“Просто ЛитКульт” - это серия интервью с авторами нашего сайта. Подобные публикации - уже традиция ЛитКульта. Сегодня Артём Кельманов - artem_kelmanov получивший титул “Лучший автор ЛитКульта”, отвечает на вопросы.
Вопрос: Похоже, ваш творческий интерес - это исключительно фантастика, фэнтези с юмором и ужастиками. Расскажите как и почему вы сочиняете, почему в этом жанре, как возникают сюжеты?
Ответ: Здравствуйте! Если уж рассуждать, то фантастика и фэнтези с юмором и ужастиками – это аж целых четыре жанра, такое поле, пахать – не перепахать. Почему сочиняю… Что ж, наверное, это реализация детской мечты стать писателем-фантастом, когда вырасту. То есть поначалу-то я хотел стать изобретателем машины времени, но с возрастом понял, что писатель-фантаст – оно как-то реалистичнее. А потом вырос… И писателем-фантастом не стал. Осознал, ужаснулся, отряхнулся, теперь исправляюсь и потихоньку становлюсь. Поэтому сочиняю. А ещё – потому что от процесса сочинительства получаю огромное удовольствие.
Что касается возникновения сюжетов, то тут когда как – иногда они рождаются спонтанно и в одно мгновение, а иногда нужно самому с собой проводить суровый мозговой штурм, в особо жёстких случаях чуть ли не пинками выбивая из себя идею.
Вопрос: Хотелось бы немного вашего личного инфо. Скажем, чем зарабатываете на жизнь, есть ли семья, домашние животные, увлечения помимо творчества и подобные вещи? Как это взаимодействует с творчеством?
Ответ: Ха, сейчас все мои тайны и раскроются! Работаю в офисе программистом, три часа на дорогу туда-обратно. Семья есть. Если подразумевается наличие жены и детей, то нет – холост, открыт для предложений (шутка!). Домашние животные имеются, преимущественно коты. Основное увлечение – активные путешествия – горные походы, сплавы и т.п. Одно время ездил по разным городам, участвовал там в соревнованиях по бегу, потом просто гулял и ехал назад. Перемена мест – круто, прочищает мозги, заставляет совсем по-другому чувствовать жизнь. Жалко, что в последнее время нечасто удаётся куда-то выбраться.
На творчество всё это, конечно, влияет. Хотел написать, что больше всего влияет загруженность на работе, но не буду – просто повосхищаюсь теми, кто успевает всё совмещать – и семью, и работу, и прочие всевозможные дела и занятия, а потом ещё и шикарные рассказы (а то и романы) пишет.
Вопрос: Где вы живёте? Как там сочиняется?
Ответ: Живу в Подмосковье. Сочиняется неплохо, когда есть время и голова не забита.
Вопрос: Как и почему вы пришли на Литкульт?
Ответ: Почему – вопрос в данном случае немного из метафизики, а насчёт «как» всё очень просто – Эдуард как-то и где-то меня нашёл и пригласил поучаствовать в прошлом чемпионате прозаиков, мне очень понравился формат чемпионата, и вот теперь я здесь.
Вопрос: Что вам дал ЛитКульт?
Ответ: Ну, собственно, чемпионат прозаиков. За последние два года из-за нехватки времени я пропустил, наверное, десятка два конкурсов, в которых собирался принять участие, но на чемпионат исправно писал, часто, конечно, в последний момент и с просрочкой дедлайна, но… Буду писать, пока не выиграю.
Вопрос: Что вы дали ЛитКульту?
Ответ: Только лишь ЛитКульт знает, дал ли ему что-то я.
Вопрос: Что уже хорошо получается на ЛК? Что в процессе? Что требует работы?
Ответ: Хм… Я, судя по всему, знаком только с той частью ЛитКульта, в которой всё получается хорошо. Хотя, пожалуй, есть небольшое замечание-предложение насчёт того же чемпионата прозаиков. Обратил внимание, что дуэли, как правило, публикуются в том же порядке, в котором они расположены при жеребьёвке, с сохранением порядка участников каждой дуэли, поэтому замена имён на псевдонимы создаёт интригу только если кто-то из участников снялся с конкурса. На групповом этапе снимается больше народу, поэтому там не так всё очевидно, но в плей-офф почти всегда понятно, кто есть кто. Вот я бы предложил добавить рандомайз и в порядок дуэлей, и в порядок участников.
Вопрос: Хотелось бы сделать вашу "творческую визитку". У вас есть "ваш" стиль? Если да - определите его рационально, словами, приведите ссылки на ваши тексты, написанные в "вашем" стиле.
Ответ: У меня два ответа на этот вопрос. Первый, честный – у меня нет своего сформировавшегося стиля. Второй – я специально стараюсь экспериментировать и писать по-разному, но поговаривают, что что-то «моё» в этих экспериментах всё равно почти всегда проскакивает. Для демонстрации этого «моего» я бы предложил следующие рассказы:
https://author.today/work/54996
https://author.today/work/54998
https://author.today/work/116281
https://vk.com/@pisatel_artem_kelmanov-v-gostyah-u-babushki
https://vk.com/@pisatel_artem_kelmanov-zhban
http://litcult.ru/prose/35959
http://litcult.ru/prose/35438
http://litcult.ru/prose/37048
Вопрос: А другие авторы сочиняют в "вашем" или близком стиле?
Ответ: Евгений Лукин, только тс-с-с! Ему не говорите.
Если серьёзно:
Евгений Лукин, Любовь Лукина «Сталь разящая» – как я хотел бы уметь писать.
Евгений Лукин, Любовь Лукина «Когда отступают ангелы» – как теоретически в моём представлении мог бы когда-нибудь в будущем писать некий идеальный я.
Вопрос: Нравятся ли вам тексты, написанные другими авторами не в "вашем стиле"? Если есть желание, приведите ссылки на инете.
Ответ: Конечно, их таких тьма тьмущая.
Вопрос: А вы сами сочиняете не в "вашем стиле"?
Ответ: См. выше. Вообще говоря, мне представляется, что хороший писатель должен мочь написать что угодно.
Вопрос: Он вообще нужен "мой" авторский стиль?
Ответ: И на пятом вопросе я, наконец, задумался, а что вообще такое стиль. Стиль – это же вторичная штука, как пена на волнах. В первую очередь есть автор со своим опытом, идеями и арсеналом выразительных средств, творящий своё творчество, а стиль появляется потом, когда этот автор становится достаточно опытным и мастеровитым. Т.е. вопрос изначально некорректен. Стиль – это не цель, а следствие. Цель – хорошо писать, повышать мастерство, накапливать опыт, расширять кругозор, а стиль придёт.
Вопрос: Что посоветуете начинающим авторам?
Ответ: Много читать разной литературы. Участвовать в разных конкурсах.
Вопрос: Что посоветуете опытным авторам?
Ответ: Не останавливаться. Нет предела совершенству.
Вопрос: Что посоветуете ЛитКульту в целом?
Ответ: Посоветую ничего. Пожелаю процветания.
Вопрос: Почему стоит публиковаться на ЛК? Или не стоит?
Ответ: Вопрос интересный, но, наверное, он больше к тем, кто тут публикуется много и регулярно. Я на ЛитКульте публикую рассказы, которые были написаны для конкурсов, которые проходят на ЛитКульте, чтобы понимать, какие рассказы лучше получились, какие хуже, какие больше зашли, какие меньше. Делаю выводы – у меня же хитрый и коварный план рано или поздно выиграть чемпионат, лучше, конечно, рано, чем поздно.
Вопрос: Публикуетесь ли на других сайтах? Если - да, то - почему, что это даёт?
Ответ: У меня есть страница на Самиздате – исключительно для рассказов, которые участвуют в конкурсах на Самиздате. Есть страница на Author.Today, где я тоже что-то публикую. Но я эти страницы никак не развиваю и не продвигаю, поэтому они просто есть. Иногда там кто-то что-то читает и комментирует, но редко.
Некоторые рассказы публикую в группе ВК «Всего лишь писатель». Там отдача всегда ощутимая. Группа большая с доброжелательными читателями, поэтому всегда много комментариев, в том числе и конструктивных.
Вопрос: Что посоветуете редакторам ЛитКульта?
Ответ: Как-то так получилось, что поскольку в основном я тут участвую в конкурсах, то с редакторами ЛитКульта не сталкивался, как с редакторами, только как с участниками конкурсов, поэтому не очень хорошо представляю себе их редакторскую деятельность.
Вопрос: Что по вашему прежде всего нужно для ЛК в отношении "слабых" текстов - оценить/осудить/удалить, или объяснить/научить/направить?
Ответ: Я за индивидуальный подход.
Вопрос: Что особенно ценно для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Для меня ценна сама по себе возможность заниматься творчеством.
Вопрос: Что неприемлемо для вас в творчестве, в частности в литературе?
Ответ: Не понимаю чернуху ради чернухи.
Вопрос: Есть ли в вашем творчестве что-то, о чём вы серьёзно жалеете? Не просто стих подправить, а что-то типа "зачем я это сделал"?
Ответ: Пока нет, и надеюсь, что не будет.
Вопрос: Есть ли у вас творческая мечта?
Ответ: Как-то с возрастом все мечты превратились в цели и задачи. Цель – писать лучше.
Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами литературных произведений. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Их очень много, выбрать сложно. Ну, пусть так:
Владимир Орлов «Альтист Данилов»
Роджер Желязны «Хроники Амбера» (обязательно в переводе Яна Юа, с иллюстрациями Яны Ашмариной)
Кир Булычёв. Просто Кир Булычёв.
Стругацкие.
Вопрос: Приведите не более трёх самых любимых вами произведений искусства - кино, опера, живопись - любой вид искусства кроме литературы. Если хотите, кратко прокомментируйте выбор.
Ответ: Кино. Так же как с книгами – очень много замечательных фильмов, не более трёх вряд ли получится, там в три сотни бы уложиться. Пусть тогда будут фильмы, которые, возможно, если их посмотреть, что-то скажут про меня.
«Фонтан» Даррена Аронофски.
«Планета Ка-Пэкс».
Почти все фильмы по Филипу Дику – «Бегущий по лезвию», «Вспомнить всё», «Крикуны», «Пришелец», «Особое мнение», «Час расплаты», «Пророк».
Трилогия «Назад в будущее»
«Фара» Абая Карпыкова.
«Гостья из будущего», «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», «Кин-дза-дза», «Чародеи» – с них всё начиналось.
Фильмы Марка Захарова.
Вообще, советское кино очень люблю. Тогда актёры, режиссёры и сценаристы были намного лучше, а смыслы намного глубже.
Музыка. То же, что и с книгами, и с кино. Я слушаю много разной музыки. Даже не знаю… Пусть будут открытия последних лет:
Рок-опера «Окситания» от Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова.
Канал PostmodernJukebox на YouTube
Концерт The Highwaymen: Live at Nassau Coliseum
А финалом у меня неожиданный вид искусства – компьютерная игра To the Moon. Крайне рекомендую всем любителям хороших историй.
Вопрос: Есть у вас вопрос(ы) к самому себе? Задайте. И ответьте, если ответ существует.
Ответ: К себе нынешнему у меня вопросов нет. Есть вопросы к себе из прошлого и к себе из будущего. А у них, наверное, ко мне – причём не только вопросы, но и претензии. Надеюсь, что все эти вопросы когда-то в финальной точке разрешатся.
Вопрос: Спасибо за интервью! До новых встреч!
Вы спускаетесь по лестнице и бьёте себя по голове: “Елы-палы! А об этом-то не сказал”. Скажите.
Ответ: Новый Год же! Желаю всем здоровья, счастья, любви, понимания и денег побольше!