|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1286 |
ЛК забывчив. Когда-то здесь горели звезды, но память о них не сохранилась. Если человек уходит с ЛК, он стирается полностью: чисто технически, его тексты остаются на странице, их можно почитать, но чтобы добраться до этой страницы, надо знать наверняка, что ищешь. Сетевые поэты – народ самозацикленный. Сейчас я достану из рукава битого туза и покажу вам прошлое ЛК. Когда-то и мы им станем, только не уверена, что найдется летописец, который припомнит наши имена.
Итак, Зараза.
Вероятно, человеком он был сложным, критически настроенным, но авторитетным. Его мнение могло что-то изменить в судьбе среднего жителя ЛК. Сам он писал на средне-хорошем уровне, без особого блеска, но устойчиво. У средне-хороших поэтов (в данном случае, это слово уместно) есть одна черта, которая не позволяет им писать лучше – это застревание в образе или мотиве.
Что побуждает человека писать стихи? В случае графомана – непережитая, неотрефлексированная фрустрация. Графоман сталкивается с тем, что мир необъяснимо плох, неудобен, враждебен и в форме жалобы, иногда чуть скрашенной элегической грустью (ах, уныние! ах, тоска!), выплескивает свое послание в мир… который, вот же черт, плох, неудобен, враждебен и говорит графоману, что он графоман. Можно снова садиться писать стихи. Накопилась новая фрустрация, болюшка-боль. Графоман надевает маску гонимого страдальца, но адресат все тот же – материнское начало мира, которое должно класть его в колыбельку, а бросает почему-то в поросячье корыто.
Авторы, которые преодолели графоманский нарциссизм, гораздо лучше чувствуют своего собеседника. Это не мать, не весь мир, а конфидент, доверенное лицо, готовое слушать тихую песню, пусть и не всегда в ноты. На этом этапе уже хорошо видно, что жалоба как жанр ушла в прошлое, ее заменила элегия. Корни фрустрации пишущего не в частной обиде и невываренном гневе, а в том, что противоречия, существующие объективно, для всех, непреодолимы, сильны, фактически всевластны. Автор надевает маску супергероя и вступает в бой с миром, разя его зубочисткой в толстое великанское сердце. Конфидент наблюдает за этой борьбой полусочувственно, потому что в авторском намерении дерзости больше, чем смысла. Это отголоски, хотя и дальние, графоманского эго, которое раньше было гигантским по сравнению с миром, а теперь, когда ситуация инвертировалась, сжалось до плотной горошины и смотрит на мир снизу вверх, потрясая тощим кулаком. Ужо тебе!
Следующая стадия – примирение с миром. Мир – где-то там, сам по себе, автор занят выпеванием индивидуального творческого сочинения. Приходит осознание, что важна техника, детали, что голос надо тренировать. Он может быть чище, легче, а текст – сложнее и интересней. На этой стадии большинство остается навсегда. Шлифование техники – ответ на все вопросы. Что-то не так с текстом? Техника подкачала. Что-то не так со смыслом? Так вот же, перебой в ритмической структуре. Сними его, и текст выправится. Объектом изображения становится не сам мир в его непосредственной данности, а мир как совокупность присвоенных знаков, отраженная и обработанная текстовая сущность души. Кроме того, технически подкованные авторы чаще всего в плане смыслов остаются графоманами – они застревают в пучке однообразных мотивов, которые, видимо, остаточное явление их первичной фрустрации. У некоторых, впрочем, тексты растут не из душевного раздрая, а из наиболее яркого жизненного впечатления, как правило, хронотопически ориентированного. Где-то когда-то было пережито острое, нетипичное, глубокое чувство. Погружаясь в лирическую медитацию, автор мгновенно попадает туда. Если переживаний было несколько, он ходит между ними, как бы из комнаты в комнату, но мотивная структура будет сходной, потому что для разницы в мотивах надо иметь нечто большее, чем два-три поэтических инсайта. Нужен, что называется, вижен, глобальное холистическое мышление поэта.
Именно на этой стадии мы находим Заразу. Он технично пишет, знает, что делает, имеет некоторую самокритику и кое-что знает про литературу. Давайте посмотрим на конкретный, очень показательный текст.
У илистого берега реки
Кончается люпиновое поле.
Переплывёшь - леса и родники,
Но здесь, в болоте - топи и невольный
Безмолвный ирисовый скит.
На воротник садится саранча,
Безжалостная стражница болота.
Лицо её - как маска палача,
Башка моя уже на эшафоте -
Спаси, кукушка! Ирисы молчат.
Но в голове под музыку твою
Гипнотизирующим ритмом стробоскопа
То шёпотом сошедшее "люблю",
То горсть земли стучит о крышку гроба -
Молчи, кукушка! Ирисы поют.
Берег водоема – часто встречающееся у Заразы пространство. Оно – традиционный мостик от идиллии, с ее красотой и безмятежностью, к элегии, в которой все красивое временно и неизбежно встретит смерть. В тексте мы видим одинокую фигуру лирического героя, который забрел туда, куда Макар телят не гонял. Поле, поросшее люпином, упирается в болото, на котором растут ирисы. Не буду вдаваться в ботанические подробности – скажу только, что обилие цветов выглядит неестественным. Дальше вообще появляется саранча. На болоте-то! Пришлось погуглить – нет, все-таки саранча сторонится болот. Но, допустим, перед нами мир, где на болоте можно встретить и ирисы, и саранчу. Автор и сам чувствует, что что-то пошло не так, поэтому ограничивается неловкой рифмой «саранча – палача» и вынужден быстро перескочить к теме смерти. После нагнетания цветочных красот слово «башка» выглядит чужим и неуместным. Герой в отчаянии обращается к кукушке, которая не упоминалась, потому что ее нет в этом пространстве. Пойдя на поводу у саранчи, автор провалился в болото по колено.
В третьей строфе появляется обращение – то ли к богу, то ли к возлюбленной, возможны оба варианта. В первой строфе есть глагол во втором лице, но это, вероятно, самообращение лирического героя. А тут саранча каким-то образом напомнила ему, зачем он пошел на болото. Моя версия – топиться (никто меня не любит, никто не пожалеет, пойду я на болото, наемся жабонят). Из глубин памяти выскакивает стробоскоп, уместный на болоте не более, чем саранча. Видимо, герой припоминает вечеринку, где возлюбленная прошептала ему слова любви. Шепот плохо сочетается с музыкой и ритмом безудержного веселья, но, допустим, в сознании героя все настолько слито, что в любой момент он может увидеть, как любовь спускается к нему с неба, как бог. Любовь, разумеется, сочетается со смертью, где элегия, там и гроб. Гроб в болоте. И саранча. Финализирует автор своей текст вариацией последней строки второй строфы. Кукушка так и не запела, а вот ирисы – да. Видимо, на какой-то момент жизнь победила смерть, дурное пророчество не сбылось, поскольку даже не прозвучало. Герой, счастливый, стоит посреди болота, с саранчой на воротнике. Саранча в шоке, конец текста.
Посмотрим на еще один текст, чтобы уловить тенденцию.
От ветра и столетнего труда
Ослеп рыбак. Но в море маяка
И зрячему в тумане не видать.
Скрипят уключины. Улов его сокрыт
в морской воде - не век ему висеть
на поплавках. Закидывая сеть
рыбак не молится - он молча верит в рыб.
И рыбы тоже верят в рыбака.
Перебивая скользкие хребты,
Ломая рты, срывая чешую
Он каждым действием оттягивает жизнь,
Он каждым жестом продлевает тьму,
Но если рыба вдруг заговорит,
То это - чудо чуждое ему.
Опять мы видим водоем и человека, с ним соединенного. Нашего автора неизменно влечет к жидкости. Здесь уже объективированная картинка, в которой лирическому «я» достается роль наблюдателя и судьи. Видно, что автор начитан: рыбак соотносится с апостолом и с со стариком из повести Хемингуэя. Герой текста, слепой рыбак, ловит сетью рыбу и на берегу зачем-то умерщвляет ее. Быть может, мстит живым за то, что неспособен умереть. Несколько банальная первая часть показывает, что человек и природа повязаны одним чувством, одним состоянием – верой. Наличие рыб означает наличие рыбака и наоборот. Мысль не новая, но оформлена приятно. А вот другая фраза из строфы показывает, что автор пока что делает ошибки в технике: «Но в море маяка // и зрячему в тумане не видать». Перейдя со строки на строку он напрочь забывает, что уже использовал локатив. В море и в тумане – должны быть рядом, но они разделены на две строки, как будто автор сам себя догнал и добавил. Блоковское «скрипят уключины» вставлено явно, чтобы было ясно – автор что-то читал. Ничего нового про скрип уключин и его смысл мы не узнаем.
Во второй строфе происходит макабрический фестиваль разделки рыбы голыми руками: рыбак зачем-то ломает хребты, ломает рыбам рот (как это вообще возможно?), срывает чешую. Смысла в его действиях нет. Возможно, он сошел с ума и забыл, что нужно делать с рыбой. Что значит «оттягивает жизнь», в контексте абсолютно не ясно. Предположу, что имелось в виду «останавливает». Рыбак губит рыб, потому что не считает их людьми, и даже если они заговорят, он в это не поверит. Допустим, тут какое-то метафорическое обобщение: мол, все мы такие, только разрушаем, и к чудесам не готовы. Но от текста остается ощущение сырости – куча недоделок, мертвые отсылки, претензия на высоту притчи или легенды и в результате – ничего.
И последний текст, немного другой по локации.
Во дворе так солнечно и звонко,
Как бывает раннею весной.
И весна, несносная девчонка,
Сорок лет смеется надо мной.
По останкам тающего снега
С визгами несётся малышня -
Я быстрее их умею бегать!
Но они играют без меня.
Увы, тут получилось даже хуже, чем в текстах «у воды». Первая строфа – скрытая цитата из «Московской песни» Трофима. Плохо и то, что автор, похоже, этого не осознает. Лирический герой на время становится ребенком – это позволяет ему сделать омолаживающая сила весны. Ему даже досадно, что его не берут игру – дядьку сорока лет. На этом текст заканчивается. Все сказано. Кажется, что в такой простой форме скрыта высшая мудрость: главное – оставаться всегда ребенком или хотя бы изредка оживать. Но это трюизм из серии «Волга впадает в Каспий». Простая форма хороша тогда, когда скрытый смысл оказывается неожиданно громадным. На противоречии содержания и средств его выражения строится эффект остранения. А тут и содержание банальное, и форма – проще простого. Текст скроен в целом неплохо, мои замечания можно считать придирками. Читабельно, гладко, осмысленно. Но отсутствует поэтическая новизна и, по сути, авторский взгляд на вещи.
А теперь давайте посмотрим на общий узел проблематики. Каждый раз лирический герой сталкивается с одним и тем же, что его глубоко волнует – феноменом смертности. И болото, где саранча ему выносит приговор, и безумие рыбака, уничтожающего рыбу, и останки снега (именно останки), по которым несутся дети, связаны с мотивом умирания – мира ли, героя ли. Наблюдая за миром, наш автор вычленяет в нем болевую точку и зацикливается на ней. Со смертью ничего нельзя сделать. Не получается ни отменить ее, ни принять, ни осознать. Она торчит из каждого куста. Она – в голосе птиц, в окраске насекомого, в сугробе. Понятно, что морок элегии силен, и российский поэт с трудом вырывается из этого жанра. Мы – элегически ориентированная нация. Более того, застревание в смерти типично для средне-хороших поэтов. Но как только такому поэту удается высвободиться, он получает шанс на другое, новое письмо, где техника существует не сама по себе, а ради содержания, и содержание не концентрируется в одной болевой точке, а распахивается навстречу полноте мира, не сводимой к времени, летящему в никуда.
Почитать Заразу можно тут http://litcult.ru/lyrics/u.2627
Я помню наши с тобой первые беседы и твое мнение о возможности «формулы стиха».
Ты сам перерос уже период формул, даже если не согласишься со мной. Но это по твоему умению и пониманию в прозе. По стихам мне трудно судить. Скорее нет, чем да. . Успех того же Рыжего во многом связан с тем, что он умел сказать то, что мы только собирались. И могли бы, но…Хороший поэт резонирует в максимально широком спектре частот, в этом секрет успеха. Он попадает во многих. И да, он-то «выдаёт», а мы просто «молчим» про то же. Потому между нами и им чисто техническая разница. В говорении. Нет вру. Все же, в широте спектра этого говорения. Не у всех она развита одинаково. А теперь скажи мне «привет Кэп!») |
Не везде согласен с озвученными градациями поэтической зрелости, описанным в блоге. Всё как-то немного передернуто в угоду стройности самой теории, кмк.
В реальности же, всё всегда немного сложнее и с «графоманами» и, и с середничками, и с «мастерами». Во всех случаях, кмк, идёт внутреннее говорение, согласно той стадии самоопределения и развитости навыка говорения, в котрой находится автор в конкретном тексте, но не более. Мы же, как читатели, видим только результат и, разумеется, судим по нему. А это всегда немного поверхностно. Восприятие части не может быть цельным, без глубокого знания целого. Взять приведенную трактовку второго текста Заразы. Она могла бы быть и шире, как минимум. Но для этого надо быть достаточно хорошо знакомым и с его творчеством и с самим автором. В этом суть полноценной критики, кмк. Но в объёме и назначении этого блога вероятно не было такой задачи, как я понимаю. Это уже сверхзадача, с совершенно иным подходом. Здесь же рассматриваются частные примеры и делаются частные выводы. Возможно я не прав. Потому Имхо. «Любая истина, сказанная без любви, есть ложь» Апостол Павел Цитата так вросла в мир, что её, зная о её существовании или нет, использовал и Достоевский и Мастроянни и многие другие творцы и не только. Смысл в самом подходе к суждению, восприятию. На мой взгляд, совершенно невозможно избежать двойственности в художественном тексте, пользуясь двойственным же языком и описывая двойственный же мир и себя. Это к вопросу о застревании в каких-либо. мотива и тд. Возьми любую тему, и ты найдёшь в ней и плюс и минус. Но в том-то и дела, что у условно сильного автора через эту разделеннность (а по сути только благодаря ей) идёт соединение в некое гармоничное целое, которое мы всё называем по-разному. Но распознавание читателем/автором в тексте этой соединенности и приводит к катарсису. Ращве нет? Я, например, вижу этот завуалированный разговор о целостности во всех трех произведениях обсуждаемого автора. Может это взгляд далеко за пределы написанного, но асе же. Хотя, чисто технически и по степени воздействия текста на читателя, тексты и правда средние, этого не отнять. Да и должны ли быть всё тексты вершиной, кульминацией авторской мысли и чувства? На мой взгляд, нет. Невозможно из слов составить совершенную мозаику пусть даже одного чувства. Но можно приблизиться к ней очень близко. Каждый текст — благородная попытка такого приближения. Всё, что касается сказанного здесь по технике письма, разумеется имеет смысл. Но техника лишь зеркало внутреннего содержания. Не ради ли него вся литература и искусство вообще? А с другой стороны, не имея качественного «отражения», как увлечься, заинтересоваться тем, что стоит за ним? |
А так-то стихи Заразы средненькие. Паш, а ты откуда знаешь? От бутылки оторвался, пару строк прочёл, сделал вывод? Ты не жил тогда здесь, когда Заразын сын варил свои щи на ЛК. И не только сын, но и и отец, и духом его до сих пор всё щели портала пропитаны. Не человек, а святая троица живая. Вам не понять |
Ксения, права. Он не управляет стихом, его то тащит рифма, то ритм и он с легкостью жертвует смыслом, даже эмоциональным пониманием — старик становится демоном, но автор этого не замечает.
Ломая рты, срывая чешуюСиноним оттягивает — отсрочка, медлить, то есть продолжает жизнь,. Чем- тем что ломает хребты? |
Рыб умервщляют, чтобы они не бились, щукам ломают хребет. Пипец, какой вы живодёр, а не рыбак. Если не хочешь, чтобы рыба долго мучилась, её умерщвляют ударом твёрдого предмета в точное место на голове, где у неё мозги. Рыба после этого засыпает за 2 секунды. Зараза писал о мифической живодерне, которую он перепутал с рыбалкой. Кто-то мучает собак, кто-то кошек. А Заразычу вот рыбки чем-то не угодили. Может, он просто рыбофоб. |
Рыб умервщляют, чтобы они не бились, щукам ломают хребет. Видимо, это зрелище автор и перенес на неведомую ему морскую рыбалку. А вот ломанье ртов уже выглядит как явный перебор, старик так вошел во вкус, что просто раздирает рыбу…
|
С некоторыми моментами я не согласна.
Стихи Заразы не помню(или не знаю). Полюбопытствую. Но за такой подробный разбор спасибо, Ксения. Есть очень точные определения и анализ. |
Ой, Ксения, наговариваешь ты на нас)
Читаем мы Заразу, вот буквально недавно про стол с царапинами читала, даже вспомнила, про плоский дискурс. |
Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и лангольеров за трапезой. 10 лет назад сайт был другим, я был другим, и я вел диалоги с другими людьми. Но меня не покидает ощущение, что эти диалоги существовали только во мне и невозможны во мне сегодняшнем. Маловероятно и появление Заразы на сайте, т.к. сайт ушел далеко вперед. Мы узнали Дмитрия Коренева, Юлию Михайлову и многих других, кто заставил литкульт спорить о содержании, а не о форме лишь. Но вопрос, что поменялось, я или сайт, мне кажется даже не риторическим. Отвечать на него — что делить на ноль. Почему Зараза, и почему именно тогда? Не знаю.
И да. 10 лет это очень много. Сейчас вижу — это реально очень много. Зараза интересен мне в двух моментах. По форме исполнения. Он исповедовал веру, даже уверенность, в том, что грамотно написанный текст является практически идеальным, исчерпывающим транспортом коммуникации, с набором внятных, фиксированных значений. Грамотно изложенная мысль автора способна без потерь транслироваться читателю в том виде, в котором автор ее сформировал у себя в голове. Все остальное — пятна Роршаха. Отсюда и его неприятие не только к графоманам, но и к метафористам, между которыми он не видел особых различий. Олдфаги помнят теорию МГТ авторства Заразы. К сожалению, я не нашел ее на сайте. МГТ — сокращенно «мозготрахалка». То есть, все, что не является структурной единицей языка, не формирует его ткань, и не является фрагментом коммуникации. Его идеи отозвались во мне, но искаженным эхом. Для меня Зараза, исчезнув сайта, оставил на письменном столе мечту, на видном месте. Написать текст, который будет близок всем — от грузчика до филолога. Согласитесь, он в чем-то прав. Успех того же Рыжего во многом связан с тем, что он умел сказать то, что мы только собирались. И могли бы, но… По содержанию. Да, у него действительно всегда один мотив. Да, это взаимодействие любви и смерти. Я бы свел мотив к одной сентенции: «Человек либо любит, либо он мертв». Сама по себе мысль банальна, но ее рефлексия красочна, и может длиться вечно. Меня привлекает сам максимализм этого противопоставления, радикализм. Но, возможно, я просто хочу это видеть. Как обычно это со мной случается. Очередное спасибо. На этот раз за возможность взглянуть на свое прошлое. Февраль. Когда погода давит на тело, голова возвращается назад. Со мной всегда так. |