|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1355 |
“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Игорь Казанцев - Rotilla - http://litcult.ru/user/7463 - старожил ЛитКульта, достигший уровня Лучший автор, отвечает на вопросы.
Вопрос: Кроме публикаций стихов и прозы персональной инфы на вас не видно. Это принципиально? Или лениво? Или как?
Ответ: Личное мешает Литкульту. Личная информация подстрекает пользователей искать подтверждение своей любви или ненависти к автору за пределами его текстов.
Вопрос: В продолжение предыдущего вопроса. Где вы живёте? Это место помогает вам в творчестве?
Ответ: В Петербурге. Этот город и есть творчество.
Вопрос: Вы женаты? В целом как семья взаимодействует с литературным творчеством? Расскажите.
Ответ: Не женат. Но это удивительно живучий вопрос. Более того, вопрос в первой тройке. Поразительно.
На недостаток понимания пожаловаться не могу. Миновала чаша сия. Другой вопрос, что мое общение с людьми всегда слишком походило на контакты с иными цивилизациями.
Они могут возобновляться на протяжении многих лет, но всегда короткими сеансами. В какой-то момент я говорю: "конец связи", даже не доходя до конфликта.
Вопрос: Как и почему вы на Литкульте?
Ответ: Однажды мне надоело быть молодцом и хорошим мальчиком, который в наше безнравственное время пишет стихи. Поэтому выбрал самый безнравственный сайт, где меня сочли не молодцом, а
холодцом. В таком мазохизме я увидел борьбу и поиск. Остался на ЛК и не нашел ему аналогов за 11 лет.
Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Здесь рождаются вопросы. Некоторые диалоги оказались настолько мощными, что я буду вспоминать их на смертном одре.
Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Не представляю, какое опухшее эго нужно иметь, чтобы ответить на данный вопрос хоть как-то. Будем считать, что точку на обоях дал.
Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Это очень милый вопрос. У меня даже родился образ. Будто мы все на ЛК - братья и сестры. И главред склонился надо мной со словами: "Ну, что, Крысик? Как успехи?".
Но, к сожалению, все несколько не так. Мы тут сами себе задаем вопросы и сами же на них отвечаем.
Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в "вашем" стиле.
Ответ: Я вторичен от Хармса. Даже там, где не прибегаю к абсурду. Хармс явился для меня творческой кухней и показал то состояние, при котором язык и стиль рождают содержание. Хармс это определенная структура текста и восприятие языка, благодаря которым я учился писать. Но публикуюсь я в том случае, когда сквозь хармсовскую болванку проступает что-то личное. Самое личное это "мятные усы".
Вопрос: А другие авторы сочиняют в "вашем" или близком стиле?
Ответ: В целом, нет, не нахожу параллелей. Хотя, практически у каждого постоянного автора на ЛК есть хотя бы один "мой" текст.
Вопрос: Нравятся ли вам тексты, написанные другими авторами не в "вашем стиле"?
Ответ: Получается, что именно такие чаще всего и нравятся.
Вопрос: А вы сами сочиняете не в "вашем стиле"?
Ответ: Я постоянно пытаюсь это делать. Всякий раз, когда есть возможность написать сносный текст, который может понравится многим, я ломаю и коверкаю его до тех пор, пока он не начнет вызывать вопросы.
Вопрос: Он вообще нужен "мой" авторский стиль?
Ответ: Нет ничего дороже индивидуальности.
Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: Научиться воспринимать язык как инструмент познания мира. Вы можете не стать писателем, но скучно вам не будет точно.
Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: Опять картинка нарисовалась. Прихожу я к Дмитрию Быкову и говорю: "Знаешь, Дима. Я тебе советую..."
Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?
Ответ: Думать.
Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: А я не знаю, где еще? Вас где-то будут обсуждать?
Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Думать же.
Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Ах, Евгений! Так и норовите расковырять больную мозоль.
Еще ни один из удаленных авторов не желал диалога с сайтом. Проверено годами.
Вопрос: Почему вы сочиняете? Ваше творческое кредо?
Ответ: Просто потому, что есть такая возможность.
Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Сила наблюдения.
Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: В творчестве не может быть рамок. Но меня ставит в тупик, когда люди говорят: "Я читаю, чтобы отдохнуть".
Вопрос: Есть ли в вашем творчестве что-то, о чём вы серьёзно жалеете? Не просто стих подправить, а что-то типа "зачем я это сделал"?
Ответ: Нет, такого нет. А вот за поведение на сайте часто стыдно. Когда лезу на сайт нажратым.
Мне нелегко дается взросление. Оно болезненно и несправедливо. Я скучаю по контролю старших. В глубине души хочется, чтобы на ЛК был человек, который скажет: "Ротилла, иди спать. На сегодня уже достаточно".
Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Смею предположить, что абсолютно любой автор втайне от себя болеет одной и той же иллюзией. Это профессиональное признание. Как и при каких обстоятельствах оно должно случиться, непонятно. Даже если соберется консилиум профессоров и одобрительно кивнет, читая мой текст, то скорее всего, мне этого будет мало. "Улисс" признан во всем мире, но много ли кто дочитал до конца эту книгу?
Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: "Планета людей" Экзюпери. В этом произведении автор показал себя более мощным философом и эзотериком, чем многие раскрученные кастанеды.
"Похороните меня за плинтусом" Санаева. Послевкусие большой литературы, не испорченное школьной программой и энциклопедиями.
"Мы - на острове Сальткрока" Линдгрен. Первая и последняя история о рае на Земле, в которую я поверил.
Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Графическая работа Оноре Домье "Сладкие воспоминания". У меня с ней связана некая форма аутотренинга. Когда я захожу в тупик, то представляю себя дряхлым стариком, который вспоминает меня сегодняшнего.
Я смотрю на себя его глазами и понимаю, что бы мог сделать, а чего не следовало.
Альбом музыканта Тома Дженкинсона (Squarepusher) - "Music is rotted one note". Воплощение творческой свободы для меня. Пока одни стараются не выделяться, другие хотят быть не такими, как все, Дженкинсон просто сделал, что хотел.
Остается всего одно произведение на выбор, и я не могу не упомянуть пиксаровский анимационный фильм "Рататуй". Это моя душа.
Вопрос: Вы пишете и прозу, и стихи. Как это получается? Скажем, что идёт в прозу, что в стихи?
Ответ: Филе идет на стихи, косточки на прозу.
Стихи созерцательны. Они связаны с попыткой услышать ритм жизни, как жизнь звучит. Это желание увидеть перспективу и объем.
Сейчас я переживаю новый для себя период, многого боюсь, многого не понимаю. Я съежился в точку. Поэтому, только проза.
Вопрос: В феврале этого года вы опубликовали рассказ и исчезли. Но вот на днях вы снова опубликовали рассказ. Гадаю, конечно, но часто так бывает, когда автор уходит с сайта на время, он уходит подумать, сосредоточиться и прочее в этом духе, и уже возвращается (может быть) с неким новым собой, а может и просто возвращается, потому что не сочинять не получается. Как вы можете прокомментировать?
Ответ: Вы вполне исчерпывающе ответили на свой вопрос.
Вопрос: В новоопубликованном рассказе “Иван Иванович умер” http://litcult.ru/prose/37604 есть такие слова “жизнь Ивана Ивановича была столь неприметной, а цели и мотивы поступков столь ничтожны, что он сам даже не заметил прекращения собственного существования” и вот такие “Это история о потере себя. И томный ахматовский профиль“. Кажется, это какое-то личное переживание?
Ответ: Я уже писал в комментариях под текстом, что в нем есть игра "я/автор/лг". И он состоит из моих личных проекций и вопросов к самому себе. Да и тематика маленького человека по иронии судьбы слишком масштабна, чтобы ее можно было так легко обойти стороной и ни разу ее не коснуться.
Вопрос: А вот стихов не было опубликовано с восьмого марта 2021. Завязали?
Ответ: См. выше.
Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самому себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ: Все, что я пишу это вопрос к самому себе.
Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказал”. Скажите.
Ответ: Странно, что не спросили, почему крыса? Я думал, это будет первый вопрос. Ну, ладно.
==+ ====== == ++ +==++ +==++ +==
Приложение к интервью: к вопросу о крысе
Rotilla: Странно, что не спросили, почему крыса? Я думал, это будет первый вопрос. Ну, ладно.
Causa: - Вы меня раскусили :) Отсутствие этого вопроса - намеренное :)
Давайте задам вопрос так: По вашей "крысиной" аватарке я думал, вы - толстяк. Не знаю почему, но думал. Понятно, что фото решает вопрос о вашей полноте... Так - почему такая аватарка?.. Думаю, что в художественном плане ответ на этот вопрос понятен :) Но для тупых. Ни Гугл, ни Яндекс такого животного - ротиллы - не знает... Гугл говорит: с испанского "открытая дорога", Яндекс показывает - розу "Ротилия". Похоже загадки две - сама картинка и само название. Прокомментируйте?!
Rotilla: Мне нравится само обилие трактовок. Все они красивы и имеют место быть. А еще Ротилла это музыкальный фестиваль. Но изначально я сложил Аттилу и искаженное "rat". Потом уже понял, что само слово не я придумал. Особенно, когда пытался зарегистрироваться под этим логином на разных международных сайтах.
Есть еще трактовка, связанная с вращением. Аватарка наводит на такие мысли. Rotate.
Causa: То есть просто орфографическая ошибка? Должно-то быть - Ратилла?
Rotilla: Для гармоничности исказил, да.
Через о как-то лучше.
хорошее интервью… мне кажется Ротилла с годами меняется, как хорошее вино. раньше был другим — более интеллигентным, добрым. сейчас заматерел, стал писать прозу и радовать нас своими текстами.
Ротилла — редкий автор во всех смыслах. меняется, но при этом свой авторский стиль всё-таки остаётся :) |
спасибо за интервью. выходит, что познакомился с ротиллой. очень приятно. кстати, я удивлён, что «ротилла» не имеет никакой исторической связи с каким-то крысиным персонажем. у меня есть есть чёткая и крепкая связь этого имени с крысой. или была? теперь я не уверен.
p. s всё, нашёл. rotilla — это крыса на финском. (и да, вполне возможно, что я помню это слово откуда-то из другого языка) |
мякоть на стихи, а косточки на прозу? а надо бы наоборотгурманы, мда… бабу, музу, то бишь, надо брать целиком — «суповым нобором» с костями, мякотью и требухой. Сиськи, письки, прочая атрибутика — все в дело. Низя делить. |
И я.
Вот и товарищ Инсинератор где-то недалеко от меня бегает. Оказывается. Очень полезное интервью. Спасибо. |
Некогда топиться, потому что надо ходить по осеннему городу, зябко водить левым плечом, поднимать воротник, вдыхать и смертельно скучать от жизни.
|
Мне нравятся ваши образы. Я даже соглашусь. Питер любит пограничные состояния.
На мой взгляд к нам следует приезжать с мыслями о суициде. Передумаете топиться. Потому что это слишком просто, скучно, неизящно. И лень. Начнете жить назло. А в профиль-то я и не заглянул. Вы ж сосед. |
Слышала, что всё что нужно знать о петербуржцах — от 50 оттенков сложнейшей депрессии до разъедающей язвительной желчи в цвет фонарей. Ну ещё скука, холод, гранит, булка и, разумеется, греча)
|
Интроверсия, сдержанность. В отсутствие внешних раздражителей петербуржец просто спит. Как попугайчик, чью клетку накрыли полотенцем. Чтобы не спать, петербуржец читает.
Роман Холден, помогайте. Как мы определяем чистоту питерской расы? Строение лобной кости, особые тельца в крови. |
Ротилла, кстаи, слышит«где звон»:
. Поздний Хармс это скорее молитва на рыночной площади. Люди мешали ему видеть Бога,Но беда как раз в том, что не люди, а он сам. |
. речь идёт о знакомстве с новыми инструментами наблюдения/восприятия мираЗдрасьте! Жень, скажи какие ты знаешь инструменты восприятия мира, кроме одного единственного, называемого в совокупности «я»? Да ещё и «открытие новых»? Я не про органы чувств, если что. То, что кто-то в ромашке увидел лицо или солнце, это не новые инструменты, это воображение. И воображение инструмент, да. Но у каждого свой, неповторимый. . новыми средствами выражения результатоввот про это я и говорю. Невозможно не «заразиться» чужими средствами в своём творчестве, если ты погряз в изучении чужого творчества, да ещё и кичишься схожестью. Чтобы быть собой, однажды приходится выкинуть на помойку все, что когда-то узнал из книг, кроме азбуки и правописания. Но и тогда из тебя нет-нет будет вылезать «синтезированный Хармс», допустим или Рыжий и тд. У художников, нашедших именно себя, это более наглядно: Ван Гог, Дали, Пикассо, даже тот же Малевич, с его квадратом. Я говорю о чистоте творчества в отказе от всего наносного. Такое может идти только из самой сердцевины тебя, будь ты хоть Вася Пупкин. |
Что такое начитанность?В большей степени речь идёт о знакомстве с новыми инструментами наблюдения/восприятия мира и новыми средствами выражения результатов, а не с самими результатами наблюдений. |
Что такое начитанность? Любопытство? В детстве, начале пути, пожалуй что да.
Но позже, это не что иное, как восприятие своего же мира глазами других, из-за недоверия к собственному мироощущению, взгляду, постоянная сверка с «автритетами». Нахуа? Зачем прятаться за широкими спинами прошедших свой неповторимый путь? Свой, не твой. Да, я тоже прочитаю и, вполне возможно, мне понравится Хармс. Не читал, представляете? Обрету новую, чужую, пусть даже гениальную трактовку доступных к собственному, неповторимому восприятию вещей. И что? Не лучше ли идти своим, совершенно никем непротоптанным путем, даже если по нему ходили до тебя тысячу раз? Я один фиг увижу все по-новому, по своему. Сомневаюсь, что хоть как-то можно избежать чужого влияния в творчестве, если твоё восприятие сформировано чужими глазамм, чужими приёмами, идеями. Уж лучше написать про свою «точку на обоях». Херово написать, но свое. |
Спасибо, Игорь! Когда кто-то из наших авторов говорит мне, что его стихи — абсурд, я всегда отсылаю к этой поэме. Да, при полном наличие сюжета ювелирная ломка причино-следственных связей внутри текста. А не дурацкие, нелепые словосочетания, как некоторые думают.
Игорь, у меня ещё один вопрос, если позволите, как к петербуржцу: какими качества обладают петербуржцы, на ваш взгляд, которые их отличают от жителей других регионов. Если таковые имеются. |
Пьеса «Елизавета Бам». Хотя, она и не адресована широкому кругу читателей, как «Старуха» или «Случаи». ЕБ написана еще совсем молодым Хармсом, когда в нем еще жила вера в алхимию слова. Пьеса стоит на границе ранних фонетических абстракций и более позднего, осознанного абсурдизма. Раннее творчество Хармса это и мистический обряд, и шулерский фокус. Но ЕБ это еще и обряд пламенный, открытый, с ощущением силы в руках. Интересно, что ЕБ граничит с сюрреализмом, но под его определение не попадает. Пьеса не создает отдельной реальности, а расслаивает обыденную действительность на текстуры, молекулы, атомы. Являясь неприкрытым потоком сознания, текст способен собираться, схлопываться во вполне рациональный сюжет.
К сожалению, наболее известный, брендовый, питерский Хармс — это Хармс несчастный. С каждым годом действительность сжимала его всё более плотным кольцом. Поздний Хармс это скорее молитва на рыночной площади. Люди мешали ему видеть Бога, и ему приходилось писать о людях. ЕБ написана в лучшие годы Хармса, когда он был счастлив. |
Послушать новости. После этого автор будет спрашивать, как ему уснуть, но ответа у меня уже не будет.
|
Тогда задам пару вопросов из той сферы, в коей вы, как старый солдат, несомненно, разбираетесь: какое, на ваш взгляд, из произведений Хармса самое значительное? Какое самое любимое вами?
|
Рада, что у нас есть эта рубрика, терпеливо редактируемая Евгением.
Игорь, приветствую. Приятное интервью) Такой вопрос. Что, по-Вашему, ещё может вывести автора из спячки, кроме внешних обстоятельств (настала весна, закончились продукты в холодильнике, начался новый чемп)? |
Знаешь, Влад, какая мысль пришла: в идеале, совместить бы всех редакторов вместе, бывших и существующих. Имею в виду личные качества каждого. Вот это была бы силища! Я мечтал, но у меня не вышло, к сожалению. Кунаков — шут гороховый, да)
. после ксюши со-товарищи осталась выжженная земляКак я понимаю, просто был выработан весь потенциал, понятный и осознанный на то время редакторским составом. Не Ксения и со-товарищи в этом виноваты. Не только они, точнее, но и время перемен, пришедшее неумолимо. Все меняется. Это единственное, что неизменно. |
по знаниям — конечно. а вот насчёт остального можно поспорить. но не в смысле у кого лучше-хуже то или иное. после ксюши со-товарищи осталась выжженная земля, даже после ухода янины со всей редакцией такого не было и после моего тем более. вот и думай, результат её работы был каков, если следующими редакторами стали персона и кунаков) найс рэпчик, ага.
|
. В главреде должно слиться почти несовместимое: уникальное литературное чутье, знания, человеколюбие,Я и тебя не застал, Влад, потому возможно необьективен. Но из тех людей, кого знаю, Ксения «негласно» была лучшим главредом и по вкладу, и по человеколюбию, пониманию целей и задач, и по знаниям, и по стремление помочь. Имхо. |
шутишь?) дед ник был тот ещё истерик и склочник, царствие ему небесное. кровушки у всех редакторов попил преизрядно)
|
.спасибо, было, больше не надо)Такой человек, похоже, негласно был на литкульте. Дед Ник, кажется, если не ошибаюсь. В главреде должно слиться почти несовместимое: уникальное литературное чутье, знания, человеколюбие, ну, и плюс хоть немного мудрости, в котором бы абсолютно отсутствовало мелкое «я». Почти невозможное сочетание, понимаю) |
Андрей Бударин, ты, Влад, Ксения…если не ошибаюсь, официально ксюша главредом не была, хотя неформально — наверное. Литкульт ещё найдет своего глав/рида, который возглавит его под флагом любви и взаимопонимания.спасибо, было, больше не надо) |
под победой ты имеешь в виду сам факт главредства? ну да, думаю, большинство уходило с подобным чувством)
|
. я понял, что главредом может стать кто угодно.Андрей Бударин, ты, Влад, Ксения… Как показывает практика, глав/вредами становятся только достойные. Но не каждый понимает нафига ему эта ноша. Я уверен, что Литкульт ещё найдет своего глав/рида, который возглавит его под флагом любви и взаимопонимания. Аминь! |
Это был прикол. Не столь основательный опыт, как у тебя. На первых порах пребывания на сайте мне нравилось спорить с редакторами, а когда редакторский состав развалился, прожектора указали на меня. Но своей команды так и не собрал и исчез на несколько лет, уйдя со странным ощущением бесполезности победы. Позднее я понял, что главредом может стать кто угодно.
|
не застал твоего главредства, поэтому вопрос: что это было? то есть зачем и что из этого всего вышло.
|
Спасибо за комментарии, Валера.
вопросы становятся все индивидуальнее, проработаннееВсё же, изначальный принцип — один костяк вопросов для всех — мне кажется, работает хорошо, даёт возможность _объективно_ увидеть специфику героев интервью. Слишком «индивидуальные» вопросы, вопросы под «интервьюИ» — это уже субъективный подход интервьюЭра. Такое тоже возможно, но я хотел (как, хм..., и в моих текстах) по возможности не давать оценок от лица автора. ответов вы добиваетесь максимально искреннихЭто спасибо респондентам. Кто хочет раскрывается, кто хочет укрывается. Но ведь и это тоже показывает человека. |
А у меня традиционный вопрос, между прочим, Игорь, что вы любите из спиртного? Это важно для диалога, я считаю.
|
:" В творчестве не может быть рамок. Но меня ставит в тупик, когда люди говорят: «Я читаю, чтобы отдохнуть»."
Хорошее интервью. Годное, так сказать, к строевой. |
К Игорю, пожалуй, что и нет вопросов, как ни странно.
Он и так сказал здесь гораздо больше, чем обычно. Острый, добротный нож всем прекрасен — он как тончайший ланцет, с изумительно остротой и наблюдательностью, может вскрыть суть почти всего на свете, с абсолютной же хирургической точностью. Но даже ему недоступны к привычному «препарированию» всего только два предмета: он сам, так как нож не может разрезать самого себя, и любовь, как нечто нематериальное, неподдающееся отточенной до блеска логике. Но даже и у ножа есть огромная тяга/любопытство к этим двум предметам, а значит все ещё впереди) |
Спасибо, интервью интереснейшее! Хорошо, когда интервьюируемый не пытается прятаться и не обрубает реплик.
Личная информация подстрекает пользователей искать подтверждение своей любви или ненависти к автору за пределами его текстов.Но то же самое делает и поведение автора на сайте. Получается, что чистота эксперимента возможна только тогда, когда автор не вступает в дискуссии, ничего не поясняет, не отвечает и вообще не комментирует. |
Евгений, похоже, что работа с таким жанром, как интервью, Вам (да и нам всем) явно идёт на пользу, так как и вопросы становятся все индивидуальнее, проработаннее и ответов вы добиваетесь максимально искренних. А значит, глубокая предварительная проработка «материала» была проведена качественно.
Работа большая и нелёгкая. Но у вас получается все лучше и лучше. Спасибо Вам огромное. Успехов и обязательного продолжения в этом нужном начинании! |