32
446
Рубрика: кино

 

Шморбиус

 

Уже по трейлеру было ясно, что фильм так себе, но я все же решила проверить свои догадки, тем более что супергеройское кино, даже паршиво сделанное, содержит хоть немного развлекательности. И вот что интересно. Джаред Лето – отличный актер, когда играет психов, девиантов и квиров, только с Джокером у него не задалось, но там были сценарные проблемы. Когда он принимается за протагонистов, получается пресно и неубедительно. «Морбиус» держится на другой фигуре – злодее Майло, которого играет потрясающий Мэтт Смит. Он умеет создать образ обаятельного антигероя, дерзость которого выходит за рамки этики. Танец Майло перед зеркалом – одна из лучших сцен фильма, из нее можно сделать клип, ничего не добавляя. В целом, конечно, получилась пресная история про то, как ученый, желая сделать хорошо, сделал плохо – этакий перепев доктора Джекилла и мистера Хайда.

Вампиры – аристократы, хищники среди людей, они носители красоты и бессмертия. Поэтому изначально довольно мрачный образ Дракулы в течение двадцатого века неуклонно романтизировался, пока вампиры не превратились во влажную девичью фантазию об идеальном любовнике – сильном, страстном, особенном. Кстати, что любопытно: запрос на романтику такого рода стабильно высокий и остается не удовлетворенным, что косвенно говорит о трансформации гендерных ролей. Женщины, мечтающие о вовлеченности мужчины в отношения с ними (ты мой личный сорт героина и все такое), сами становятся в какой-то мере вампирами: охотятся, ловят, прижимают к стене и пьют кровь, пока жертва не свалится замертво.

Морбиус – вампир поневоле. В фильме довольно невнятно говорится о его болезни: что-то там с кровью, поэтому ноги плохо ходят. Передвигается он с помощью двух костылей, и авторы фильма, как я понимаю, чрезвычайно довольны этим наивным намеком: смотрите, смотрите, он и до превращения дохрена смахивал на летучую мышь! Но Морбиус косплеит не только вампира. Он еще и Христос. Лицо как с иконы, волосы до плеч, глаза небесно-голубые. А Майло, его противник, на самом деле не Майло, а Люциус. Вот это мощная аллюзия! Видно, культурный уровень зрителя изначально понимался как максимально низкий. Вызывает вопросы и то, почему внедрение генома крохотного нетопыря, который сам по себе, без стаи, не так уж и вредоносен, приводит к появлению монстра, который швыряет противника с невероятной силой, разбивает стены, пьет кровь литрами и не повреждается, даже если на него падает бетонная плита. При этом ночной образ жизни животного доктор не перенимает, в дневное время вполне активен. Интересно и то, что живущая в лаборатории стайка мышей ничего не жрет и постоянно летает этаким живым вихрем. Зоозащита нервно курит в сторонке.

Основной конфликт фильма прост и одномерен: два мужика находят разное применение своим суперспособностям, в одном сохранилось хорошее, в другом произошло полное замещение личности. Но вот вопрос – почему так случилось? В Майло не было никакой роковой червоточины до того, как он получил укол волшебной сывороткой. Он был хорошим другом и спонсором научной лаборатории и вдруг превратился в того, кто готов убивать налево и направо, а Морбиус как был нормальным, так и остался. Получается, это история не про то, что волшебные силы делают хороших еще лучше, а плохих еще хуже, а про то, что все в мире случайно и подчиняется воле стандартной поляризации: если где-то скопилось много добра, то где-то начинает нарастать злобное зло.

Сцены, когда вампиры рычат друг на друга, просто испанский стыд. Выглядит это как потасовка в детском саду, когда мальчишки корчат друг другу рожи, а потом начинается косолапый махач.

Любовная линия фильма совершенно бескровная. Если Адриа Архона еще как-то пытается играть в любовь, Джаред Лето совершенно асексуален, хоть и вампир. Нулевая химия. Красивая картинка оказалась важнее драйва. И так во всем. Более-менее внятные отношения есть только у Морбиуса и Майло, вампирский броманс. Детективы, которые ловят Морбиуса, какие-то лошки, комические недотепы, остальные персонажи – картон. Весь фильм – фанфик для поклонников Джареда Лето и его неземной исусьей красоты. Внешние атрибуты супергеройского кино (простой конфликт, быстрая сменяемость событий, финальная победа протагониста) не получают никакой дополнительной окраски, которая сделала бы «Морбиуса» особенным. Сцены после титров – жалкая ржака и делают все только хуже.

Хотя, возможно, этим фильмом авторы пытались ответить на вопрос, откуда взялся ковид. Нечего общаться с летучими мышами, от них только зараза одна.

 

Дата публикации: 23 ноября 2022 в 12:44