83
817
Рубрика: литература
Тэги: komarova-weekly

Мы много здесь говорили о том, что такое плохой и хороший текст. В течение года я собирала мнения литературоведов на этот счет. Пока без выводов изложу собранное. Банальное, спорное и продуктивное.

1. Хороший поэт определяется примерно десятком лучших стихотворений. Остальные его тексты – материал для прояснения этого десятка. Слабые стихи есть у всех, причем слабых текстов намного больше. Из-за дистанции (временной, социальной, ценностной) слабость текста ощущается иначе, как его смысловая недостаточность и несамостоятельность, а не как общее несовершенство письма.

2. Сильный текст – это тот, который имеет две базовых черты: он принципиально нов (на любом из поэтических уровней или сразу на всех) и социально важен. Роль хорошего поэтического текста – соединять общество смысловым прецедентом и задавать новые горизонты человеческому мышлению.

3. Сильные поэтические системы разнообразны – в строфике, ритмике, способах рифмовки. Монотонность поэтической речи говорит о том, что система не развивается, в ней нет динамики.

4. Если предположить, что в лирике сохранились жанры, хороший поэтический текст должен работать с границами жанра, разрывая их в тех местах, где содержанию тесно. К примеру, есть элегический паттерн, который связан с особыми типами хронотопа: осень, кладбище и прочее. Когда элегическое чувство реализуется через неэлегический, нетрадиционный материал, возможен прорыв в новое и качественное.

5. Поэтическим материалом хорошего текста является не личная жизнь конкретного частного лица, а обобщенное, всечеловеческое бытие, взятое в остром моменте.

6. Хороший поэтический текст – всегда носитель памяти (жанровой, формальной, исторической, мотивной). Чем больше объем памяти, тем глубже и сильнее текст.

7. Хороший поэтический текст определяется не столько через то, чем он должен обладать, сколько через то, что в нем должно отсутствовать: неотрефлексированные переживания, штампы, монотонность, повторение ранее сказанного без развития, банальность общего умозаключения, стилистические ошибки, ненамеренный разнобой.

8. Для начала XXI века ведущей формой является верлибр. Все лучшие тексты этого периода, по всей вероятности, будут иметь именно такую форму. Силлабо-тоника архаична и выхолощена.

9. Автор хорошего поэтического текста – носитель судьбы. Он должен иметь репутацию (любую, нельзя не иметь никакой), независимое мышление, явную событийную связь с историей и людьми, способность эту связь назвать прямым и косвенным словом.

10. Хороший текст не пользуется готовыми приемами, а создает новые приемы, которые могут быть унаследованы, продолжены, развиты или отвергнуты.

От себя скажу вот что. Мы на ЛК нередко покусываем друг друга за плохие стихи. Но плохие стихи не приговор. Возможно, и правда после переработки тонн руды будет добыт грамм радия.

Можно войти в историю литературы автором новой поэтической системы. Можно войти автором одного текста. Можно не войти, но постоять рядом, создав почву для других. Ценен любой вклад. Любой.

Кто останется в истории литературы?

На этот вопрос есть четкий ответ. В своем выборе должны совпасть три главных игрока: народ, сообщество профессионалов и время. Если хотя бы один из них сказал нет, имя / текст канет в забвение.

Дата публикации: 02 октября 2022 в 12:41