|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
817 |
Мы много здесь говорили о том, что такое плохой и хороший текст. В течение года я собирала мнения литературоведов на этот счет. Пока без выводов изложу собранное. Банальное, спорное и продуктивное.
1. Хороший поэт определяется примерно десятком лучших стихотворений. Остальные его тексты – материал для прояснения этого десятка. Слабые стихи есть у всех, причем слабых текстов намного больше. Из-за дистанции (временной, социальной, ценностной) слабость текста ощущается иначе, как его смысловая недостаточность и несамостоятельность, а не как общее несовершенство письма.
2. Сильный текст – это тот, который имеет две базовых черты: он принципиально нов (на любом из поэтических уровней или сразу на всех) и социально важен. Роль хорошего поэтического текста – соединять общество смысловым прецедентом и задавать новые горизонты человеческому мышлению.
3. Сильные поэтические системы разнообразны – в строфике, ритмике, способах рифмовки. Монотонность поэтической речи говорит о том, что система не развивается, в ней нет динамики.
4. Если предположить, что в лирике сохранились жанры, хороший поэтический текст должен работать с границами жанра, разрывая их в тех местах, где содержанию тесно. К примеру, есть элегический паттерн, который связан с особыми типами хронотопа: осень, кладбище и прочее. Когда элегическое чувство реализуется через неэлегический, нетрадиционный материал, возможен прорыв в новое и качественное.
5. Поэтическим материалом хорошего текста является не личная жизнь конкретного частного лица, а обобщенное, всечеловеческое бытие, взятое в остром моменте.
6. Хороший поэтический текст – всегда носитель памяти (жанровой, формальной, исторической, мотивной). Чем больше объем памяти, тем глубже и сильнее текст.
7. Хороший поэтический текст определяется не столько через то, чем он должен обладать, сколько через то, что в нем должно отсутствовать: неотрефлексированные переживания, штампы, монотонность, повторение ранее сказанного без развития, банальность общего умозаключения, стилистические ошибки, ненамеренный разнобой.
8. Для начала XXI века ведущей формой является верлибр. Все лучшие тексты этого периода, по всей вероятности, будут иметь именно такую форму. Силлабо-тоника архаична и выхолощена.
9. Автор хорошего поэтического текста – носитель судьбы. Он должен иметь репутацию (любую, нельзя не иметь никакой), независимое мышление, явную событийную связь с историей и людьми, способность эту связь назвать прямым и косвенным словом.
10. Хороший текст не пользуется готовыми приемами, а создает новые приемы, которые могут быть унаследованы, продолжены, развиты или отвергнуты.
От себя скажу вот что. Мы на ЛК нередко покусываем друг друга за плохие стихи. Но плохие стихи не приговор. Возможно, и правда после переработки тонн руды будет добыт грамм радия.
Можно войти в историю литературы автором новой поэтической системы. Можно войти автором одного текста. Можно не войти, но постоять рядом, создав почву для других. Ценен любой вклад. Любой.
Кто останется в истории литературы?
На этот вопрос есть четкий ответ. В своем выборе должны совпасть три главных игрока: народ, сообщество профессионалов и время. Если хотя бы один из них сказал нет, имя / текст канет в забвение.
Скажите пожалуйста, можно ли сказать из текста стихотворения «бело-красно-белый флаг» о том почему он оскорбил ее?
Да, она восприняла разговор как результат отдаления, что он может и не любил ее никогда. Но может ли мы понять причины этого крика по тексту? — потому что он и правда отдалился и всегда был так-себе человеком, а теперь вообще поехал на протесте? — потому что протест слишком опасен и он пытается остановить ее переходя на крик услышав что она хочет внести свой вклад? — потому что ненавидит ее и считает предательницей уехавшей в Москву и просто оскорбляет? |
Вот скороговорка.
Тридцать три верлибриста верлибрировали, верлибрировали, да никак выверлибровать не могли. |
но явлением, а тем более, одним из лучших текстов двадцать первого века, я бы это, мягко говоря, не назвал.Согласна. Поэтому долго допрашивала профессора, а что в этом тексте такого особенного. Почему он и еще один очень известный литературовед утверждают, что это сильное поэтическое решение. Но, посмотрев, какие тексты выигрывают «Поэзию», я думаю, что жюри ищет в текстах приговора времени, чтобы автор встал над эпохой и посмотрел на нее обобщенно. Романа ищут. Поэзия, как мне кажется, нечто принципиально другое. |
Тезис высказан членом жюри премии «Поэзия». Он конкретных примеров в докладе не назвал, но я с ним говорила в кулуарах.
«Бело-красно-белый флаг» Малиновской, видимо, значимое явление. В премиальном списке прошлого года чуть ли не треть — верлибры. Неплохие верлибры у Данилова, хотя как драматург он сильнее. И Горалик, да (хотя тут со мной старшие коллеги категорически не согласились). |
при всей моей нелюбви к баку, у него есть сборник эссе «сто поэтов начала столетия» плюс он в начале даёт и ещё пачку имён, ну ты в курсе наверняка. по-моему, вполне нормальный ориентир. я не всех читал из списка, конечно, но засильем верлибристов там определённо не пахнет.
Списки не сходятся. Никакие.кто б сомневался) |
Я еще собирала с коллег список лучших авторов XXI века. В прозе и поэзии. За 22 года уж точно что-то хорошее сделано.
Мне называли авторов за 70, кто публиковался еще при живом СССР. Причем разных. Списки не сходятся. Никакие. Значит, и критерии под вопросом. |
Я предлагаю выбрать из всего списка наиболее жизнеспособное.тогда я за народ и пр.) насчёт верлибра — влажные фантазии этих экспертов. достаточно открыть, ну не знаю, хоть жз. Сделай скидку на то, что это Комарова, а не Гаспаров.понял, принял. |
ахах) это прямо единодушное мнение? мне кажется, тут можно наспорить на двадцать статей, восемь диссертаций и парочку монографий.Не буду называть автора этой идеи, скажу только, что он профессор МГУ и тот, кто определяет лонг и шорт одной из самых престижных премий. Я уточнила у него, почему он так думает. Он сказал, что это не только его идея, а некоторое соборное мнение экспертов. Ну, тут наши полномочия, как говорится, всё. да, мне ещё интересно, как в светлых литературоведческих головах уживаются два вот этих утверждения?)Я ж написала, что собирала по разным людям. Никак не уживается. Я предлагаю выбрать из всего списка наиболее жизнеспособное. Мало ли что профессура удумала. Поэзии они не делают. Шорты приходят и уходят, а ямбов хочется всегда. а вообще, как-то пафоса во всём многовато. от неуверенности, что ли.Вы прослушали композицию группы «Жучары» в исполнении Рабиновича. Пафос — исключительно мой. Может, я не так поняла. Или криво изложила. Сделай скидку на то, что это Комарова, а не Гаспаров. |
Любая, «личная жизнь конкретного частного лица» довольно жёстко вшита в целостную картину мира.Имеется в виду трансформация «Блин, опять нихера не сплю, надо почитать что-нибудь» в «Бессонница, Гомер, тугие паруса». Личный опыт неотменяем. Вопрос в том, что с ним делать. |
да, мне ещё интересно, как в светлых литературоведческих головах уживаются два вот этих утверждения?)
Для начала XXI века ведущей формой является верлибр. Все лучшие тексты этого периода, по всей вероятности, будут иметь именно такую форму. В своем выборе должны совпасть три главных игрока: народ, сообщество профессионалов и время. |
Хороший поэтический текст определяется не столько через то, чем он должен обладать, сколько через то, что в нем должно отсутствоватьвот это ближе всего к нашим баранам. научить писать никого нельзя, а вот убрать лишнее в какой-то степени можно. если после ничего не остаётся — ну, что ж. Для начала XXI века ведущей формой является верлибр. Все лучшие тексты этого периода, по всей вероятности, будут иметь именно такую форму. Силлабо-тоника архаична и выхолощена.ахах) это прямо единодушное мнение? мне кажется, тут можно наспорить на двадцать статей, восемь диссертаций и парочку монографий. а вообще, как-то пафоса во всём многовато. от неуверенности, что ли. |
Блин, уже один, сам по себе, тег «komarova-weekly» внушает радость и надежду на интересные обсуждения.
) Согласен, в той ли иной степени, почти с каждым пунктом. Отправные точки хорошего/плохого текста вроде бы заданы верно, на первый взгляд. Время покажет, что можно изменить, что дополнить. Нет предела срачу и совершенствам) Но если разве только немного побухтеть вот над этим пунктом. . 5. Поэтическим материалом хорошего текста является не личная жизнь конкретного частного лица, а обобщенное, всечеловеческое бытие, взятое в остром моменте.Любая, «личная жизнь конкретного частного лица» довольно жёстко вшита в целостную картину мира. И, так как дьявол кроется в деталях, именно такие частности могут случайно или намеренно раскрыть общие закономерности и/или расширить их новым пониманием в литературе. Тут больше вопрос пристальности внимания, чем самого предмета рассмотрения. Спасибо, Ксения!!! |