|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
496 |
Кто у нас сегодня? Поэт без фото, женщина без лица - Ника Скандиака. Я реально не нашла её фото в сети.
Ника родилась в Москве в 1978 году, выросла в США, в последнее время вроде бы как живёт в Великобритании (Эдинбург). Кроме стихотворений, занимается переводами русской поэзии на английский и англоязычной поэзии на русский.
Сразу скажу, что мне не зашла на ура. Но точно какие-то моменты цепляли, поскольку оказалась в моём списке (я когда читаю поэтов, то сразу отмечаю кого бы хотела представить в рубрике).
Несомненно, Ника модернист, близко подошедший к авангарду. Но в первую очередь, продолжатель «полубессмысленного бормотания» Мандельштама. То есть, её стихи «косят» под чистоту вдохновения-говорения. Кстати, многие поэты ЛК так и считают, что можно писать левой ногой всё что вздумается, чем косноязычнее, тем лучше. Но Ника-то работает над текстом, чтобы освободить энергию слов. Отсутствие внятного синтаксиса, а иногда и антисинтаксис, к примеру, “тобой гуляют”, отсутствие грамматических связей между стихами, всё это направлено на освобождение лирики от рабства.
Критик Олег Дарк так написал про Нику: «Стихотворения ее все — спектакли, зрелища (или иначе — продолжающийся, бесконечный спектакль, в поэтическом "Театре мимики и жеста"), стихи-жестикуляция. И в этой жестикуляции смысл отдельных слов и их сочетаний любой длины теряет единственность значения, растворяется в вариантах самых невероятных и взаимоисключающих, а знаки лексические (слова) и графические (синтаксические) уравнены. Музыкально-танцевальное существование стиха».
Итак, Ника Скандиака.
МЕЛЬКОМ
Хоть эта, как наживку – рыба,
Не держит гибели в губах,
Такая грусть в руках и сгибах,
Что, верно, обречен рыбак,
Он будет сам блестеть и биться,
На смерть ловивший красоту...
Но – вновь чешуйчатая птица
Глотает лица на лету.
* * *
женщина разворачивается
как роза
демонстрируя рецепторы для опустошения
* * *
к голой стене
осторожно
прицеловывается
плющ
та
сжала зубы, но вот-вот затычет: тут! и тут! и тут!
* * *
помнишь аню? аня вчера звонила
оказывается она скоро месяц
как умерла говорит скоро месяц
не приспособлюсь никак говорит никак из этой
выхватывать воздух жабрами из этой
сыворотки умерла говорит оказывается скоро месяц месяц месяц
подумать юлечка и из нашего раствора
купороса еще куда-то умирают
* * *
В пространстве лежат n-мерные сферы,
Пересекаясь во множестве точек.
В каждой из точек растет человечек
Или хотя бы цветочек.
* * *
Будто зеркальце во рту вертела,
Проглотила - и глядишь;
Будто бы напруженная тишь
От дыханья запотела
Изнутри;
Будто над тобой
Вышел мост на водопой.
Галатея, не смотри,
Не дыши,
Что ты станешь делать с тем, что
- Видишь боль в запаянном кувшине,
Штукатурку стен?
* * *
Подумать, из какой червячьей глины
растут черты, не помня ни черта -
растут, и простираются за спины
владелиц, и там медленно сраста-
ются лозой, судьбой венозной...
Сознанье до мизинца пронзено
сосудистой, сердечной, кровеносной
красой...
В руку вращу веретено
карандаша - мол, сни мне: распускаться
к весне начнут, - как зябкие цветы,
как сказочные лодочки акаций, -
на крылышках своей же красоты...
но удержи меня на грани зренья,
поставь меня на почву тяжело,
туда, куда вгрызаются коренья.
В густых соцветьях венчики творенья;
их за спиною дерево сплело.
* * *
I.
Я, видно, ствол, на ножик наживленный:
так режется чужая нагота
ребром.
- Березы? Сахарного клена?
Хотя б и та,
Все хороши к весне в предсмертных позах
(но состоится ль выход, вот вопрос -
зря ль карк вороний, как корявый посох,
вдруг лопнувшими почками пророс?).
II.
Сослепу - в крике вороньем
медную проседь -
лиственной мыслить!.. В сыром купоросе,
в озере Верхнем мы, кажется, тонем,
давно затонули, давно затянулись круги, захоронен
каждый в округе своей, как в огромной короне, на дне...
гундосым бездомьем
самолета в пустой глубине
уколот, лопнул, уронен
в плоскость ладони.
НАБРОСОК
этот сбивчивый метроном
на краю виска
наскоро сработанный - в нем
батарейка от светляка
эта дрожь - от грунтовых музык
ломозубых - и вот
этот мотылек - язык
флейтой пойманный в рот
* * *
от смеркающейся вещи - дара
не хочу, - но только фрагментарно
уцелеть:
игольчатая, в тине,
раковиной, светлой от актиний,
от касаний, кисть - но ход пантеры
на часах, за ней козлы - химеры -
поздние геометры - гомер и -
ур - чума - проказа - да шумеры –
* * *
Ложась головой на восток,
где ты - как молочный росток,
я буду упрямей зимы,
ах, похоть и пазуху тьмы
распахивать; блекло-светло
чье - в кисти все чувства свело -
...две кисточки, если я рысь -
я не - но откуда взялись -
узнаю, - куда я пропал,
чьим я - дом - жилищем пропах
до паха, - по щелку ключа,
по родинке, руслу плеча,
стихи прибывают к соскам,
тебя прибивает к вискам,
вспых! - клюнулешь, свет - наизнан-
ку: ...стоит на часах белизна;
русалочкой, черный росток,
растешь, коренишься; в песок
висок буравишь, вс:е к утру
с которого (струшу) сотру.
***
треск дыма звёзд и листья звёзд и дыма
растресканный морозный апельсин
треск апельсина звёзд разбитый дрозд мороза
сияющие ягоды в дрозде
сияющая ягода в дрозде
.
где тихо колесо в лоснящейся запруде
.
где пламя в колесе горящего кафе
.
корица. круглый панкин-пай выносят
как груди, как обузданные груди
* * *
есть женщины знакомые, нормальные,
и поют собой разборчивую песенку:
в широком тюльпане-понимании
что к чему, тычинки будто к пестику;
но плетеные сандалии
так возносят ножку, что будто
мышцами играют на рояле, и
стебелек в ручей напрягли, и подселили рыбу-шуберта.
* * *
как часто открываю этот остров
в пару его в поту икорном шастая
без горизонта или огонька
со зреньем жабы как у языка
и выпростает вдруг вихрастая
мгла бабочку не меньше меня ростом
еще от воскресения красную;
быть человеком лишь утешить лень ее,
дать сесть передохнуть еще,
пока восходом или воспалением
на лице не очнется вдруг очнувшемся.
* * *
вдруг вышагнула
вишня из-под разжатых век
и ноздреватый розоватый снег
вертящего белками выше гула;
глядит в глаза я говорит Schygulla
я вспышка счастья ствол и человек.
о падай диафрагма продрожав
на выдохшихся сразу же дрожжах:
мне тоже
опасть бы восхищеньем и похоже
на то как это верой делают облечь
крыши асфальт опечь
* * *
ни обветшалым мускулам веселья, ни
списку утрат у рта - о собеседнике,
предавшись вместе с ним леску весеннему,
не верьте!! слишком просто и негоже.
но нет закона - не судить по селезню,
который пролетит при разговоре;
в нем больше решено созвездьем кори,
гусиной кожей освещенья в школе,
россыпью шахмат, чем в пределах кожи;
простительно стрельнуть в него глазами,
когда парит,
пока парит в недолгой
диаспоре смертельная иголка,
пока в альцгеймерском холодном замке
над ней кощей прощанья не царит.