двух известных произведений этого периода, поскольку перипетии любви, затронутые в них, остаются актуальны.

Два взгляда. Ситуация, плюс-минус, одна. У мужчины одно ЛитКульт — В ресторане (litcult.ru). У женщины совсем другое ЛитКульт — Вечером (litcult.ru).

У первого – репортаж «с колёс». Мы рядом с ЛГ в ресторане и видим, как она (страсть) захватывает, накатывает и заполняет. Он послал цветок– отлуп, а ещё и поиздевались – «много вас таких». Сказано - «сейчас- нет», правда чуть позже «потом – может быть».

У второй – какие-то прошлые съёмки, с наложенным звуком - музыка обрамляет отворот поворот, который и произошёл за столиком. Причём она (музыка) невыразимо горькая сначала, когда ещё ничего не было, хотя, казалось бы, девушка на седьмом небе должна метаться в предчувствии встречи с любимым другом. А финальная фраза в отчёте - чисто женское, при пересказе для подруги, оправдание неудачи  - «но были и положительные моментики».

Второй случай – погладили, как шлёпнули, и «остались друзьями». Первый - страсть волнами накатывает и зажимает. Испуганная птица, лёгкий сон, духи, ресницы, шелка - это с винным ароматом ударяет в голову. В первом стихотворении нет конкретного описания возлюбленной, но понятно, что она красива. Во-первых, ЛГ она понравилась, во-вторых, за словами «и этот влюблён» скрываются толпы восхищённых поклонников.       

Во втором стихотворении – внешность не важна, конечно рыжие ресницы никого не украсят, но под видом золотых они принимают нейтральный оттенок. Её интересует не как он выглядит, а что сказал, как посмотрел и тронул. Стихотворение красиво обрамлено рыдающей музыкой… ни страсти, ни любви - одна лишь горечь. Здесь нет неясных смещений, мечтаний-снов. Чёткость, точное осознание того что происходит: звенела - пахли – сказал. Наверняка рассмотрела все фасончики за соседними столиками. И контрастом, высокопарная заключительная фраза - "Благослови же небеса - Ты первый раз одна с любимым".

Если посмотреть огласовку второго стихотворения: в центре – крик, сопряжённый с соприкосновением, а вокруг охи и стоны полные слёз и боли (ударные гласные - большие).

1             Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.

5             Он мне сказал: „Я верны друг! И моего коснулся платья...Как непохожи на объятья

8             Прикосновенья этих рук.

11           Так гладят кошек или птиц...Так на наездниц смотрят стройных...            Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса

16           Поют за стелющимся дымом: .

17           Благослови же небеса: Ты в первый раз одна с любимым".

1                ЕУУ       ИИО       ООАО    ЮУУ                    плачь (У О) – ещё и задвоенные в каждой строфе

5                ЕАЕУ     ОУА       аОЯ                                     крик (А Я)

8                ЕЭУ      

9                аАОИ     аааЕОО                                              крик и плачь

11               ЕАОО    ЕОооЕ    ЕАОоО   ЕОооЕ    ОИоооА плачь

16               ЮЕЫ     

17               ИА         ЕААИы                                              крик

плачь, крик ниже опять плачь причём, как и ранее, звуки поддерживают содержание..

Оба стихотворения замечательны, потому что в обоих случаях стиль (форма) точно соответствует внутреннему духу стихотворения (содержанию). Точный перессказ уязвлённой девушки и скатерть мужской страсти! Кому интересно почти о том же по-другому «Два направления современной лирики» Жирмунский Виктор Максимович, чтение которого и подвигло меня на размышлизм.

10.09.22

Дата публикации: 11 сентября 2022 в 19:00