|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
302 |
«Убийцы цветочной луны» (Killers of the Flower Moon) — фильм Мартина Скорсезе, основанный на научно-популярной книге Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Уже после просмотра фильма я заинтересовался подноготной и утвердился в своем понимании фильма. Книга – научно-популярная и фильм такой же – полудокументальный. Фильм-рассуждение, фильм-анализ и переосмысливание. Даже фильм-покаяние. Покаяние от лица белой расы, покаяния от лица всего человечества за то, что мы такие. Перед Богом? Наверное, да. Возраст, опыт. Скорсезе есть, что сказать, но с высоты его понимания — это бессмысленно проговаривать словами, через это надо провести за руку, на это надо указать, это надо обнажить. Не помню и не хочу подглядывать, но уже пред-предпоследний фильм Скорсезе меня насторожил в этом плане. А в «Ирландце» я уже ясно почувствовал тот настрой, о котором сказал выше. «Убийцы…» — это кульминация. Пока. Очень надеюсь, что Скорсезе еще удивит нас новым шедевром. Подглядел только что — мастер сейчас занят съемками аж трех фильмов! В принципе, я считаю, что это новое слово в кинематографии – фильм-размышление, с ноткой документалистики. Причем, я не могу сказать, что я в восторге от фильма и жанра, он затянут, сюжет предсказуем полностью. Но этим, мне кажется, режиссер подчеркивает, что действие здесь не главное. Главное в глобальном смысле останавливаться, оглядываться назад и без спешки объективно переоценивать и переживать свое прошлое. Не фрагментами-вспышками воспоминаний, а глубокой рефлексией. Прошлое не в плане человека даже, а общности, нации, человечества. Эта честность может помочь избежать будущих ошибок, понять свою суть. Впрочем, я тоже затянул. Поехали дальше.
«Цветочной луной» индейцы племени Осейдж называли полную луну в мае, когда наступала полноценная весна, и их горы покрывались ковром изумительных цветов. Со своих плодородных земель их один раз уже переселили в гораздо менее уютное место. Но они научились и его считать своим домом. К несчастью для племени на их новой земле обнаружили нефть. Еще раз к несчастью для себя они умудрились отстоять свое право на нее (белый человек же всюду прикрывается формальным Законом – в эту лазейку они и пролезли, как я понимаю). И вот тут на голову наивных детей природы буквально «свалился» другой мир. Мир с иными ценностями, нравами, новыми соблазнами, иссушениями. Ясное дело, что осейджи к этому не готовы. Мало того, Белый Человек ведь просто так не оставит им отвоеванное право на нефть, а захочет прибрать все себе любыми способами, убийствами, коварными интригами, ложными обещаниями, нечестной игрой. Но этого они пока не понимают и долгое время не могут поверить. Не могут понять, что их злейший враг – это самый близкий и участливый друг, который на людях заботится о них и всячески демонстрирует любовь. Даже язык их выучил в совершенстве. Не гнушаясь убийствами, когда встречает препятствие, Белый Человек в его лице, прикрываясь, где можно своим Законом, придумал вполне легальную схему отбора денег у индейцев – белые мужчины лицемерно женились на индианках, лебезя перед ними и угождая им, если «дело» того требует. А когда становились наследниками нефтяных богатств, включалась «серая» схема – они начинали постепенно травить своих жен. Один, два, три случая. Дальше –больше. Несчастный случай, суицид… «Смерть зафиксирована, следствия не проводилось». Тяжело в такое поверить. Вроде, Белый Человек друг, он дал индейцам деньги, виски, самые лучшие машины и сбивающее с толку напускное «уважение». Но кто знал, кто знал…
Почему Скорсезе показывает нам этот мир через образ Эрнеста Беркхарта – героя ДиКаприо? Он, на мой взгляд, ограничен, туповат, слаб и жаден до денег. Кстати, я писал в своей рецензии на «Нью-Йорк, Нью-Йорк», что Скорсезе где-то в самом начале фильма устами одного из своих героев в двух словах фактически рассказывает, о чем будет фильм. Я считаю, что так случилось и здесь. Эрнест приехал в Оклахому к своему дядюшке Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро), которого за деловую хватку прозвали Королем. В первом же разговоре Король «прощупывает» племянника и тот говорит о себе: «Денег я бы хотел, сэр…Мне все равно, я жадный».
Так, пока еще по сути неплохой парень Эрнест подписывает себе приговор, так начинает путь от человека к зверю. Деньги, власть и давление сверху – вот, что сгубило парня. А вот дядюшка его – уже состоявшийся матерый и хитрый Зверь. Ради прибыли он «переедет» и убьет каждого. При этом, заметил интересную его черту – желая приказать сделать нечто мерзкое, он сперва говорит вполне благочестивую версию-ширму, а потом намекает или же прямо указывает на то, что хочет на самом деле. Иногда потом вновь объясняет, что это только во имя благих и богоугодных целей. Он и есть большой и страшный «друг» индейцев.
Кстати, мне кажется или вы тоже обратили внимание на то, как загримирован ДиКаприо? Не кажется ли вам, что челюстью он подозрительно напоминает Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо? Случайно? Аллюзия на путь становления Зверя?
Интересно, что концовка фильма, вообще, подана полудокументально. В том числе и сам режиссер проговаривает монолог со сцены. Нарушен хронометраж или задумка такая? Зная Скорцезе, конечно, задумка. И еще – каков крупный план сверху в самом конце? Мастер!
Что сказать в итоге? Скорсезе – не мой режиссер. Но Бешеный бык, Таксист, Отступники, Казино, Славные парни, Банды Нью-Йорка… Стоп. Нет, он мой режиссер! И это новое его кино я тоже принимаю, хоть и с меньшим восторгом. Так что, жду. Долгих лет тебе, Мастер Мартин!